Киностудии Казани работают в основном для «поддержания штанов». Владелец киностудии «Я-продакшн» Ильдар Ягафаров в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал об основных проблемах творческого бизнеса.

yagafarov (1).jpg
В 2005 году на фестивале в Германии Ильдар Ягафаров получил гран-при десять тысяч евро. Это стало поворотным моментом в его жизни

«РЕЖИССЕРАМ НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕНДЕНЦИЯМИ РЫНКА»

- Ильдар Рашитович, расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях рынка киноиндустрии в РТ. Какие продукты (презентации, рекламные ролики, семейные фильмы и другие) являются сегодня наиболее востребованными? Почему?

- Основные заказы «Я-продакшн» – это рекламные ролики, корпоративные фильмы и коммерческое видео, в которое входят и презентации, и юбилейные фильмы для предприятий. Рынок киноиндустрии сегодня живет исключительно благодаря заказам крупных, средних и малых предприятий. Сейчас и в дальнейшем рынок будет развиваться за счет усовершенствования этих продуктов, как в плане идей, так и в плане техники.

Сегодня молодые режиссеры думают, что они, когда закончат учиться, сразу будут снимать художественные фильмы. И многие из них, как в школе, учатся этому ремеслу за партами института. Образование - это конечно важно, но этот стереотип надо ломать. Важна ежедневная практика, знание жизни, изучение ее со всех сторон. Я и сам, когда заканчивал ВГИК, совсем иначе себе представлял будущую профессиональную деятельность. Но потом я понял одну простую вещь: сегодня заказчик голосует рублем. К нам идет буржуазное общество. И сегодня любой фильм должен быть образцом высокой художественности. Игровой фильм, рекламный ролик, коммерческое видео сегодня делаются на таком уровне, что просто глаз не оторвать. А режиссерам, особенно молодым, необходимо следить за тенденциями рынка и стараться быть востребованными. Востребованность – это когда тебя покупают. К сожалению, немало у нас режиссеров, говорящих много и, возможно, по делу, но на деле многие из них оказываются "мыльными пузырями", когда попадают на съемочную площадку.

«В 1991 ГОДУ В КАЗАНИ ПОЯВИЛАСЬ «АКУЛА»

- А каким был рынок десять лет назад? Какие точки развития рынка вы можете назвать поворотными?

- Все началось с перестройки. Как только в конце 80-х стали возникать частные предприятия, желающие прорекламировать себя, появились и первые заказы на рекламные ролики и фильмы. Поначалу все было очень хаотично и по большей части бесплатно. Ведь тогда было все с ног на голову. Бывшие одноклассники, дворовые друзья, одногруппники и их друзья были первыми заказчиками. Снимали на VHC-камеры и на бетакамы, застали еще такой формат камер, как «Юматик». Помню, в 1992 году в Казани появилась студия «Акула». Маркелов, Харченко, Гладиков сделали первые компьютерные заставки. Это был маленький переворот, для того времени это было действительно круто. В то же время мы с Евгением Ручканом из студии «Баер» сняли первый ролик для какого-то автосалона, название не помню, так все были увлечены идеей. Мы договорились на съемки с вертолетом и на аэродроме снимали этакую корриду, когда молодой человек укрощал автомобиль. Здорово получилось, но только у заказчика не оказалось денег на трансляцию, и ролик остался лежать на полке.

yagafarov (3).jpg

По словам Ильдара Ягафарова, конкуренция на рынке появилась в последние два года, все стараются быть лучшими, а иначе, как на охоте, может не достаться хороший кусок

В 1993 году я уехал из Казани, поступил в институт и верулся обратно только 2000 году, успев закончить ВГИК и проработать в телекомпании «Взгляд». В те годы в Казани уже с рекламой было все в порядке. Было несколько крепких игроков, которые снимали очень интересное видео, тогда-то и был бум идей в видеорекламе, ведь в то время многое было снято на пленку кодак, и это очень сильные работы. «Лориен», «Грани», «Лариса», в 2001 году появилось агентство «Идея», ныне «Концепто». Они в первую очередь повлияли на рынок видеорекламы в Казани, и именно в этих фирмах «родились» первые профессиональные сотрудники в области рекламы, составляющие основной костяк рекламного рынка Татарстана. С благодарностью вспоминаю начало 2000-х, компании «Лориен», «Грани», «Концепто», с кем посчастливилось сотрудничать. Но я бы хотел отдельно отметить тот факт, что до сегодняшнего времени мы все большие друзья, сохранившие теплые отношения. Осенью 2011 года, уже можно оглянуться назад, в прошлое, где была большая жизнь. Теперь есть с чем сравнить.

