Фарид Башаров: «Начинаются проблемы, заторы. Кто-то суетится, кто-то вдумчиво начинает искать выход из ситуации» Фарид Башаров: «Начинаются проблемы, заторы. Кто-то суетится, кто-то вдумчиво начинает искать выход из ситуации»

«ЗА АПРЕЛЬ И МАЙ НАМИ ПРИНЯТО БОЛЕЕ 7 ТЫСЯЧ ЗВОНКОВ»

 Фарид Рашидович, во время режима самоизоляции ТПП Челнов стала главной точкой переговоров бизнеса и власти о проблемах, связанных с пандемией. Сколько предпринимателей к вам обратилось? Какому количеству удалось помочь?

— Когда все это началось, предприниматели вспомнили о Торгово-промышленной палате. Главный вопрос, который нам задавали до данного периода, звучал так: «А чем вы занимаетесь?». Хотя, по сути, мы детище самих бизнесменов, созданное ими же объединение, входящее в четверку крупных структур поддержки предпринимательства России, наиболее представленная во всех регионах России и 100 муниципалитетах организация. Самой системе ТПП РФ 100 лет, в нее входит 180 палат. Есть функции, делегированные Торгово-промышленным палатам государством, такие услуги весьма востребованы. Сотрудники и эксперты палат их качественно отрабатывают.

Данный кризис, на мой взгляд, совершенно отличается от всех предыдущих. По нему у меня есть своя аналогия: вот едет огромный поток автомобилей. Каждый в своей машине, в своем бизнесе — и вдруг впереди непонятный катаклизм, остановка движения. Начинаются проблемы, заторы. Кто-то суетится, кто-то вдумчиво начинает искать выход из ситуации. Постепенно появились регулировщики, помощники, были приняты необходимые решения для уменьшения последствий остановки движения. Я так вижу данный кризис. Образно он стал жестким краш-тестом. Мы впервые столкнулись с чем-то подобным, учитывая вирусологическую обстановку. Это не только проблемы экономики, как было, например, в 2008 году.

  Но тогда и ТПП не была в городе на слуху. Проблемы пытались решать как-то иначе.

— Предприниматели — особые люди, как правило, рассчитывающие в первую очередь на себя. Они действуют, как говорят, на свой страх и риск. Страх преодолевают быстро и идут на риск. Те, кто владел инструментами риск-менеджмента, способами реагирования на внештатные ситуации, использовал системы безопасности, оказались к этому более готовыми и даже сумели извлечь максимум пользы для своей деятельности из нынешней ситуации. Что же касается системы палат, то мы сразу откликнулись и дали свои телефоны. Экстренно созданные системой ТПП чаты буквально «взорвались». Руководители палат, сотрудники видели ситуацию в предпринимательской среде в круглосуточном режиме, искали, находили способы реагирования, решения возникших у бизнеса проблем, оперативно перенимали друг у друга лучший опыт. Потом я, конечно, работников, чьи телефоны были включены в «горячий список», пожалел. Мы не ожидали, что пойдет такой вал обращений. Я приведу вам цифры: за апрель – май нами принято 7 739 звонков. Мы их тщательно отработали, систематизировали.

«Самой системе ТПП РФ 100 лет, в нее входит 180 палат. Есть функции, делегированные Торгово-промышленным палатам государством, эти услуги весьма востребованы» «Самой системе ТПП РФ 100 лет, в нее входит 180 палат. Есть функции, делегированные Торгово-промышленным палатам государством, такие услуги весьма востребованы» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Получается, что звонил каждый третий предприниматель города?

— Если считать в среднем, то да. Некоторые звонили по несколько раз. На горячей линии Татарстана, например, зарегистрировано 5 776 обращений. В основном туда вал пошел по форс-мажору — то есть по выдаче заключений о «наступлении обстоятельств непреодолимой силы». Они приняли основной удар, работали, можно сказать, 24 на 7. Был подключен весь аппарат. Я звонил в ТПП Тольятти, Санкт-Петербурга и других городов — везде оказалась такая же ситуация. Но, к сожалению, поскольку в стране объявили только режим повышенной готовности, заключения о наступлении форс-мажорных обстоятельств не выдавали. При этом ТПП Татарстана стала первой, кто начал выдавать заключения по договорам аренды, кредитования, лизингу. Замечу, что ТПП РФ с момента введения режима повышенной готовности немедленно приняла решение о делегировании этой свой исключительной функции нижестоящим палатам, сделав данную недешевую услугу бесплатной на острой фазе кризиса. Все палаты активно включились в работу по решению проблем бизнеса безвозмездно.

