Вячеслав Зубарев: «У тех, кто покупает за 4 миллиона и выше, наверное, больше накоплений на банковских счетах» Вячеслав Зубарев: «У тех, кто покупает за 4 миллиона и выше, наверное, больше накоплений на банковских счетах» Фото: Андрей Титов

«бюджетные марки просели больше»

— Вячеслав Викторович, почему провалились продажи LADA?

— Согласно статистике, за август продажи LADA упали на 5 процентов, за январь – август — на 18, а в целом рынок России за 8 месяцев упал на 17 процентов. Продажи LADA снизились на один процент больше рынка, разница не кардинальная.

— А если сравнить продажи LADA и люксовых брендов?                        

— Например, по России за 8 месяцев Lexus — минус 3 процента; Audi — минус 13, Land Rover — 33 процента, KIA — 20, Hyundai — минус 18, а Porsche — плюс 3 процента. Но дело в том, что у последнего производителя много новинок, которые ждали, и на них спрос большой. А вообще у продаж Porsche, как и у всех нишевых марок, очень большие колебания. Они, как я уже сказал, во многом зависят от новинок. Да, бюджетные марки просели больше.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлено, что модели с ценой от 4 миллионов продавались лучше, чем модели в диапазоне 2–3,5 миллиона?

— У тех, кто покупает за 4 миллиона и выше, наверное, больше накоплений на банковских счетах. Они прикинули, насколько машины могут подорожать, и приняли решение купить сейчас. А деньги у них были. 

— Как оцениваете качество продукции АвтоВАЗа?

— Российские автомобили востребованы, они на первом месте по продажам. По качеству они сильно подтянулись за последние 10 лет. Конечно, чувствуется влияние Renault.

— То есть в России все-таки научились делать машины, хотя и с помощью французов?

— Я считаю, да. LADA уже популярный бренд, другое дело — он в низком ценовом сегменте, но там его ниша. Убегать туда, где более жесткая конкуренция, не стоит. Они правильную нишу выбрали.

«Лада» уже популярный бренд, другое дело — он в низком ценовом сегменте, но там его ниша. Убегать туда, где более жесткая конкуренция, не стоит» «LADA уже популярный бренд, другое дело — он в низком ценовом сегменте, но там его ниша. Убегать туда, где более жесткая конкуренция, не стоит» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Они заняли нишу «народного автомобиля»?

— Да, думаю, они будут расширять линейку за счет выхода в какие-то новые сегменты, но самое главное — не упустить свое. Потому что там есть китайцы.

— Но у китайцев как-то не получилось, разве не так?

— Не получилось вчера — это не значит, что не получится завтра.

— Вы китайский автосалон открыли?

— Один открыли, продаем там Haval. Это хорошая марка.

— То есть и китайцы научились делать автомобили?

— Они все научились делать! Но конкурировать со многими брендами пока не получится, потому что у них нет для этого продукта. 

— Но в принципе вы прогнозируете экспансию китайских автомобилей на российский рынок?

— Да, я прогнозирую. Они везде продают, почему бы им игнорировать российский рынок? И они правильно делают — сначала окучивают свой внутренний рынок. А дальше со своими автомобилями пойдут в страны, где ценят дешевизну. Потом и в развитые страны направятся. 

— Может ли быть в настоящее время российский продукт, связанный с автомобилестроением, конкурентным на мировом рынке? Есть примеры? (Анатолий)

— Думаю, что может, но сегодня весь автопром становится не национальным, а глобальным. У большинства автоконцернов производственные и сборочные мощности рассредоточены по всему миру.

— LADA — уже не российский автомобиль, потому что контрольный пакет акций принадлежит французам.

 Все-таки LADA — российское авто, но выпускающееся транснациональным автоконцерном.

— А как вы оцениваете перспективу Aurus?

— Я думаю, что Aurus — не совсем бизнес-проект, а скорее патриотический.

— Aurus собирают на Ульяновском автозаводе. А как вы оцениваете уазики? Вы их продаете?

— Продавали года два назад, но сегодня нет. Мы вышли из договора с УАЗом, потому что имелось много вопросов по взаимодействию и уровень недовольства клиентов автомобилем был высок.

— Но на УАЗе сменился топ-менеджмент, возможно и качественное улучшение автомобиля. Может, стоит присмотреться к их продукции?

— Безусловно, ситуация улучшилась. А что касается возобновления сотрудничества… Моя любимая поговорка: «Никогда не говори «никогда», поэтому все может быть.

«Я думаю, что Aurus — не совсем бизнес-проект, а скорее патриотический» «Я думаю, что Aurus — не совсем бизнес-проект, а скорее патриотический» Фото: «БИЗНЕС Online»

— На ваш взгляд, что нужно для развития российского автопрома?

