1. За 10 лет благодаря Государственному симфоническому оркестру РТ под управлением Александра Сладковского публика впервые услышала более 400 премьер произведений и познакомилась с 104 композиторами, чьи сочинения были исполнены впервые. Среди них — Прелюдия, фуга и рифы для кларнета и джазового ансамбля Л. Бернстайна; Симфония in B flat для духового оркестра П. Хиндемита; Концерт для альта с оркестром С. Губайдулиной; Симфония №5 «Воскрешение мертвых» А. Рыбникова; Симфонии №6, 9, Симфония-кантата «Песнь о земле» Г. Малера; Симфония №9 А. Брукнера; «Стикс» для солирующего альта, хора и оркестра Г. Канчели; Концерт №1 для виолончели с оркестром А. Шнитке; Симфония №4, Концерт для скрипки и альта с оркестром К. Пендерецкого; «Иоланта», опера в концертном исполнении П. Чайковского; Симфонии №4, 6, 13, 14, 15 Д. Шостаковича; «Жар-птица», музыка балета, Концерт для скрипки с оркестром И. Стравинского, Симфония №3, «Садовая симфония» А. Чайковского; Соната для альта и фортепиано (переложение для альта и камерного оркестра) Шостаковича; Симфония №33 и Симфоническая поэма «Восхождение и триумф» С. Слонимского; Симфонические картины: «Скоморох», концертное каприччио для скрипки с оркестром «Ночная песнь», «Музыка Ликии», Симфония №6 Рыбникова; Equilibrio А. Поспеловой, Концерт для виолончели с оркестром В. Лютославского; «Завод. Музыка машин» А. Мосолова; Арпеджионе для альта и струнного оркестра (в обработке Д. Табаковой) Ф. Шуберта; Концерт №2 для фортепиано с оркестром Н. Метнера; Сюита в старинном стиле для альта, клавесина и струнного оркестра Д. Табаковой; Симфоническая поэма «Жизнь героя» Р. Штрауса

    «Люди, которые привыкают к этим созвучиям, не совсем обычным и не совсем мелодичным, когда-нибудь поймут, насколько это прекрасно и потрясающе — хотя бы прикоснуться к современному искусству, в частности к современной музыке, пообщаться с ныне живущими классиками. Мне очень приятно, что Гия Александрович Канчели (царствие ему небесное, он совсем недавно ушел) был здесь, я привозил его. Очень рад, что он видел и слышал наш оркестр, присутствовал на репетициях. Соприкосновение с людьми такого масштаба — это невероятное энергетическое насыщение! Алексей Рыбников, Александр Чайковский и сама София Асгатовна здесь были. Я считаю, что это наше достижение и, несмотря на все сложности, подобное надо беречь и развивать». (Сладковский)

    «Поскольку я „Музыкант Музыкантович Музыкантов„, раньше мне всегда казалось, что как-то не так сыграли, где-то сфальшивили, аккорд не так взяли, не так спели. Раньше так у меня было. А с тех пор, как я сам стал руководителем Московской областной филармонии, понял, что не в этом дело. Знаете, даже можно и сфальшивить, и не так сыграть, но, когда на тебя со сцены идет талантливая энергетика, ты чувствуешь эту положительную энергетику, она тебя окутывает… Я вскочил на концерте ГСО РТ — не знаю, кто заставил меня вскочить, — и орал „браво!„ Это что, нефальшиво сыграли? Нет, что-то совсем другое! Это тайна настоящего искусства, которое тебе преподносят талантливо». (Максим Дунаевский, декабрь 2017-го)

    «С музыкальной жизнью Казани тем более все хорошо! Симфонический оркестр Татарстана — один из лучших в России. Дифирамбы ему были и в Москве, и в Европе. Это чудо, которое сделал Александр Сладковский. При встрече я его расспрашивал, как ему это удалось. Просто, говорит, дисциплина… И талант, естественно. Но без дисциплины ничего не получается. Сегодня у него совершенно феерический оркестр». (Алексей Рыбников, ноябрь 2018-го)

    «Первоклассный Государственный симфонический оркестр Татарстана может выступать в любом лучшем концертном зале мира. Сладковский — редчайшая находка для коллектива. Это мастер высочайшего уровня. Сейчас Александр Витальевич — дирижер, входящий в первую десятку дирижеров Европы, Америки, России. Его можно пригласить с вашим оркестром в любую точку и западного, и восточного мира — как в Китай, так и в Америку, Европу». (Сергей Слонимский, октябрь 2018-го)

  2. Важным направлением развития оркестра Сладковский считает приглашение к сотрудничеству разных дирижеров из разных стран. За 10 лет с коллективом поработали и дали мастер-классы такие маэстро, как Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Кшиштоф Пендерецкий (Польша), Пласидо Доминго (Испания), Кристиан Ярви (Эстония – США), Кристофер Мулдс (Великобритания).

