В РТ НАМЕЧАЕТСЯ НОВАЯ КАМПАНИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ ФЕРМЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Снижение поголовья скота и производства мяса на 30 - 40% станет в ближайшие дни предметом общения с республиканскими властями для глав семи сельских районов РТ. На совещании в доме правительства в минувшую пятницу Рустам Минниханов в очередной раз задал районным руководителям вопрос, есть ли у них желание продолжать работать, и нет ли утомившихся. За полемикой на совещании в кабмине РТ наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

С БИТВЫ НА БИТВУ

Если подсчитать число положительных и негативных новостей в докладе первого заместителя министра сельского хозяйства Минсагира Нуртдинова, то последних, безусловно, оказалось больше. После победы в «битве за урожай» зерновых (хотя ввиду нехватки в республике элеваторов, она получилась с горькой «пирровой» примесью) минсельхоз попытался в пятницу на совещании в кабмине обрисовать состояние дел в животноводстве.

По словам Нуртдинова, если производство молока в этом году в РТ удалось сохранить на уровне прошлого года, то поголовье крупного рогатого скота и производство мяса в ряде районов снизилось достаточно серьезно…

Все началось со слайда о положительной динамике с надоями молока в районах-аутсайдерах. Нахождение на верхней строчке этого рейтинга сыграло с Азнакаевским районом злую шутку.

ЯЗЫК ЦИФР И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

«Чудес не бывает. Как это район, который снизил поголовье скота, сумел увеличить надои?» - удивился Рустам Минниханов, обратившись к главе Азнакаевского района Рафису Галиеву. Тот попытался объяснить проблемы с животноводством банкротством крупного закредитованного хозяйства «Уразай». «Там было три тысячи голов скота. Сейчас ищут инвестора… В этих условиях вынуждены снижать поголовье», - объяснил журналистам ситуацию после совещания Галиев.

«У тебя стадо коров на полторы тысячи голов снизилось, а валовка выросла. И ты - положительный персонаж, у тебя плюс 10 тонн молока. Вам, кажется, с Австралии высокопродуктивных коров не завозили», - удивлялся глава республики. Тут в дискуссию вмешался замглавы минсельхоза, который объяснил положительную динамику тем, что статистика дается на начало месяца.

«Общую валовку нужно к прошлому году давать. А то, что ты даешь, - необъективно. Статистика непонятная. С одной стороны, поголовье исчезло на полрайона, с другой стороны, идет с положительной динамикой. Вы прочитайте прежде, чем выступать, смотрите, что показываете», - раскритиковал Нуртдинова президент.

Как выяснилось, помимо Азнакаевского, буренок стало меньше в Камско-Устьинском, Нижнекамском и Тетюшском районах. Тут же в зале прозвучало, что с начала года федеральные субсидии будут распределяться в зависимости от того, насколько регионы сумели сохранить или нарастить поголовье по сравнению с уровнем прошлого года.

«МОЖЕТ, ВАМ СЛОЖНО РАБОТАТЬ ИЛИ НЕ ХОТИТЕ РАБОТАТЬ»

Перейдя к данным о производстве мяса, Нуртдинов отметил, что они идут на уровне прошлого года. По итогам 9 месяцев 2011 года произведено 218 тыс. тонн мяса, получено более 200 тыс. голов приплода, при этом падеж скота составил более 19 тыс. голов, или 10% от приплода. «В год мы теряем из-за падежа поголовье целого района», - посетовал первый замминистра.

Назвал в своем докладе Нуртдинов и районы-аутсайдеры: а это опять Азнакаевский, Камскоустьинский, Алькеевский, Дрожжановский и Апастовский.

«В этом году мы были обеспечены кормами. А некоторые районы у нас по 30 - 40 процентов производство мяса снизили. Это ненормально. Падеж приплода где-то до 25 процентов. Эти вещи надо смотреть. У нас есть районы с ростом, а есть районы, где безобразие. Так не пойдет. Это источник дохода нашего населения. Вон у Дрожжановского района снижение показывает. Ильдар Шафкатович, отдельно пригласить и посмотреть, - дал поручение премьеру РТ Ильдару Халикову президент. - Ситуация не очень хорошая. Давайте «проведем» те районы, которые допускают снижение. Может, вам сложно работать или не хотите работать? Мы пока держимся за тех, кто хорошо работает, наших «крупняков» и семейных ферм».

ФЕРМЕРЫ КАК СРЕДНИЙ КЛАСС СЕЛА?

Вообще, тема семейных ферм вновь оказалась в центре внимания. По словам Нуртдинова, до конца 2011 года количество семейных ферм в республике предполагается довести до 500. Существующие фермы, где занято уже более 1,5 тысяч человек, сегодня произвели 10 тыс. тонн молока и 3 тыс. тонн мяса. Семейные фермы – основа для создания новых рабочих мест на селе, отметил первый зам.

«Сегмент личного подворья надо использовать там, где снижение поголовья. На селе кроме крупного и среднего бизнеса нужен малый бизнес. Активизировать нужно работу по фермам. Рассмотреть в части подъездных дорог, еще раз посмотреть, как работают эти фермы. Может, пока выборы, хотя ничего страшного, лишний раз с людьми пообщаться не помешает. В ноябре-декабре нужно с приглашением банков, наших сервисных компаний провести встречи. Если у них есть вопросы, то их надо снимать», - подытожил Минниханов.

РАСТЕТ СПРОС НА ЖИВУЮ ПТИЦУ

Состояние дел на селе газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Камияр Байтемиров - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

- Снижение поголовья было, может быть, сокращение какое-то чуть выше среднестатистического, но в целом все нормально сегодня. Если только брать какие-то отдельные фермерские хозяйства и компании. Скажем, у «Красного Востока» с прошлого года поголовье крупнорогатого скота уменьшилась по каким-то причинам на 2,5 тысячи. Сейчас цифра в целом по Татарстану стабилизировалась. И каких-то факторов, могущих повлиять на падение, уже нет. Ни высоких цен на зерно, ни дорогих кормов.

Мурат Сиразин - глава семейной фермы (Шеланга, Верхнеуслонский район):

- Ситуация с разведением крупного рогатого скота в прошлом году была связана с ценами на зерно. Напомню, в позапрошлом году зерно стоило 3 - 4 рубля килограмм, зимой 2011-го – 8 - 9 рублей. То же самое было с сеном. Солома до засухи была почти бесплатной, после экстремально жаркого лета ее привозили из других регионов. Стоить она начала бешеные деньги, стала золотой. У меня друг посчитал весной этого года – если он зарежет весь свой скот, всех своих баранов, это окажется выгоднее, чем если покупать для них сено в других регионах и дождаться травы. Но в настоящее время этот процесс немного затормозился. Ведь стоимость зерна во всем мире равняется стоимости бензина, а у нас он в восемь раз дороже. Зерно сейчас подешевело, цены стабилизировались. Это приводит к разорению хозяйств, занимающихся производством зерновых, и, напротив, должно положительно сказаться на фермерах, которые разводят скот. Зерно подешевело и по другой еще причине. В нашей республике не хватает элеваторов, поэтому рекордный урожай - хуже, чем если его совсем нет, поскольку его негде хранить. Мелкие фермеры вынуждены продавать зерно по бросовым ценам.

Вообще, благодаря ситуации с кормами, резко повысился спрос на живую птицу. Сельхозработникам выдали зерно, фураж как натурпродукт, и они начали скупать живую птицу на прокорм. Фактически корма стали дармовые, и я, например, забой птиц почти прекратил, продаю ее живой.