—  На мой взгляд, есть два варианта. Первый — встроиться в систему глобального автомобилестроения. Второй — пойти по пути Китая, где государством оказывается мощная поддержка национальному автопрому, что, наверное, вряд ли целесообразно в российских реалиях.

— У вас нет у самого желания создать автоконцерн? Почему в Китае более 2 тысяч частных автозаводов? (Павел)

— Желание есть, возможности нет. Что касается Китая, то там реализуется государственная стратегия развития автопрома. Может быть, там не две тысячи частных автозаводов, но то, что больше, чем в любой другой стране, — это абсолютно точно. Но я уверен, что и в Китае пойдет процесс глобализации. Количество компаний уменьшится, в конкурентной среде выживут сильнейшие и поглотят других.

— Если представить, что в России тоже будет принята такая стратегия…

— В Китае совсем другая ситуация с человеческим ресурсом. Там другая фаза развития страны. И ментальность китайцев отличается от нашей.

— Но производством вы заняться были бы не прочь?

— Если помечтать, то почему бы нет? Я же вырос на КАМАЗе. Завод для меня — это не что-то неизвестное, а место, где я работал 12 лет — с 1981 по 1993 год. Производство — это, конечно, интересно.

— Если бы вы были производителем, какой «автомобиль мечты» соорудили бы?

— Бизнес и личные фантазии, мечты — это не всегда одно и то же. Если бы я занимался производством профессионально и бизнесом, то я прежде всего стремился бы создавать автомобили не те, которые мне нравятся, а те, которые востребованы на рынке, у которых будет потребитель.

— А какое авто нравится вам как потребителю продукции автопрома? Как-то в интервью вы говорили, что самый лучший автомобиль — это новый и безопасный. Изменилось мнение с течением времени?

— И сегодня повторю то же самое. Сейчас много автомобилей, достойных восхищения, которые я с удовольствием купил бы, но это же не имеет смысла. До пандемии я довольно часто бывал на главных мировых премьерах брендов, участвовал в тест-драйвах и восхищался этими авто. Но это же не значит, что я их куплю. Porsche 911, BMW M серии или Audi RS серии  — это же эталонные гоночные автомобили! Но такие авто не для каждодневного пользования. 

«Сейчас много автомобилей, достойных восхищения, которые я с удовольствием купил бы, но это же не имеет смысла» «Сейчас много автомобилей, достойных восхищения, которые я с удовольствием купил бы, но это же не имеет смысла» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НОГУ С ПЕДАЛИ ГАЗА УЖЕ УБИРАЕМ, ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ РУЛЬ ОТПУСТИТЬ»

— Что, кроме дизайна, изменилось в автомобилях за последние 20 лет?

— Многое меняется. К примеру, появился элемент автопилота. Как онлайн постепенно проникает в продажи, так и автопилот в автомобили. Многие подразумевают, что автопилот — это когда водителя нет вообще, но на самом деле это приспособление, которое позволяет водителю все меньше влиять на автомобиль, к примеру, всевозможные системы безопасности, автоматической парковки, переключение фар. Я считаю, что автопилот будет проникать все больше и больше. В конце концов, когда на дорогах нанесут соответствующую разметку, водитель сможет руки с руля убирать. Это как автопилот в самолете.

— Когда это будет?

— Думаю, первые экземпляры уже скоро появятся, а массово — с изменением инфраструктуры. В наших краях, думаю, не раньше, чем через 10 лет. Проблема в том, что кроме автомобиля, нужно создать соответствующую инфраструктуру, изменить законы. На федеральных магистралях и региональных трассах разметка появится, а как проехать в какое-нибудь село? Элементы автопилота — да, но не полностью. И сейчас они уже есть, например круиз-контроль. Ногу с педали газа уже убираем, осталось еще руль отпустить.

— Эра электромобилей когда настанет?

— В Европе постепенно уже настает. Но для российских условий это пока больше экзотика. Первое препятствие — это морозная зима, когда аккумулятор быстро разряжается. Второе — расстояние между сервисами, где заряжать и обслуживать электромобиль. Все-таки это машина для страны с большей плотностью населения. Для города этот автомобиль совершенно нормальный.

— У вас есть в продаже авто не на бензине, дизеле и газе? Если нет, то почему? (Валера) 

— Электромобили мы продаем, но их покупка — это единичные случаи, в год — несколько машин. 

«Ездить на электромобиле очень интересно: очень быстрый разгон, причем двигатель при этом не ревет» «Ездить на электромобиле очень интересно: довольно быстрый разгон, причем двигатель при этом не ревет» Фото: «БИЗНЕС Online»

— По цене электромобили как отличаются?

— По ценам они немного дороже.

— Кто их покупает, если у нас нет инфраструктуры?