    «Для меня важно, чтобы к оркестру подходили разные мастера с разными стилями и способами общения. Музыкантам интереснее в творческой жизни, если они играют с разными дирижерами. При этом у меня нет никакой ревности — я приглашал сюда Владимира Федосеева, Юрия Ивановича Симонова, Василия Петренко, который в 2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне, нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева. Это люди, которые сделали игровую карьеру, известны в мире и работают с лучшими оркестрами мира. Также это мои друзья, однокашники, я за них рад и с удовольствием пригласил бы снова». (Сладковский)

    «Я хочу сказать, что очень счастлив приехать сюда [в Казань], потому что нашел превосходный оркестр: мы пообщались буквально 10 минут — и сразу произошел контакт с вашим оркестром, потому что они очень хорошо играют, понимают мою музыку. Я также хотел сказать, что сейчас редко можно найти такой оркестр, который с самого начала может так понимать музыку и так хочет играть. С первых репетиций в исполнении ошибок практически не было. И очень приятно ощущать, что они помогают создавать атмосферу этой музыки». (Кшиштоф Пендерецкий, ноябрь 2017-го)

    «Нечасто бываю в России, тем более сейчас — я ведь из Киева. Но всегда приезжаю с удовольствием, и мне кажется, что язык музыки, культуры — это единственная надежда в нашем турбулентном мире. Уровень ГСО РТ фантастический, я не ожидал такого! Я всегда знал, что здесь хороший оркестр, но не предполагал, что настолько. Он не хуже первоклассных мировых оркестров. Мне показалось, что музыкантам понятен язык музыки и они откликались на него. Я чувствовал, что мои слова понимают. Музыканты ведут себя очень профессионально, и одновременно в их игре есть теплота, а это самое важное». (Кирилл Карабиц, ноябрь, 2019)

  3. Многие мировые СМИ и критики признавали, что за 10 лет Казань превратилась в точку притяжения мировых звезд классической музыки. За это время с ГСО РТ и Сладковским выступили 316 солистов, среди которых Михаил Плетнев, Сергей РолдугинДенис МацуевЮрий Башмет, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский, Барри Дуглас, Ольга Бородина, Николай Цнайдер, Игорь Бутман, Симона Кермес, Роберто Аланья, Миша Майский.

    «Мы сотрудничаем и дружим с огромным количеством музыкантов и наших коллег. Для меня фестиваль имени Губайдулиной — это не просто лаборатория современной музыки, а еще и мастер-классы исполнителей, которые мы имеем возможность проводить в рамках фестиваля. Такой опыт у оркестра уже был, и неоднократно — много супермастеров уже работали с нами. Я вижу в этом огромную пользу для коллектива. Само собой, здесь происходит и культурный обмен, и обмен информацией и технологическими секретами профессии». (Сладковский)

    «У вас чудесный маэстро, в нем столько силы и интуитивного понимания этой музыки! У оркестра очень-очень высокий уровень. У музыкантов есть неписаное правило — взаимодоверие. Когда вы полагаетесь друг на друга, это доверие рождает великую музыку. Можно репетировать сколько угодно, но концерт — всегда очень особенный момент, многое может измениться. И хорошие музыканты должны быть гибкими, потому что каждый день не похож на другой. Я знаю, что сегодня мы работаем с симфоническим оркестром, который не играет оперу на постоянной основе, но они проделали очень серьезную работу. Исполнение опер обогащает симфонический оркестр так же, как и исполнение симфоний — оперный». (Альберт Домен, март 2020-го)

    «Венский романтизм пока не очень популярен в России. Я благодарна Александру Сладковскому и снимаю перед ним шляпу за то, что он именно такой репертуар продвигает в массы и делает это настолько талантливо и с таким знанием деталей! Мне не пришлось ему ничего объяснять, просить или договариваться. С первой ноты мы поняли друг друга на музыкантском уровне, который связывает людей из разных точек мира. Для меня было большим открытием, что госоркестр Татарстана абсолютно готов к исполнению этих произведений и выступает на очень высоком профессиональном уровне». (Анастасия Калагина, октябрь 2019-го)

