В сентябре ряду кинотеатров удалось вернуться к показателям «доковидного времени»: сыграло роль наличие премьер В сентябре ряду кинотеатров удалось вернуться к показателям доковидного времени: сыграло роль наличие премьер Фото: «БИЗНЕС Online»

      ПОСЕЩАЕМОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ

В сентябре ряду кинотеатров удалось вернуться к показателям доковидного времени: сыграло роль наличие премьер. Однако на октябрь представители кинотеатров смотрят без лишнего оптимизма.

«В сентябре мы практически вернулись к показателям посещаемости сентября 2019 года», — рассказала нам президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова. Но в последнее время показатели (здесь и далее — данные по Казани) упали на 10–15% в связи с отсутствием в расписании громких блокбастеров. «Мы пытаемся нивелировать это отставание за счет разнообразного репертуара, в котором есть место не только новинкам, но спецпоказам, фестивальному кино, сериальным марафонам и ретроспективам», — поясняют в кинотеатре.

«Зрители идут в кинотеатр смотреть хорошее качественное  кино, и перенос на следующий год практически всех громких релизов   сказался на зрительском спросе ничуть не меньше, чем ограничения, связанные с соблюдением мер безопасности, — отметила зам генерального директора по маркетингу „Киномакса“ Ирина Туманова. — Мы достаточно неплохо отработали сентябрь — два  громких голливудских релиза „Довод“ и „Мулан“ собрали свою аудиторию, российская премьера „Стрельцов“ является лидером проката этой недели, но вот по поводу ближайших нескольких недель сложно давать оптимистические прогнозы».

Кинотеатры, разумеется, несут издержки, связанные с ограничениями и правилами, установленными Роспотребнадзором Кинотеатры, разумеется, несут издержки, связанные с ограничениями и правилами, установленными Роспотребнадзором Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Немного иначе ситуация складывается в единственном государственном кинотеатре Казани «Мир»: снижение потребительского спроса здесь характеризуют как «незначительное». «Подобному способствует тот факт, что мы имеем свой уникальный репертуар, у которого есть свой постоянный зритель — это фестивальное и национальное кино. И в период, когда все крупные коммерческие релизы ушли на 2021 год, нас выручают такие проекты. До открытия мы реализовывали сертификаты — 100 рублей на любой фильм без меморандума и 50 рублей на фестивальное кино», — говорит руководитель кинотеатра «Мир» Ольга Архипова.

При этом кинотеатры, разумеется, несут издержки, связанные с ограничениями и правилами, установленными Роспотребнадзором. «Посещаемость, как и у всех, у нас ограничена постановлениями кабинета министров РТ. В данный момент действует ограничение в 70 процентов от общего количества мест в зале, — рассказала Архипова. — Применяем дистанционную рассадку, что при соблюдении всех требований Роспотребнадзора сокращает число проданных билетов до 50 процентов».

«Поэтому на премьерных показах мы теряем половину зрителей, но относимся с пониманием к текущей ситуации. На снижении посещаемости и доходности сказывается и тот факт, что, согласно требованиям Роспотребнадзора, установлены 30-минутные интервалы между сеансами, и за день мы теряем целый сеанс», — добавила наша собеседница. В «Мире», по ее словам, выполняют все профилактические меры: контроль температуры тела работников, обработка рук, влажная уборка и дезинфекция: с кратностью обработки каждые два часа всех контактных поверхностей фойе кинотеатра. При проведении мероприятий за 10 дней производится уведомление Роспотребнадзора.

Представители федеральных сетей не стали комментировать издержки, связанные с ограничительными мерами, заметив лишь, что продолжают соблюдать все меры безопасности: «шахматная» рассадка, санитайзеры, социальная разметка, герметичные упаковки в кинобаре, маски и перчатки. Зрители, по заверениям наших собеседниц, к новой реальности и особым правилам привыкли и сознательно соблюдают их.

«Киноцентры, пожалуй, действительно являются сейчас безопасной средой в плане защитных и ограничительных  мер, предписанных в рамках предупреждения роста заболеваемости: и соблюдение социальной дистанции, в том числе максимальная заполняемость  залов не более 50 процентов, и ношение масок, и меры профилактики и дезинфекции», — резюмируют в «Киномаксе».

