ГЕНДИРЕКТОР КМПО О ТОМ, КАК ШАЙМИЕВ ПРИНИМАЛ РЕШЕНИЕ О ЕГО НАЗНАЧЕНИИ, КАК ЕМУ ПРИГОДИЛСЯ В КАЗАНИ КАМАЗОВСКИЙ ОПЫТ И ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ЕГО С БОКСЕРОМ КОСТЕЙ ЦЗЮ. ЧАСТЬ 2-Я

Дамир Каримуллин начал свою деятельность на КМПО с преобразований. И все, что было сделано на предприятии, даже по прошествии времени, он считает правильным. О том, какие реформы ему пришлось проводить на предприятии, гендиректор КМПО рассказал во второй части интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

"ХОЧУ ОТВЕТИТЬ НА ОДИН АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ…"

- Дамир Заудатович, чем отличается камазовская школа от того, что вы увидели на КМПО, когда пришли туда?

- Отличается! Ведь "КАМАЗ" – это конвейер, а конвейер ко многому обязывает. В первую очередь, к производственной дисциплине: остановка конвейера – это всегда ЧП, разбирательство. И конвейер тянет за собой всю производственную цепочку.

А не конвейерное производство несколько расхолаживает людей. Именно с этой проблемой я столкнулся, когда пришел на КМПО. Сплошное невыполнение сменно-суточных заданий! Отсутствовала ритмичность производства, оперативность принятия решений и их выполнения. Было в порядке вещей отрапортовать, но не сделать. Причем, не один раз, а несколько. Это было настолько удивительно!..

Мы ввели требование выполнения сменно-суточного задания, чтобы была ритмичность производства. Первые три-четыре года было очень тяжело. Сейчас уже селекторные совещания проходят с отчетом по сменно-суточному заданию.

Отмечу, специалисты на КМПО высокого класса, потому что газотурбинный двигатель – это серьезнейший механизм. Но «поворотливость» оставляет желать лучшего – некоторые конструкторы просят не торопить их, а я не могу не торопить, потому что надо было сделать «вчера»!

Еще я хочу ответить на один анонимный комментарий к анонсу интернет-конференции с моим участием, в котором было высказано мнение, что я не знал двигателестроение, когда пришел на КМПО, разогнал специалистов и развалил завод.

Действительно, я на самом деле двигателестроение не знал. Это так, и я не отрицаю этот факт. Насколько я знаю, Минтимер Шарипович Шаймиев долго думал, принимая решение о моем назначении на должность гендиректора КМПО. На тот момент на заводе сложилась непростая ситуация: авиация уходила, нужна была четкая программа реформирования. Видимо, поэтому, учитывая мой управленческий опыт и опыт прохождения реформирования на "КАМАЗе", мне и предложили возглавить "КМПО".

Я начал свою деятельность на предприятии с преобразований. Но все новое всегда воспринимается критично. И то, что было сделано на предприятии, даже по прошествии времени я могу сказать, было сделано правильно.

Мы пересмотрели организационную структуру производства, сделали прозрачными финансовые потоки, наладили систему планирования и диспетчирования, пересмотрели многие технологии изготовления деталей.

Например, мы выявляли такие факты в производстве, что на протяжении десятилетий из огромной заготовки весом в 51 кг получали детали общим весом 16 кг… Спрашиваем у так называемого специалиста – зачем ты это делаешь? Отвечает – так заложено в технологии… Но какой же он технолог, когда он такое допускал?! И это было сплошь и рядом – не хотели пересматривать устаревшие техпроцессы. Вот таких работников нельзя назвать специалистами. Специалиста, профессионала своего дела отличает то, что он постоянно прогрессирует, внедряет что-то новое, рациональное.

Что касается суждения «развалил завод», то финансово-экономические показатели деятельности предприятия говорят сами за себя: растут объемы производства, прибыль, заработная плата.

- А с двигателями-то вы разобрались?

- Конечно, разобрался в том, что нужно знать управленцу. Но ведь лидер силен командой, умением правильно расставить специалистов. Кстати, со мной пришла команда менеджеров, которая отвечает за экономику, персонал и бухгалтерию, а технические специалисты, производственники остались на местах.

"ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТНЫМ КОМПАНИЯМ БУДЕМ ОБНОВЛЯТЬ"

- Несколько лет назад было заявлено о разработке на "КМПО" парогенератора для добычи природного битума. Какова судьба этого проекта? (Анвар Маликов)

- Этот проект отложен из-за того, что, к сожалению, «Татнефть» не проявила заинтересованности. Мы встречались, обсуждали, но они все-таки предпочли импортные разработки.

- Известно, что ряд российских и среднеазиатских нефтяных компаний используют газотурбинные двигатели "КМПО" для сжатия газа или для выработки электроэнергии (на попутном газе). Почему татарстанские компании не приобретают казанские моторы? (GAS)

- Татарстанские компании не приобретают газотурбинные двигатели производства "КМПО", как впрочем и других производителей, по двум основным причинам. Во-первых, расход попутного нефтяного газа (ПНГ) на месторождениях Татарстана не велик. Для его утилизации вполне достаточно газовых турбин малой мощности от 1 до 4 МВт, располагаемых непосредственно на месторождениях. "КМПО" производит газовые турбины мощностью 16 и 18 МВт. Во-вторых, компонентный состав ПНГ на месторождениях Татарстана характеризуется значительным содержанием тяжелых углеводородов (гораздо выше, чем на северных месторождениях). Это связано с добычей "тяжелой" битумной нефти. Поэтому татарстанские компании, как правило, используют газопоршневые приводные двигатели мощностью 1 - 2,5 МВт, либо микротурбины мощностью 1 МВт с предварительной подготовкой топливного газа.

Газовые турбины мощностью 16 и 18 МВт производства "КМПО" эффективно эксплуатируются при утилизации ПНГ на месторождениях ООО "Сургутнефтегаз" в качестве привода электрогенератора и компрессора (ГТЭУ и ГПА).

- Но вы же запланировали расширение продуктовой линейки и в меньшую мощность?

- Будем расширяться и снова предлагать. Но есть еще одна деталь – там применяются не газотурбинные, а газопоршневые машины. Газопоршневые машины менее капризные. Сейчас мы, как инжиниринговая компания, будем работать и с газопоршневыми машинами. И предложения республиканским компаниям мы будем обновлять.

"ЕСТЬ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО НАЗЕМНОГО ДВИГАТЕЛЯ"

- Как вы решаете проблему отсутствия у "КМПО" перспективного наземного двигателя? (Айдапад)

- У нас уже есть такая разработка! Именно перспективного наземного, так называемого индустриального двигателя мощностью 25-мегаватт и 32-мегаватт. Группой конструкторов сделано такое предложение, есть вариант, который мы презентовали своему основному заказчику «Газпрому». Их это заинтересовало. На очередном координационном совете, куда входят представители «Газпрома», "КМПО" и ряда эксплуатирующих организаций, мы выйдем с большой презентацией. Этот двигатель может применяться как в ГПА, так и в энергетике для привода электрогенератора.

Но там и приличные вложения требуются, потому что все с нуля – проектирование, изготовление оснастки и всего прочего. На получение образцового экземпляра уйдет примерно 3 - 4 года.

- Приличные вложения – это в каких пределах?

- До миллиарда рублей на все.

- Чьи средства будут – кредитные?

- Будем смотреть. Но однозначно заказчик участвовать не будет. Это будут инвестиции и кредиты.

Кстати, у нас есть новый двигатель – НК-38 СТ. Это 16-мегаваттная машина, у которой «горячая» часть авиационная, сделана на базе двигателя НК-93, но двигатель «не летал». Получается, что этот двигатель сделан с нуля. В 2010 году мы собрали четыре таких двигателя. Они уже отгружаются и будут монтироваться в первом квартале 2012 года. Сейчас проводятся доводочные работы. Справедливости ради стоит сказать, что этот проект – НК-38 – длительный. С разработчиком - самарским заводом - мы продолжительное время работали в кооперации. Но в силу сложившихся обстоятельств нам пришлось осваивать полное его производство на собственной площадке. Под него было создано свое КБ, доводили этот двигатель также наши конструкторы.