  4. Продолжая историческую традицию, ГСО РТ под управлением Сладковского каждый год открывает для слушателей татарскую музыку, исполняя как малоизвестные произведения классиков, так и премьеры молодых композиторов. За 10 лет было впервые исполнено 115 произведений татарских композиторов, среди которых мировая премьера оперы «Белый волк» Зульфии Рауповой, симфония №5 «Женский лик Победы» и поэма памяти Шамиля Тимербулатова Анатолия Луппова, симфония №7 Рашида Калимуллина, симфоническая картина «Нардуган» Эльмира Низамова. Молодые композиторы специально пишут музыку для фестиваля «Мирас», а их произведения тщательно отбираются компетентным жюри.

    «Помню время, когда я с опаской читал упреки за то, что оркестр не исполняет музыку татарских композиторов, хотя в первый же сезон в Пушечном дворике Казанского кремля мы реконструировали сцены из оперы Назиба Жиганова „Алтынчеч“. С появлением в нашем сезонном календаре фестиваля татарской музыки имени Жиганова репертуар стал еще активнее наполняться сочинениями современных и прежних татарских авторов. Причем не по одному имени, а, что называется, целыми списками. И тут важно даже не то, как я играю ту или иную симфонию того же Назиба Гаязовича Жиганова (одни считают, что лучше Рахлина, другие — хуже Рахлина, хотя соревнования с ним я не объявлял и делать этого не собираюсь), чью музыку еще помнят люди старшего возраста. Я просто считаю, что надо обновлять информацию о татарской классике, необходимо людей просвещать и играть для них то, что нигде, кроме нашего фестиваля, вживую они не услышат». (Сладковский, июнь 2018-го)

    «Мне очень нравится, что исполняются давно забытые сочинения, которые вообще не звучат. Сладковский и Дулат-Алеев находят их и включают в план концертов фестиваля — и это очень хорошо, потому что произведения звучат по-новому, получают иную интерпретацию. Мы можем прочувствовать их ярче. Молодежь слышит интересные классические произведения, впитывает их и, возможно, претворяет какие-то детали в своих сочинениях». (Резеда Ахиярова, январь 2020-го)

  5. Отдельная страница в жизни оркестра — мировые гастроли. ГСО РТ под управлением Сладковского с нетерпением ждут во Франции, Испании, Японии, Китае, Австрии, Швейцарии и других странах. Во время гастролей коллектив подтверждает свое высококлассное исполнительское мастерство в плане исполнения как русской, так и мировой музыки.

    «В Японии у концертов нашего оркестра был огромный резонанс, причем для меня совершенно неожиданный. Здесь произошел просто какой-то взрыв! 7 из 9 концертов мы играли в пятитысячных залах, которые были битком забиты публикой, то есть нас приняли 35 тысяч слушателей. Еще два концерта в залах чуть поскромнее — на 1,5 тысячи каждый. В сумме у нас были около 40 тысяч слушателей! Это огромная новая аудитория, которая узнала о Казани и Татарстане. Кто может привести пример подобного расширения аудитории за несколько дней? Конечно, это невероятная история и очень серьезная цифра». (Сладковский)

    «Сладковский совершает невероятное: он оставляет оркестр на сцене и возвращается лишь в самом конце под звуки убедительных аплодисментов слушателей! Подаренные оркестром улыбки в полной мере оправдывают экспрессию этого благородного и в то же время нетипичного оркестра. Ведь музыка — это искусство, созданное с целью поделиться чувствами и эмоциями, радость, в конце концов разве не это самое главное!» (Мэривонн Коломбани, Zibeline, 2019)

    «Покажите мне еще какой-нибудь оркестр, кроме оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева, который может работать настолько мобильно и продукция которого сразу востребована? Не исключено, что мы повторим этот репертуар и в Японии. Спрос на нашу продукцию интернациональный! И это очень важно — не для моих амбиций (они вполне удовлетворены), а для имиджа республики, для президента Рустама Нургалиевича Минниханова, для людей, которые понимают, насколько подобное бесценно — иметь такой инструмент, такую „машину представительского класса“, которую можно презентовать в любой точке мира. Я всегда это декларировал, хотя 9 лет назад никто не понимал такого. А сегодня мы приглашены практически на все площадки Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря о фестивалях наших друзей и фантастических солистов, с которыми мы постоянно работаем. Нас приглашают все больше и больше, и не только в России, но и за рубежом». (Сладковский)

