Молодые предприниматели, выходящие на рынок переработки отходов, как правило, начинают развивать свой бизнес в рамках одного направления, например, переработки пластика «Молодые предприниматели, выходящие на рынок переработки отходов, как правило, начинают развивать свой бизнес в рамках одного направления, например переработки пластика»

С КАЖДЫМ ГОДОМ ДОЛЯ ОТХОДОВ, КОТОРУЮ ОТПРАВЛЯЕТ НА ПОЛИГОН «БУМАТИКА», СОКРАЩАЕТСЯ

Свой бизнес Сергей Чудинов начал в 2002 году со сбора и продажи перерабатывающим предприятиям макулатуры, но через пять лет стал создавать собственные мощности по переработке отходов. И сейчас его компания «Буматика» занимается всеми основными видами деятельности в сфере обращения с отходами: их сбором, транспортировкой, обезвреживанием, утилизацией и захоронением, причем оперирует всеми видами — с 1-го по 5-й класс опасности. Это люминесцентные лампы, отработанное масло, покрышки, аккумуляторы, бумага, древесные отходы, пластик и многое другое. Неудивительно, что опыт Чудинова оказался интересен телеграм-каналу Wasteconsulting*, подготовившему видеорепортаж, в котором наглядно отражен тернистый путь развития переработки отходов в условиях реализации «мусорной» реформы в Пермском крае.

Те, кто много лет занимается этим делом, руководствуются не только финансовой стороной, но и идейными соображениями. Свою миссию предприниматель видит в том, чтобы минимизировать захоронение и увеличить переработку отходов в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла. Компания «Буматика» в год перерабатывает более 200 тыс. т различных видов отходов. Из них 39% утилизируется, 25% обезвреживается с последующим направлением на утилизацию и только 36% захоранивается. При этом с каждым годом доля отходов, направляемая на захоронение, постепенно сокращается.

Молодые предприниматели, выходящие на рынок переработки отходов, как правило, начинают развивать свой бизнес в рамках одного направления, например переработки пластика. Понятно, что такой подход зачастую предопределен ограниченными стартовыми возможностями. Но во многих случаях, расширяя свои мощности, предприниматели предпочитают сохранять монопрофильный характер своего бизнеса с ориентацией, к примеру, только на переработку пластика или бумаги либо чего-то другого. Очевидно, что такая бизнес-модель менее устойчива в силу повышенной уязвимости к колебаниям рынка.

Кроме того, при таком подходе становится намного сложнее работать с клиентами – образователями отходов. Особенно, когда речь идет о крупных клиентах, образующих разные виды отходов. Потому что для любого из них всегда предпочтительно иметь дело с одним контрагентом, который избавит клиента от лишней головной боли и возьмет на себя функции удаления всех видов отходов.

Именно такой клиентоориентированный подход исповедует Чудинов. Работа ведется по принципу одного окна: с каждым клиентом взаимодействует один менеджер, который досконально знает весь ассортимент отходов клиента, их объемы, качество, местонахождение и т. п.

Наличие широкой гаммы сырья способствует созданию многопрофильного перерабатывающего производства, когда на одной площадке размещаются линии по переработке различных видов отходов, исключая, конечно же, отходы высокого класса опасности, переработка которых требует соблюдения особого режима. По сути, в рамках производственной площадки компании «Буматика» создан экотехнопарк, о которых так много говорят в рамках «мусорной» реформы, но которые так и не организованы. Такой подход позволяет снизить издержки и повысить рентабельность переработки отходов. А это в свою очередь способствует экономии затрат для клиентов, которые предпочитают сдавать отходы переработчику, а не направлять их на свалку. Замечу, к слову, что свой бизнес в рамках компании «Проминдустрия» я выстроил по аналогичной модели.

