С 2012 года в РТ действует инвестсовет под председательством президента Татарстана, работает клуб инвесторов, а сопровождение проектов осуществляет АИР С 2012 года в РТ действует инвестсовет под председательством президента Татарстана, работает клуб инвесторов, а сопровождение проектов осуществляет АИР Фото: president.tatarstan.ru

«ЕСЛИ Б БЫЛИ ВОЗМОЖНОСТИ, МЫ БЫ ЭТИ ДЕНЬГИ ДАВНО ИНВЕСТИРОВАЛИ»

Активизацию инвестиционных процессов в регионах обсуждали сегодня в Москве на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном агентством стратегических инициатив (АСИ) и фондом «Росконгресс». Открывая дискуссию, модератор и директор ассоциации инновационных регионов России (АИРР) Иван Федотов напомнил, что президент России Владимир Путин на ближайшую десятилетку поставил задачу запустить новый инвестиционный цикл и обеспечить рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в год. Задача, по его словам, амбициозная, но вместе с тем и неновая: план по увеличению объема инвестиций регулярно обновляется с 2012-го. «В 2012 году президент РФ ставил задачу по увеличению объема инвестиций — не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году. Уже в послании Федеральному Собранию 2014 года эти цифры скорректировались, и тогда была поставлена задача увеличить долю инвестиций уже не к 2015, а к 2018 году. Однако и к 2018-му эта задача не была решена. Доля инвестиций ВВП в 2018 году составила 20 процентов», — констатировал спикер.

При этом Федотов отметил, что цель форума сегодня — не поиск виноватых, а планирование будущего. Правительство страны ведет активную работу по совершенствованию механизмов поддержки инвестиционной деятельности: так, в апреле был принят федеральный закон №69 «О защите и поощрении капиталовложений». 19 октября 2020 года было принято решение о том, что регионы, которые вкладывают средства в инфраструктуру для новых инвестиционных проектов, получат право на списание долгов по бюджетным кредитам.

Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи Мероприятие прошло в режиме видео-конференц-связи Фото: president.tatarstan.ru

Но принятие закона — не показатель работы механизма. Важно наличие спроса и доверие со стороны бизнеса. По словам выступающего, среди основных барьеров по ведению инвестиционной деятельности предприниматели все еще называют несовершенство инвестиционного законодательства.

«Вот вопрос у меня к Рустаму Нургалиевичу. Скажите, пожалуйста, какие решения — в первую очередь на федеральном уровне — необходимо предпринять по совершенствованию механизмов привлечения инвестиций в субъекты?» — первым делом обратился Федотов к Минниханову.

Президент РТ, взяв слово, первым делом высказался на тему реализации инвестпроектов в счет бюджетных кредитов. «Ведь эти бюджетные и коммерческие кредиты регионы взяли для того, чтобы сбалансировать бюджет. Сегодня, если б были у нас возможности, мы эти деньги бы давно инвестировали. Но сказать, что это путь такой, который нас продвинет вперед, — нет», — отрезал руководитель республики. «Доходная база у нас, наоборот, падает, а мы говорим: давайте за счет возврата бюджетных кредитов будем менять ситуацию по созданию инфраструктуры, и так далее. Это будет сложно», — пояснил Минниханов.

Основную часть доклада Рустам Нургалиевич посвятил работе, проводимой в республике по инвестиционным проектам. Он напомнил, что с 2012 года в РТ действует инвестсовет под председательством президента, работает клуб инвесторов, а сопровождает проекты специальное агентство инвестиционного развития. Принятие закона о защите и поощрении капиталовложений глава республики оценил положительно: «Три года его обсуждают, вот вроде бы наконец мы уже видим реальное решение».

Рустам Минниханов: «Уже сейчас в республике подготовлен пул перспективных проектов» Рустам Минниханов: «Уже сейчас в республике подготовлен пул перспективных проектов» Фото: president.tatarstan.ru

Далее Минниханов расстроенно констатировал отсутствие на встрече представителей федеральных министерств. «Минэкономразвития, минфин, минпром — думаю, они должны быть. Мы же, субъекты, отдельно от федерального правительства не можем существовать. И я должен сказать, что мы должны вместе решать задачи, которые ставит президент страны», — заключил руководитель республики.