    «Мы должны признать, что Государственный симфонический оркестр Татарстана и его дирижер Александр Сладковский стали откровением и настоящим громом среди ясного неба. При выходе оркестра уже все очаровывает: женщины в одинаковых красивых черных платьях, мужчины, одетые в черные брюки, красивые белые рубашки с поясами смокинга. Таким образом, внешнее единство уже означало последующее неизменное музыкальное совершенство. Что касается дирижера, мы должны подчеркнуть его чрезвычайно точную работу, его абсолютный слух и… его память, ведь он дирижировал целый вечер без всякой партитуры, его глаза фокусировались только на музыкантах!» (Элоди Мартинес, TouteLaCulture.com, 2018)

    «Плавность его управления, лиризм и редкий способ исполнения, сочетающий и дозированность, и даже смелость тембров, поразили публику. В нем есть невероятная естественная точность темпов, сочетающаяся с чувством сказочного рубато и несравненной чувственностью. У некоторых дирижеров музыка всегда несет в себе суровый и жесткий оттенок, который делает классическую музыку узнаваемой не только искушенными меломанами. У Сладковского же музыка — игривая ли она или радостная — свободна от своих кандалов, и она раскрывает вам свою сущность, приносит вам непреодолимое ликование: в конце концов, это музыка для чувствительных душ!» (Жак Шюйон, Mediapart, 2018)

  6. В 2014 году ГСО РТ под руководством Сладковского принял участие в фестивале La Folle Journée в Японии. В 2016-м оркестр впервые за всю историю дал концерты в рамках европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Мюзикферайн (Вена). В декабре 2018 года состоялись первые гастроли ГСО РТ в Китае, а в 2019-м оркестр под управлением Сладковского принял участие в фестивале La Folle Journée во Франции. Один из концертов фестиваля, в 2019 году в Нанте, был записан и транслировался на канале Arte.

    «Зал „Зарядье“ фантастический! Справедливо его причисляют к лучшим в мире. А мне есть с чем сравнивать. Я играл и в Европе, и в Азии. Последнее, что меня очень впечатлило, — это игра с Михаилом Васильевичем Плетневым в Парижской филармонии. В новом зале, который построен на окраине. А у нас такой же по акустике, удобству и комфорту зал находится в самом сердце Родины, практически на Красной площади. Это абсолютно уникально. Сказать, что играть здесь — одно удовольствие, не сказать ничего. В хорошем зале оркестр может показать себя во всей красе. А здесь все на высшем уровне. Поэтому у меня самые восторженные впечатления. И я хочу поблагодарить и Ольгу Жукову, генерального директора, и всю ее команду, которая организовали этот фестиваль, за приглашение». (Сладковский)

    «Мы любим принимать Государственный оркестр Татарстана у нас, в нашем замечательном концертном зале в Петербурге. Считаю такой обмен очень интересным и полезным. Безусловно, оркестр Казани заявил о себе очень громко. Его давно считали высокопрофессиональным успешным коллективом, еще во времена Натана Григорьевича Рахлина, это уже было 35–40 лет назад. Мне приятно, что сейчас под управлением Александра Сладковского оркестр постоянно доказывает свои основательные права находиться в числе лидеров среди оркестров Российской Федерации» (Валерий Гергиев — художественный руководитель Мариинского театра, апрель 2017-го)

  7. Кроме того, Сладковский является основателем и художественным руководителем 8 музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас», Органный фестиваль. Они признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. 

    «Вы видите, как растет география наших гостей. На фестивале имени Рахманинова она расцветает и благоухает, как куст белой сирени. Мы начинали с 3–5 имен, а сейчас уже превращаемся в парад дирижеров, солистов, молодых музыкантов. В этом огромный смысл затеи, потому что у меня не было задачи просто играть Рахманинова, передо мной стояла задача расширять нашу географию, привлекать как можно больше солистов, молодежь, с которой я очень много работаю благодаря тому же Денису Мацуеву, у которого дирижировал на Grand Piano Competition. А теперь солисты конкурса приезжают сюда. Это невероятная взаимосвязь времен, поколений, традиций, школ, континентов, и я хочу ее все больше расширять. Смысл затеи в том, чтобы фестиваль с каждым годом становился совершеннее… Так и происходит». (Сладковский)

