1. Новый автор для «БИЗОN'а» — Кирилл Челушкин, живущий сегодня во Франции, — реализует себя в разных видах изобразительного искусства. Еще во время учебы в Московском архитектурном институте он начал подрабатывать художником-иллюстратором, его первый опыт в этом направлении — иллюстрации к книге «Японские сказки» — победил на крупнейшем форуме в области иллюстрации Biennial of Illustration Bratislava, дав выход на другие значимые выставки. В 2010–2011 годах Челушкин создал собственное издательство Chelushkin Handcraft Books — каждый год в нем выходит одна книга с иллюстрациями художника. «Когда-то по этой книге сходили с ума в нашей художественной школе», — говорит об иллюстрациях к «Японским сказкам» один из гостей галереи, архитектор Алексей Лазарев, он коллекционирует работы художника.

  2. Челушкин использует смешанную технику — он рисует на холсте большого формата графитом, иногда добавляя пепел, как на работах, представленных на выставке. Так произведения визуально сближаются с кадрами старых кинохроник.

  3. Выставка называется «Образ жизни», как одна из трех серий произведений («Образ жизни, «...ный стыд», «Два закона»), представленных в «БИЗОN'е». Над циклом «...ный стыд» Челушкин работал в 2013–2014 годах, а часть работ из «Образа жизни» и серия «Два закона» показываются публике впервые. Работы различаются сюжетно, но связаны общим лейтмотивом: соединяя прошедшее с настоящим, художник обращается к истории научно-технических достижений, его интересует скрытая сторона официальной истории, вычеркнутые и забытые страницы. Идея близка к кинематографическому жанру «мокьюментари» — псевдодокументального фильма, запечатляющего несуществовавшие события. Сотрудница галереи Светлана Кузнецова считает: «Сегодня искусство преимущественно больше задает вопросы, чем отвечает на них. Челушкин, однако, дает свои ответы на мучающие не только его, но и все общество вопросы».

  4. В «Образе жизни» Челушкин реконструирует ситуации, мизансцены, персонажей, занятых исследованием или производством. Через обобщенные образы летчиков, лаборанток и изобретателей художник показывает мир «того, что происходило на самом деле, но не могло быть увиденным». «Кирилл очень детализировано передает вещественный мир, нашу реальность, но эти образы собирательны и символичны», — резюмирует Файзрахманова.

  5. Дадим слово и самому художнику: «Многочисленные жертвы испытаний предела человеческих возможностей оказались напрасными. Это составляло смысл человеческих жизней, полностью наполняло пафосом существование поколений, но в сухом остатке мы имеем зачастую лишь художественное отражение этих событий: легенды, слухи, героические образы, а часто и совсем ничего. То есть речь идет не о фиксации героического, не о документировании событий, а просто о сотворении мифов, историй и легенд. Так создается образ жизни, подробностей которого мы никогда не узнаем. Для него характерно предчувствие опасности. Мы понимаем, что документальная съемка, хроника проигравшего невозможна. Хроника — всегда о победителе, она только по этой причине и состоялась…»

  6. Впрочем, одна из историй вполне конкретна — работа «Учение Вильгельма Райха. Уничтожение» посвящена эпизоду, связанному с уничтожением оргонного аккумулятора, странного изобретения психолога-неофрейдиста Вильгельма Райха. Его теория была признана научным сообществом лженаучной, суд приговорил все изобретения ученого к уничтожению, а сам Райх, преследуемый властями, умер в американской федеральной тюрьме, где оказался за неуважение к властям.
  7. Другая картина из этой серии называется «Мишель Фуко и разруха». Мишель Фуко — французский философ-постструктуралист, исследователь насилия в разных его проявлениях. «Граффити, изображающее Фуко, с надписью «Не подчиняйся!» на лбу, нарисованное на стене руинированного цеха, фиксирует конец индустриальной эпохи и времени, в котором больше не актуальна романтика производства, в том числе и производства героических легенд», — комментирует Файзрахманова.

  8. Картины «Человек, который серьезно рисковал здоровьем» и «Человек, который познал пределы собственных возможностей» своим масштабом контрастируют с другими произведениями. Гиперболизация образов летчика и испытателя некого изобретения позволяют зрителю вообразить человеческий масштаб этих личностей.

