«Объемов перевозок нет, машины стоят, зарплаты платить надо, лизинговые платежи давят. А здесь еще и „Платон“ хотят загнать» «Объемов перевозок нет, машины стоят, зарплаты платить надо, лизинговые платежи давят. А здесь еще и «Платон» хотят загнать» Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

«ЭТО БУДЕТ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ»

«Объемов перевозок нет, машины стоят, зарплаты платить надо, лизинговые платежи давят. А здесь еще и „Платон“ хотят загнать», — перечисляли в минувшую пятницу все беды грузоперевозчиков участники круглого стола, которых на своей площадке собрала ТПП РТ, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию в отрасли и понять, как на ней отразится введение регионального «Платона».

Напомним, что Госсовет РТ готовится внести в Госдуму проект федерального закона, который даст регионам право взимания платы за вред, причиненный региональным дорогам большегрузами тяжелее 12 тонн. Об этом на днях на заседании парламентского комитета по жилищной политике и инфраструктуре сообщил его председатель Александр Тыгин. Сейчас законопроект проходит согласование с ведомствами. Сначала инициативу рассмотрит Госсовет РТ, потом ее отправят в Госдуму. И это в нагрузку к системе федерального «Платона», которая действует в стране с 2015-го. За время ее работы владельцы грузовиков заплатили более 100 млрд рублей. Деньги идут на ремонт федеральных трасс и мостов — за пять лет удалось починить около 2 тыс. км федеральных трасс. Теперь власти Татарстана через депутатов хотят распространить этот опыт и на дороги регионального значения.

В Госсовете против идеи никто возражать не стал, чего не скажешь о тех, кого непосредственно затронет нововведение. Руководитель ассоциации НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Михаил Левашов заметил, что, во-первых, перед введением подобных платежей нужно довести дороги до нормативного состояния, чтобы можно было по ним перевозить грузы, а во-вторых, должна быть бесплатная альтернатива. Кроме того, обратил внимание Левашов, налоговая нагрузка в любом случае упадет на плечи не только перевозчиков, но и владельцев грузов — переработчиков сырья, пищевых производителей.

«Сейчас идет вторая волна коронавируса, и уже некоторые регионы стали закрываться. И если мы влезем еще и с „Платоном“, то будет совсем плохо» «Сейчас идет вторая волна коронавируса, и уже некоторые регионы стали закрываться. И если мы влезем еще и с «Платоном», то будет совсем плохо» Фото: Валентина Шистерова

Модератор конференции, зампредправления ТПП РТ Артур Николаев, согласился с перевозчиком. «Платон» до конца добьет предпринимателей. Особенно на фоне перехода малого бизнеса с ЕНВД на УСН, которая тоже создает дополнительную налоговую нагрузку. «Мы с марта получили более 9 тысяч обращений о форс-мажорах. Мы не всем этот статус подтверждали, но ситуацию понимаем. Надо глубже понять все моменты и постараться достучаться до инициаторов. Сейчас идет вторая волна коронавируса, и уже некоторые регионы стали закрываться. И если мы влезем еще и с „Платоном“, то будет совсем плохо», — сказал Николаев.

Поддержал бизнесменов и депутат Госсовета РТ Олег Коробченко, присоединившийся к обсуждению. Он дал понять, что, возможно, инициатива пока не пойдет дальше стен Госсовета. «Я про этот законопроект разговаривал с его инициатором Александром Васильевичем. Он сказал, что раз пошла такая резкая волна возмущения, сейчас вопрос пока опустят. Нам надо сейчас понять, что хотят сделать законодатели. Нужно всем объединиться и написать от имени общественных и политических организаций, чтобы выступить на Госсовете. Этот вопрос даже не надо поднимать и муссировать хотя бы года два минимум. Я знаю, какая ситуация сейчас у перевозчиков. Подобное усугубит положение наших транспортных компаний. Это будет катастрофическая ситуация. Поэтому я со своей стороны готов подключиться, переговорить с коллегами в Госсовете, кто вменяемый и лояльный. Думаю, все поддержат», — высказался Коробченко.

