Дмитрий Шароватов: «Получается, что республика, потребляя 300 МВт, платит за 660. Эти затраты по-правильному, по-партнерски было бы нести двум регионам» Дмитрий Шароватов: «Получается, что республика, потребляя 300 мегаватт, платит за 660. Эти затраты по-правильному, по-партнерски было бы нести двум регионам» Фото: Вадим Брайдов/ТАСС

«МЫ ОБРАЩАЛИСЬ К РЕГУЛЯТОРУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, НО НАС НЕ УСЛЫШАЛИ»

27 октября на российском энергетическом форуме в Уфе руководитель администрации главы Башкортостана Александр Сидякин поднял вопрос о споре с Татарстаном вокруг платежей за переток электроэнергии. Проблему обсудили на главной стратегической сессии форума «Современные вызовы энергетики: взгляд-2035». Позицию сетевиков РБ довольно эмоционально выразил генеральный директор ООО «Башкирская электросетевая компания» (БЭСК) Дмитрий Шароватов. Он попросил региональные власти подключиться к решению вопроса, и Сидякин его поддержал.

О чем идет речь? Дело в том, что в 2008 году в момент реорганизации единой энергетической системы России в Москве были приняты типовые решения по работе магистральных и распределительных электросетей. Власти постановили, что ФАС ежегодно начисляет каждому региону определенный объем мощности для оплаты. Данная схема хорошо работает для Россетей (ими владеет ФСК ЕЭС), которым принадлежит основной пул магистральных сетей в регионах. Однако она не учитывает, что в ряде регионов — Татарстане, Башкортостане, Иркутской и Новосибирской областях и ряде других — и магистральные, и распределительные сети принадлежат другим, местным либо федеральным компаниям. Так, БЭСК контролирует АФК «Система» Владимира Евтушенкова. В Татарстане Сетевая компания, как известно, контролируется татарстанским правительством.

ФАС начисляет оплату мощности для того региона, в который электроэнергия заходит, но дальше она перераспределяется и соседям. Так возникает путаница в оплате перетоков электроэнергии внутри регионов. «Решение принималось для них, и были упущены компании… Этот нюанс стреляет сейчас. Недодуманность законодательных решений привела к тому, что сегодня страдают регионы, которые необоснованно платят за электроэнергию», — сказал на форуме Шароватов.

В таком положении оказался Башкортостан. На форуме руководитель БЭСК напомнил, что с 2015 года РБ платит не только за энергию, которую «кушает» регион, но и за татарстанскую долю. «Так как входной точкой для перетока являемся мы, не Татарстан: если бы РТ находилась на входе, то ситуация была бы обратная. Но, к сожалению, получается, что мы на входе от Пермского края, Челябинской области, и оба данных региона потребляют энергии больше, чем производят, эта электроэнергия заходит за границы балансовой принадлежности Республики Башкортостан. И получается, что республика, потребляя 300 мегаватт, платит за 660. Эти затраты по-правильному, по-партнерски было бы нести двум регионам», — доложил Сидякину Шароватов.

«К сожалению, необоснованный и ошибочный элемент расходов является нагрузкой для региона. С 2015 года федеральной антимонопольной службой нам вменяется постепенное увеличение мощности по 170 мегаватт ежегодно. На сегодня в прогнозном балансе она составляет порядка 600 мегаватт. Я вам скажу, что факт 2019-го (в Башкортостане) составил порядка 350. А в прогнозном балансе, за который платит регион, на следующий год предполагается 800 мегаватт. В 2020-м — около 550. А дальше — больше, потому что коллеги хотят довести до 1,6 гигаватта», — переживает Шароватов.

«Платить на 70% больше, чем потребляет регион, это неправильно, экономически нецелесообразно и просто глупо» «Платить на 70 процентов больше, чем потребляет регион, — неправильно, экономически нецелесообразно и просто глупо» Фото: © Георгий Зимарев, РИА «Новости»

«На сегодня 300 мегаватт — это мощность, которую республика потребляет. Мало того, до 2012 года регион был профицитным. То есть на территории республики генерация вырабатывала больше электроэнергии, чем необходимо для потребления региона. К сожалению, по ряду причин — опять же экономических, макроэкономических — баланс перекосился в сторону того, что регион стал быстрее развиваться, чем энергоинфраструктура РФ. Поэтому республика начала больше потреблять, чем производить. В результате перекос произошел», — отметил Шароватов.

