Группа Этери Тутберидзе выложила видео, где Камила Валиева исполняет тройной аксель Группа Этери Тутберидзе выложила видео, где Камила Валиева исполняет тройной аксель Фото: Денис Гладков

УРОКИ РОЗАНОВА

Видео с тройным акселем в исполнении Камилы Валиевой появилось в «Инстаграме» TeamTutberidze вечером 18 октября. Скорее всего, прыжок был сделан на той же воскресной тренировке — обычно в группе Этери Тутберидзе сразу показывают новые свершения своих спортсменов. Особенно если есть повод. А он действительно серьезный. Камила, а вместе с ней и вся группа недавно впервые за полтора года проиграли. Да не кому-нибудь, а Евгению Плющенко, который привел к победе экс-ученицу Тутберидзе Александру Трусову. Соревнования на Кубке России в Москве окружали провокации и судейские скандалы, а после в сообществе фигурного катания стали обсуждать перспективы Валиевой. Отмечали ее эмоциональную нестабильность, пробелы в технике и не самые удачные постановки на сезон. Плющенко же тем временем начинал новый раунд медиавойны. Тутберидзе с помощниками ответили привычным для себя способом — демонстрацией успеха. Под видеозаписью — лаконичный хештег #двигаемсявперед.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» знакомый с ситуацией источник, Валиева начала упорную работу над тройным акселем сразу после поражения на Кубке. Она очень переживала, что подвела тренера. Тутберидзе убедила ее, что единственный шанс вернуть свои позиции — продолжить работу. За пару дней Камила начала делать полностью докрученный прыжок. Проблема была только в приземлении, которую решили путем добавлением риппона (когда в полете поднимаются руки). Камила начала выезжать с акселя уверенно. «Как правило, такое исполнение прыжка сложнее, поэтому и судьями оценивается выше, но иногда спортсменам, наоборот, проще прыгать с руками наверх, чем в группировке», — объяснила «БИЗНЕС Online» вице-чемпионка мира Алена Леонова.

Что любопытно, Валиева не выучила новый прыжок, а скорее вернула утраченный. Аксель осенью прошлого года Камиле поставил еще Сергей Розанов (который сейчас работает у Плющенко). Тогда Валиева сделала пару удачных попыток, но всерьез над элементом поработать не успела — помешал тяжелейший перелом, который чуть не поставил под вопрос карьеру фигуристки. После тяжелого восстановления Камила постепенно собирала прыжки. Аксель планировала нарабатывать в апреле, после юниорского чемпионата мира, но вмешалась пандемия — закрылись катки. После карантина нужно было вновь набирать форму. В планах на этот сезон тройной аксель точно существовал, но далеко не факт, что без болезненного поражения на Кубке России мы увидели бы его так скоро.

Ярче всего плюсы тройного акселя демонстрирует Алёна Косторная Ярче всего плюсы тройного акселя демонстрирует Алена Косторная Фото: Денис Гладков

ВАЖНЕЕ ЧЕТВЕРНЫХ

Тройной аксель — ключевой прыжок для современной фигуристки и настоящий джокер в рукаве: да, у четверных прыжков — большой имиджевый статус, но аксель суммарно приносит больше баллов. Четверные в короткой программе у девушек запрещены, а тройной аксель разрешен. Формально международный союз конькобежцев (ИСУ) приравнивает его к прочим тройным прыжкам, хотя по факту у акселя 3,5 оборота, зато оценивается он выше (8 баллов) — как квады, а не тройные. Кроме того, аксель — единственный обязательный прыжок, который необходимо включать в программу. Если с остальными прыжками и их количеством выбор предоставлен спортсмену и его тренеру (пусть и с рядом условий), то вот хотя бы один аксель в короткой и один в произвольной программе четко прописаны в правилах. Поэтому девушкам, которые прыгают четверные, приходится вставлять в программу двойной аксель, который дает всего 3,30 балла. А вот те, кто владеет тройным акселем, от двойного могут отказаться и не занимать программу простым и дешевым элементом.

Ярче всего плюсы тройного акселя демонстрирует Алена Косторная. Несмотря на выдающиеся катание и хореографические данные, изначально ее не рассматривали как серьезного конкурента для Трусовой и Анны Щербаковой, но, когда она стала исполнять по три тройных акселя — один в короткой и два в произвольной, этого набора ей хватило, чтобы обойти Щербакову и Трусову с их четверными на всех международных стартах прошлого сезона. Алена получала такой перевес в короткой, что в произвольной ее уже было невозможно догнать.

Валиева же теперь владеет и тройным акселем, и четверным — и это уникальный и крайне редкий для женского одиночного катания случай. По сути, примера удачного исполнения квада вместе с трикселем мы пока еще не видели — имелись попытки от Елизаветы Туктамышевой, американки Алисы Лью и той же Трусовой, но удачных прокатов не было. Таким образом, Камила, помимо побед, может еще и вписать свое имя в историю.

Еще один важный нюанс: тройной аксель — более стабильный прыжок, чем четверной. При этом стоит незначительно дешевле. Как показывает практика, девушки чаще удачно исполняют тройной аксель, чем четверные, которые зачастую не оправдывают риска. Разница между тройным акселем и четверными тулупом и сальховом менее 2 баллов, и эту разницу можно покрыть надбавками за удачное исполнение.

