Новый этап редевелопмента «МЕГИ» стартовал 10 сентября. Рядом с ТРК уже строят отдельно стоящее здание, куда должен переехать один из якорных арендаторов — магазин OBI Новый этап редевелопмента «МЕГИ» стартовал 10 сентября. Рядом с ТРК уже строят отдельно стоящее здание, куда должен переехать один из якорных арендаторов — магазин OBI Фото: Андрей Титов

ПЕРЕЕЗД ЗА 2 МИЛЛИАРДА

Новый этап редевелопмента «МЕГИ» стартовал 10 сентября. Рядом с ТРК уже строят отдельно стоящее здание, куда должен переехать один из якорных арендаторов — магазин OBI. На строительном заборе появился паспорт объекта, где указан срок завершения работ — сентябрь 2021 года.

Под новое строительство отведено 40 тыс. кв. м на территории, принадлежащей Ingka Centres в России (вместе с IKEA входит в группу компаний Ingka, владеет и управляет торговыми центрами «МЕГА»). Сейчас на этом участке в 273,8 тыс. кв. м располагается сам центр, наземная парковка, семейное кафе «Место есть по-шведски» и ряд других объектов. Новое здание появится прямо напротив существующего, а главный вход будет обращен к «МЕГЕ».

По словам управляющей «МЕГА Казань» Фариды Валиевой, инвестиции в проект составят примерно 2 млрд рублей. В основу концепции, отмечает наша собеседница, заложено «стремление менять жизнь людей к лучшему в соответствии с локальными особенностями и потребностями местных жителей». «Объединяя актуальные lifestyle-тренды и лучшее, что сегодня может предложить наша индустрия, мы стремимся создавать пространства, которые вносят вклад в создание комфортной городской среды и дают новые возможности для развития бизнеса нашим партнерам, — говорит Валиева.

По словам управляющей «МЕГА Казань» Фариды Валиевой, инвестиции в проект составят примерно 2 млрд рублей По словам управляющей «МЕГА Казань» Фариды Валиевой, инвестиции в проект составят примерно 2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА

Из-за нового здания в зоне комплекса поменяется схема движения транспорта. Новому OBI достанется своя парковка площадью 9,3 тыс. кв. м для 400 машин. Ради нее IKEA пожертвует частью прилегающей к ТРК четырехполосной дороги. Когда начнется строительство, две полосы для движения в направлении проспекта Победы будут перекрыты, а по оставшимся двум полосам движение продолжится только в одну сторону.  Для встречки же отдадут часть парковки IKEA. Подробности смотрите на нашей схеме.

Но это не конец: прорабатывается строительство новой двухполосной дороги-дублера для подъезда к ТРК — между ЖК «Победа» и новым зданием OBI. Если данный проект согласуют в исполкоме Казани, «МЕГА» по окончании строительства магазина опять превратит дорогу в парковочные места. Движение между OBI и «МЕГА» продолжится по оставшимся двум полосам, но теперь уже в обоих направлениях. Таким образом администрация ТРК рассчитывает исключить транзитный трафик — те, кто пользуется данным путем как сквозным проездом, поедут новой дорогой-дублером вдоль ЖК «Победа».

«Процесс передислокации гипермаркетов из одного помещения в другое будет происходить абсолютно „бесшовно“ и не доставит никакого дискомфорта покупателям» «Процесс передислокации гипермаркетов из одного помещения в другое будет происходить абсолютно «бесшовно» и не доставит никакого дискомфорта покупателям» Фото: Андрей Титов

ЗАЧЕМ ЭТО OBI?

В пресс-службе OBI отмечают, что гипермаркет обновляется не только в Казани, но и в Екатеринбурге. До завершения переезда действующие магазины продолжат работать в обычном режиме. «Процесс передислокации гипермаркетов из одного помещения в другое будет происходить абсолютно „бесшовно“ и не доставит никакого дискомфорта покупателям. Действующие магазины OBI в ТЦ „МЕГА“ в Екатеринбурге и Казани будут работать вплоть до того дня, пока не откроются обновленные гипермаркеты в отдельных зданиях», — пообещал гендиректор «ОБИ Россия» Адам Росински.

При этом новое здание не даст OBI выигрыша в площади. Скорее, наоборот: в «МЕГЕ» гипермаркет занимает 13 тыс. кв. м, а на новом месте в его распоряжении будет около 12 тыс. кв. метров. Но безусловным бонусом станет возможность осовременить торговые интерьеры. В пресс-службе OBI рассказывают, что особый акцент при обновлении будет сделан «на эмоциональном вовлечении клиентов благодаря улучшенной презентации товаров, шоурумам с актуальными готовыми решениями для кухни и ванной, а также „зонам вдохновения“, где представлены трендовые идеи в области дизайна и декора интерьеров». Отдельное внимание будет уделено интернет-заказам — площадь сервисных зон для работы с ними расширят.

