Накануне мировой суд Вахитовского района Казани вынес приговор жителю Казани Рустему Хайрутдинову, который сбил на электросамокате ребенка, а впоследствии отказался от медицинского освидетельствования Накануне мировой суд Вахитовского района Казани вынес приговор жителю Казани Рустему Хайрутдинову, который сбил на электросамокате ребенка, а впоследствии отказался от медицинского освидетельствования

прецедент: штраф 30 тыс. и лишение прав на полТОРА года после «ДТП» на самокате 

Накануне мировой суд Вахитовского района Казани вынес приговор жителю Казани Рустему Хайрутдинову, который сбил на электросамокате ребенка, а впоследствии отказался от медицинского освидетельствования. Сам инцидент произошел 30 августа в 15:32 возле дома 3/2 на улице Татарстан. По мнению инспекторов ГИБДД, Хайрутдинов управлял электросамокатом прокатной компании Whoosh мощностью 350 Вт, в нарушение п. 10.1 ПДД РФ не выбрал безопасную скорость для движения и совершил наезд на бетонный блок, после чего упал на пятилетнего ребенка, который гулял по тротуару вместе с мамой.

Присутствовавший рядом сотрудник полиции вызвал на место происшествия инспекторов ГИБДД, и они заметили у водителя самоката признаки опьянения. Хайрутдинову предложили пройти медицинское освидетельствование, но тот отказался. Инспекторы составили в отношении него протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ («Невыполнение водителем ТС требования о прохождении освидетельствования на состояние опьянения»). Наказание по этой статье — штраф в размере 30 тыс. рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. В связи с падением на ребенка в отношении Хайрутдинова возбуждено административное дело по ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»). Правда, впоследствии выяснилось, что ребенок все же не пострадал, и дело прекратили.

Мировой судья судебного участка №4 Вахитовского района Гельуса Валиева признала водителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Хайрутдинова обязали выплатить штраф в размере 30 тыс. рублей и лишили права управления транспортными средствами на 18 месяцев. 

Отметим, что Хайрутдинов за три года привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД всего 6 раз, пьяным за рулем его ни разу не ловили.

Хайрутдинову предложили пройти медицинское освидетельствование, но тот отказался Хайрутдинову предложили пройти медицинское освидетельствование, но тот отказался

«получается, любой человек, который берет электросамокат в аренду, становится нарушителем?»

Адвокат Хайрутдинова Артур Султанов в беседе с «БИЗНЕС Online» не стал отрицать, что его клиент не справился с управлением электросамокатом и наехал на ребенка. На место прибыли сотрудники ГИБДД и, выясняя обстоятельства происшествия, якобы учуяли от самокатчика запах алкоголя. «Начали вменять, что он управляет не электросамокатом, а мопедом, а для этого нужна категория М. Соответственно, к нему якобы подлежат обязанности по освидетельствованию. Но мой клиент отрицал данный факт, говорил, что управляет не транспортным средством, а электросамокатом», — рассказал юрист.

Дуть в алкотестер Хайрутдинов отказался, и в отношении него выписали протокол по ст. 12.26 КоАП РФ. Самокат, благо, эвакуировать не стали — он сразу же его сдал обратно в пункт аренды. «Сейчас такая неопределенная правовая ситуация в плане того, к каким видам транспортных средств этот самокат относить», — отметил юрист. Сам он считает, что конкретно в их случае электросамокат относится скорее к категории велосипедов, а его водитель — пешеход. Такой же позиции придерживается арендодатель.

Несмотря на представленные аргументы, суд принял решение не в пользу Хайрутдинова. «То есть получается, что любой человек, который берет электросамокат в аренду, становится нарушителем? Потому что ему нужны права категории М, а если остановят — пожалуйста, готовая статья? Это немножко нелогично», — считает юрист. Он отметил, что намерен обжаловать это решение — и, если понадобится, даже дойти до Верховного суда. «Мы на этом останавливаться не намерены, потому что есть сложившаяся практика, достаточно хорошая, по Казани и по всей России, где судьи признают, что это не является мопедом», — парировал адвокат. Султанов согласился с замечанием о том, что есть и противоположная практика: «Она неоднородная — и многое зависит от мощности электросамоката. Если мощность действительно большая, если сиденье установлено — формально можно признать их мопедами. Но точно не в нашем случае!»

