В СТОЛИЦЕ РТ ПОЯВИТСЯ «СКВЕР РЕКЛАМЫ»

В Казани вчера отпраздновали 15-летие регионального рынка наружной рекламы. Элита рекламного бизнеса отметила юбилей за круглым столом, посвященным основным проблемам рынка: необходимости участвовать в торгах и демонтировать конструкции из центра города. На необычном дне рождения побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

reklama (3).jpg
Ярким моментом выставки стали стенды с ретро-рекламой

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ

Все сливки рекламного бизнеса вчера можно было увидеть в бизнес-центре "Казанской ярмарки". Впервые в Казани директор группы «Лариса» Артур Закиров (22 года на рынке), шеф группы «Неон-Арт» Алексей Мамаков (18 лет на рынке), директор компании «Аир плюс» Ольга Полетаева (10 лет на рынке), руководитель агентства «Биг Борд» Дмитрий Веденеев и другие представители элиты рекламного сообщества города вынесли на суд широкой общественности не только результаты своего труда, но и основные проблемы, тормозящие развитие рынка.

Формальный повод – 15-летие становления рынка наружной рекламы в Казани – стал для участников мероприятия отправной точкой, с которой начался диалог представителей рекламного бизнеса и исполкома Казани. Кстати, мероприятие практически «случайно» совпало с пятилетием управления наружной рекламы исполкома и днем рекламиста, который отмечается в РФ 23 октября.

Представляя стенды (а было их всего три: первый, посвященный истории рекламы в городе, второй – история отечества в картинках, третий – презентация основных игроков местного рынка), вице-мэр Казани Оскар Прокопьев, заместитель руководителя исполкома города по вопросам организации муниципального контроля Рамиль Муллин и начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина пообщались с руководителями рекламных компаний. Представители власти активно задавали вопросы и интересовались нюансами ведения бизнеса. В частности, Прокопьева очень интересовала информация об основном акционере News Outdoor - группе ВТБ.

Отметим, что выставку посетили около сотни участников, а своими достижениями поделились около 15 (Max, «Оформитель», «Биг Боард», «Аир Плюс», News Outdoor, «Неон-арт» и другие).

ВСЕ НА ТОРГИ

Празднование юбилея рекламного рынка прошло довольно сдержанно, что понятно: летом будущего года в Казани истекают пятилетние сроки размещения рекламных конструкций. Поэтому участники готовятся к новым торгам и новым правилам, разработанным прежде всего в федеральном центре, а затем в недрах мэрии Казани. «БИЗНЕС Online» уже публиковал текст на эту тему, первые выводы из предстоящих изменений 2012 года таковы: грядет революция. Это означает и резкое снижение конструкций в Казани (примерно на 40%!), и тотальное освобождение центра города от щитов 3 на 6 и т.д…

Поэтому неудивительно, что вчера в праздничном воздухе мероприятия подспудно висело облако тревоги. Поэтому были только конкретные разговоры и обсуждение проблем. Например, Дябилкина предложила презентовать новые объекты рекламы в так называемом сквере рекламы, проект которого как раз был презентован ею в рамках выставки. Предполагается, что новый тематический сквер будет расположен между улицей Короленко и проспектом Ибрагимова. «В сквере можно поставить необычную скамейку, совмещенную с рекламой, создать какой-то интересный стенд. Кстати, вся реклама там будет исключительно социальной», - отметила Дябилкина.

Из элементов праздника – фуршет, награждение представителей рекламного бизнеса. Никаких ярких презентаций, пафосных речей и ярких одежд. На фоне деловых костюмов, в основном черного цвета, резко выделялись лишь синий пиджак с ультрамодными заплатами и серые брюки Прокопьева. Из яркого – любопытные плакаты стенда, посвященного истории России, в картинках. «Рабочие, поднимайте производительность труда!», «Батраки и комсомольцы, на трактор! В ударные колонны весеннего сева!», «Планы партии – мои планы»… И коммерческий плакат времен НЭП: «Лучших сосок не было и нет, готовь сосать до старых лет». Изучая его, заместитель генерального директора компании «Волга» Зульфира Мухамедзянова поделилась эмоциями со своими коллегами: «Мы рассматривали каждый плакат взахлеб!». Отметим и плакат известного в Советском Союзе общества добровольного воздушного флота «Добролёт», который за год привлек около 5 млн. рублей золотом (сопоставимо сегодня с миллиардной выручкой). Плакат призывал приобретать акции «Добролета»: «Стройся, воздушный флот СССР! Все - в акционеры Добролета. Тот, кто не гражданин СССР, тот не акционер Добролета».

В целом, создалось ощущение некоторого противоречия между декламируемым «чем ярче, чем заметней, чем больше информации – тем лучше» (эти слова предварили плакат, посвященный истории рекламного рынка Казани) и теми ограничениями, на которые жаловались участники рынка. В частности, представитель компании News Outdoor Сергей Дубков в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что любое передвижение рекламных конструкций влияет на рынок. «А рынок – это деньги, привлечение клиентов. И особенности работы рынка, в частности, то, что клиент реагирует на определенные конструкции в определенных местах, нельзя не учитывать при изменении плана размещения конструкций», - отметил Дубков.

Последовавший за выставкой круглый стол как раз обозначил рамки, влияющие на развитие рынка. Прежде всего это закон, обязывающий проводить аукционы и торги, и решение властей убирать рекламу из центра города. «Рекламное сообщество пришло к понимаю, что исторический центр города от рекламных конструкций надо освобождать, - отметила Дябилкина. - Для бизнеса это непростое решение, но тем не менее сегодня рекламный бизнес уже готов демонтировать рекламные конструкции из центра города. Мы прошли этот первый этап, перед нами второй – очень сложный».

Представители рекламного бизнеса особо дискутировать не стали и поддержали Дябилкину, приняв решение вести диалог с властями города.

ИЗЛИШНЕЕ КОЛИЧЕСТВО БУМАЖЕК И СОГЛАСОВАНИЙ

Проблемы рекламного рынка прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Ольга Полетаева – директор компании «Аир Плюс»:

- Выставка привлекает внимание общественности к нашим проблемам. Есть вопросы, над которыми необходимо работать совместно с потребителями и властью, а выставка как раз станет для нас площадкой для демонстрации особенностей рынка.

Рекламный рынок Казани индивидуален. Конечно, мы ориентируемся на достижения западных компаний, стремимся вывески сделать красивыми и лаконичными. Но национальный колорит со щитов убирать нельзя. Хотим мы того или нет, в Казани всегда будут присутствовать две культуры.

Зульфира Мухамедзянова – заместитель генерального директора рекламно-производственной компании «Волга»:

- Препятствий для участников рынка немало, и надо активно их обсуждать. Основное – бюрократия, излишнее количество бумажек и согласований. Все это сводится к тому, что реклама часто после всех согласований становится обычной, упрощенной и серой.

Владислав Селецкий – директор рекламного агентства «Оформитель»:

- Выставка создана в основном для общения, так как все проблемы, которые как раз сегодня и поднимаются, мы с властями регулярно решаем на совещаниях. Здесь мы общаемся с нашими основными монстрами – «Неон-Артом» и «Аир Плюсом».

Клиент сегодня ориентируется на яркие и мобильные светодиодные конструкции. При этом клиенты хотят сделать заказ дешевле. Средняя цена световой вывески – от 10 тысяч рублей. Оформление небольшого магазина – от 80 тысяч. Интересно, что сегодня наших игроков приглашают в Москву. Например, в Москве мы занимались оформлением Jewellery Fashion.