ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» СЧИТАЮТ, ЧТО СУЩЕСТВОВАНИЕ ЦЕЛЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ БЕЗ СХЕМ ПО ОБНАЛИЧИВАНИЮ ДЕНЕГ НЕРЕАЛЬНО

Госдума РФ на этой неделе приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении уголовной ответственности за создание фирм-однодневок. Создание и реорганизация коммерческой организации с целью совершения преступлений повлечет уголовное наказание в виде штрафа от 500 тыс. до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет. Журналисты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов и представителей бизнес-сообщества РТ, станет ли решение Госдумы серьезным ударом по теневому бизнесу.

Марат Галеев - председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

- Законопроект можно рассматривать как попытку борьбы с теневым бизнесом. Российскому бизнесу на сегодняшний день без фирм-однодневок будет тяжело, но постепенно ему необходимо адаптироваться к нормальным условиям ведения бизнеса. Получится или нет – вопрос второй. Главное, есть попытка, потому что оценить, будет ли работать законопроект, можно только после изучения практики. Наряду с этим шагом нужно делать и другие. Другим шагом в борьбе с теневым бизнесом можно, например, считать вступление России в ВТО.

Альберт Бикбов - генеральный директор ООО «НэоТрейд»:

- Оборот теневого бизнеса в России огромен. Существование таких фирм – неотъемлемая часть российской бизнес-действительности. Фирмами-однодневками пользуются не только представители малого бизнеса, но и крупные предприятия. С помощью фирм-однодневок они минимизируют налоги, причем через такие фирмы проходят миллиардные суммы. Хотя можно просто проверять базы по оборотам, а потом проводить проверки.

Почему у нас борются с фирмами-однодневками, но не ужесточают контроль за открытием фирм? Сегодня создать фирму-однодневку проще простого, а поймать фирму на том, что через нее были проведены какие-то операции, сложно. Многие выводят фирмы в другой регион. Об этом даже пишут свои исследования западные специалисты, книги эти продаются в «Кольце». В них пишут даже о «Татнефти». Сейчас же этот закон просто даст избирательный механизм в руки полицейских. Будут выбирать фирмы, на которые потом можно будет «наехать». Закон – просто декларация того, что что-то для борьбы с такими фирмами сегодня делается. Это как Ходорковского посадили, а остальных, делавших то же самое, нет. Получается, что один яхты покупает, а другой сидит.

Фирмы-однодневки в нашей стране будут существовать до тех пор, пока у нас не будет верховенства закона. Должны быть прозрачные принципы формирования бюджета, каждый должен знать, за что и сколько он платит, слежка должна идти за каждой копейкой. Если бы налогоплательщик видел эту связь, он бы так активно не стремился скрыть доход.

Ильдар Зиннуров - председатель совета директоров «Таттранском холдинг» (автосалоны «Сапсан»):

- Бизнес будет работать законно, если выживет. Подобное решение – реальная мера по борьбе с теневым бизнесом. Но часть фирм в случае принятия закона однозначно погибнет, потому что не вытянет налоговое бремя. И это уже отрицательная сторона медали, многие люди потеряют рабочие места. Налоговое бремя с нового года и так выросло, многие фирмы с трудом стали сводить концы с концами. Многие просто стоят перед выбором: либо закрыть бизнес, либо уйти в тень. Конечно, если исчезнут фирмы по обналичиванию средств – это хорошо, а если исчезнут еще и нормально работающие фирмы – плохо.

Михаил Скоблионок - владелец сети гостиниц «Регина»:

- Бизнес давно пора привести в порядок. Фирмы-однодневки – беда всех честных бизнесменов. Те, кто занимаются жульничеством, действие закона должны почувствовать. Это то же самое, что борьба со взяточничеством. Она же ни к чему, кроме увеличения взяток, пока не привела. А сейчас фирмы-однодневки будут просто брать больший процент за обналичивание средств. Раньше они брали один-два процента, потом пять, а дальше будет просто больше. Чем больше будут бороться, тем больше будет процент, вот и все. Фирм ведь миллионы, в стране полный бардак.