    «Сама идея сделать проект „орган + оркестр“ исходила от Александра Витальевича. Для него орган — особенный инструмент, „король инструментов“. Я надеюсь, что фестиваль ждет долгая, счастливая судьба, во всяком случае я знаю, что такой настрой есть у Александра Витальевича. Безусловно, впереди будут и российские, и мировые премьеры, и современная музыка, приедут солисты, которые найдут чем удивить публику. Ведь есть органисты, которые играют, скажем, рок-музыку либо феерически владеют ножной техникой. Надеюсь, что впереди нас ждет много открытий». (Евгения Кривицкая, февраль 2020-го)

    «Фестиваль „Белая сирень“ — самого первого класса, высочайшей пробы. Как вчера помню, в 2011 году сюда приехал Александр Борисович Рахманинов и своим появлением задал высокую планку проведения фестиваля. Сладковский его обаял, и он был поражен мастерством оркестра и его энергетикой. За эти годы видно восхождение оркестра на Эверест. Если посмотреть на афишу фестиваля, то его можно сравнить с любым самым звездным фестивалем. Я люблю сюда приезжать». (Мацуев, июнь 2019-го)

    «Мы видим результат и знаем — он поставил оркестр на мировую карту. До Александра Витальевича никто не слышал об оркестре Татарстана. А сейчас его показывают по каналу Mezzo, он приезжает с гастролями в Европу — это же невероятно! Я не знаю ни одного другого регионального оркестра, который так ездил бы с гастролями и писал серьезные циклы на лейблах вроде Sony». (Ольга Ростропович, сентябрь 2019-го)

  8. Важное место в деятельности коллектива занимают и благотворительные фестивали. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательные проекты для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительные проекты «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжело больных детей.

    «В раннем возрасте всем делают прививки от различных заболеваний, и, мне кажется, музыканты должны работать с детской публикой по такому же принципу. Сейчас у людей очень много агрессии, злобы, непонимания по отношению к миру и друг к другу, главная причина этого — банальное отсутствие культуры. Почувствовав прекрасное, получив эмоциональный заряд, который потом сопровождает их всю жизнь, дети прививаются от дурновкусия и неэтичного поведения. Кроме того, концерты носят важную образовательную функцию: маленькие посетители ГСО уже понимают, что такое оркестр, что происходит на сцене, что представляет собой концертный зал, где он находится и как там нужно себя вести. К сожалению, такой подкованностью может похвалиться не любой наш взрослый слушатель». (Сладковский)

    «У меня есть ощущение, что публика в Казани начала доверять и этому оркестру, и этому залу, и нашему проекту тоже. Независимо от того, что я скажу, решающее значение будет иметь то, как это сыграно. Четыре концерта, которые мы дали в этом сезоне, были очень высокого уровня. Растет уверенность оркестра в том, что он делает. Музыканты отвечают за каждый аккорд и за каждый такт. Я стараюсь внимательно слушать оркестр именно с этой точки зрения. Думаю, публика сможет разобраться в том, какие области ей интересны — в мировой и русской классике или татарской композиторской школе. А значит, появится спрос — устойчивый и, что важно, квалифицированный, на то, что будет делать оркестр». (Артем Варгафтик)

    «Еще один важный аспект взаимодействия оркестра с молодой аудиторией — регулярная благотворительная деятельность. У нас давняя связь с детским хосписом и фондом имени Анжелы Вавиловой, и ежемесячно небольшие ансамбли — струнные и духовые — выезжают к тяжелобольным детям и играют прямо в палатах или холлах лечебных учреждений. Помимо терапии такие пациенты остро нуждаются в эмоциональной подпитке, которую и обеспечивает классическая музыка. Музыка универсальна — хорошие произведения, даже если они крайне печальны, все равно поднимают жизненный тонус и побуждают ум и тело к борьбе с болезнью, а плохие мы стараемся не исполнять. Об этом всегда сложно говорить, но, поверьте, для оркестра такие встречи имеют огромное значение: дети, которые не могут посетить концерт, которые подчас не могут покинуть даже собственную больничную палату, — это, может быть, самые заинтересованные в музыке слушатели». (Сладковский)

  9. Концерты оркестра можно услышать не только в мировых столицах. ГСО РТ под управлением Сладковского каждый сезон дает концерты в городах Татарстана — за 10 лет слушатели побывали на 158 выступлениях в Чистополе, Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах, Зеленодольске и других городах.