Что же касается позиции самого «нарушителя» Хайрутдинова, то, по словам юриста, он был в шоке. «Да я и сам тоже. У меня, признаюсь, первое дело такое. Считаю, что тут несправедливая ситуация», — добавил защитник.

Пока электросамокатам официально не присвоено какого-либо статуса. Однако в сентябре стало известно, что минтранс разработал масштабный проект поправок в ПДД, где, в том числе, прописаны эти транспортные средства Пока электросамокатам официально не присвоено какого-либо статуса. Однако в сентябре стало известно, что минтранс разработал масштабный проект поправок в ПДД, где в том числе прописаны эти транспортные средства

«Мне кажется, меня просто осудят, и все, чисто принципиально»

По данным источников «БИЗНЕС Online», для Татарстана это уже не первое решение суда, которое приравнивает водителей самокатов к полноценным участникам дорожного движения и наказывает за нарушение ПДД или отказ от медосвидетельствования, всего их уже около пяти. Однако в публичном пространстве нынешнее дело — прецедент. 

Кроме того, у всех на слуху еще один процесс, связанный с жителем Казани Дмитрием Котуховым, чье имя облетело ряд федеральных СМИ. В августе этого года инспекторы остановили на проспекте Ибрагимова 54-летнего Котухова, который двигался на электросамокате по тротуару. Документов на портативное транспортное средство у него с собой не оказалось, а проходить медосвидетельствование (сотрудники ГАИ посчитали, что самокатчик пьян) он отказался. Самокат увезли на штрафстоянку, а в отношении Котухова составили протокол по ст. 12.26 КоАП РФ. Дело должно было рассматриваться в начале октября в мировом суде Казани: на процесс собрались многочисленные представители СМИ, которые ожидали прецедентного решения, однако судья отложил рассмотрение до ноября. Впрочем, сам Котухов с удовольствием общался с журналистами, выражая свое недовольство сложившейся ситуацией.

«Покажите мне закон, где четко написано, какое это транспортное средство? Он по мощности не приравнен ни к мопедам, ни к мотоциклам! Это все должно быть на законодательном уровне, но решается вопрос [с электросамокатами] уже третий год, но почему тогда вопрос ко мне?» — возмущался Котухов, пришедший на рассмотрение дела. Он отмечал, что при покупке самоката его не предупреждали, что для управления им понадобятся права, при этом сам он ездил только по тротуарам, «никому не мешая». «Самокат я пока отдал на хранение в деревню, чтобы провокации дальше не было. Мне кажется, меня просто осудят, и все, чисто принципиально», — высказывал он предположения.


Адвокат Котухова Андрей Семенов также рассказывал журналистам, что, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, сейчас приравнивается к пешеходу. «В том числе лицо, управляющее электросамокатом, — это „быстро бегущий пешеход“», — убеждал он, подчеркивая, что сейчас в ПДД нет такого понятия, как «самокат» или «электросамокат». Он же добавлял, что сотрудники ГИБДД в ходе заседания приобщили в качестве доказательств судебную практику. «То есть в Казани, Москве есть единичные случаи, где лиц, которые управляли электросамокатом, лишали водительских прав либо назначали иное наказание», — подчеркнул он. «По моему личному мнению, органы ГИБДД занимаются подменой понятий, приравнивая электросамокат к мопеду», — высказал юрист свою точку зрения. Решение по этому делу будет принято только в ноябре.

Действительно, пока электросамокатам официально не присвоено какого-либо статуса. Однако в сентябре стало известно, что минтранс разработал масштабный проект поправок в ПДД, где в том числе прописаны эти транспортные средства. Их предлагается называть СИМами, т. е. средствами индивидуальной мобильности. К этой же категории рекомендуется отнести и обычные самокаты, а также гироскутеры и все, что имеет одно или несколько колес и приводится в движение мускульной силой человека либо двигателями. В проекте не указано, что пользователи СИМов обязаны будут иметь водительские права. Однако для них предусмотрят особые правила движения: например, на электросамокате можно будет ездить фактически везде — на пешеходной зоне, по велосипедной дорожке, по велопешеходной дорожке, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велосипедистов. А если ничего из этого нет, то можно будет двигаться по обочине дороги (или ее крайней правой части), если скоростной режим для участников движения не превышает 60 км/ч.