— Сколько справок было выдано?

— Приведу вам официальную статистику. Количество договоров, по которым запрошены заключения о нарушенных обязательствах, — 8 558. Сотрудники юридической службы ТПП РТ на данный момент обработали 6 613. Юристы нашей палаты вели первичный прием и консультации, выясняли, насколько обратившийся может претендовать на получение такого заключения, разгружая своих коллег в Казани. Когда мы видели, что у человека есть реальный шанс получить желаемое, мы направляли документы в Казань. К сожалению, положительных заключений коллегам удалось выдать чуть более 500, зато письменных рекомендаций — около 2 тысяч. Это колоссальный труд по каждому контракту, выискивание и нахождение любой зацепки, позволяющей сделать запрошенное положительное заключение.

«Есть отрасли, которые уже будет нереально поднять. Например, это люди, которые работали в торговле. Особенно по одежде, обуви, другим товарам не первой необходимости» «Есть отрасли, которые уже будет нереально поднять. Например, это люди, которые работали в торговле, особенно по одежде, обуви, другим товарам не первой необходимости» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРУПНАЯ ЖЕРТВА ЭТИХ СОБЫТИЙ — СФЕРА ТОРГОВЛИ»

 Вы сказали, что был большой поток обращений в первые два месяца. Потом он пошел на спад?

— Сейчас в этом плане напряжение не такое, как в начале. Экономика медленно, но постепенно «зализывает» нанесенные кризисом раны. С первых дней наступления особого режима мы определили свой функционал следующим образом: нам надо было срочно, оперативно, доходчиво конкретную информацию, исходящую от властей, довести до предпринимателей. Решения руководства страны, правительства выходили практически каждый день, как горячие пирожки.

Я благодарен нашему пресс-центру. Он очень хорошо сработал. Ребята создали в мессенджерах антикризисный чат, куда скидывали, да и сейчас продолжают направлять оперативную, проработанную информацию, а главное — получают обратную связь. Нам звонили круглые сутки. У меня люди просто с ног валились. Задействованных в данном процессе нескольких работников перевели на «удаленку», а звонки в первые дни принимал исключительно сам. Выслушивал боль и беды людей. Порадовало, что это был телефон доверия.

До вступления в силу ограничений мы имели счастье собираться с экспертным советом предпринимателей при нашем ТПП. Тогда была сказана главная фраза: «Не работать нельзя. Остановившийся бизнес — умерший». И когда люди спрашивали: «Фарид, что делать? А если у меня на предприятии вспышка произойдет?», — мы отвечали, что ситуация для всех одинакова и что руководители сами должны принять меры безопасности, которые предписывались. Хотя более или менее внятные рекомендации стали появляться с большой задержкой, сразу исчезли средства защиты и дезинфекции, да еще ограничения по перемещениям работников. Явного приказа остановить производства не было. Очень многие решились продолжить, следуя инструкциям Роспотребнадзора. Самое главное, я потом делал контрольные звонки, заболевших практически оказалось мало. Большая часть сработала ответственно и качественно.

Нам навстречу шли мэрия, службы исполкома, которые подключали нас к видеоконференциям с градоначальником, оперативным штабом по борьбе с коронавирусом. Мы собирали вопросы от предпринимателей и выводили их в эфир, чтобы люди напрямую задавали свои вопросы Роспотребнадзору, налоговой инспекции, представителям банков, непосредственно мэру и другим участникам Zoom-конференций. Принимались конкретные, точечные решения. Но беда постигла не отдельно взятые предприятия, а практически всех. Когда говорят «особо пострадавшие», то я это не воспринимаю. Если даже взять палату, по своей сути являющуюся некоммерческой организацией на самофинансировании, то мы по объему оказываемых услуг очень зависимы от бизнеса и упали более чем на 30 процентов. А есть предприятия, которые потеряли гораздо больше.

— Некоторые сферы вовсе стояли, например тот же общепит.

— Повторюсь, не пострадавших не оказалось, что обусловлено несколькими вещами. Момент номер один — когда предприятия были обязаны выплатить зарплату, не имея источников поступления. Подавляющее большинство делало это. Кроме того, рекомендовали сохранить численность. Наш бизнес настолько социально ответственен — стонали, плакали, жаловались, но выполняли инструкции. А кто-то вынужденно пошел на сокращение персонала, пытаясь сохранить дело.