Такая быстрая работа по восстановлению сложного прыжка — знак повышенного внимания Тутберидзе к Валиевой Такая быстрая работа по восстановлению сложного прыжка — знак повышенного внимания Тутберидзе к Валиевой Фото: «БИЗНЕС Online»

ТУТБЕРИДЗЕ ВЫБРАЛА ДЛЯ СЕБЯ ФАВОРИТА?

Такая быстрая работа по восстановлению сложного прыжка — знак повышенного внимания Тутберидзе к Валиевой. Этери и раньше не скрывала, что Камила для нее исключительная ученица — она называла любимой программой ее прошлогоднюю «Девочку на шаре», по-особенному обрадовалась первому удачному четверному и пролоббировала приглашение юной спортсменки на контрольные прокаты сборной России в обход правил.

За лето ряды группы Тутберидзе поредели, но у нее до сих пор много работы. Тот же тройной аксель ждет Щербакова — Анна учит прыжок уже несколько лет, но пока успеха не видно. Нужен триксель и Дарье Усачевой: одногодка Валиевой ярко показала себя на Кубке России, но без ультра-си она не сможет рассчитывать на высокие места. Повышенного внимания требует и Евгения Медведева, которая совсем недавно вернулась в «Хрустальный» после работы с канадцем Брайаном Орсером и пытается восстановиться после тяжелой травмы и собрать хотя бы прежний технический набор.

Но ни по одной из этих фигуристок нет новостей — зато есть тройной аксель Валиевой. Хотя ультра-си Камиле даются, по мнению ряда экспертов, сложнее всего: у нее непропорционально высокие ноги и руки — это эффектно смотрится в балетных программах Камилы, но зато сильно мешает исполнению сверхсложных многооборотных прыжков. В детстве ей и вовсе предрекали переход в танцы на льду, а теперь же Валиева собирает одну из сложнейших по технике программ в истории спорта.

«Прекрасный прыжок, с хорошим запасом, легкостью, да еще и с руками наверх! — прокомментировала Леонова видео с акселем Валиевой. — В нем все хорошо: пролет, высота, приземление. Идеально. Даже у мужчин нет такой техники, как у Камилы».

Ещё одна важная цель на этот сезон — четверной сальхов. И она вполне реальна. До прошлогодней травмы Камила уже делала удачные попытки, а вернуть прыжок всегда проще, чем учить его с нуля Еще одна важная цель на этот сезон — четверной сальхов. И она вполне реальна. До прошлогодней травмы Камила уже делала удачные попытки, а вернуть прыжок всегда проще, чем учить его с нуля Фото: Денис Гладков

КАКАЯ ЦЕЛЬ СЛЕДУЮЩАЯ?

Эталонная техника у Камилы и в четверном тулупе. Недавно олимпийская чемпионка Оксана Баюл высказала мнение, что Валиева совместила тулуп с техникой акселя, но Леонова не согласна с украинской фигуристкой: «Это абсолютно разные прыжки, поэтому так думать как минимум странно. Если же Оксана имела в виду, что Камила разворачивается на тулупе и прыгает его с акселя, то это тоже не так. Не было подобного, да и ей не зачли бы этот прыжок. Как минимум ставили бы галку за недокрут». По мнению Леоновой, у Валиевой, наоборот, один из немногих для женского одиночного чистых четверных, близких к эталонным. И, в отличие от Трусовой, которая прыгает тот же тулуп силой вверх, Камила использует скорость тела и крутку во вращении. В результате прыжок получается широким и пролетным, а значит, более выразительным.

Чистое исполнение двух четверных тулупов и хотя бы одного тройного акселя гарантирует победу Камиле почти на любом старте. С этим набором она уже сейчас, можно сказать, неуязвима перед Олимпиадой 2022 года в Пекине. Раньше Валиеву относили к фаворитам из-за стереотипа, что в олимпийский сезон блистают те фигуристки, которые достигли 15 лет и проводят свой первый взрослый сезон. Камила будет как раз из таких. Но теперь же к этому аргументу можно добавить и ее технический контент.

Еще одна важная цель на этот сезон — четверной сальхов. И она вполне реальна. До прошлогодней травмы Камила уже делала удачные попытки, а вернуть прыжок всегда проще, чем учить его с нуля. Еще из обязательных усложнений — каскад тройных лутца и риттбергера. Последний принес победу на прошлой Олимпиаде Алине Загитовой. Валиева им владеет, но он пока нестабилен, поэтому на соревнованиях от него отказывались. Но нарабатывать его будут точно — он поможет сделать контент Камилы более вариативным. А дальше — кто знает? Возможно, есть смысл ждать даже четверной лутц — запас на тройном у нее очевиден.

Грустно во всей этой истории только то, что в очередной раз путь к победе в фигурном катании идет через технику и прыжковую «гонку вооружений». Главной претензией к Камиле после Кубка России были спорные костюмы и своеобразная программа, но вместо доработок «Болеро» в «Самбо-70» ставят Валиевой аксель. Виновата в этом, конечно, в первую очередь, судейская система, которая ценит технику выше хореографии.