    «Наше кредо — играть любой концерт в любой точке мира, будь то Березники или другой отдаленный городок, на том же уровне, на каком мы играем его в Музикферайне. Для нашего оркестра абсолютно нет никакой разницы, и в этом, мне кажется, и заключается залог большого успеха. Мы постоянно уделяем внимание качеству, независимо от уровня площадки или геолокации. Для нас интересны любые испытания — не только творческие, но и физические. Не каждый оркестр может такую нагрузку вынести, но нам это очень интересно. И приятно, что мы с этим справились». (Сладковский)

  10. Оркестр постоянно пополняет комплект своих инструментов работами старинных мастеров и лучших мировых производителей, что позволяет добиться высочайшего качества звука. 

    «Мы открывали сезон 2017–2018 знаменитой рахлинской симфонией Шостаковича, которой Рахлин дирижировал в присутствии композитора на мировой премьере в Москве. А 10 апреля 1967 года Рахлин дирижировал в оперном театре, тем самым дав начало жизни нашему оркестру. И там в последней части звучит колокольный набат… Инструментами мы сегодня укомплектованы, но предела совершенству нет». (Сладковский)

  11. Для Сладковского очень важно, чтобы ГСО РТ оставил после себя не только устные предания и воспоминания слушателей, посещавших концерты, но и материально запечатленные художественные свершения. Благодаря альбомам коллектива весь мир знает, что такое Татарстан и какой симфонический оркестр есть в республике. В 2012 году оркестр записал два альбома на лейблах Sony Music и RCA Red Seal, а в 2016-м совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» было реализовано несколько глобальных музыкальных проектов: запись трех симфоний Малера (№ 1, 5, 9), а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Д. Шостаковича. В мае 2020 года состоялся цифровой релиз бокс-сета «Чайковский-2020» — запись всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского на лейбле Sony Classical, приуроченная к 180-летию со дня рождения композитора. В августе 2020 года ГСО РТ под управлением Сладковского осуществил запись симфонических произведений Рахманинова на лейбле Sony Classical.

    «Все было достаточно быстро записано. Год мы еще монтировали. И еще где-то месяц думали, выйдет ли это в свет, успеем ли мы. Смешно вспоминать сегодня, но процесс был невероятно тяжелым — и с точки зрения записи, и с точки зрения монтажа. Но я счастлив, что это воплощается в совершенно потрясающую по картинке… Диск оформлен не просто как констатация факта и описание содержимого. Это произведение искусства. Каждый буклет имеет свое лицо и картинку. Это все со вкусом невероятным сделано. Я думаю, это будет серьезным шагом в развитии оркестра Республики Татарстан как минимум. Для нас это была невероятно важная работа. Она очень показательна. И, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который, как вы знаете, лично поддерживал данный проект. Он был в зале и наблюдал непосредственно момент записи. Мы играли фрагмент Одиннадцатой симфонии. Короче говоря, момент настал. И я считаю, это наше потрясающее достижение». (Сладковский о выходе на лейбле «Мелодия» записи всех симфоний Шостаковича)

    «Я очень рад, что за последние годы произошел такой гигантский рост оркестра. Всегда измеряю качество оркестра количеством моих просьб. Если их выполняют с первого раза, это высокий уровень. Если ничего не надо говорить — высочайший. ГСО РТ очень вырос за последние годы». (Павел Лаврененков, июль 2019-го)

    «У Чайковского три фортепианных концерта. Все знают Первый, и вот теперь есть шанс познакомиться с Фантазией — гениальнейшим произведением — и со Вторым концертом, который абсолютно ничуть не хуже, чем Первый. А шесть симфоний и „Манфред“ — это фундаментальный отчет и о творчестве Чайковского, и о творчестве оркестра, и о творчестве Сладковского. Очень легко, приятно работается с оркестром и маэстро. Прекрасная атмосфера, собралась замечательная команда». (Борис Березовский о записи полного собрания симфоний и инструментальных концертов Чайковского, июль 2019-го)