Адвокат Котухова Андрей Семенов рассказывал журналистам, что, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, сейчас приравнивается к пешеходу Адвокат Котухова Андрей Семенов рассказывал журналистам, что, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, сейчас приравнивается к пешеходу

Впрочем, это не первый свод правил, касающийся СИМов, который предложил минтранс. Подобная инициатива озвучивалась и в 2019-м. Эксперты отмечали, что документ спустя год не претерпел значительных изменений. Какова будет ответственность для водителей СИМов в случае нарушений правил, авторы проекта умалчивают.

Однако в МВД заявляют, что пользователи электросамокатов мощностью более 250 Вт должны иметь права категории М, поскольку они считаются мопедом. И, если водитель самоката нарушил ПДД, к нему могут применить санкции, прописанные для обычных водителей в главе 12 КоАП, и эвакуировать электросамокат на штрафстоянку. И только если гражданин передвигается на электросамокате мощностью менее 250 Вт, то он считается пешеходом. Ранее в управлении ГИБДД МВД по РТ поясняли «БИЗНЕС Online», что в сферу внимания Госавтоинспекции попадают все электросамокаты (СИМы) мощностью более 250 Вт — для них нужны права категории М, а передвигаться по тротуарам им запрещено. «Эти самокаты по уровню мощности равны мопедам, и ездить они должны, соблюдая те же самые ПДД. Передвигаться на них можно только при наличии водительского удостоверения соответствующий категории, по дороге для автомобилей и обязательно в защитном шлеме», — объясняли в ГИБДД.

Рамиль Ахметгалиев: «Кто из горожан или гостей столицы РТ видел предупреждение о том, что нельзя управлять самокатом в нетрезвом виде, например?» Рамиль Ахметгалиев: «Кто из горожан или гостей столицы РТ видел предупреждение о том, что нельзя управлять самокатом в нетрезвом виде, например?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«вы сначала объясните, что за это штрафуют, а потом наказывайте. Но Никто не удосужился, решили использовать кнут»

«Судебный акт в отношении человека, о котором вы говорите, незаконен и не обоснован, потому что речь идет о привлечении к ответственности при наличии правовой неопределенности», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» соучредитель и управляющий партнер адвокатского бюро «А2К» Рамиль Ахметгалиев. По мнению адвоката, правовая база, на которую должны опираться суды при вынесении подобных судебных решений, запаздывает. «Поэтому сотрудники ГИБДД и мировые судьи лишают прав водителей, на мой взгляд, на пустом месте», — полагает он.

Вместе с тем Ахметгалиев согласен с тем, что СИМ на проезжей части или на тротуаре может представлять опасность для окружающих. «Но это не „повышенная опасность“, дополняет адвокат. — С логикой ГИБДД „пьяный человек за рулем самоката опасен“ я готов согласиться, но ее можно довести до абсурда. Пьяный пешеход тогда тоже опасен, может создать аварийную ситуацию, получается, их тоже нужно лишать прав?»

Чтобы избежать крайностей, собеседник издания настоятельно рекомендует принять общие для всех владельцев СИМ и пешеходов правила передвижения, довести их до граждан, а потом наказывать за их несоблюдение. «У нас в Казани много пунктов проката самокатов, я даже сам ими пользовался, — заметил Ахметгалиев. — Но кто из горожан или гостей столицы РТ видел предупреждение о том, что нельзя управлять самокатом в нетрезвом виде, например? Никто не удосужился это сделать, сначала решили использовать кнут. Но вы сначала объясните горожанам, что за такое штрафуют, а потом наказывайте. Законодатель должен более энергично действовать в данном направлении, доводить до граждан четкое правовое регулирование».

Все это создает ситуацию правовой неопределенности, в которой выносятся необоснованные судебные акты, полагает собеседник издания. «Тот факт, что мировой судья лишил прав и оштрафовал водителя самоката, показывает низкий правовой уровень мировых судей — они просто штампуют решения на основании материалов, которые присылает им ГИБДД, — добавил Ахметгалиев. — Они напуганы тем, что их могут заподозрить в получении взятки, и не пытаются разобраться в деталях». Адвокат полагает, что у Хайрутдинова есть шансы оспорить судебное решение в высшей инстанции. «Можно и довести его до Верховного суда РФ в части неопределенности подзаконных нормативных актов, а если речь идет о ФЗ, то и до Конституционного суда», — подчеркнул он.