Новое здание не даст OBI выигрыша в площади. Скорее, наоборот: в «МЕГЕ» гипермаркет занимает 13 тыс. кв. метров, а на новом месте в его распоряжении будет около 12 тыс. кв. метров Новое здание не даст OBI выигрыша в площади. Скорее, наоборот: в «МЕГЕ» гипермаркет занимает 13 тыс. кв. м, а на новом месте в его распоряжении будет около 12 тыс. кв. метров Фото: Андрей Титов

Напомним, OBI в Казани открылся вместе с «МЕГОЙ» в ноябре 2005 года. Поначалу немецкая сеть, в составе которой работает 650 гипермаркетов в мире, пыталась работать с местным франчайзи — широко известной тогда сетью «Евроинтерьер». Однако в 2013–2014 годах головная компания выкупила все права на магазин. При этом финансовые показатели «Сделай своими руками – Казань» (юрлицо казанского OBI) не блещут. Начиная с 2016-го компания уходит в минус по чистой прибыли, только за 2019 год убыток составил 78,4 млн рублей при выручке в 853,5 млн рублей.

Напомним, OBI в Казани открылся вместе с «МЕГА» в ноябре 2005 года. Начиная с 2016 года компания уходит в минус по чистой прибыли, только за 2019 год убыток составил 78,4 млн рублей при выручке в 853,5 млн рублей Напомним, OBI в Казани открылся вместе с «МЕГОЙ» в ноябре 2005 года. Начиная с 2016-го компания уходит в минус по чистой прибыли, только за 2019-й убыток составил 78,4 млн рублей при выручке в 853,5 млн рублей Фото: Андрей Титов

Возможно, дело в растущей конкуренции со стороны других гипермаркетов — «Леруа Мерлен» и «Мегастроя». Последней каплей мог стать приход в Казань в 2018 году британской сети Castorama, которая вскоре продала бизнес в России «Максидому». Кстати, так совпало, что гипермаркет Castorama расположился буквально впритык к «МЕГЕ», а его параметры практически совпадают с тем, что планируются построить: те же 2 млрд рублей инвестиций и площадь в 11 тыс. кв. метров.

В компании «Мегастрой» предполагают, что на решение OBI мог повлиять и режим самоизоляции. Гипермаркет не имел возможности поэтапного открытия в связи с отсутствием отдельного входа, и трафик магазина зависел от начала работы всего ТЦ «МЕГА». В это же время другие DIY-ретейлеры могли работать с ограничениями по площадям. Однако и отдельное здание несет в себе свои риски, например разрыв с трафиком «МЕГИ», полагают в «Мегастрое». «Если значительная часть покупателей гипермаркета были посетителями торгового центра и заходили в OBI, так сказать, „заодно“, то смена локации может снизить покупательский поток», — прокомментировал нашему изданию президент и основатель компании «Агава», владелец федеральной сети DIY-гипермаркетов «Мегастрой» Владимир Малыгин.

С перемещением ОБИ в отдельное здание в ТРК освобождаются 13 тыс. кв. метров. Но что на них разместится, в «МЕГЕ» пока не раскрывают С перемещением OBI в отдельное здание в ТРК освобождается 13 тыс. кв. метров. Но что на них разместится, в «МЕГЕ» пока не раскрывают Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАЧЕМ ЭТО «МЕГЕ»?

С перемещением OBI в отдельное здание в ТРК освобождается 13 тыс. кв. метров. Но что на них разместится, в «МЕГЕ» пока не раскрывают. «С подробностями следующего этапа обновления „МЕГА Казань“ мы сможем поделиться в середине 2021 года», — заметила Валиева. В пресс-службе компании напоминают, что ранее обновились концепции фуд-кортов, галереи, фасады, появились парковые пространства. «Сейчас мы продолжаем работы по расширению предложения кафе, ресторанов и возможностей для отдыха наших посетителей», — объяснили в компании.

Действительно, освоение площадей, оставленных OBI, станет на ТРК третьим большим этапом редевелопмента за последние пять лет. Напомним, первый этап был презентован в октябре 2014 года. Тогда изменился фасад здания, парковка, внешний вид витрин арендаторов, напольная плитка. Молл отказывается от катка в пользу расширения зоны фуд-корта (ресторанный дворик стал двухэтажным). Концепция преобразования (потолки, освещение, плитка, внешние фасады) получила название Ice Crystals. Зона кафе и ресторанов — часть проекта, которую назвали «Апельсиновый фуд-корт» из-за шаров апельсинового цвета в данной зоне. Инвестиции в этот этап составили около 27 млн евро (примерно 2 млрд рублей). Этап завершился с открытием обновленного фуд-корта в декабре 2017-го.