    «Рассматривая отдельные композиции, я считаю исполнение Александром Сладковским Третьей, Пятой и Шестой симфоний самым лучшим среди всех современных записей. Симфонический цикл Сладковского рекомендуется к прослушиванию наряду с записями Мариса Янсонса, Владимира Юровского, Михаила Плетнева, Евгения Светланова и Владимира Федосеева. Конечно, существуют исторические записи Виллема Менгельберга, Евгения Мравинского, Артуро Тосканини и Вильгельма Фуртвенглера, но эта новая работа выходит на новую вершину за выдающиеся интерпретацию, исполнение и запись. Этой музыке свойственна страсть, превосходная дисциплина, созвучная тем, что есть в самих записях Мравинского, а высочайшее качество звука позволяет услышать все в роскошном звучании. Бокс-сет „Чайковский-2020“ — триумфальный памятник великолепной работе Александра Сладковского, который в этом году отмечает 10 лет своего сотрудничества с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Он превратил этот ансамбль региональных музыкантов в оркестр мирового уровня, который добился значительных успехов в своем продвижении. Все это результат виртуозного управления, наставничества и руководства Сладковского при поддержке президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова». (Грегор Тасси, 2020)

  12. При этом такая оцифровка происходит не только в формате аудиозаписей. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского — первый российский региональный коллектив, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2019 году оркестр под управлением Сладковского принял участие в фестивале La folle journée (Франция). Один из концертов этого фестиваля в 2019 году в Нанте был записан и транслировался на канале Arte.

    «Записи такого высокого качества, которые сейчас делают во Франции и даже в России на канале „Культура“, передают тончайшие звуковые и визуальные нюансы. Зритель видит дирижера и музыкантов в непосредственной близости, наблюдает за выражениями их лиц, ведь из зала их невозможно увидеть крупным планом. Сейчас оркестры снимают 9 камер и два крана, которые передают ощущение настоящего, живого концерта — и по качеству звука, и по качеству картинки. Самое главное — записи расширяют аудиторию оркестра, становятся большим подспорьем для его рекламы и узнаваемости. Мы множим свою коллекцию на YouTube-канале, а это отдельное направление работы оркестра». (Сладковский)

  13. ГСО РТ под управлением Сладковского — постоянный участник лучших музыкальных фестивалей как в России, так и за рубежом. Концерты с участием ГСО РТ с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени в рамках фестивалей Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Безумный день в Японии», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори» и других.

    «Сегодня нам доверяют играть музыку тех стилей и композиторов, которые российским оркестрам несвойственны. Мы и в Нанте играли не русскую музыку, а по большей части французскую. Оркестр Татарстана сегодня владеет таким количеством стилей и такой палитрой возможностей, что организаторы фестивалей смело могут заказывать ему музыку не только той национальности, к которой он принадлежит, а мирового масштаба. Бесспорно, это одна из высоких степеней признания». (Сладковский)

    «Для слушателей концерта приятным сюрпризом стало выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Коллектив продемонстрировал удивительную технику звука, особенно музыканты со струнными и духовыми инструментами. Слушатели стали свидетелями безупречного исполнения оркестром блестящего концерта Рахманинова». (Жан-Франсуа Принсипиано, TV83, август 2019-го)

    «В этом году самым ярким впечатлением для меня на „Безумном дне“ стало выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и его дирижера Александра Сладковского. Я была так растрогана каждым произведением, что не переставала плакать, — такого со мной никогда раньше не происходило ни на одном концерте классической музыки». (Кае Миядзава, 2019)

    «Нужно разрушить стереотип, что в России есть лишь несколько суперзвезд. Иркутск — место для меня святое, и я рад, что артисты, сюда приезжающие, становятся любимцами. Я счастлив, что вернулся домой, и вернулся не один, а с блестящей командой музыкантов, которые, надеюсь, удивят и порадуют слушателей… Я рад, что приехал симфонический оркестр Татарстана — один из лучших российских коллективов». (Мацуев о фестивале «Звезды на Байкале», 2018)

    Высокий уровень исполнительского мастерства, которого достиг ГСО РТ за 10 лет руководства Сладковским, неоднократно подтверждался оценками других выдающих музыкантов, мировых музыкальных критиков и обозревателей, звукорежиссеров и зрителей, которые всегда обеспечивали переаншлаг на концертах оркестра. Мировые звезды классической музыки, эксклюзивные премьеры, мастер-классы, незабываемые эмоции — еще 10 лет назад все это не рифмовалось с Казанью и Татарстаном, а теперь без этого уже невозможно представить себе культурную жизнь республики. Совсем скоро мы узнаем, что 10 лет грядущие нам готовят, и, без сомнения, это будет нечто незабываемое.