«Обращались к регулятору Республики Татарстан, но не были услышаны. Оспорили прогнозный баланс, но получается, вроде как мы заинтересованы. И попросили, чтобы к данному вопросу подключился регион! Потому что платить на 70 процентов больше, чем потребляет республика, — неправильно, экономически нецелесообразно и просто глупо», — эмоционально закончил руководитель БЭСК.

«Если мы действительно столько не перегоняем через наши сети, значит, давайте оспаривать такие решения! Подключать юридические механизмы, — отреагировал Сидякин. — Потому что это в итоге ложится в тариф. Естественно, в конечном счете за все платит потребитель. И промышленный сектор, и граждане».

«Давайте мы для себя такие задачи поставим — юридически проработать данный вопрос, — сказал руководитель администрации главы РБ. — Волюнтаристски нельзя принять решение. Есть какой-то нормативный акт, на основании которого регулятор подобное делает. Вот если оно соответствует нормативному акту, это одна история, а если принято понятийно, значит, надо идти в суд и оспаривать. Есть механизмы этого. Если ФАС России принимает решение, значит, надо его оспаривать. В арбитражном суде Москвы или где. Посмотрите по подсудности. Но это вполне реально сделать. В данном случае я считаю, что наши региональные органы исполнительной власти должны указанный вопрос с точки зрения права проработать».

«Я правильно понимаю, что реформа ЕЭС закончилась в 2008 году? Это вот с того момента такой перекос? И так и живем? —  откликнулся модератор дискуссии Роман Герасимов. — Пока географию не поменять, проблема так и будет, поэтому прав Александр Геннадьевич — надо решать юридически».

Александр Сидякин: «Если мы действительно столько не перегоняем через наши сети, значит, давайте оспаривать такие решения!» Александр Сидякин: «Если мы действительно столько не перегоняем через наши сети, значит, давайте оспаривать такие решения!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕЖЕГОДНО ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ СОСТАВЛЯЮТ СВЫШЕ 1 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»

Действительно, арбитражное разбирательство по данному поводу шло в Татарстане с 2017 года. Истцом выступила БЭСК, ответчиком — госкомитет по тарифам РТ. Башкирская компания попросила комитет считать поступающую из региона электроэнергию Сетевой компании по индивидуальному тарифу.

В материалах сказано, что сети Башкортостана и Татарстана соединены в следующих точках: подстанция «Бугульма-500кВ», ВЛ-500 кВ «Бугульма – Бекетово», ВЛ-220 кВ «Аксаково – Бугульма», ВЛ-220 кВ «Бугульма –Туймазы» и ВЛ-500 кВ «Кармановская ГРЭС – Удмуртская». БЭСК также владеет технологически соединенными с сетями Сетевой компании объектами: ВЛ-500 кВ «Бугульма – Бекетово» протяженностью 215,3 км, ВЛ-220 кВ «Бугульма – Туймазы» протяженностью 68,8 км, ВЛ-220 кВ «Бугульма – Аксаково» протяженностью 105,88 км, ВЛ-500 кВ «КГРЭС – Удмуртская» протяженностью 47,12 километра. Договора о передаче электроэнергии между БЭСК и Сетевой нет, тариф, соответственно, также не определен. Башкиры попросили заключить с ними договор о поставке электроэнергии, а комитет — установить им тариф.

Суд первой инстанции признал правоту башкир, однако это решение не устояло в апелляции и в таком варианте дошло до Верховного суда РФ, который встал на сторону Татарстана. Точку в этом вопросе поставили в начале 2019 года. Позиция суда такова: госкомитет РТ по тарифам работает исключительно в административных границах республики и не уполномочен осуществлять регулирование тарифов для территориальных сетевых организаций других субъектов России.

