Риски, связанные с деятельностью «Нижнекамскнефтехима», в ежеквартальной отчетности пополнились штрафом от ФАС РФ на 1,5 млрд рублей — за «ценовую дискриминацию» ТД «Кама». Для предприятия, получившего в январе – сентябре 2020 года убыток в 2,2 млрд рублей, подобное — ощутимая сумма. Впрочем, НКНХ надеется обжаловать санкцию в суде и оценивает шансы на успех как «выше среднего». Это именно тот спор, из-за которого «Татнефть» была вынуждена купить собственного производителя каучука в Тольятти.
Федеральная антимонопольная служба России оштрафовала «Нижнекамскнефтехим» на 1,5 млрд рублей за нарушения на рынке синтетических каучуков
НКНХ заплатит за «дискриминацию»?
«Нижнекамскнефтехим» на днях раскрыл отчетность за третий квартал 2020-го. Наряду с финансовыми показателями, которые у нефтехимического гиганта с начала года не внушают оптимизма (чистый убыток за 9 месяцев составил 2,2 млрд рублей против прибыли в 20,4 млрд в январе – сентябре прошлого года), компания расширила графу «Риски, связанные с деятельностью эмитента», включив в нее целую плеяду судебных разбирательств. Ключевым обвинителем стала федеральная антимонопольная служба, выписавшая компании штраф на 1,5 млрд рублей.
«ПАО „Нижнекамскнефтехим“ участвует в нескольких спорах, связанных с ФАС России, который обвиняет общество в нарушении антимонопольного законодательства на рынке синтетических каучуков. ПАО „Нижнекамскнефтехим“ считает, что с его стороны нарушений антимонопольного законодательства не имеется. Постановлением ФАС России общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1,5 миллиарда рублей», — говорится в отчете компании.
Мы рассказывали об этом конфликте в 2018 году: «Нижнекамскнефтехим» и шинный комплекс «Татнефти» не смогли договориться по цене поставок сырья для шинного комплекса, которые до этого стабильно шли десятилетиями. В результате в какой-то момент шинники были вынуждены сократить производство, однако в итоге нефтяники нашли альтернативу и за 12,9 млрд рублей выкупили целый производственный комплекс у СИБУРа в Тольятти, лишь бы не иметь дела с соседями. Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ФАС РФ, речь действительно идет о деле 2019 года, когда летом НКНХ был признан нарушившим сразу несколько пунктов ст. 10 закона о защите конкуренции на рынке синтетических каучуков.
Антимонопольное ведомство тогда обвинило нефтехимического гиганта в навязывании ООО «ТД „КАМА“» («дочка» – снабженец «Татнефти») невыгодных условий договора поставки синтетических каучуков видов СКИ-3, СКДН, ХБК-139 на 2019 год: не были обеспечены гарантии поставки объемов указанных видов каучуков, отсутствовал график поставок, навязывались невыгодные условия оплаты товара. Другое нарушение было связано с установлением «экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен на сопоставимые марки синтетических каучуков — СКИ-3, СКДН, ХБК-139 — в сопоставимые периоды времени, начиная с апреля 2018 года по декабрь 2018-го на территории РФ». Наконец, по мнению ФАС, НКНХ создавал дискриминационные условия договоров поставки синтетических каучуков «путем непродления срока действия долгосрочного договора от 2012 года на поставку каучуков с ООО „ТД „КАМА“, заключения с ООО „ТД „КАМА“ краткосрочных договоров на 2018, 2019 годы, предоставления ООО „ТД „КАМА“ иных сроков оплаты каучуков, чем у других потребителей каучуков на территории Российской Федерации».
Как пояснили в ФАС РФ, НКНХ был признан нарушившим сразу несколько пунктов закона о защите конкуренции на рынке синтетических каучуков
Еще в марте 2019 года антимонопольщики вынесли НКНХ предупреждение о прекращении вышеуказанных действий, в котором говорилось, что компания должна направить оферту о заключении договоров поставки каучуков с ООО «ТД „КАМА“» на недискриминационных взаимовыгодных условиях, а также разработать и согласовать с ФАС России торговую политику реализации каучуков СКИ-3, СКДН, ХБК-139. Однако НКНХ предписание выполнять не стал, вместо этого подав на ФАС в суд.