Евгений Крылов - генеральный директор ЗАО «Татинком-компьютерс»:

- Бороться нужно с причиной, а не с последствиями. Причина появления фирм-однодневок - налоговая система и коррупция. Спрос рождает предложение, не будет однодневок, будет что-то другое. Причина-то остается.

Страшит другое - в законе нет четких формулировок, что такое «однодневка» и что значит «лица, принимающие участие в деятельности однодневок». Курьер? Юрист, который готовил документы на открытие? Водитель? И кто должен проверять контрагентов, однодневка это или нет?

Артем Голдобин - собственник группы компаний «Корзинка»:

- В России, когда начинают с чем-то бороться, то всегда громко заявляют об очередных ужесточениях. А вот до реального контроля дело доходит редко. Если это сделано в преддверии выборов, то все становится понятно. Непонятен механизм, как будет осуществляться контроль. Регистрация фирм и сегодня проходит при участии налоговой и других контролирующих органов. То есть при желании все могло бы стать прозрачно. Хорошо, если однодневки будут жить не один день, а два, придется потом придумывать что-то для "двухдневок".

Рамиль Хусаинов - генеральный директор ОАО «ТГК-16»:

- Как известно, фирмы-однодневки используются, во-первых, для уклонения от уплаты налогов, во-вторых, для отмывания денежных средств, полученных незаконных путем (в том числе от продажи наркотических средств, проституции и так далее), и в-третьих, для так называемых «откатов» чиновникам, бизнес-партнерам для решения стратегических задач незаконным путем. Вот и получается, всем выгодно об этом умалчивать, а не бороться с данным явлением. За примером ходить не надо: с экрана о криминале говорят каждый день, а сколько раскрыто преступлений, совершенных с использованием фирм-однодневок, – по пальцам пересчитать. Мое мнение: российский бизнес существовать без фирм-однодневок может и должен. Необходима более продуманная, гибкая налоговая политика и борьба с коррупцией.

Решение Госдумы в этом направлении - это один из первых, но не единственный шаг, направленный на лишение подпитки теневого бизнеса. Если ввести контроль за расходами, то проблема с однодневками будет решена гораздо быстрее и эффективней.

Рустам Камалов – директор ОАО «Татбенто»:

- Если говорить откровенно, строительный бизнес и торговля без фирм-однодневок существовать не могут. Если закон будет работать, эти два вида бизнеса существенно пострадают. В них очень много затрат, которые никак не минимизировать. Только зарплаты и налоги отбирают половину дохода.

Азат Хаким – директор группы компаний «Тулпар»:

- Если система налогообложения направлена не на развитие бизнеса, а на его удушение, то бизнес существовать просто не может. Поэтому бизнес и создает фирмы-однодневки, они открываются не на реальных людей, иногда открываются на бомжей или людей давно умерших. Нужно не уголовную ответственность за создание фирм-однодневок вводить, а реформировать систему налогообложения.

Андрей Михайлов – арбитражный управляющий, руководитель проекта «Профессиональные инструменты управления кризисом»:

- С фирмами-однодневками арбитражные управляющие встречаются, когда работают с дебиторской задолженностью. Законной управы на эти фирмы давно не было. Конечно, этот закон весь комплекс проблем не решит, но сама попытка уже радует. Она направлена на ужесточение и более серьезное отношение к фирмам-однодневкам. Сам по себе закон уже усложнит работу подобных фирм.

Рустем Юнусов – гендиректор казанской строительной фирмы «ФаРус»:

- А как проверять, фирма - однодневка или нет? Всех поставщиков физически проверить очень сложно, каждый раз ты рискуешь. Мы проверяем документы, конечно, но никак не можем знать, как долго просуществует фирма. Если закон примут, придется расширять службу безопасности. Боюсь, что в России все начинается с благих намерений, а заканчивается, как всегда.