Модератор встречи, впрочем, заверил, что все предложения обязательно передадут наверх. Так, в целях совершенствования СЗПК (порядок возмещения затрат на инфраструктуру в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений) Минниханов предложил рассмотреть возможность снижения порогового значения для новых инвестпроектов, а также учитывать в составе капиталовложений заемные средства. Президент республики отметил, что уже обсуждал данную тему с замминистра финансов РФ Андреем Ивановым, — понимание, по его словам, было найдено. В пользу нововведения Минниханов заметил, что в Татарстане (да и в целом по стране) достаточно много проектов среднего уровня, которые тоже могли бы быть полезными. Для проектов с объемом капитальных вложений от 10 млрд рублей руководитель республики выдвинул идею сделать стабилизацию не только по вывозу таможенных пошлин, но и по НДС, акцизам, НДПИ.

Отдельно Минниханов предложил учесть в СЗПК возможность реализации проектов по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти. «Огромное количество сверхвязкой нефти, и есть сейчас технологии — мы могли бы вовлечь и рабочие места, и загрузить машиностроение, строителей. Для этого необходимо включение добычи трудноизвлекаемой нефти в данную категорию», — пояснил президент РТ.

Ряд предложений касался сохранения привлекательности ТОСЭРов, в частности продлить льготы по страховым взносам для новых резидентов и в целом максимально увеличить срок, в течение которого к последним предъявляются минимальные требования. «Мы понимаем, что в связи с пандемией возникают определенные вопросы, — объяснил Минниханов инициативу, — ну и предоставить возможность по таможенным льготам для резидентов. Есть такой опыт у нас на Дальнем Востоке — предусмотреть для моногородов некие меры поддержки».

По мнению президента РТ, статус резидента можно было бы предоставлять и индивидуальным предпринимателям, тем более что такие обращения есть. И предложения, как подчеркнул руководитель республики, разработаны совместно с предпринимателями. «Их принятие позволит компаниям запустить новый инвестиционный цикл и в газохимическом сегменте, и в энергетике. И — очень важно сейчас — мы активно работаем в сегменте микроэлектроники. Уже у нас, в республике, мы готовы представить пул проектов, особенно в нефтегазовом сегменте, до 2 триллионов рублей. Это и ОЭЗ „Алабуга“, и наши крупные компании — „Татнефть“, ТАИФ, — которые имеют эти проекты», — резюмировал спикер. В гостях у республики в эти минуты присутствовал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, и Минниханов отметил, что вопросы обсуждались в том числе и с ним. 

«Те наработки, которые мы сегодня обсудили, мы в письменном виде представим правительству», — пообещал президент РТ.

Валерий Лимаренко: «Вот мы сейчас нажимаем на газ и активно двигаемся по инвесторам, с ними ведем переговоры, обсуждаем и создаем условия для того, чтобы побеждать» Валерий Лимаренко: «Вот мы сейчас нажимаем на газ и активно двигаемся по инвесторам, с ними ведем переговоры, обсуждаем и создаем условия для того, чтобы побеждать» Фото: president.tatarstan.ru

«У НАС С ДЕНЬГАМИ ПОСЛОЖНЕЕ, У КОЛЛЕГИ — ПОЛУЧШЕ»

Следующим предоставили слово самому Лимаренко: передавая ему слово, Федотов напомнил об отсутствии у Сахалина регионального долга и в целом лидировании республики по многим показателям. «Какие инструменты сегодня больше всего интересуют инвесторов?» — спросил модератор.

«Знаете, я, может, парадоксальную мысль скажу: денег так много, что не хватит фантазии, куда их потратить. Просто нужно создать такие условия, чтобы те проекты, которые выдвигаются на территории, были конкурентоспособными», — отметил Лимаренко.

Отвечая на вопрос модератора об экономическом спаде и уменьшении числа инвесторов в период пандемии, губернатор Сахалинской области провел параллель с автогонками. «Тот же случай, когда авария случается во время соревнования автомобилей и все начинают притормаживать, а тот, кто хочет победить, нажимает на газ. Вот мы сейчас нажимаем на газ и активно двигаемся по инвесторам, с ними ведем переговоры, обсуждаем и создаем условия для того, чтобы побеждать», — заметил губернатор, который сейчас как раз находится с деловым визитом в Татарстане.

На реплику с юмором отреагировал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. «Валерий Игоревич, записал за вами, что, когда многие притормаживают, надо давить на газ. Вот рядом с вами мастер спорта международного класса сидит. Рустам Нургалиевич является известным гонщиком, и не только в Поволжье. И это, знаете, стиль такой — спортивно-зимней езды», — констатировал руководитель региона, в шутку добавив, что даже опасается тандема Татарстана и Сахалинской области и жалеет, что не может присоединиться к встрече.