«Решение и предписание оспорены, три инстанции признали решение и предписание законными (2 ноября было последнее заседание в Арбитражном суде Московского округа). За установленное решением нарушение НКНХ привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КОАП РФ с назначением штрафа в размере 1 518 090 096,21 рубля», — сообщила сегодня пресс-служба ФАС РФ, отвечая на запрос нашего издания. Этот штраф компания тоже планирует оспорить, соответствующий иск зарегистрирован в Арбитражном суде Татарстана, первое заседание по этому делу состоится 9 декабря. В квартальном отчете компания оценивает перспективу отмены штрафа как «выше среднего».
Наиль Маганов (справа): «Сегодня мы разрабатываем программу модернизации и собираемся расширять ассортимент выпускаемой продукции. Кто знает, может быть, станем и глобальной каучуковой компанией»
«Татнефть» переключилась на тольяттинский каучук
«Каучуковый конфликт», как ранее писал «БИЗНЕС Online», разгорелся еще в 2018 году. Тогда сообщалось, что НКНХ поднял шинному комплексу «Татнефти» цены на 10–27% в зависимости от вида каучука. Для шинников, которые все каучуковое сырье закупали у нижнекамских соседей, по нашим сведениям, это обернулось неожиданными дополнительными расходами, которые за год превысили 500 млн рублей. Как выяснилось, цены были зафиксированы в договоре на поставки каучука со сроком действия до 31 декабря 2019-го, однако в апреле 2018-го «Нижнекамскнефтехим» предложил заключить новый договор с изменениями самой формулы расчета цены. До этого действовал принцип равенства цен с экспортной альтернативой, т. е. «Татнефть» получала сырье ровно на тех же условиях, что и иностранцы. ТАИФ же предложил привязать цены на синтетический каучук к биржевым котировкам на каучук натуральный, а также на нефтяное сырье. Это значит, что если для «Татнефти» на каучуки цены выросли на 35–65%, то для других российских потребителей — всего на 11–25%, а разница в цене с зарубежными потребителями (в которую входят существенные транспортные расходы) составила бы всего 1–4%.
Разумеется, «дочка» «Татнефти» ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» (которая впоследствии была присоединена к ООО «Торговый Дом „Кама“») пожаловалась в ФАС. Дело тогда не ограничилось татарстанским управлением: материалы были переданы в центральный аппарат, где нам объяснили, что разбирательство на уровне Москвы потребовалось, «поскольку вопрос касается федеральных рынков». Но, как мы уже знаем, предупреждения надзорного органа не подействовали, так что «Татнефть», шинное производство которой оказалось на грани срыва, вынуждена была пойти на радикальные меры: покупку для своего шинного комплекса тольяттинских каучуковых заводов СИБУРа.
«Для развития бизнеса нужны стабильные поставщики, и не один, а два-три. Мы в прошлом году закрыли сделку по покупке активов в Тольятти, которые включают в себя производство не только различных видов каучуков, но и присадок для высооктановых бензинов. У них хороший технопарк, там есть чему поучиться: 16 резидентов, которые выпускают разнообразную продукцию из нефтехимического сырья. Это то, что нам предстоит делать. Сегодня мы разрабатываем программу модернизации данного приобретенного актива и собираемся расширять ассортимент выпускаемой продукции. Кто знает, может быть, станем и глобальной каучуковой компанией, развиваясь в этом направлении? Предпосылки к подобному есть все», — прокомментировал сделку гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов на встрече с журналистами в конце прошлого года.
По данным источников «БИЗНЕС Online», на данный момент никаких договорных отношений у «Татнефти» с «Нижнекамскнефтехимом» нет, все поставки каучуков ведутся из Тольятти. И уже в первом квартале этого года физический объем выпуска шин на предприятии в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) вырос на 45% до 1,937 млн штук.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.