— Для езды по городу они подходят. Это стильно, модно, в тренде. Ездить на электромобиле очень интересно: довольно быстрый разгон, причем двигатель при этом не ревет.

— Чувствуется, вы не большой энтузиаст новомодных перемен…

— Я — прагматик. Когда я был в США и разговаривал с коллегами, они тоже замечали, что данный тренд есть, но он не такой уж взрывной. Электромобили больше в Европе используют, но там это политика — они хотят преодолеть зависимость от топлива — нефти и газа, и под это — забота об экологии. 

— Планируется ли в ближайшее время в Казани в автосалоне Audi продажа и техническое обслуживание Audi E-tron? Чем Казань хуже Екатеринбурга? Там автосалон получил такое право. (Роман)

— E-tron — это электромобиль. Несмотря на многолетнее дилерство Audi, мы не являемся официальным партнером по продажам именно электромобилей данного бренда, хотя можем помочь с выбором, покупкой и доставкой. Пока оцениваем рынок, потому что это требует определенных инвестиций.  Продать легко, но завтра вы придете ко мне на обслуживание. Чтобы вас обслуживать, мне нужно закупить кучу оборудования, которое через два года устареет. Я буду вынужден списать его и купить новое.

— Технический прогресс в этом сегменте такой стремительный?

— Да, на электромобилях все быстро происходит, и это убыточно для дилеров. Поэтому в целом по стране только точечно открываются продажи.

— Почему в Екатеринбурге открыли? Просчитали тренд или у них денег много?

— Первое — у каждого свое мнение. Второе — может быть, у них большой предзаказ. Если бы у меня был предзаказ на 10 автомобилей, я сразу купил бы это оборудование.

«В ТТС продажи BMW по итогам 8 месяцев упали на 13 процентов, но при этом в июле — августе был уже плюс» «В ТТС продажи BMW по итогам 8 месяцев упали на 13 процентов, но при этом в июле — августе был уже плюс» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В течение месяца мы раз пять слышим о повышении цен» 

— С чем связан спад продаж BMW в Татарстане относительно первого полугодия 2019-го?

— В ТТС продажи BMW по итогам 8 месяцев упали на 13 процентов, но при этом в июле — августе был уже плюс. «Минус» накопленный, потому что апрель — май мы практически не работали.

— Какие самые ожидаемые новинки/обновления второй половины 2020 года? Имеются ли такие модели, на которые уже очередь по предзаказу?

— Предзаказ есть всегда на все новые автомобили. Например, ожидаем обновленную Hyundai Elantra, кроссовер Genesis GV80, Audi RS6, обновленные BMW M5, Skoda Octavia и Mitsubishi ASХ, Lada Granta в лимитированной версии Quest и много других.

— Цены на автомобили спрогнозировать можно? (Дронов Юрий)

— Вот по ценам прогноз дать могу: они будут расти, а насколько — зависит от курса рубля. Уже сегодня курс евро выше 90 рублей, а мы имеем очень большую импортную составляющую в евро в любом автомобиле, даже в тех, которые собираются в России из импортных комплектующих. И цены уже растут, тем более что склады на производителей не давят, затоваривания нет. В течение месяца мы раз пять слышим о повышении цен на что-то, ассортимент-то у нас большой.

«Когда мы входим в новый город, как, например, в Оренбург входили, мы планируем  раскрутку бренда ТТС там» «Когда мы входим в новый город, как, например, в Оренбурге было, мы планируем раскрутку бренда «ТТС» там» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИМИДЖ ТТС МЫ ПРОДВИГАЕМ КАЧЕСТВОМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

— Очень хочется кататься на LADA Kalina, но не имею на это средств. Подарите, пожалуйста! Я буду все время ездить на ней с рекламой ТТС. Уже придумал обклейку. (Дамир) Вопрос читателя, возможно, шутливый, но я хочу его расширить: вы используете подобные рекламные акции? Например, федеральные продуктовые сети разыгрывают автомобили и квартиры…

— Понимаете, федеральные сети разыгрывают автомобиль среди миллионов своих покупателей. В маркетинговой кампании все-таки надо опираться на мнение специалистов. Я не слышал, чтобы кто-то из автомобильных компаний разыгрывал авто в рекламных целях. Производители иногда дарят автомобили, но медийным лицам, например, олимпийским чемпионам. Их проезд многие фотографируют и выкладывают в сети, и получается бесплатная реклама автомобиля. 

— А как вы продвигаете бренд «ТТС»? Вы рекламируете марки продаваемых вами автомобилей, но не пиарите имидж компании. Почему?

— Когда мы входим в новый город, как, например, в Оренбурге было, мы планируем  раскрутку бренда «ТТС» там. А имидж мы продвигаем качеством своей деятельности. Но я согласен с вами, что здесь есть над чем поработать.

