Светлана Логинова: ««Консолидированный бюджет Нижнекамского муниципального района на 2021-й год рассчитан и по доходам, и по расходам в равных числовых значениях — 6 млрд 377 млн рублей» Светлана Логинова: «Консолидированный бюджет Нижнекамского муниципального района на 2021 год рассчитан и по доходам, и по расходам в равных числовых значениях — 6 миллиардов 377 миллионов рублей» Фото: e-nkama.ru

«ЧЕЛНЫ УЖЕ И ТАК КАК БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ»

Обсудить проекты бюджетов Нижнекамска и района на 2021–2023 годы пришли 46 человек, в том числе депутаты района, горсовета, должностные лица органов местного самоуправления и представители общественных формирований. Ознакомиться с проектами можно было на официальных ресурсах города. 

Руководитель департамента по бюджету и финансам Нижнекамска Светлана Логинова 40 минут рассказывала о бюджете. Общий объем доходов и расходов города в 2021-м — 1,8 млрд рублей. Планируется, что через год эта сумма составит 1,9 млрд, через два — 2 млрд рублей. «Консолидированный бюджет Нижнекамского муниципального района на 2021 год рассчитан и по доходам, и по расходам в равных числовых значениях — 6 миллиардов 377 миллионов рублей, — зачитала спикер. — На 2022-й он рассчитан также и по доходам, и по расходам в равных значениях — 6,4 миллиарда рублей». По словам Логиновой, бюджет города по доходной базе и расходным полномочиям профицитен: доходы — 1 млрд 876 млн, расходы — 653 миллиона. Разница в 1 млрд 223 млн передается в бюджет района в форме межбюджетного трансферта.

Самый крупный налогоплательщик НДФЛ — ПАО «Нижнекамскнефтехим». Его доля в общей сумме налогов — 24%. На втором месте все бюджетные учреждения разных уровней. Их доля — 13,6%. Другие крупные налогоплательщики — предприятия шинного бизнеса группы «Татнефть» (11,1%), ТАНЕКО (8,1%) и АО «ТАИФ» (6%).

Самый крупный налогоплательщик НДФЛ — ПАО «Нижнекамскнефтехим». Его доля в общей сумме налогов — 24% Самый крупный налогоплательщик НДФЛ — ПАО «Нижнекамскнефтехим». Его доля в общей сумме налогов — 24% Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда слово передали собравшимся в зале, первым к микрофону прорвался глава общественного совета Нижнекамска Хамза Багманов, который поднял самую больную тему города — общественный транспорт: «Вопросы транспорта и экологии не уходят с повестки дня. Каким образом в бюджете на будущий год отразится решение данных проблем? Где мы это увидим?» Логинова напомнила, что средства на пригородные сообщения в утвержденном бюджете закладываются всего третий год — ранее такой практики в Нижнекамске не было. «Раньше мы выделяли деньги на поездки в сады-огороды за счет уточнения бюджета. В 2018 году эта сумма составляла 18 миллионов рублей, в 2019-м и 2020-м — больше 10 миллионов. 220-й закон обязывает муниципалитеты и республику закладывать нам бюджет, но у нас такого нет».

«От того, что мы говорим народу про [транспортную] реформу, но в то же время не предусматриваем в бюджете на нее деньги, ничего не изменится, — негодовал Багманов. — Понятно, что это все надо обосновывать, доказывать. Мы уже два года ждем реформы». На подмогу Логиновой пришел заместитель руководителя исполкома города Ленар Ахметов, который курирует данный вопрос. Он рассказал, что все расчеты по каждому виду перевозок проведены. «Мы не уповаем только на бюджет минфина, а двигаемся и по федеральным программам. Подали заявку на приобретение подвижного состава. Ведется работа и с промышленными предприятиями», — сказал Ахметов.

Багманов же предложил перенять опыт в этом вопросе у соседей. Общественник напомнил, что похожая ситуация наблюдалась в Альметьевске, где вопрос частично удалось решить: «У нас не любят, когда наш город сравнивают с другими. Мы же великие, да? Не будем сравнивать с Челнами — они и так уже как бельмо на глазу. Но Альметьевск добился увеличения затрат. Почему нас продолжают обходить?» Спикер добавил, что долгожданная транспортная реформа даст положительные моменты, но почему-то город все еще никак не может ее запустить. Ахметов ответил, что изучил опыт Самары и Белгорода, которые закладывают огромные средства на пассажирские перевозки и переходят на бескондукторную систему, оптимизируя расходы. Что касается Альметьевска, то там, по мнению замруководителя исполкома, вопрос решили половинчато. Напомним, в конце августа в Нижнекамске был представлен новый проект по реформированию городского транспорта, который предложен экспертами НИИ территориального развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга — одного из ведущих институтов в данной области. Специалисты рекомендовали объединить вахтовые и муниципальные маршруты в единую муниципальную сеть. «Общественный транспорт — вопрос номер один в городе, и с этим что-то надо делать», — заключил Багманов. В ответ ему обещали, что все темы, которые поднимались на слушаниях, будут доведены до депутатской комиссии.