Однако, по мнению юрисконсульта ЮА ЮНЭКС Рината Чипчикова, действия сотрудников ГИБДД по лишению водительских прав и наложению штрафа в размере 30 тыс. рублей за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при управлении электросамокатом кажутся абсурдными только на первый взгляд. «Действующее законодательство РФ не включает электросамокат в понятие транспортного средства, на управление которым требуется водительское удостоверение, — заметил он. — Именно отсутствие обязанности получения водительского удостоверения на управление электросамокатом делает решение суда таким необычным с точки зрения обыденного мышления. В связи с особой популярностью электросамокатов и ростом количества транспортных происшествий с их участием или вызванных действием „водителей“ электросамокатов представляется, что решение суда в указанной ситуации представляется скорее вынужденной мерой (общественной поркой) со стороны государства, направленной на предотвращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием, пусть даже и косвенным, электросамокатов».

Чипчиков также указывает на технические параметры электросамоката, водителя которого привлекли к административной ответственности. «Парк электросамокатов весьма разнообразен, а главное, с точки зрения их мощности и максимальной скорости, которую они потенциально могут развить, — говорит юрист. — Некоторые из них способны развивать скорость до 60 километров в час, мощность их составляет более 0,25 киловатта. Указанные параметры уже отвечают техническим показателям мопеда, для управления которым требуется водительское удостоверение. Таким образом, если принимать во внимание параметры спорного электросамоката, которые, возможно, соответствовали техническим показателям мопеда, то решение суда представляется вполне справедливым». Собеседник издания не исключает, что изложенную в судебном акте логику поддержат суды других регионов.

«Лишение водительских прав за грубое нарушение правил дорожного движения на электросамокате, в том числе и за управление сигвеем в нетрезвом виде, совершенно обосновано, — убежден председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов „Союз пешеходов“ Владимир Соколов. — Человек, купив электросамокат, думает, что ни за что не отвечает. В то время как скорость, которую он на нем развивает, может быть и 60, и 80 километров в час. И опасность, которую несет электросамокат, значительно выше, чем у велосипеда». 

Соколов напомнил, что сейчас обсуждается третья редакция поправок в ПДД, по которым все средства индивидуальной мобильности, которые имеют двигатель, подпадают под определение «транспортные средства». «А если мощность двигателя этих транспортных средств превышает 250 ватт, то они уже считаются механическими транспортными средствами, — уточнил он. — А минтранс предложил исключить все эти гироскутеры, электросамокаты из данного списка (механических транспортных средств прим. ред.). Но это совершенно неправильно. Подобное подрывает доверие к правилам дорожного движения, которые должны прежде всего обеспечивать безопасность и не создавать новых рисков. Поэтому я очень рад, что ГИБДД определенно высказалось [по данному вопросу]. Практику, которую одобрило ГИБДД, мы всячески поддерживаем и требовали этого с самого начала, потому что в нынешней редакции 14-летний молодой человек на электросамокате, не имеющий водительских прав и не знающий правил дорожного движения, может двигаться по правой стороне дороги и даже обгонять водителей мопедов, которые права должны иметь! При этом если права на мопеды выдаются с 16 лет, то здесь, как вы поняли, можно в 14 лет и без всяких прав делать все что хочешь».

Собеседник издания убежден, что правовая позиция ГИБДД в этом вопросе справедлива и претензии надо предъявлять минтрансу. «Если бы он не начал такую пропаганду, фактически говоря водителям электросамокатов: вы ни за что не отвечаете, вы пешеходы, то этой ситуации бы не было, — говорит он. — Более того, наезд водителя электросамоката на пешехода минтрансом фактически приравнивается к столкновению пешехода с пешеходом. Никакой ответственности за то, что был пьяным, что скрылся, он не несет. С самого начала была заложена такая идея, чтобы увеличить сбыт данных устройств. При этом максимальная скорость таких транспортных средств, как их назвали в минтрансе, не ограничена ничем!»

Необходимость внятных правил для регулирования средств индивидуальной мобильности регулярно подтверждается криминальными сводками. Только вчера в Казани автомобиль сбил мужчину на электросамокате. Инцидент случился в необычно ранний час — 06:05, когда еще даже не рассвело. По данным ОГИБДД УМВД по Казани, 27-летний водитель электросамоката KUGOO М4, следуя по улице Вишневского со стороны Николая Ершова в направлении улицы Шмидта, выехал на дорогу с односторонним движением навстречу потоку и врезался в LADA Granta. Нарушитель получил перелом передней нижней стенки лобной пазухи справа и ушиб мягких тканей области правого бедра. Наверняка он не мог даже представить, что, управляя электросамокатом, можно получить такие травмы.