«Я был поражен оперативными действиями «Татэлектромаша», который последним в республике получил купленную линию по производству масок и самыми первыми запустили» «Я был поражен оперативными действиями «Татэлектромаша», который последним в республике получил купленную линию по производству масок и самым первым запустил» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Есть мнение, что какая-то часть бизнеса умерла и не восстановилась. Что вы думаете по этому поводу? Сколько процентов не стало?

— Об этом «БИЗНЕС Online» буквально недавно очень хорошо написал материал о том, насколько упал бизнес. Вы практически точно отразили ситуацию. К сожалению, мы не имеем доступа к базе налоговой инспекции. По ощущениям, 1 из 10 бизнесов уже не восстановится. Признаться, я ожидал худшего. Есть отрасли, которые уже будет нереально поднять. Например, это люди, которые работали в торговле, особенно по одежде, обуви, другим товарам не первой необходимости, которые находились в арендованных помещениях в торговых центрах, на рынках. Тут две причины. Во-первых, арендные отношения. Пострадали обе стороны. Более или менее внятные решения последовали с большой задержкой. Мы очень активно участвовали в разрешении споров между участниками арендных отношений. Во-вторых, потеря покупательского спроса и закрытие ТЦ. Возьмем нескольких из тех, с кем беседовали, которые торгуют обувью. Например, один из них имел три точки в разных ТЦ. У человека есть нанятые работники — где-то 6–8. Предприниматель честно выполнил принятые властями решения и выплатил им зарплату. У него заключены контракты на поставку сезонного товара, предоплата внесена. Два месяца продаж не было, а у тех продавщиц, которых нанимали, семьи. Возможно, это вообще единственный источник дохода. Подобное же бесконечно не могло продолжаться. Плюс еще до начала пандемии была запущена процедура с маркировкой отдельной группы товаров, и все сошлось в одну кучу. Там тоже огромные затраты, ничего не переносилось. Закрылись торговые точки, потенциальные покупатели экономили деньги и перестали, да и не могли ходить по закрытым магазинам, копили средства на товары первой необходимости. Кроме того, значительно активизировалась интернет-торговля. Это все наложилось. Потому считаю, что непродовольственной торговле в прежних объемах и виде будет очень сложно восстановиться. А данная отрасль составляет более половины всех зарегистрированных ИП, малых предприятий.

Та же ситуация в сфере услуг. Сети общественного питания просто закрылись. Да, кто-то находил способы работать, но доходы упали в разы. Боюсь, многие из них уже не поднимутся. Страдала и транспортная отрасль с закрытием границ, гостиничный бизнес… Отдельно хочу сказать о системе частных медицинских учреждений. По оценкам отдельных экспертов, их у нас более 300. Все оказались закрыты, и у них не было других источников доходов. У нас прошла встреча и с начальником управления здравоохранения Александром Николаевым, мы постоянно были на связи с Роспотребнадзором и узнавали, что можно, что нельзя. Тогда мы договорились, чтобы управление здравоохранения использовало возможности наших частных медицинских учреждений в решении возникшей очень сложной проблемы. Понятно, что государственные больницы, бюджетная медицина приняли основной удар на себя, но потом уже подключились возможности высокотехнологичных частных клиник, особенно по КТ.

Возможно, самая крупная жертва данных событий — это торговые центры. Все руководители прошли свой путь по-разному. Фактически со всеми мы оставались на связи, но у них был один вопрос, на который ответ так и не получили: «Почему в Набережных Челнах кадастровая стоимость, арендные платежи сопоставимы с крупными городами?» Приведу статистику: впереди нас Сочи, Домодедово, отдельные районы Москвы, Екатеринбург. Челны на уровне Казани. После нас Москва, Санкт-Петербург. Как так? Посмотрите на нашу среднюю зарплату. Почему у нас такие цены? Вот в чем наша беда. Кадастровую стоимость определяют местные власти, это спускается не сверху. При отсутствии иных источников дохода у местной власти, кроме налога на доходы физических лиц и аренду земельных участков, что остается делать? Где руководитель муниципалитета должен брать деньги? Это как раз говорит о том, насколько продуктивны условия ведения бизнеса. Потом та же кадастровая стоимость влияет на цену аренды киоска внутри ТЦ, появляется наценка на продаваемую продукцию. Получается, что в конечном счете все идет из кармана нашего не сильно много зарабатывающего народа.

