1. В этом году Казань оказалась в одном ряду с Берлином, Брюсселем, Мадридом и Веной — именно там раньше проходили выездные школы историка моды и телеведущего Александра Васильева. Но пандемия скорректировала все маршруты, поэтому и модные экскурсии переместились в города России.

  2. Одной из программ стала «Золотая Казань», которая включила в себя Нацмузей РТ, музей ИЗО, Боратынского, дом Ушковой, усадьбу Орлова — музей Ленина, театр оперы и балета, Кремль, Кул Шариф, казанский Богородицкий мужской монастырь, Благовещенский собор, антикварный салон и экскурсию по городу. Уже в Казани от гида Васильев узнал о Международном институте антиквариата Алексея Семина, и школа отправилась и туда.

  3. Личный консультант Семина, искусствовед и доцент КФУ Михаил Яо, рассказал, что музей появился практически из ничего. Когда Семин уехал за границу, он купил во Франции замок Левевиль и начал «в потрясающих количествах» собирать антиквариат — предметы декоративно-прикладного искусства, начиная с эпохи Средневековья и до середины XIX века. По словам Яо, Семин тратил на это более $10–15 млн в год. Результатом страсти к коллекционированию стало самое крупное частное собрание мебели в России и Международный институт антиквариата, который разместился в здании ASG на Сибирском тракте. Там изучают и реставрируют собранные Семиным предметы искусства, а также показывают всем желающим — вход в выставочный центр музея бесплатный, по предварительной записи.

  4. Такая коллекция не могла не заинтересовать Васильева — историк моды собирает не только костюмы, но и мебель, в которой тоже хорошо разбирается. Его небольшая группа появилась в музее почти без опозданий. Сам Васильев по случаю надел шапку-гоголь со своей любимой геральдической лилией, вышитой пайетками: он увидел этот символ в Италии, на вилле Д‘Эсте в Тиволи. С тех пор появилась интерьерная премия и товары под брендом «Лилии Александра Васильева».

  5. Васильеву очень понравилась экспозиция в выставочном центре — он отмечал, что все очень симпатично и как у него дома. «Часы, как у меня дома. Узнаю брата Васю! Все, как у меня дома — это не юмор, а правда. На таких креслах я и сижу», — приговаривал историк и снимал маленьким фотоаппаратом. Позже он добавил, что музею могут вручить ту самую интерьерную премию: «Я вижу, вы люди богатые, сможете оплатить».

  6. Специально для Васильева в институте сделали небольшую выставку, посвященную ампиру. Это его любимый стиль, потому что он «строгий, элегантный, мужской».

  7. Осматривая коллекцию, Васильев беспрестанно хвалил реставратора Андрея Сульдина: «Поздравляю, вы просто мастер». Всего над восстановлением объектов декоративно-прикладного искусства в коллекции Семина трудятся 30 человек. Интересно, что в частных коллекциях к работе реставратора предъявляются более строгие требования, а количество отреставрированных предметов может составлять 20 в год, тогда как в государственных музеях — 1–2.

  8. Васильев сказал, что Семин питает страсть к часам, стилю рококо, хохломе и обнаженке. Также он отметил обилие растительных орнаментов в коллекции и оказался прав — одна из картин, по словам реставратора, действительно привлекла коллекционера своим оформлением в виде роз.

  9. А картина, на которой собаки загоняют оленя, представилась историку метафорой жизни Семина — он сам в образе оленя, а собаки — его кредиторы. «Но Алексей Владимирович не берет кредитов», — возразили в руководстве института. «Вы просто не знаете», — улыбнулся Васильев.

  10. Временами Васильев читал небольшие монологи о современном состоянии антиквариата и нравах нового поколения. «Пандемия нанесла огромный удар по антикварной торговле. Новое поколение к старине не приучено — оно предпочитает IKEA. И мы настолько подросли на ГМО, что современный мужчина больше не имеет отношения к данным стульям и креслам. Поэтому подобное осталось больше увлечением женщин, которые меньше ростом. Им кажется, что им удобнее такой комодик. Эта мебель оказалась неудобна для компьютеров, кроссовок, телефонов, шнуров. Для такого надо иметь изысканный быт, который требует таких же манер. Они воспитываются с детских лет, и очень трудно найти семью, которая сегодня готова ребенка воспитывать принцем. Девочку всегда растят принцессой, и в этом главная драма России — у нас куча принцесс и ни одного принца. Из сына всегда растят хулигана и спортсмена, а из девочки — принцессу. И когда они встречаются, то не находят ничего общего, у них происходит несовпадение», — сказал историк. Поэтому и цены на антиквариат падают — его просто некому покупать.

  11. Также Васильев предрек, что цены на антиквариат будут снижаться все больше, потому что главные покупатели сейчас — мусульмане: «Они не любят европейские старые вещи, особенно ортодоксальные. Жители Эмиратов и Саудовской Аравии считают, что если неверный прикасался к предмету, им такое не подойдет. Поэтому они предпочитают заказывать точные копии в Италии, Вьетнаме, Китае. Это будет большая драма будущего — куча дешевого антиквариата».

  12. Тем не менее луч света в сложившейся ситуации все же есть — растут цены на золото в слитках, хорошие бриллианты и старинные костюмы. Если раньше Васильев мог приобрести подобный за 10 тыс. евро, то сейчас его цена выросла до 100 тысяч.

  13. После этого историк поделился своими секретами покупок на аукционах — он участвует в них почти каждую неделю. Однажды, чтобы купить платье актрисы Жанны Моро, Васильеву пришлось в 4 часа утра идти в интернет-кафе у метро — дома у него сеть внезапно отключилась. Плохие аукционы (т. е. те, на которых можно приобрести антиквариат за бесценок) случаются во время дождя, в предпраздничный день и выходные. Дешево уходят первые лоты до 10:00 и последние, когда уже все истратились и устали.

  14. «Думаю, Семина переполняет интерес к такой коллекции — ведь сколько было дано взяток на таможне!» — воскликнул Васильев и дал несколько советов, как без проблем ввезти купленную за рубежом вещь в Россию. Нужно сказать, что вы приобрели ее для кухни. «Это волшебные слова, таможенники сразу теряют интерес», — заверил Васильев. Также работает словосочетание «середина XX века».

  15. В разгар экскурсии Васильеву позвонила коллега по «Модному приговору», певица Надежда Бабкина. Она передала привет ученикам выездной школы и разрешила им грешить в Казани, «только незаметно, чтобы мужья не знали и Сашка не ревновал».

  16. После выставочного зала группа Васильева переместилась в хранилище, где расположены купленные Семиным предметы, ожидающие своей реставрации. Историк попросил передать коллекционеру одновременно и свой восторг: «Мы хотим к вам переехать. Вы молодцы, столько перевезли в Казань! Это потеря для Франции», и свои опасения: «Он взялся за гуж, который может быть слишком тяжел для человека 50 лет в стране с нестабильной экономикой. Возможно, он купил их на всякий случай, авось пригодится, и собирает, как Плюшкин. Но что делать с ними? Просто хранить? Лучше распродать на аукционе, пока предметы не поел шашель (жук, питающийся древесиной, — прим. ред)».