Кстати, к Татарстану есть претензии не только от БЭСК, которую контролирует АФК «Система» Владимира Евтушенкова. «БИЗНЕС Online» подробно писал об аналогичных «транзитных войнах» с Россетями: в деле от 2018 года указано, что претензии Россетей к Татарстану составляли 270 млн рублей. И тогда же, в начале 2019-го, Фемида вставала на сторону Сетевой компании нашего региона.

Каким образом сейчас поступит БЭСК, вопрос открытый, но их претензии намного выше, чем у Россетей. «В 2019 году объем перетока составил около 6,8 миллиарда киловатт-часов. По итогам текущего года прогнозируется уменьшение объема перетоков до 4,7 миллиарда киловатт-часов, что соответствует тенденциям снижения энергопотребления в РФ по причине вводимых ограничений из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и макроэкономических факторов. Ежегодно излишне понесенные затраты из-за перетоков электроэнергии составляют более 1 миллиарда рублей без НДС», — сообщили нашей редакции в пресс-службе БЭСК.

Cпор между Башкирией и Татарстаном в каком-то роде уникальный. Валерий Дзюбенко отметил, что и в других регионах страны есть перетоки, но таких конфликтов он не припоминает Cпор между Башкортостаном и Татарстаном в каком-то роде уникальный. Валерий Дзюбенко отметил, что и в других регионах страны есть перетоки, но таких конфликтов он не припоминает Фото: © Сергей Мальгавко, РИА «Новости»

«СПОР ДОЛЖЕН РЕШАТЬСЯ ТЕХНИЧЕСКИ, БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ПОЛИТИКИ»

И все же спор между Башкортостаном и Татарстаном в каком-то роде уникальный. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей электроэнергии» Валерий Дзюбенко отметил, что и в других регионах страны есть перетоки, но таких конфликтов он не припоминает. «Быть может, дело в том, что там транзит электроэнергии от одного региона к другому осуществляет преимущественно ФСК и, соответственно, они этот вопрос оплаты как-то урегулируют внутри себя. Плюс в других регионах, возможно, регулятор более четко разделяет объемы перетоков и транзита. В случае Татарстана и РБ, поскольку здесь действуют другие сетевые компании, наверное, эти отношения невнятно установлены», — сказал Дзюбенко.

По мнению замдиректора ассоциации, сложно сказать, какая была бы ситуация в Татарстане и Башкортостане, если бы за транзит и перетоки также отвечала ФСК. Дзюбенко добавил, что во всей этой истории с единым магистральным тарифом тоже есть определенная условность в части оплаты услуг. «Сейчас идет дискуссия по поводу оплаты расходов ФСК для расширения транзита по БАМу и Транссибу. Расходы будут понесены на отдельно взятой территории и преимущественно для конкретных потребителей, но платить за них станет вся страна. Так что добиться справедливого распределения издержек бывает очень сложно», — заметил собеседник.

Однако, по мнению представителя ассоциации «Сообщество потребителей энергии», позицию Башкортостана в данном вопросе, безусловно, можно понять — у них есть основания для требований, так что, по мнению Дзюбенко, потребители электроэнергии в Татарстане, использующие перетоки из соседнего региона, должны понести определенные расходы. Другой вопрос, как, в каком объеме и порядке и на каких условиях это будет осуществляться.

«Целесообразно сесть за стол переговоров, определить объективные данные. Думаю, было бы правильно, если к разрешению спора подключился бы федеральный тарифный регулятор и помог урегулировать неопределенность в отношениях сторон. А вот сталкивать регионы между собой непродуктивно, это же просто техническая задача, и решаться она должна технически, без какой-либо политики», — подытожил Дзюбенко.

На российском энергетическом форуме также присутствовал и заместитель министра промышленности и торговли РТ Марат Минибаев. Наша редакция обратилась к нему за комментарием по данному вопросу, но на момент публикации статьи ответа не последовало — в минпроме сообщили, что требуется дополнительное время для обработки и анализа всей имеющейся информации.