«Общественный транспорт — вопрос номер один в городе и с этим что-то надо делать» «Общественный транспорт — вопрос номер один в городе, и с этим что-то надо делать» Фото: e-nkama.ru

«ТАТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ ОТСТАЕТ»

Далее Багманов перешел на коммунальные проблемы бюджетных учреждений. Он напомнил, что в городе есть несколько объектов, состояние которых вызывает озабоченность у нижнекамцев. В частности, речь идет о чувашской гимназии и Дворце дружбы народов, где сохраняются проблемы с кровлей. «Кровлю уже ремонтируют, но протечка привела к тому, что половина здания пришла в неэксплуатируемое состояние, а это школа-интернат, — указал на проблему Багманов. —  Кроме того, хотел бы назвать татарскую гимназию. Она не только по всем параметрам отстает от школ города. Там есть необходимость в элементарном ограждении территории и ремонте помещений. Мы уже писали коллективное обращение в адрес президента от имени общественности. Хотелось бы уточнить, как исполнительные органы власти решают этот вопрос».

По словам Логиновой, для учреждений, которые не вошли в программы, но требуют ремонта, есть отдельная статья расходов в размере 886 млн рублей. «В этой же потребности находятся Дом дружбы народов, татарская гимназия, 71-й детский сад, — уточнила руководитель департамента по бюджету и финансам. — Пока вопрос решается только с кровлей чувашской гимназии. По остальным начальники управления про свои учреждения скажут сами. Они стараются, чтобы каждое учреждение вошло в программу». Багманова ответ не устроил. Общественник считает, что свои мероприятия Дом дружбы народов может проводить и в другом здании, тогда как вопрос с чувашской гимназией требует оперативного решения: «У детей учебный год начался. Они там не перезимуют. Слава богу, заканчивают работу с кровлей. А Дом дружбы народов надо или закрывать, или содержать достойным Нижнекамска. Где вы такие деньги возьмете, откуда заберете — это ваши дела. Вы для этого тут и назначены, выбраны. Никто вас не заставляет. Вы сами добровольно изъявили желание работать. Вы что, не знаете, что подобные вопросы есть? И не знаете, что их нужно решать? У нас денег полно, необходимо управлять ими».

«В статье расходов я не увидел платы за природные ресурсы. Это вода, это инертные материалы, полезные ископаемые. В частности у нас много добывают нефть. Это надо учитывать и требовать дополнительные средства в наш бюджет» «В статье расходов я не увидел платы за природные ресурсы. Это вода, инертные материалы, полезные ископаемые. В частности, у нас много добывают нефть. Это надо учитывать и требовать дополнительные средства в наш бюджет» Фото: e-nkama.ru

УСАДЬБА XIX ВЕКА СТАЛА СВАЛКОЙ

Багманов поинтересовался, почему в бюджете уменьшился размер сборов из-за негативного воздействия на окружающую среду. В предыдущие годы сумма достигала 50 млн рублей, а сегодня значительно меньше. По словам начальника отдела охраны труда и окружающей среды исполкома Ольги Чернышевой, это связано с изменениями в законодательстве. Предприятия ранжированы по опасности воздействия на окружающую среду. «Из плательщиков ушли объекты, которые относились к четвертой категории, — объяснила спикер. — Это так называемые неопасные предприятия, но их более 60 процентов от общего количества плательщиков. Основными плательщиками же остались предприятия первой и второй категории». Все поступления в бюджет по этой части будут направлены на природоохранные мероприятия.

Не представившийся нижнекамец попросил у руководства города найти средства на завершение проекта по реконструкции усадьбы конца XIX века в поселке Красный Ключ. Она была построена в 1887 году и принадлежала зятю купца Стахеева — полковнику Чикину. Разговоры о реконструкции усадьбы шли еще несколько лет назад, однако в 2018-м Нижнекамск получил на развитие общественных пространств лишь 136 млн рублей, тогда как планировалось 200 млн, из-за чего проект был отложен. «Проект по реставрации еще не завершен, не хватает суммы в 3,5 миллиона рублей, — сообщил активист. — Боюсь, что он повиснет на долгие годы. Надо бы проект доделать, а потом уже искать источники финансирования на саму реставрацию». Учитывая гигантские суммы, о которых сообщила в начале слушаний Логинова, 3 млн кажется каплей в море, однако, как пояснила начальник управления культуры Гузель Мубаракшина, и их найти сегодня непросто. По ее словам, для окончания проектных работ действительно необходимо найти 3,2 млн рублей. Кроме того, предстоит провести тройную экспертизу у реставраторов-историков, чтобы подтвердить смету на проведение ремонтных работ. В целом восстановление оценивается примерно в 200 млн рублей. «Люди очень некрасиво себя ведут, складируют там мусор, — добавила Мубаракшина. — Работники культуры туда постоянно выезжают, удаляют кустарники. Это наша общая боль, мы обращаемся во все инстанции. Если удастся найти дополнительный доход, то вопрос будет решен. Но на сегодня нет программы, которая позволила бы нам хотя бы эти 3,5 миллиона получить».

После завершения обсуждений собравшихся попросили проголосовать за проект публичных слушаний. За были все, кроме Багманова, который сообщил секретарю, что воздержался.