В Казани начались «Дни татарстанского кино» В Казани начались Дни татарстанского кино

«КОРОНАВИРУСНЫЕ» СЪЕМКИ, МЕДНЫЕ ТРУБЫ И ГОЛЛИВУДСКИЙ ПРОЛОГ

Как известно, очередной Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в техническом режиме. Надеемся, что это предполагает отказ от традиционно пышных и вполне бессмысленных церемоний открытия и закрытия (как было в прошлом году), а не проведение их за закрытыми дверями. Вместо феста директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова предложила публике расширить формат традиционных Дней татарстанского кино — там покажут фильмы, вошедшие в конкурсную программу фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальный конкурс».

Если бы кинотеатры к 24 августа не открыли, то показы прошли бы в сквере им. Аксенова, однако все сложилось и в понедельник вечером перед «Миром» появилась небольшая красная дорожка. Слух услаждали духовые инструменты группы Just Brass. Музыканты продолжали играть, даже когда появились ведущие Светлана Говорунова и Булат Гилязов, которым даже с микрофоном пришлось перекрикивать медные трубы.

На дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов На дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов

Тем временем на дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов. Вслед за ним должны были пройти другие члены союза кинематографистов РТ, однако они запаздывали. Впрочем, для главы союза Ильдара Ягафарова можно найти оправдание — он завершает производство своей картины «Живы ли вы?» по сценарию Гилязова. (Чуть позже драматург поделился нюансами съемок: «Вся группа — это более 30 человек — больше месяца находилась в Заинском и Сармановском районах, а там все непросто с коронавирусом. Но никто не заболел, все вернулись счастливые, довольные и здоровые»). Зато на дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале: молодые режиссеры Солтан Сунгатуллин, Павел Москвин, Ильшат Рахимбай, их более опытные коллеги Сергей Киатров, Ренат Хабибуллин, Наиль Хайретдинов и другие. Закрыла дорожку съемочная команда картины «Сумбуль» (Татарстан – Узбекистан).

На дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале На дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале

Забавно было наблюдать, как кинематографисты входили в одну дверь «Мира» и минуты через две выходили из другой — видимо, в целях безопасности в зал заходить разрешали лишь в определенное время. Но вот всех пустили внутрь, и ведущая сходу отметила, что если бы не нынешняя ситуация и требования Роспотребнадзора, то случился бы полный аншлаг — зрительские места заполнились приблизительно на 40%. 

Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов — загадочный выбор для открытия Дней татарстанского кино: даже если партитуры классической музыки из фильмов достать сложно, есть новые сочинения для картин «Татаркино». По-видимому, те же чувства испытал и замминистра культуры Татарстана Дамир Натфуллин. «Хочется верить, что когда-нибудь наше национальное кино тоже войдет в пролог и музыка из него будет популярна и всеми нами любима», — тактично отметил чиновник. Также он наградил Айтуганову и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР».

Участница дуэта Mis Stereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов

Далее снова и пели, и плясали — Анзор Набиуллин исполнил песни из диснеевских мультфильмов, а студенческий ансамбль узбекского танца «Хумо» показал хорезмский танец, после которого, по словам Говоруновой, «пахнуло узбекской свежестью». Не забыли и показать ролик с предыдущих кинофестивалей мусульманского кино и поприветствовать участников номинации «Национальный конкурс» нынешнего. Двое из них — режиссер фильма «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой» Хабибуллин и сам исполнитель заглавной роли — сидели в амфитеатре, и когда очередь дошла до них, то ведущая почему-то вспомнила, что они занимают «самые классные места для поцелуев», чем вызвала смех их соседа Рахимбая.