Мы также проводим модернизацию работающих в «Газпроме» двигателей – это НК-16, который считается самым надежным. Но его технические характеристики уступают современным двигателям по КПД, по эмиссии. Сейчас у него КПД 29%, а к 2013 году он должен показать 34%, то есть к концу 2012 года мы уже должны получить этот двигатель. Там другая камера сгорания, которая будет выдавать улучшенные эмиссионные характеристики.

Так что у нас есть перспективы и по индустриальному двигателю, и по НК-38, который тоже уже не привязан к летному двигателю. Плюс – модернизация существующих двигателей.

"СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ РАБОТНИКОВ - 43 ГОДА"

- Какой на "КМПО" средний возраст квалифицированных рабочих?

- Он достаточно высокий. В среднем по заводу - 43 года. А по рабочим профессиям средний возраст на пару лет выше.

Есть профессии, например, слесарь-ремонтник технологического оборудования, где средний возраст, наверное, к 50-ти. Я сам трудовую деятельность начинал слесарем-ремонтником, долго работал в ремонтной службе и знаю, что это за профессия. Сегодня эта профессия начала стареть, во-первых, потому, что стала не престижной, во-вторых, ремонтников перестали готовить училища. Это очень проблемный вопрос! Мы настояли на том, чтобы в училище №68 опять начали готовить слесарей-ремонтников. Ведь на заводе есть устаревшее оборудование, которое нужно поддерживать в рабочем состоянии. А скоро и новое оборудование потребует внимания.

- А как обстоят дела с молодыми специалистами? У "КМПО" есть совместная программа подготовки кадров с вузом?

- Обязательно! В 2009 году мы приняли такую программу с КАИ (КНИТУ им. Туполева), для которого КМПО является базовым предприятием по соответствующим специальностям. Предварительно мы проанализировали, как выстроены у нас взаимоотношения, как идет работа со студентами-практикантами. И поняли, что нас не устраивает та ситуация, которая сложилась традиционно.

У нас проходило практику по 500 студентов в год, начиная с третьего курса. Выпуск – по 100 человек по нашему профилю. В 2009 году мы у себя на заводе провели встречу с выпускниками, где присутствовал и ректор КАИ Юрий Гортышов, и весь преподавательский состав. Я попросил поднять руки тех, кто придет к нам на завод работать по окончании института. К моему удивлению, руку подняла одна девушка. Вот это был результат нашей совместной работы с институтом. И он меня не устраивал! Кроме того, студенты жаловались на качество отношения к ним наставников на заводе, а наставники жаловались, что студенты пришли и ушли…

И вот уже два года к себе на практику мы берем только тех, кто потенциально придет работать на завод. Такое решение было продиктовано необходимостью повысить качество проведения производственной практики и увеличить приток молодежи. Меньшее количество студентов дает возможность каждому наставнику более индивидуально подходить к процессу обучения. Мы выпустили приказ по наставничеству, отобрали специалистов, выплачиваем им приличную надбавку и требуем качественного подхода к практикантам. Эффект уже есть – в 2010 году желающих прийти на "КМПО" было уже 19 человек. Кроме этого у нас еще есть так называемые «целевики», которые обучаются в институте и работают у нас.

Мы также пересмотрели обучающие программы КАИ и внесли свои коррективы.

- Вуз идет навстречу?

- Идет, но хотелось бы, чтобы это было поактивнее. Например, у конструктора-двигателиста основной предмет преподается только последние два года обучения – этого явно мало. Подготовленный конструктор сегодня для нас - дефицитная профессия, а в КАИ мало часов и мало практики. Конечно, они приходят недостаточно подготовленными, и процесс добора профессионального мастерства проходит уже у нас.

Наша цель – отслеживать качество обучения и успеваемость студентов уже с приема в институт - встречаемся, заключаем соглашения, принимаем на практику. А конечная цель – чтобы они пришли работать к нам в объединение.

"ВОПРОС ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПОСТОЯНЕН…"

- А зарплата-то у вас какая?

- Как я всегда говорю, вопрос заработной платы постоянен… В 2010 году средняя зарплата по году – 17,5 тысяч рублей. За 8 месяцев текущего года – 20,3 тысячи рублей. Думаю, что среднегодовая зарплата за 2011 год будет около 21 тысячи рублей.