Повторюсь, пострадали все, но есть и положительные примеры. Особо отмечу предприятия реального сектора экономики, генерирующие добавленную стоимость, и их значительное количество. Скажу о некоторых организациях – членах ТПП. Я был поражен оперативными действиями «Татэлектромаша», который последним в республике получил купленную линию по производству масок и самым первым запустил. А главное, фактически за неделю разработал проектно-конструкторскую документацию и немедленно запустил производство ультрафиолетовых рециркуляторов воздуха. Самый первый образец, кстати, привезли нам. Сейчас компания продолжает производить непрофильную продукцию, поставляя в учреждения здравоохранения, образования и другие. Это социально ответственные действия руководства, внесшие ощутимый вклад в борьбу с короновирусом в городе и регионе. Также отработали и строительные предприятия, участвуя в переоборудовании медучреждений для приема заболевших в особом режиме. А продуктовые наборы для иногородних студентов от «Кориба», малоимущим — от предприятий города…

Были отдельные структуры, которые закрывали экстренные потребности. Та же «Триада» освоила выпуск противочумных костюмов, масок. Город проанализировал, кто может это сделать. Задействовали швейников, даже школы. Да, пусть это не какие-то гигантские объемы, но все равно говорит об адаптивности наших предпринимателей. Всех примеров достойного участия бизнеса автограда в решении сложнейших задач в тот период не перечесть.

«Частные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования в области культуры и искусства, некоммерческие организации были напрочь закрыты» «Частные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования в области культуры и искусства, некоммерческие организации были напрочь закрыты» Фото: nabchelny.ru

«СЕЙЧАС НУЖНО ДЕЛАТЬ ПОЛНУЮ РЕВИЗИЮ ВСЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ»

— Как вы оцениваете меры господдержки в период пандемии? Их было достаточно, на ваш взгляд? Какая часть предпринимателей смогла воспользоваться помощью?

— Один из юристов, который у нас выступал еще в самом начале данной истории, сказал: «Меры, предпринятые государством, сильно напоминают тушение пожара из пипетки». Может быть, не совсем так: где-то лейка, кому-то больше попало, но не брандспойт. Мер оказалось недостаточно, и оставались очень жесткие условия получения поддержки — сохранение численности, пресловутые ОКВЭДы и другие. Люди говорят, что было бы здорово, если бы хотя бы частично решили вопросы по налогам, и не просто отложили сроки, а вообще закрыли данную тему. Опять-таки это епархия не муниципального уровня и даже не республиканского.

 Получается, что на уровне города особо и инструментов не было?

— Вообще. У местной власти нет необходимых для города подобного масштаба рычагов. Ну что такое отложение на следующие периоды налогов на землю? Их же все равно нужно будет отдавать! Хочется верить, что спущенные регионам, муниципалитетам полномочия и ответственность по принятию решений в период пандемии в ближайшей перспективе подкрепятся и иными правами по источникам пополнения местных бюджетов.

Огромный объем информации собрали у нас в системе Торгово-промышленных палат. Писали обращения в правительство по мерам поддержки. Существовал очень сильный документ, куда вошли и наши предложения, и из Челнов, но в пожарном режиме к сожалению, не все могло быть услышано. Приведу один пример. По строительной отрасли на более чем 40 страницах подготовили предложения ТПП РФ, как минимизировать потери и обеспечить ее выживание в кризисный период. Удивительно, но мы получили быстрый ответ от службы структуры вице-премьера Хуснуллина. Подробнейший. Из документа следует, что очень многие предложения не могут быть приняты в данный момент из-за значительных потерь в доходах бюджета.

Еще один существенный момент в нашей работе в кризисный период — частные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования в области культуры и искусства, некоммерческие организации. Они были напрочь закрыты, а это люди, которые живут исключительно от зарплаты до зарплаты, делая благороднейшее дело. Дети сидели на «удаленке» практически всю последнюю учебную четверть. Мы просили создать возможность для работы этих структур хотя бы в ограниченном режиме, в период каникул, как-то их занять полезным. Никому разрешения на возобновление работы не дали.