Дамир Натфуллин наградил Миляушу  Айтуганову (справа) и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР» Дамир Натфуллин наградил Миляушу Айтуганову (справа) и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР»

«У НАС ДВА БРАТА НЕ МОГУТ ЛЮБИТЬ ОДНУ ДЕВУШКУ. ЭТО ХАРАМ»

К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который продавались свободно. Идея создать совместное татаро-узбекское кино и экранизировать произведение Зифы Кадыровой появилась год назад, после Дней узбекского кино в Казани. «С продюсером Улугбеком Абдуллаевым мы посмотрели спектакль Набережночелнинского драмтеатра, Абдуллаеву понравилось, — рассказала Айтуганова, выступившая продюсером фильма. — Мостиком между нашими командами был генконсул Узбекистана Фариддин Насриев, который сказал: „Очень классная идея, давайте сделаем международный фильм“. Но когда мы приехали в Узбекистан в мае прошлого года на Дни узбекского кино, в „Узбеккино“ нам сказали: „Хочется снять историческую картину, а не мелодраму. И вообще, у нас два брата не могут любить одну девушку, это харам“. И завернули наш сценарий». В итоге необходимый сюжетный поворот, который бы не поменял исходную историю и удовлетворил «Узбеккино», сочинил приглашенный Абдуллаевым режиссер Рашид Маликов, известный по фильму «Стойкость» (участник внеконкурсной программы КМФМК-2018).

Отметим, что фильм снят без штампов, которыми так грешат татарстанские режиссеры, не слишком затянут, не изобилует длинными бессмысленными планами. Правда, не обошлось без флешбеков под татарскую песню и коптерных съемок Казани, но, к счастью, они заняли минуты две. «История, конечно, примитивная на первый взгляд, но это абсолютно прокатное кино для массового зрителя, — уверена Айтуганова. — Пять лет назад книга Зифы Кадыровой была бестселлером, самой читаемой в татарской литературе, потому ее и выбрали для экранизации. Мы проверяли сюжет на разной аудитории, кое-кто плакал. Я так недоумевала: неужели можно плакать над этой историей? Сама себе удивлялась: как можно за подобное взяться?»

К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который свободно продавались К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который свободно продавались

Сюжет действительно больше напоминает индийское кино или сериалы на федеральных каналах: деревенская девушка Сумбуль (Сабина Асанова) влюбляется в харизматичного Булата (Айдар Валиев). Но он думает не о свадьбе, а о сексе. В результате героиня ждет ребенка, а молодой человек успевает влюбиться в Фирузу (Юлия Маленкова). Отец Булата заставляет его жениться на Сумбуль, однако тот продолжает встречаться с Фирузой, а тем временем в его жену влюбляется скромный брат Булата Байрас (Динар Хуснутдинов). Узнав об изменах, главная героиня уезжает к своему дяде в Бухару, за ней стремится Байрас, который и сам не знает всех секретов своей семьи.

В фильме звучит сразу три языка: татары говорят по-татарски, исполнительница главной роли из Узбекистана и Маленкова — по-русски, а живущие в Бухаре мужчины могут и произнести речь на узбекском. И если последнее оправдано сюжетом, то диалог мужчин и девушек на разных языках при полном понимании друг друга выглядел странно — как будто лишь для того, чтобы доказать, что фильм татарстанский. В картине есть несколько очевидных незатянутых гэгов и пара неочевидных — было непонятно, то ли происходящее на экране действительно задумано как забавная ситуация, то ли просто наивно снято. В зале смеялись. Отдельно стоит отметить, что после кадров с Бухарой появляется желание посетить этот город. Остается надеяться, что виды Казани вызывают у иногородних зрителей такие же чувства.


После показа желания высказаться ни у кого из зрителей не возникло, и Айтуганова немного разочарованно резюмировала: «Вопросов нет? Ну тогда хлопаем и расходимся».

До 30 августа в «Мире» покажут фильмы «Вопреки», «Танцуй в Углу», «Апанаевская мечеть — жемчужина Казани», «Пустота», «Мать», «История одной фотографии», «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой», «Шла, шла и увидела», «Волчий Яр», «Ревизские сказки. Архивное дело» и «Әпипә». Завершится фестиваль премьерой художественной картины «Отряд Таганок» — повесть Мустая Карима экранизировал режиссер из Башкортостана Айнур Аскаров. Все работы будут презентованы режиссерами и другими членами творческих групп, а перед показами состоятся творческие встречи с актерами и авторами музыки для татарстанского кино.