В последние два года рынок киноиндустрии стал восприниматься серьезнее. Раньше для общества мы были просто любителями, желающими что-то поснимать, а сейчас стали партнерами. Появилось и уважение в финансовом смысле. Заказчики стали понимать, что выезд съемочной группы стоит дорого, это не просто оператор и штатив, а и краны, и свет, съемочная группа порядка 10 - 30 человек. Выросло качество видео, люди понимают, что за качество надо платить. Но за ворохом техники, света, актёров, технологий пропала изюминка конца 90-х, где самым главным была идея.

- Каков средний бюджет рекламного ролика, презентационного фильма?

- Сейчас это больше чем сто тысяч рублей, а остальная информация является коммерческой и обсуждается с каждым клиентом отдельно.

- А кто ваш основной заказчик?

- Частники. Но есть среди заказчиков и крупные предприятия. Конечно, хотелось бы поработать больше с правительством. Но политику правительства в отношении нашей отрасли можно понять: они делают заказы у москвичей, ведь мы не можем позволить себе приобрести высокотехнологическое оборудование, которое позволяют себе москвичи. На серьезные проекты нужно все заказывать в Москве. Свет, краны, рельсы, камеры в смену стоят около одного миллиона рублей. Если бы эта техника была в Казани, она быстро окупилась бы. Город требует уже инвестиций в качество, город ждет событий мирового уровня, а с точки зрения съемочных технологий он к этому не совсем готов.

- Сколько у вас постоянных клиентов?

- Порядка 15 - 20 фирм. Но хоть они и постоянные, в нашем бизнесе спокойным быть нельзя. Любой всплеск кризиса ударяет по нам, ведь мы не продукты питания делаем, без нас временно могут обойтись. Поэтому руководителю заранее нужно все просчитать и постоянно искать новые формы отношений с заказчиком. У нас на начало будущего года готовится предложение вообще частным лицам, но это пока наш секрет.

У нас очень много партнеров в лице рекламных агентств не только в Татарстане. Когда крупное агентство комплексно работает с заказчиком, то передает его нам. И мы в рамках единой рекламной компании совместно создаем продукт.

Вы знаете, мы ведь и про творчество не забываем: снимаем короткометражки и документальные фильмы. В 2010 году наш фильм «Брелок» был приглашен на Каннский фестиваль во внеконкурсную программу. Наш имидж тоже работает, про нас читают в газетах и смотрят по телевизору. Приезжаешь на переговоры - люди тебя узнают.

«ЛЮБОЙ ВСПЛЕСК КРИЗИСА УДАРЯЕТ ПО НАМ»

- Как вы оцениваете конкурентную среду среди кино- и видеостудий в Казани? Она вообще есть?

- Конкуренция на рынке появляется в последние два года. В начале 2000-х были съемочные «группировки», а сейчас – профессиональные студии. На рынке Татарстана сильных игроков – порядка пяти-шести. Мне кажется, сейчас идет еще смена поколений, появляется сильная амбициозная молодежь, которой много лет не было. Появилась реальная конкуренция, где все стараются быть лучшими, а иначе, как и на охоте, тебе может не достаться хороший кусок.

- Удовлетворяет ли существующее количество киностудий спрос миллионного города?

- Вполне. У нас не Москва и не Санкт-Петербург, поэтому, конечно, заказов меньше. Все наши заказчики, например, это те, к кому мы бережно относились, кому понравились и кого не подвели. Сделали качественную работу – заказчик пришел второй, третий раз. Из этого и складывается объем работ.

Большие, многобюджетные заказы в основном у федеральных игроков. В этом ничего плохого нет. Мы тоже приходим на рынок Челнов, Нижнекамска, Ульяновска, Ижевска. Это конкуренция, к которой надо нормально относиться. Хотя сделаю ремарку: с приходом доступных технологий региональные студии шаг за шагом отвоювывают у варягов свои заказы, а я склонен к профессиональному патриотизму. Я готов бороться за своего, татарстанского, заказчика качеством.

«В КИНОБИЗНЕСЕ КУСКИ МАЛЕНЬКИЕ, А БИЗНЕС ЗАТРАТНЫЙ»

- Насколько в целом кинобизнес сегодня прибылен?

- В кинобизнесе куски маленькие, а бизнес крайне затратный. Чтобы заработать, нужно зимой в минус 20 градусов, а летом в 30-градусную жару снимать ролики, потом монтировать, озвучивать, сдавать заказчику. И ответственность большая за людей, их здоровье. «Лошадиный рынок». Говорить о той прибыли, о которой мы мечтаем, пока рано. Мы зарабатываем сейчас на прожиточный минимум. Если вдруг неожиданно получается больший доход, вкладываем в новое оборудование, при этом есть еще семья, необходимость поддерживать свой статус.

- Основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь?

- Кадры, особенно в компьютерной графике. Всех, кого принимаешь на работу, ты вынужден обучать, то есть тратить время на то, чтобы человек вообще понял, чем он будет заниматься. Сейчас я занялся этой проблемой вплотную. В прошлом году специально пошел преподавать в Институт культуры, чтобы вырастить кадры. Через 5 - 6 лет эти ребята, чувствую, «выстрелят» и станут основной командой на рекламном рынке.

Существуют фрилансеры. Но их невозможно посадить в студию. А когда ты заказываешь что-то у фрилансера, имидж студии растворяется. Фрилансер начинает говорить, что это сделал он, а не студия. А чтобы создать костяк и команду, люди должны работать в офисе. Заказчик должен чувствовать команду, как в хоккее: сыграли, забили и гол. Заказчик должен зайти и выйти из нашей студии с готовой продукцией.

yagafarov.jpg
Киноиндустрия крайне тяжелый бизнес. Чтобы заработать, нужно зимой в минус 20 градусов, а летом в 30-градусную жару снимать, монтировать, озвучивать...

«В КРИЗИС БЫЛА ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ – ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАБОТЫ»

- Как вы себя продвигаете?

- Мы вплотную стали анализировать этот вопрос в последнее время. И пришли к выводу, что самый надежный инструмент продвижения – сарафанное радио. Почти все наши заказчики узнали о нас с чьих-то слов. Сейчас мы еще особенно занимаемся сайтом, стараемся его ежедневно обновлять.

- А как рынок пережил кризис?

- Кризиса мы очень боялись, но, как ни странно, прошли его без проблем. Работа была.

У меня такое ощущение, что многие заказчики сами кризиса испугались и, чтобы быть конкурентноспособными, стали заказывать видео. То есть в кризис у нас была обратная реакция. А до кризиса, в 2005 - 2007 годах дело шло тяжело. Период становления. Заказов было мало или вообще их не было. Более того, благодаря кризису студия получила большое развитие. Если в 2005 году я зашел с небольшим табуретом в маленькое помещение, то сейчас студия имеет все оборудование на весь цикл производства. Раньше мы арендовали оборудование, а потом мне этот хаос надоел. Кто-то не может, до кого-то не дозвониться… Я захотел по-другому: назначил съемку, положил оборудование в машину, приехал, снял, уехал. А раньше из-за бардака отменялись съемки.

- Отличается ли провинциальный кинорынок от столичного?

- На самом деле мы можем делать все то, что делают в Москве или Петербурге. Мне не нравится, когда наши режиссеры начинают жаловаться и говорить, что федералы априори лучше, потому что технику имеют лучше или еще что-нибудь. Это не так. У нас абсолютно равные условия. Просто нужно заболеть какой-то идеей, чтобы грамотно реализовать ее. В провинции часто возникает такой фактор, как «да ладно, и так сойдет». В итоге, когда на всех стадиях действует «сойдет», получается провинциальное видео. Когда его смотришь, сразу видно, что оно сделано в Казани. Видно, что видео не вычищено в мелочах. Например, неправильно подобран актер, одежда, ракурс, музыка, диктор. Весь ворох превращает ролик в обычный провинциальный продукт. Иногда, конечно, хочется и заказчику сказать, чтобы он не экономил. А то заказчики часто думают, что мы хотим просто больше заработать денег, а не сделать качественный продукт.

- Как вы оцениваете перспективы развития рынка?

- Перспективы самые радужные, так как, наконец, появилось понимание у заказчика. Он знает, что он заказывает и зачем. Люди выезжают на мероприятия с ноутбуками и техникой, им постоянно нужны фильмы, чтобы посредством их демонстрировать конкурентоспособность и заявлять о себе. А у нас соответственно растет количество заказов.

Думаю, конечно, опять во главу угла снова встанет идея. Наиграемся с техникой... Красивая картинка - это не идея. Можно и с краном полетать, и на вертолете, да на чем угодно. Отсутствие идеи всегда видно, а ведь идея, как Божья метка, все раскрывает, все ставит на свои места. И мы эти работы называем как? Талантливыми. Через года два самой большой потребностью станет потребность в идеях. Технику все купят, а идеи смогут выдавать не все. Эта уже Божья территория: кому подает, а кому нет...