Дмитрий Азаров в шутку добавил, что опасается тандема Татарстана и Сахалинской области и жалеет, что не может присоединиться к встрече Дмитрий Азаров в шутку добавил, что опасается тандема Татарстана и Сахалинской области и жалеет, что не может присоединиться к встрече Фото: kremlin.ru

Минниханов, очевидно, взволнованный сверстанным в условиях дефицита бюджетом, энтузиазм коллег в финансовом плане разделял не полностью. «У нас с деньгами посложнее, у коллеги — получше, — обратил внимание президент РТ. — Но я с ним согласен: нельзя останавливаться. Если Европа и Америка немножко к нам [поворачиваются спиной] — значит, надо посмотреть других, кто с этой стороны. И внутренние появляются компании, которые могут серьезно инвестировать. Поэтому будем двигаться вперед, несмотря на все сложности».

Лимаренко же, перечисляя главные аспекты «формулы успеха», назвал вложение средств в человеческий капитал, внимание трудовым ресурсам, подготовку инженерной инфраструктуры. «Вот сейчас в Татарстане обсуждали тему развития IT-направлений. Так вот, здесь главная тема — трудовые ресурсы. Если здесь университеты готовят специалистов, эти специалисты тут же остаются и трудятся в IT-парках и тут же создана комфортная среда. Это тоже вложение в человеческий капитал, тоже формула успеха», — заключил губернатор Сахалинской области.

Но инженерную инфраструктуру в голом поле не сделаешь — нужна будет инвестиционная карта, добавил спикер. «На каждой территории губернатора или вот — я в гостях у президента — должна быть инвестиционная карта. И правительству региона следует четко понимать и знать, какие отрасли экономики будут развиваться. Вот, в частности, у нас идет добыча газа и нефти. И мы твердо понимаем, что нам нужно развивать такое направление, как сервисы для нефтегазовой отрасли. Это высокотехнологичные зоны деятельности. Вообще говоря, основная добавленная стоимость лежит как раз в данной сфере, об этом знают все. Мы хотим как раз локализацию этого бизнеса увеличить кратно. И поэтому мы создаем индустриальный парк — это тоже технология известная. По-советскому это промзона, в современных условиях это называется кластером, но когда бизнесмен приходит и говорит: „Так, это моя территория, здесь есть газ, нефть и вода, и мне здесь нужна тысячу квадратных метров, чтобы развивать свой бизнес“, — вот это условия, при которых бизнес придет, вложит свой капитал в технологии, а мы должны вложить инвестиции в инфраструктуру», — объяснял Лимаренко.

По словам выступающего, в условиях кризиса у России есть шанс набрать дополнительные очки. «Во время пандемии Российская Федерация в принципе выглядит достаточно конкурентоспособной. Во-первых, у нас появилась вакцина и мы можем уже в следующем году обеспечить нормальные условия, — заметил губернатор, не останавливаясь, впрочем, подробно на теме ее эффективности. — Во-вторых, мы одна из немногих стран, где социальная стабильность: посмотрите, что делается в других государствах».

Глава Сахалинской области считает, что стране сейчас нужно набирать очки, то есть создавать условия, при которых логистический бизнес может вытолкнуть наш товар на международный рынок. «Поэтому мы присматриваемся к северно-морскому транспортному коридору и хотим занять ведущую позицию на данном коридоре. Мы сейчас занимаемся активным созданием дальневосточной зоны компаний, потому что, еще раз говорю, логистический фактор становится решающим. Так что такие возможности имеются. И есть конкретные инвесторы, с которыми мы работаем очень плотно», — подытожил Лимаренко.

Артур Ниязметов: «Сегодня было принципиальное решение о том, что определен перечень показателей эффективности губернаторов, и в него вошел конкретный показатель по фактическому объему инвестиций» Артур Ниязметов: «Сегодня было принципиальное решение о том, что определен перечень показателей эффективности губернаторов и в него вошел конкретный показатель по фактическому объему инвестиций» Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ НА РЕГИОНАХ, А ИНСТРУМЕНТОВ У НИХ ВСЕ МЕНЬШЕ»

Интересные наблюдения озвучил заместитель полпреда президента РФ в ЦФО Артур Ниязметов. По его словам, ключевой вызов, который сейчас стоит перед регионами, — выполнить задачи, поставленные президентом страны, и не наступить на старые грабли, когда рейтинги растут, а объем инвестиций стоит на месте.