По некоторым рабочим профессиям люди получают до 35 тысяч рублей – это полировщики, слесари-сборщики и т.д. У ИТР тоже есть «вилка». На предприятии мы определили приоритетные профессии и по рабочим, и по ИТР. Сейчас приоритетна категория - конструкторы и технологи.

Конечно, молодые специалисты, которые приходят на КМПО, не должны получать меньше 15 тысяч. Понятно, что хочется большего. Причем, и мы хотим удержать молодых специалистов. Но молодой специалист должен проявить свои способности. А ведь наше поколение и нынешнее отличаются, потому что были разные идеологии, разные ценности. Если раньше вокруг ничего не было, то шли на предприятия, где предоставлялся социальный пакет…

- Да и запросы были скромными…

- А сейчас другая ситуация – вокруг много соблазнов, хочется все и сразу. И в семье, и в вузе надо вкладывать в головы ребят, что все в жизни нарабатывается и зарабатывается.

- Реплика из комментариев к анонсу нашей встречи с вами: «Не секрет, что рабочие профессии востребованы, есть нехватка классных рабочих рук. Тем не менее, менеджеры высокого, да и среднего уровня имеют колоссальный отрыв зарплаты в большую сторону по сравнению с рабочими. Почему так происходит?»

- Если взять мою заработную плату и рабочего низкого разряда, то разрыв будет ощутим. Это так, здесь и скрывать нечего. Но коллективным договором предусмотрены обязательства администрации предприятия по выполнению нормативов оплаты труда, которые были приняты совместным решением с профсоюзным комитетом. А норматив такой: сравниваются 10% работников с минимальной зарплатой и 10% с высокой зарплатой, куда включаются и ИТР, и рабочие. И соотношение между ними не должно превышать 1:6. За первое полугодие 2011 года это соотношение составило 1:3.8. Это мы выдерживаем.

У нас есть отдельно взятые рабочие, которые получают больше начальника цеха. Потому что у него высокая квалификация, он владеет приоритетной профессией, получает доплату за переработку и т.д.

Между прочим, администрация отчитывается за выполнение коллективного договора, а профсоюзы проверяют его исполнение.

"ПРОФСОЮЗ ВСЕГДА «СИГНАЛИЗИРУЕТ»"

- А профсоюз у вас «зубастый» или «ручной»?

- Профсоюз всегда реагирует на ущемление прав работников! И я сам сторонник того, что профсоюз реагирует, потому что мы, администрация, иногда можем «увлечься». Хотя у нас на предприятии очень четко выстроена социальная политика и защита работников. У нас нет столкновений с профсоюзом, но они всегда «сигнализируют».

- Предлагаю премировать работника, бросившего курить; мотивировать личным примером высшего руководства "КМПО"; проводить семинары и лекции для тех, кто хочет отказаться от курения, но не знает как; размещать на информационных стендах у проходной и столовой различные плакаты и буклеты, пропагандирующие здоровый образ жизни; исключить из продажи в буфете табачные изделия. Информационная среда, в которой находится человек, оказывает большое влияние на него. Считаю целесообразным формировать благоприятную информационную среду для заводчан. (Артём)

- Я сам не курю и даже не выношу табачного запаха, и вся команда не курит – кроме заместителя генерального директора по техническому развитию и недавно назначенного главного инженера. У нас на заводе жесткие правила – в дирекции и в цехах курить запрещено вообще, довольно строгие «карательные» меры, курить можно только в отведенных для этого местах.

- Почему же только карательные меры? А поощрение?

- У нас есть программа - человеку, который в течение года не был на больничном, к отпуску добавляется три дня. Вопрос поощрения тех, кто бросил курить, тоже рассматривали, но увидели некоторую дискриминацию по отношению к тем, кто не курит. Да и как проверить, что он бросил курить окончательно?..

У нас на заводе культивируется здоровый образ жизни. Кстати, боремся и с пьянством – даже единственное появление на работе в нетрезвом состоянии приводит к увольнению. Правда, иногда функциональный руководитель просит за особо нужных специалистов под свою ответственность.