«КИНООТРАСЛИ КАК ТАКОВОЙ У НАС НЕТ»

- Можем ли мы сегодня вообще говорить о том, что в Казани есть собственная киносреда, киношкола?

- Киносреда есть, киношкола есть, есть свой союз, а «кина» нет. Чтобы снять кино, нужно потратить уйму времени, нервов, чтобы что-то снять. Самому нужно организовать или написать сценарий, самому бегать по начальству, выбивать деньги, самому снимать, монтировать, озвучивать, а потом ходить выслушивать, что фильм «ну не очень» и ты, как режиссер, «ну тоже не очень». И даже при таких раскладах наши режиссеры снимают, и им за это огромный поклон. Пластами уходит наша история, наши гении, поэты, писатели. Ничего не снимается, снимается лишь красивая дорогостоящая картинка, которая для истории не имеет никакого смысла. Профессионально у нас в городе сейчас снимают только киностудии Москвы свой кинематографический необред. Все, что снималось за последние годы, снято варягами. Это очень сложный вопрос. У республики, конечно же, деньги на это есть. Можно построить хороший кинокомплекс, это не составляет никакого труда! Кинобизнес Татарстана при этом может быть очень прибыльным. Татарстан по съемкам может обслуживать все Поволжье, да и качество телевизионного контента тут же повысится. Появятся свои национальные сериалы. Опять же рабочие места.

yagafarov (2).jpg
Ильдара Ягафарова сотрудники называют не директором, а режиссером, так как он работает, как все

У нас в Татарстане 37 человек - члены Союза кинематографистов. Многие проходят мимо заказов по видео. А ведь это ценнейшие кадры, которые нужно воспитывать годами.

Киноотрасли как таковой у нас нет. Есть отдельные специалисты, которые, как и я в свое время, получили «инъекции» во ВГИКе и других вузах, а теперь реализуют себя. Кстати, над киношколой в Институте культуры много смеялись, но я чувствую, что через несколько лет оттуда выйдут сильные операторы и режиссеры. Им нужна будет база, площадки для реализации, финансовая поддержка. И этими проблемами как раз должен заниматься Союз.

- К чему сегодня вообще сводятся функции Союза кинематографистов?

- Союз - очень нужная организация для поддержки кинематографистов Татарстана. Но Союзу нужен капитальный ремонт. Полностью нужно перебрать все - двигатель, кузов, ходовую часть, он не едет, и покупать его никто не хочет, простыми словами современного сленга - ему нужен рестайлинг. Сменить атмосферу внутри, набрать молодежь, сформулировать конструктивные направления развития, плотно и в очень дружелюбной форме сотрудничать с правительством и постепенно приспосабливаться к тенденциям современного рынка, научиться влиять и помогать кинематографу Татарстана.

«МНЕ ПРОСТО НРАВИТСЯ СВОЯ РАБОТА»

- Расскажите, как возникла ваша студия.

- Однажды я поехал на фестиваль в Германию, где занял первое место, гран-при в городе Хемниц. В итоге мне досталось порядка 10 тысяч евро. Это и стало тем самым поворотным моментом в моей жизни. Когда я летел из Берлина, в голове все распланировал, а когда оказался в Казани – сразу нашел и снял офис в аренду. Так появилась киностудия «Я-продакшн». Это было в ноябре 2005 года. Все было интуитивно.

Первым заказчиком, который студию сильно поднял, был ресторанный комплекс «Мезон гриз». Альфия Рашидовна - руководитель комплекса, тогда поставила на нас все карты. На заработанные деньги мы купили технику.

- Какими своими работами вы гордитесь?

- Я не склонен что-то выделять. Мне просто нравится своя работа, и я её делаю с удовольствием. Среди игровых картин очень нравится фильм «Брелок». Думаю, то, что снимаю сейчас в Пермской области, тоже будет интересной картиной.

Я не склонен жить прошлым, нужно думать о настоящем.

«МЕНЯ СОТРУДНИКИ НАЗЫВАЮТ НЕ ДИРЕКТОРОМ, А РЕЖИССЕРОМ»

- Как построена работа? Сколько у вас сотрудников?

- Сотрудники для моей работы – самый ключевой момент. Важно выбирать людей образованных и спокойных, нехитрых и неленивых. Основной костяк студии - семь человек. И каждый из них несёт ответственность за несколько областей сразу: один - менеджер и юрист в одном лице, другой - исполнительный продюсер, который контролирует съёмочный процесс, общается с заказчиками, третий - дизайнер и специалист по сайту, который мы ежедневно обновляем, и так далее. Коллектив у нас стабильный, так как мы притираемся к каждому. Обязательно есть испытательный период, так как человек раскрывается только через какое-то время. Иногда с первого взгляда он кажется прекрасным, иногда, наоборот, ленивым, а на практике все оказывается иначе.