«Вот сегодня, на мой взгляд, было принципиальное решение — о том, что определен перечень показателей эффективности губернаторов, и в него вошел конкретный показатель по фактическому объему инвестиций», — обратил внимание спикер.

«Между тем основная административная проблема сегодня какая? Она состоит в том, что ответственность лежит на регионах, а инструментов у регионов остается все меньше, — заметил Ниязметов. — Мы знаем, что и по налогу на прибыль в части зачисляемости в федеральный бюджет этот инструмент уходит начиная с 2023 года. И новый механизм СЗПК опять же предполагает подачу заявок на федеральный уровень, если ты хочешь получить льготу. В этом есть определенная сложность, потому что регионы отвечают, а инструментарий сосредоточивается на федеральном уровне».

По словам Ниязметова, для развития внутреннего рынка страны в №44-ФЗ присутствует отличный инструмент, офсетный контракт, но воспользоваться им могут только Москва и Московская область.

«Это когда под долгосрочный заказ со стороны государства инвестор обязуется локализовать производство. Строится завод. Сегодня четыре таких контракта уже заключено: три в Москве, один в Московской области. Это дает снижение стоимости закупок: на 21 процент в среднем были сокращены закупки в результате действия данного механизма. И при этом по некоторым позициям, например по лекарствам, более чем в 2 раза они были сокращены», — привел пример выступающий. Это дает рабочие места, инвестиции, понимание бизнесу, для чего он строит объекты, иначе на целесообразность выдачи кредита в таком случае смотрят и банки. Но в регионах заработать данному инструменту мешает слишком высокая планка по инвестициям — в 1 миллиард рублей.

«Мы поставили вопрос о том что нужно снизить ее до 100 млн рублей — это будет релевантно для большинства регионов», — пояснил Ниязметов.

Вторая особенность, по словам выступающего, состоит в том, что крупнейшим заказчиком сегодня является Москва и Московская область. «И для нас принципиально важно, чтобы можно было под заказ Москвы и Московской области формировать предложения инвесторам по локализации производств рядом, но необязательно в Москве, и объединять закупки нескольких регионов», — сказал заместитель полпреда президента РФ в ЦФО. По словам выступающего, инициативу уже поддержал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Андрей Назаров не мог не вспомнить вечную тему соревнования регионов между собой. Татарстан он в этом смысле взял за основуФото: pravitelstvorb.ru

Премьер-министр правительства Башкортостана Андрей Назаров, взяв слово, не мог не вспомнить вечную тему соревнования регионов между собой. Татарстан он в этом смысле взял за основу. «Башкортостан, конечно, все инструменты, которые есть в нашей стране, использует, внедряет, работает по ним, и то, что наши соседи уважаемые, Татарстан например, как лидер во многом показывает, мы тоже, конечно, используем. У нас все эти инструменты есть», — отметил спикер, перечислив и пять ТОСЭРов, и наличие особой экономической зоны, и проведение предпринимательских и инвестиционных часов. Говоря о корректировках на федеральном уровне, спикер отметил, что коронавирусная реальность продемонстрировала новые подходы к принятию решений. Они, по его словам, не могут оставаться такими, как раньше.

«Раньше мы принимали решение о строительстве какого-то социального объекта, у нас уходило от принятия решения до реализации 4–5 лет, не менее. Но сегодня, когда распространяется коронавирус с такой скоростью, как мы это видим, разве это возможно, чтобы через 4–5 лет появлялась инфекционная больница, госпиталь? Конечно, нет. И наша задача — и мы опробовали ее — когда нам федеральное руководство дает возможность отклониться от принятых бюрократических процедур и мы можем параллельно за 50 дней построить инфекционный центр, 16 тысяч „квадратов“», — обратил внимание Назаров.

По мнению спикера, все это применимо и к инвестиционному циклу, где принятый темп может быть на порядок выше. Для этого необходимо снизить бюрократические барьеры и правила, в первую очередь №44-ФЗ, в противном случае, по словам выступающего, вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. 

Модератор в ответ заметил, что не все, что возможно в период кризиса, получится распространить, используя действующие законодательные механизмы, на другие объекты. «Одно дело построить больницу, и вам все простят — то, что вы делаете в параллели...» — начал было Федотов, но был перебит Назаровым.

«Вот школы. Принимаем решение — строим школу через 5 лет. А зачем через 5, если можно построить через два месяца?» — закинул премьер Башкортостана звучащую даже несколько утопично мысль.