… В 2007 году я получил письмо от жены одного нашего работника, в котором она благодарила меня за то, что муж после принятых нами мер начал приносить домой зарплату.

"В ЮНОСТИ АКТИВНО ЗАНИМАЛСЯ БОКСОМ"

- Несколько лет назад была на встрече с Костей Цзю, проходившей на вашем предприятии. Помню эту встречу до сих пор - исключительно позитивные эмоции! Правда, что с тех пор вы дружите с Костей? Планируете ли еще раз пригласить его в Казань? (Римма Равилевна)

- Честно говоря, вновь мы его не планировали приглашать. Дружить – громко сказано, мы иногда поддерживаем связь. Правда, первое время довольно активно перезванивались, встречались в Москве. Он человек популярный, участвует во многих шоу, у него частые поездки, и проживает он в Австралии. Костя постоянно в движении, поэтому встречаться часто у нас просто не получается – не совпадает время.

- А как же он вообще попал на "КМПО"?

- Попал он к нам через нашего акционера, члена совета директоров, основного заказчика - генерального директора «Газпром Трансгаз Югорск» Павла Николаевича Завального, который был знаком с Костей Цзю. Как-то я увидел фотографию Кости с Завальным и спросил – откуда? Он рассказал, что проводили соревнования на кубок Кости Цзю. Мы решили такой же турнир на кубок Кости Цзю провести у нас в республике, согласовали с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Он нас поддержал. Так и познакомились.

У меня-то интерес к Косте Цзю был потому, что он мне как боксер очень нравился. Я сам в юности очень активно занимался боксом.

- И разряд есть?

- Первый разряд есть. Я был чемпионом города, призером республиканских соревнований. Поэтому этот вид спорта я люблю, наблюдаю за ним. А Костю Цзю я считаю величайшим боксером.

"ДРУЗЕЙ НЕ БЫВАЕТ МНОГО!"

- Дамир Заудатович, вы как-то рассказывали в одной из челнинских газет о том, что тяжело переживали переезд в столицу. Кем вы сейчас себя считаете - все еще челнинцем или уже казанцем? (Мария)

- Теперь уже считаю себя казанцем – семь лет срок большой… Но в Челнах я вырос – в прямом и переносном смысле, поэтому город остается мне родным. К сожалению, сейчас бываю там нечасто – один раз в полгода.

- Какие достижения вы перед собой ставите на ближайший год как руководитель и как обычный человек? Вы могли бы публично расшифровать смысл слова - ДРУГ? (Галеев Дамир Равилевич)

- Друзей не бывает много! В моем понимании друг – это человек, на которого можно надеяться на все 100 процентов. Даже больше, чем на себя. Но жизненный опыт показывает, что, к сожалению, не всегда так получается. А все остальные – это товарищи, приятели.

Как у человека, у меня земные цели и пожелания – чтобы в семье была стабильность, чтобы все были здоровы, чтобы жили родители. Еще цель – себя держать в форме, чтобы достигать цели, принятые на предприятии. Расслабляться не приходится!

- Семья-то вас видит?

- В выходной день бываем вместе.

"ПРИВЫЧКА ПОСЕЩАТЬ СПОРТЗАЛ ОСТАЛАСЬ ЕЩЕ С ЮНОСТИ"

- А как вы отдыхаете – активно на природе или с книжкой на диване?

- С некоторых пор люблю пассивный отдых – поваляться с книжкой… Но я минимум два раза в неделю выкраиваю время для посещения спортзала. Эта привычка осталась еще с юности.

- Боксом занимаетесь?

- Нет, сейчас уже фитнесом. Мешок-то, конечно, висит, но с возрастом стучать по нему хочется все меньше.

- Грибы, рыбалка, охота?

- На природу выезжаю. Грибы не собираю, а вот с удочкой могу посидеть. С некоторых пор в зверя стрелять не хочу – стало их жалко. Наверное, становлюсь сентиментальным...

- Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

- С некоторых пор читаю. Теперь каждый день начинаю с нее.

- Пожелания газете есть?

- Одно пожелание – быть объективными.

Часть 1-я: Дамир Каримуллин: «Авиация ушла, но мы остаемся моторостроителями»