Владелец компании «Далини» Руслан Нигматулин предположил, что региональный Платон будут все же вводить не раньше 2025 года Владелец компании «Далини» Руслан Нигматулин предположил, что региональный «Платон» будут все же вводить не раньше 2025 года Фото: Валентина Шистерова

о недоборе казны и патриотизме бизнесменов

Подробностей законопроекта пока никто не знает, включая и самого Коробченко. Владелец компании «Далини» Руслан Нигматулин предположил, что региональный «Платон» будут все же вводить не раньше 2025 года. Однако, по мнению Нигматулина, важно не столько взимать плату за проезд по региональным дорогам с добросовестных плательщиков, сколько работать над выявлением нелегалов и пытаться «обелить рынок».

«Понятно, почему это все происходит — в региональном бюджете нужны деньги, чтобы они федералам не уходили. Но надо просто заменить данный сбор, другими способами взимания, при которых мы не будем страдать. Мы платим, а другие игроки рынка этого не делают. С данным предложением нужно выступить. Чтобы с их помощью дыру в бюджете закрывать, а не просто опять с нас взять, кто уже и так работает и все налоги платит», — указал на несправедливость Нигматулин.

О дефиците бюджета напомнил и директор самой крупной компании в регионе — «Делко» — Руслан Латыпов. По его подсчетам, недобор в казне уже составляет более 20%, поэтому грузоперевозчик выступил частично в защиту инициаторов законопроекта. Он напомнил, что про региональный «Платон» так или иначе намекали, когда внедряли федеральную систему. «Но региональный и федеральный „Платоны“ должны нам заменить транспортный налог, весенние ограничения, если его так или иначе вводят. Я поддерживаю предложения по повышению прозрачности взимания налогов с транспортной отрасли, которые внес Руслан Нигматулин. Сейчас на самом высшем уровне в ФНС рассматривается вопрос об ужесточении работы с недобросовестными налогоплательщиками. Мы входим в рабочую группу на уровне федеральной налоговой инспекции. Когда рассматриваются „платоновские истории“, это надо делать. Мы все знаем, что внедрение федерального „Платона“ еще не отыгралось ставками, по крайней мере у нас. Региональный „Платон“ — это тоже будет нагрузка. Но мы должны выступать не только эмоциями. Нагрузка кредитная — это, ребята, ваша внутренняя деятельность. Нельзя на нее ссылаться. Лизинги и кредиты есть у всех. Это единственный источник роста в экономической модели России. Так что нам надо подготовить предложения, которые должны быть направлены на обеление рынка и использование для данной цели „Платона“. И бюджет будет пополняться. У нас тогда и власть не станет так сильно переживать за выпадающие доходы», — предложил Латыпов.

Однако перевозчикам сложно было совладать с эмоциями. Челнинский предприниматель Рашит Калимуллин, который работает в сфере грузоперевозок более 20 лет, высказал предположение, что новый налог хотят ввести под занавес года незаметно. «Если чиновники бюджет не выполняют, президент хвосты крутит кое-кому, кто до этого спал. Но источников бюджета можно найти много, надо только подумать. Это их работа, а не большевистским методом — все отнять и разделить! К чему такая спешка? Чтобы народ не мог очухаться! Но спешка хороша только в нескольких случаях. Не время сегодня для „Платона“ — и ЕНВД, и пандемия, и пятое, и десятое. На два-три года надо его отложить! Никто не уверен, что пандемия на будущий год пройдет и будет легче. Что это — региональный „Платон“? Это 30–50 процентов от общего пробега. Значит, „платоновские“ платежи мы должны будем на 30–50 процентов увеличить. Понятно, что через 6–9 месяцев мы все это переложим на товаропроизводителей и покупателей. Но население — тоже наши соседи, родственники, друзья. Давайте немножко будем патриотами! Раз мы бизнесмены, не только о себе надо думать, но и за население бороться. Кто-то из товаропроизводителей обанкротится. Население сегодня беднеет. Если ему еще 2–3 процента добавят — это неправильно!» — возмущался перевозчик.