Следующий этап был реализован в прошлом году, когда в ноябре 2019-го открылась новая галерея, в которой разместились магазины модных брендов. Валиева уточнила, что размер инвестиций при этом составил 1 млрд рублей.

Освоение площадей, оставленных OBI, станет на ТРК третьим большим этапом редевелопмента за последние 5 лет. Первый этап был презентован в 2014 году. Тогда изменился фасад здания, парковка, внешний вид витрин арендаторов Освоение площадей, оставленных OBI, станет на ТРК третьим большим этапом редевелопмента за последние пять лет. Первый этап был презентован в 2014 году. Тогда изменился фасад здания, парковка, внешний вид витрин арендаторов Фото: Андрей Титов

В интервью нашему изданию весной 2018 года тогда еще управляющая торгового центра Лиана Серазетдинова (сейчас в декретном отпуске) признавалась, что ТРК не хватает кинотеатра. «В рамках существующего центра у нас просто нет площадей для кинотеатра. Но у нас есть еще планы в рамках „Стратегии-2025“ делать центр более открытым, комфортным и приятным для посетителей. Если люди хотят кинотеатр, мы постараемся, чтобы он был», — говорила Серазетдинова три года назад.

Директор A-Development Мурат Ахмеров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что на месте OBI действительно логично было бы разместить кино. «У „МЕГИ“ проседает развлекательная составляющая. Кто-то ставит это в упрек, говоря, что рядом, в „Южном“, можно не только поесть, но и в кинотеатр сходить. Надо смотреть, как это можно сделать — возможно, заднюю часть площадей отдать под кинотеатр, а впереди разместить галерею. Было бы здорово, если бы появилась такая развлекательная часть. По сути, сейчас там есть только детская развлекательная зона», — советует Ахмеров.

Лиана Серазетдинова: «В рамках существующего центра у нас просто нет площадей для кинотеатра. Если люди хотят кинотеатр, мы постараемся, чтобы он был» Лиана Серазетдинова: «В рамках существующего центра у нас просто нет площадей для кинотеатра. Если люди хотят кинотеатр, мы постараемся, чтобы он был» Фото: «БИЗНЕС Online»

По мнению директора A-Development, такие якорные арендаторы, как OBI или «Декатлон», на самом деле не дают собственнику большой прибыли относительно галереи. «Арендные ставки могут различаться в несколько раз, — отмечает наш собеседник. — И если такие игроки, как „Декатлон“ или OBI, могут сесть в отдельных зданиях, то модные галереи нужны, чтобы их удобно было обходить. Думаю, это сделано, чтобы поднять доходность, а на месте OBI сделать галерейную врезку для новых брендов. У „МЕГИ“ все хорошо с деньгами, поэтому в компании смотрят вперед и работают на перспективу».

Но не потеряет ли ТРЦ тот трафик покупателей, который генерирует OBI? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин указывает, что как раз-таки слабая сторона DIY в том, что это «территория отдельной покупки». «В Москве есть такая же „МЕГА“, как в Казани, — „МЕГА Химки“, — где OBI входит в саму „МЕГУ“. И в этом коридоре, который ведет в OBI, люди идут только в одну сторону — к OBI. Обратно, нагруженные лопатами и прочими товарами, уже не идут. То есть направляются в машину, разгружаются и, если надо, еще раз идут в „МЕГУ“, — объясняет эксперт. — Именно с этим связано то, что самые часто сдаваемые и плохо засиженные уголки — это те зоны, которые относятся к магазинам стройки, бытовой техники и так далее. У нас было то же самое в Happy Mall в Саратове — с Castorama. Эти территории сложнее всего было заполнять, и люди быстрее всего оттуда удирают, потому что там ходит другая публика».

Но не потеряет ли ТРЦ тот трафик покупателей, который генерирует OBI? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин указывает, что как раз-таки слабая сторона DIY в том, что это «территория отдельной покупки» Но не потеряет ли ТРЦ тот трафик покупателей, который генерирует OBI? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин указывает, что как раз-таки слабая сторона DIY в том, что это «территория отдельной покупки» Фото: «БИЗНЕС Online»

По мнению Рогожина, хорошо, если есть возможность освободившуюся площадь разбить и сдать более актуальным фешен-арендаторам. «Получится увеличить полезную площадь, и это никак не снизит поток, который все равно будет приезжать с возможностью зайти и в OBI, и в „МЕГУ“. Это отдельный целевой поток, и установить его надо отдельно», — считает собеседник издания.