Хочу отметить еще один важный момент в данной истории — ОКВЭДы. В повседневной жизни люди не обращали на это внимания, когда налоговая инспекция сама по денежным потокам, по одному из видов деятельности выводила ОКВЭД вперед. Я очень благодарен гендиректору ТД «Олимпия», члену совета ТПП Зинаиде Пильщиковой. Она провела большую аналитическую работу, что такая перекодировка стала следствием того, что на законодательном уровне была допущена правовая коллизия. Мы предложения члена совета немедленно переправили в ТПП РФ и получили ответ с благодарностью и сообщением, что запрос также принят правительством как очень важный. Для получения господдержки пострадавшим отраслям поставили условия, что до 1 апреля ОКВЭД должен был быть сменен. А откуда человек бы узнал, что случится пандемия? Очень многие бизнесмены, думаю, что до 70–80 процентов, не смогли воспользоваться даже теми скудными мерами поддержки, которые оставались. ОКВЭДы — вообще беда. Считаю, что сейчас нужно делать полную ревизию всем предпринимателям как один из вариантов подготовки к возможным кризисам. Это же не их рук дело, а налоговой. К слову, в такой период наше отделение ИФНС показало себя очень отзывчивым на запросы палаты, бизнесменов, оперативно консультируя и участвуя в наших мероприятиях. Уверен, что сложившиеся в сложный период отношения продолжатся и впредь.

До кризиса очень многие предприятия работали неустойчиво — от зарплаты до зарплаты, от заказа до заказа. И для таких данная ситуация стала уроком, что нужно иметь подушку безопасности. Один мудрый экономист сказал, что следует делить деньги на три части. Первая — на обеспечение текущей деятельности, вторую стоит готовить на развитие предприятия, а третья — подушка на случай форс-мажора. У кого последняя была, те смогли три месяца выплачивать зарплату, не получая выручки. Знаю компанию, где директор и главный инженер вставали за станок. Утром совещание, потом в цех, выполнять программу за находящихся на карантине.

«Самая большая радость для нас в период кризиса — 17 организаций изъявили стать резидентами Торгово-промышленной палаты. Пять уже оформили документы» «Самая большая радость для нас в период кризиса — 17 организаций изъявило желание стать резидентами Торгово-промышленной палаты. Пять уже оформило документы» Фото: «БИЗНЕС Online»

—  Как вы считаете, насколько и в чем изменилась ваша роль теперь? Какие выводы вы сделали из данной истории?

— Мы прошли очень сложные испытания и наработали приличный опыт. Во-первых, то, на что мы ранее не сильно делали упор, это все-таки освещение нашей деятельности. За данный период мы ликвидировали свое упущение. Наша полезность как раз заключалась в объективном, оперативном и максимально концентрированном виде выдачи информации, консультировании здесь и сейчас. Обратной связью наши предприниматели выделяли из такого потока самое важное. Мы научились работать удаленно. Я посмотрел на своих сотрудников другими глазами. У многих из них открылись потаенные резервы.

Второй вывод — палата будет и в дальнейшем востребована только в том случае, если мы окажем ожидаемую и нужную помощь вовремя. Естественно, уделим еще больше внимания и станем вместе с Партией Роста, депутатами-предпринимателями, службой уполномоченного по делам предпринимателей при президенте РТ, другими бизнес-объединениями добиваться реализации поддержки. Более 52 тысяч рабочих мест на предприятиях и ИП малого и среднего бизнеса города — это же мощь! С учетом членов их семей — треть населения нашего города. Столько же составляет их вклад в ВРП и бюджет. Все мы оказались в другой реальности, и коронавирус никуда уже не уйдет. ТПП Набережных Челнов — третья в стране по численности своих резидентов среди муниципальных палат, должна и будет соответствовать вызовам времени.

— Осенью начинается новый деловой сезон. Какие планы есть у ТПП?

— Сейчас стоит задача по творческой работе в части внесения через взаимодействие с политическими партиями, в особенности Партией Роста, и другими структурами поддержки формированию, систематизации и предложений от предпринимателей в властные структуры всех уровней по значительному улучшению бизнес-климата, тех изменений, о которых предприниматели говорили ранее и в этот период. Болячки вскрылись. Экономическую политику желательно сделать более лояльной к малому и среднему бизнесу. Это самый мощный модернизационный потенциал у страны и инициативные люди, которые ищут свою нишу, интеллектуалы. В Челнах очень много предприятий с потенциалом роста, но им кислорода не хватает. Будем работать над этим. Проектов достаточно.

Самая большая радость для нас в период кризиса — 17 организаций изъявило желание стать резидентами Торгово-промышленной палаты. Пять уже оформило документы. По сравнению с прошлым годом уплата членских взносов у нас процентов на 10 больше — это ответная реакция на нашу работу. Да, были и те, кто решил прекратить с нами отношения, но мы открыты для всех, готовы общаться со всеми. Сейчас главная задача — использовать тот опыт, который мы приобрели, во благо наших предпринимателей, для внесения корректировок в свою деятельность.