Кроме того, Калимуллин считает, что региональный «Платон» негативно отразится и на малом бизнесе. «Сейчас у нас есть крупный бизнес в этой сфере — Delko, „700 дорог“, „Лидер-транс“. Данные компании нужны. Но средний бизнес загибается, а микробизнес в городе за последние 2–3 года уже исчез. И на очереди малый. Хорошо ли будет от этого транспортному сообществу — тем же Delko, „Лидер-трансу“? Думаю, что нет. Раньше бэушные машины я мог легко сплавить, микробизнес их „добивал“ до конца и получал свою маржу — было все нормально. У них ниша другая — они ездят на 200–300 километров, куда не станут ездить крупные грузоперевозчики. Вот к чему это приведет дальше», — заключил спикер, высказавшись уверенно, что надо добиваться отсрочки введения закона.

«Если взять мировой опыт, то в развитых странах тоже существуют платные дороги. Они занимают от 2 до 6% всей протяженности дорожной сети» «Если взять мировой опыт, то в развитых странах тоже существуют платные дороги. Они занимают от 2 до 6 процентов всей протяженности дорожной сети» Фото: Виталий Невар / ТАСС

«У Татарстана будет отдельный «Платон». Там уже вешать его некуда, елки-палки!»

Последним слово в череде выступлений взял представитель ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Казани Александр Линдваль. Он считает, что законодательная инициатива Госсовета чревата тем, что в других регионах тоже начнут поднимать аналогичный вопрос. Но при этом не в каждом регионе соблюдается законность в подобных вопросах, могут начаться злоупотребления, от которых пострадают все перевозчики, а не только бизнес грузоперевозок Татарстана.

«Если законопроект выйдет из нашего Госсовета в Госдуму — это очень опасно. Подобного ни в коем случае нельзя допустить. Мы понимаем, что региональный „Платон“ когда-нибудь будет, но надо разделить источники финансирования. Если взять мировой опыт, то в развитых странах тоже существуют платные дороги. Они занимают от 2 до 6 процентов всей протяженности дорожной сети. У нас на сегодня в России более 3 процентов сети составляют федеральные дороги с твердым покрытием, за проезд по которым уже взимается плата. Но если предложение по региональному „Платону“ пройдет, то мы получим порядка 90 процентов платных дорог в России. Вдумайтесь, что это будет!» — взывал Линдваль.

Спикер отметил, что, помимо уже упомянутых трудностей в отрасли, в этом году грузоперевозчикам увеличили утилизационный сбор — с 350 тыс. до 850 тыс. рублей за единицу техники. Усложняет положение принятое Госдумой увеличение акцизов на топливо. Сейчас стоимость акциза в литре солярки составляет 6,70 рубля, а до 2023 года она будет увеличена на 13%. «Повышение НДС недавно было. Не надо забывать, что эта льготная ставка „Платона“ 2,20 рубля на километр действует до 1 февраля 2021-го. Потом его повысят. Так что для перевозчиков перспективы нехорошие», — перечислял Линдваль.

Помимо прочего, задались перевозчики и чисто техническим вопросом. «У нас уже в кабине есть навигатор, тахограф, „Платон“. У Татарстана будет отдельный „Платон“. Там уже вешать его некуда, елки-палки! Если у нас все 80 регионов перейдут и у каждого будет своя коробка… С ума сойти! Тогда нужно срочно всем увеличивать кабины! — пошутил Калимуллин под общий смех, а потом вновь вспомнил про бюджет. — Если будет тот же прибор „Платон“, деньги уйдут федералам. Смысл Татарстану от такого? Или это все же новый прибор будет? Давайте открыто говорить: если все уйдет федералам, значит, ни копейки не вернется Татарстану. Опять будем ходить и выпрашивать эти же деньги. Кто там мечтает, что Татарстану деньги придут на строительство и ремонт дорог? Тогда там надо 80 „Платонов“ повесить на каждый регион отдельный. Наши чиновники хотят деньги заработать — это понятно, но они не придут в казну Татарстана».

После обмена мнениями и переживаниями Коробченко пообещал, что после заседания Госсовета, которое намечено на  26 ноября, постарается обсудить вопрос о переносе внедрения нового закона с Тыгиным. Перевозчики же решили «переспать с озвученными мыслями», а дальше готовить железные аргументы против регионального «Платона».