«Кинотеатры больше 4 месяцев находились в простое и до сих пор не вернули свои обороты на докризисный уровень «Кинотеатры больше четырех месяцев находились в простое и до сих пор не вернули свои обороты на докризисный уровень» Фото: «БИЗНЕС Online»

            ФИНАНСОВЫЕ ПОТЕРИ

«Кинотеатры больше четырех месяцев находились в простое  и  до сих пор не  вернули свои обороты на  докризисный  уровень. По  сути, по  итогам года мы, скорее всего, не выйдем и на половину от запланированных  изначально показателей», — прогнозируют в «Киномаксе». Там же добавляют, что непростая ситуация в отрасли кинопоказа сказалась на всех: «И маленькие кинотеатры, и большие сети ощутили негативное влияние множества факторов: отсутствие целевой поддержки, проблемы с коммуникацией с региональными властями и задержки по открытию кинотеатров, серьезные ограничения деятельности для уже работающих площадок, перенос больших релизов в репертуаре и многое другое».

По словам Тумановой, ситуация сейчас складывается таким образом,  что многие кинотеатры доведены до предбанкротного состояния. «У всех, конечно, разный запас прочности, но все равно всем в текущей ситуации очень  сложно, — резюмирует она. — Минимизируем все текущие операционные расходы, но без снижения уровня качества предоставляемых сервисов, ведем   переговоры со всеми партнерами о реструктуризации условий коммерческих отношений и снижении наших затрат». Бо́льшую часть управленческого персонала «Киномакс» перевел на удаленную работу.

«Объем потерь исчисляется миллиардами», — лаконично пояснили нам в «Каро» «Объем потерь исчисляется миллиардами», — лаконично пояснили нам в «КАРО» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Объем потерь исчисляется миллиардами», — лаконично пояснили нам в «КАРО» (очевидно, речь идет не о Казани, а о всей сети кинотеатров). Там же добавили, что в ситуации «многочисленных ограничений и сиюминутных перемен» придумать эффективное оптимизационное решение достаточно сложно. «Остается надеяться на поддержку и дотации со стороны государства и просто продолжать кинопоказ, радуя зрителей разнообразным репертуаром», — резюмировали в сети.

А вот в «Мире» ситуация выглядит не столь плачевно. «Благодаря тому, что финансирование на заработную плату, коммунальные услуги до нас доводилось в полном объеме, мы сохранили коллектив. Наши потери выразились в том, что мы недополучили около 3,5 миллиона рублей доходов», — сообщила Архипова. По ее словам, в разгар COVID-19 в соцсетях кинотеатра проводились различные активности, был серьезно расширен список фильмов для бесплатного просмотра на YоuTube-канале «Татаркино».           

Цены же на билеты в казанских кинотеатрах практически не изменились — об этом заявили все три наши собеседницы. «Как бы нам ни хотелось идти в ногу с общим уровнем инфляции, мы не можем поднимать цены. Средний чек в Казани в течение этого года у нас держится на одном уровне и составляет от 250 до 270 рублей», — говорит Туманова.

Большую часть управленческого персонала «Киномакс» перевел на удаленную работу Бо́льшую часть управленческого персонала «Киномакс» перевел на удаленную работу Фото: «БИЗНЕС Online»

            ВТОРАЯ ВОЛНА

По словам Тумановой, в ряде регионов кинотеатры сети до сих пор не открылись. «В нашей сети таких несколько: Краснодар, Волгоград, Ижевск. И мы очень хорошо понимаем, что повторное закрытие и так с трудом функционирующих киноцентров будет равносильно уничтожению отрасли как таковой», — констатирует наша собеседница. Тем не менее она выражает надежду на то, что в 2021 году ситуацию удастся выровнять. «Если будет вакцина и люди перестанут так сильно бояться. У нас так много релизов сосредоточилось на 2021 год. Это будет один из самых интересных периодов», — резюмирует она.

В «КАРО» предпочитают не комментировать возможность повторного закрытия кинотеатров, предлагая решать проблемы по мере их поступления.

В «Мире» поддерживают коллег-федералов. «Опасения присутствуют у всех кинопрокатчиков, для коммерческого сектора вторая волна будет сокрушительна. Надеемся, что этого не произойдет благодаря ответственному подходу к недопущению распространения коронавирусной инфекции со стороны как бизнеса, так и зрителя», — резюмирует Архипова.