— Я давний ваш клиент (более 15 лет, покупали на семью уже пять автомобилей разных марок). Очень сильно упало качество обслуживания за это время как в продажах, так и сервисе. Впаривают страховки и допоборудование по сказочным ценам. Специалистов в сервисе толковых не осталось. За то, что поставил на обратной связи 8 баллов (а не 10), сотрудника лишили премии, и он прямо мне сказал, что больше не будет обслуживать мой автомобиль… (Ильдар)

— Мне очень неприятно подобное слышать, потому что повышение качества обслуживания — это наша общая с клиентами цель. Поэтому моя просьба: не просто высказывать суждение, а информировать о конкретных случаях. У нас есть клиентская служба, которая обзванивает и опрашивает клиентов. Да, в период самоизоляции были сбои в ее работе, но сейчас она возобновлена. Поэтому обращаюсь к вам: помогайте нам наводить порядок!

— И, наверное, нужна конкретная информация: день, время, адрес салона, фамилия сотрудника?

— Очень прошу, дайте нам конкретные факты. Если вы зарегистрированы в ТТС как клиент, то клиентская служба вас обязательно спросит о качестве обслуживания. И ваше замечание не пройдет бесследно, ситуацию обязательно исправят. Вы можете и сами позвонить в нашу клиентскую службу или на телефоны «горячей линии», номера которых можно найти на сайте ТТС и в каждом автосалоне и сервисе. Если вы позвоните или заполните на сайте заявку, то, уверяю вас, это будет отработано и вам обязательно дадут обратную связь.

«Я считаю, что бизнес — это место для конкуренции и соревнования, но не для вражды» «Я считаю, что бизнес — это место для конкуренции и соревнования, но не для вражды» Фото: «БИЗНЕС Online»

«война допустима только тогда, когда речь идет о вещах более святых, чем прибыль»

— Насколько добросовестна конкуренция на автомобильном рынке в регионах, в том числе в Казани?

— Всякое бывает… Но с коллегами из других компаний мы общаемся, у нас хорошие человеческие отношения. Я считаю, что бизнес — это место для конкуренции и соревнования, но не для вражды.

— Есть выражение: «Бизнес — это война»…

— Я помню это выражение, но я согласен с ним только частично: да, ты должен быть готов к тому, что придется жить по законам военного времени, но агрессия здесь неуместна. Если станешь агрессивным, то эта агрессия может распространиться и на клиентов.

— Тот факт, что вы общаетесь с конкурентами, — это уже дорогого стоит…

— Я коммуникабельный, поэтому, наверное, меня и выбрали президентом ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Я за такие переговоры, чтобы обе стороны выиграли. Считаю, что война допустима только тогда, когда речь идет о вещах более святых, чем прибыль. 

— В Татарстане на автомобильном рынке есть место другим игрокам, или ТТС с «КАН Авто» все поделили?

— Мы не можем не пустить какого-то другого игрока. Вопрос в том, готов ли он к конкуренции. А среда здесь достаточно конкурентная. 

— Сколько игроков на рынке Татарстана и Казани?

— Из крупных, наверное, два.

— Какая доля рынка у ТТС и «КАН Авто»?

— В Казани на двоих чуть более 90 процентов рынка.

— Рынок идет к консолидации?

— Сегодня весь мировой рынок идет к консолидации. В Европе количество владельцев автобизнеса сократилось в разы. Эффект укрупнения есть во всех отраслях. Такое понятие, как маленький семейный бизнес, уходит в прошлое. Причин две: первая — владелец в возрасте, а его дети не хотят продолжать этот бизнес; вторая — у крупных холдингов есть преимущества, там удельные издержки могут быть меньше. И не факт, что в маленькой компании клиентоориентированность выше.


«МИР СТАНОВИТСЯ ДИНАМИЧНЫМ И МОБИЛЬНЫМ, И НАДО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЭТОМУ»

— Ваши советы бизнесменам в нынешних условиях?

— Я исхожу из того, что ситуация динамична и нужно быть готовым ко всему. То есть надо стараться стать максимально мобильным. А что такое мобильность? Это лишний вес сбросить. Поэтому необходимо работать с затратами, иначе в какой-то момент они могут утянуть на дно. И нужно быть постоянно готовым менять модель своего бизнеса, чтобы соответствовать меняющейся ситуации по спросу.

— А как стать готовым к стратегической неопределенности?

— Надо всегда иметь запас финансов и ликвидности, меньше долговой нагрузки.

— ТТС на рынке уже 27 лет, по российским меркам, ваша компания — долгожитель. Значит, вы обладаете неким секретом выживания и развития. Поделитесь!

— Работа над эффективностью: аккуратно инвестировать в недвижимость, не держать избыточный коллектив, системно проверять затраты. 

— Спасибо за полезный разговор. Успехов вам!