  9. Челушкин совмещает разные эпохи посредством незначительных деталей: например, в работе «Не понимаю» мы видим современный наушник в ухе героини, и данный элемент соединяет события полувековой давности и нашу реальность. 
  10. Вторая серия работ, представленная в «БИЗОNе», — «...ный стыд» — раскрывает тему перманентного пребывания общества в последние годы в состоянии «острого душевного дискомфорта, стыда, который стал обязательным психологическим фоном современной жизни». Художник настаивает на том, что для выражения чувства жгучего стыда, который мы испытываем по поводу происходящих в мире событий, необходимы именно такие однозначные, резкие, оглушающие речевые обороты. В выставке иносказательно представлены моменты из прошлого или даже настоящего, за существование которых в этом мире каждому человеку мучительно стыдно.

  11. «Чувство стыда не отпускает, „фонит“ все время, присутствует, — считает сам Челушкин. — Впрочем, многое, конечно, зависит от наблюдателя этих, в общем-то, бытовых нынче сцен. Легенда гласит: молодому принцу Шакьямуни было показано четыре зрелища, которые навсегда изменили его жизнь. Это были нищий, прокаженный, разлагающийся труп и отшельник-монах. Гаутама понял, что болезни, мучения, старение и смерть всегда присутствуют, несмотря ни на какие привилегии. Он оставляет дом, имущество, семью и отправляется на поиски освобождения от страданий. Теперь мы знаем этого человека под именем Будда. Сегодня нам постоянно и ежедневно разными способами показывают зрелища, которые гораздо более резки и беспощадны, но просветления не наступает, кажется, это больше не срабатывает. Ничья жизнь не меняется сегодня от зрелища, но вот от чувства стыда — должна. Иначе зачем он нужен».

  12. В картине «Как спящие» эффект флуоресцентного цвета подчеркивает трагичность запечатленного события.

  13. В работе «Министерство культуры» образы трех министерских сотрудников больше напоминают чиновников военного ведомства или секретных служб, нежели рядовых функционеров министерства, в задачу которого входит развитие и поддержание культуры. Но с некоторых времен это ведомство озабочено пропагандистскими задачами, а не духовными ценностями.
  14. В третьей серии «Два закона», начатой и законченной в 2020 году, художник размышляет о нереализованных мечтах и состоявшихся открытиях XX века. Произведения были созданы в Париже в период пандемии. В качестве эпиграфа к серии Челушкин выбрал слова поэта Велимира Хлебникова: «Оторвать жилища от земли и свободно разбросать их в пространстве, связав линиями коммуникаций. <…> Дом превращается в ящик из гнутого стекла или каюту на колесах со своим обывателем внутри».

  15. «Когда мы были студентами, один мой друг посетил архитектурные школы США, — продолжает Челушкин. — Когда он вернулся, мы с ним встретились, постояли, тут он горестно вздохнул и зарядил: „А знаешь, вряд ли возможно сегодня придумать нечто принципиально новое“. Помолчав, добавил: „Пока не отменят двух законов — закон трения и закон тяготения, может, тогда…“ С тех пор прошло достаточно времени, теперь мой друг — уважаемый человек, владелец процветающей архитектурной компании и профессор Московского архитектурного института. То есть некоторым все-таки удается».

  16. «Я так понимаю, ему близки утопические настроения в архитектуре 1920-х годов, в нынешней архитектуре. Может быть, в этом есть разочарование несостоявшейся утопией. На этих картинах мы видим крушение самолетов, мне кажется, что таким образом художник высказывается на тему своего разочарования прогрессом», — комментирует работы художника казанский архитектор Лазарев.

  17. Сегодня Челушкин экспериментирует с новыми техниками в изобразительном искусстве, например, он был одним из первых, кто пробовал работать в технике мэппинга в России. Произведения художника представлены в коллекциях Третьяковской галереи, фонда INTART в Нью-Йорке, музея Ishibashi в Японии, музея Людвига в Кельне, а также в крупных частных коллекциях, например собрании Бернара Арно (президент и CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy). Картины, экспонирующиеся на выставке, можно приобрести, цена представленных картин начинается от 1,5 млн рублей.

  18. Напомним, галерея «БИЗОN» работает ежедневно с 12:00 до 20:00 в самом центре Казани? на территории КРЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8). Экскурсии по выставке будут проводиться по субботам в 15:00. Стоимость входного билета — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.