Меня сотрудники называют не директором, а режиссером, так как я работаю, как все.

- Есть ли какие-то сезонные особенности работы?

- Пустыми, как правило, бывают январь и февраль. К ним надо готовиться заранее.

«ФЕСТИВАЛЮ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО НАДО МЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ»

- Как вы оцениваете ситуацию вокруг фестиваля мусульманского кино в Казани? Вокруг него очень много споров и скандалов, не пора ли сменить концепцию и название?

- Из года в год я, когда прихожу на фестиваль мусульманского кино, задаю себе один и тот же вопрос: что в нем мусульманского? Фестиваль не должен быть, на мой взгляд, ни мусульманским, ни христианским, ни иудейским. Религия в светских мероприятиях всегда неуютно себя чувствует. И обязательно нужны денежные призы. Сделайте приз хотя бы 100 тысяч рублей – сразу увидите разительную разницу в качестве работ.

«ДЕНЬГИ ИДУТ ТОЛЬКО ТОМУ, КТО ПАШЕТ С УТРА ДО ВЕЧЕРА»

- Сложно ли быть руководителем киностудии?

- Очень тяжело. На тебе огромная ответственность, в том числе и финансовая. Но эту ответственность надо брать, если ты хочешь зарабатывать. Деньги идут только тому, кто пашет с утра до вечера. Иногда вообще из-за работы не приходишь домой. Но сейчас уже все немного успокаивается. Наши сотрудники уже доросли до того, чтобы брать ответственность на себя.

- В этой спешке есть ли у вас время на себя?

- Я ведь очень ленивый человек, я всегда для себя время найду. И мое хобби - поспать побольше, а уж телевизор - это мое профессиональное занятие. Но бывают периоды, когда меня семья неделями не видит.

- Что вам больше всего нравится в вашей работе?

- Слава богу, я не запутался в жизни и занимаюсь своим любимым делом. Знаете, очень люблю оставаться на работе один. Вечером в своем кабинете пить чай, смотреть отснятый материал и, пока никто не видел, стирать неудачные дубли.

- Где вы учились? Насколько важно образование в вашем деле?

- Я учился в трех высших заведениях. Учился в Казанском педагогическом институте на факультете физкультуры. Один год учился на заочном факультете режиссуры ЛГИТМиКА (Санкт-Петербург). Учился во ВГИКе на факультете режиссуры (Москва). А вообще, диплом у человека должен быть в голове, а не в руках.

- Ваше хобби?

- Спать. Еще мы с сыном занимаемся рыбалкой. Люблю путешествовать на своей машине.

- А какое на вас влияние оказала семья?

- Мой отец Рашит Ягафаров был филологом, детским писателем. Он дружил и общался с творческой интеллигенцией. С детства я был за кулисами театра, был знаком с известными артистами, писателями. Всё это во многом повлияло на мой выбор будущей профессии. И за это ему огромное спасибо.

Визитная карточка компании

Киностудия «Я-продакшн» основана в ноябре 2005 года.

Cобственник - Ягафаров Ильдар Рашитович
Основной вид деятельности - производство кино- и видеопродукции любого формата.
За 6 лет работы создано более 150 рекламных роликов, которые транслируются на федеральных и региональных каналах.
Заказчиками киностудии являются ОАО "Татэнерго", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", МУП "Казметрострой", ОАО "Завод Элекон", ГУ "МКДЦ" и др.

Визитная карточка руководителя

Ильдар Рашитович Ягафаров. Режиссер. Член союза кинематографистов России.

Родился в 1971 году в Пермской области. В возрасте трех лет переехал с родителями в Казань.

После окончания школы поступил на факультет физической культуры Казанского Государственного Педагогического Института, занимался парашютным спортом. Увлекался фотографией. В 1991 году работал в государственной телерадиокомпании «Татарстан» ассистентом режиссера.

В возрасте 23 лет поступил во ВГИК.
С 1996 по 2000 годы работал журналистом на канале «ТВ-6-Москва» телекомпании «Взгляд» в программе «Территория ТВ-6».
В 2000 году вернулся в Казань с целью снимать в кино.
2004 год - приз Кинотавра (Сочи) за лучший продюсерский проект.
2005 - лучший евродебют года в г. Злин (Чехия).
2005 - гран-при за лучший фильм в г. Хемниц (Германия).
2010 - участие во внеконкурсной программе Каннского фестиваля (Франция).
Женат, имеет сына.