Проблема в том, что инициаторы мусорной реформы, являясь в лучшем случае теоретиками, не учли многих практических тонкостей функционирования сферы обращения с отходами «Проблема в том, что инициаторы «мусорной» реформы, являясь в лучшем случае теоретиками, не учли многих практических тонкостей функционирования сферы обращения с отходами»

МНОГИЕ ОТХОДЫ МОЖНО ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ, ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬ ПРИНЦИП ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Теперь о полигонном захоронении. В Пермском крае имеется 19 полигонов. Административный центр — Пермь — обслуживается тремя полигонами, в том числе Краснокамским, оператором которого является компания «Буматика». Это не самый крупный из трех полигонов, но самый современный и безопасный с точки зрения технологии захоронения. Общая площадь полигонного хозяйства составляет 18 га, из них 6 га — территория непосредственного захоронения.

Как устроен полигон Краснокамский? На первый взгляд, используется известная технология. Ложе полигона покрыто гидроизоляционным материалом и снабжено дренажной системой для отвода фильтрата в накопитель. В случае переполнения фильтрат направляется на очистные сооружения. На Краснокамском полигоне используется технология высокого складирования, при которой сначала по периметру отсыпается дамба, состоящая из грунта и переработанных строительных отходов. Затем в ложе полигона укладываются отходы, которые при достижении двухметровой толщины пересыпаются грунтом. Таким образом создается «слоеный пирог» из отходов и грунта, защищенных с внешней стороны высокой земляной дамбой. Такая технология позволяет обеспечить первичные меры по рекультивации полигона еще на этапе его эксплуатации. При добросовестном соблюдении всего технологического цикла полигонного захоронения исключается возникновение внутреннего возгорания и появление сильных запахов.

Мусоровоз, заезжая на полигон, направляется на весовой и радиационный контроль, оснащенный электронными датчиками. Сведения обо всех мусоровозах и их водителях находятся в базе, и информация о движении транспорта в режиме онлайн поступает с поста весового и радиационного контроля в офис «Буматики». Это позволяет вести точный учет движения отходов и исключает появление нелегальных транспортных средств.

Также на территории полигона находится мусоросортировочный комплекс, о котором стоит рассказать особо.

Функционирование мусоросортировочного комплекса сопряжено с определенными проблемами. Чудинов отмечает, что многие отходы, которые он вынужден захоранивать, можно переработать. Но для этого следует изменить принципы их транспортировки.

Проблема в том, что инициаторы «мусорной» реформы, являясь в лучшем случае теоретиками, не учли многих практических тонкостей функционирования сферы обращения с отходами. В результате заявленная цель реформы — кратное увеличение переработки отходов и сокращение их захоронения — оказывается недостижимой.

Обратим внимание лишь на один аспект проблемы. Внешне схема вывоза ТКО выглядит логичной: транспортная компания вывозит отходы на мусоросортировочный комплекс, где они подвергаются сортировке, после чего отходы, пригодные к переработке, направляются на утилизацию, а остальные — на захоронение. На практике, как я уже неоднократно писал, при такой схеме доля отсортированных отходов, пригодных к переработке, составляет ничтожные 3–5%, притом что многие из них не соответствуют требованиям ГОСТа. Повысить показатель утилизации, конечно же, можно, например с помощью внедрения раздельного сбора отходов, но не только этим способом.

МЕЖДУ ПЕРЕРАБОТЧИКАМИ МУСОРА И ИНТЕРЕСАМИ КОМПАНИЙ, ВЫВОЗЯЩИХ ОТХОДЫ, — ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Чудинов обращает внимание на принципиальное противоречие между интересами транспортной компании, вывозящей отходы, и переработчиком отходов. Транспортная компания заинтересована в увеличении массы вывозимых отходов на полигон в расчете на одну машину. Это достигается за счет использования современных крупногабаритных мусоровозов, оснащенных прессом с высоким коэффициентом уплотнения — свыше 6. Такая машина привозит на полигон 17–20 т спрессованных под высоким давлением отходов, которые уже невозможно отсортировать. По словам Чудинова, подвергнуть сортировке можно только те отходы, которые имеют коэффициент уплотнения до 4. Пэт-бутылка с более высоким уплотнением уже не поддается очистке. А вот отходы, привезенные на старых «КАМАЗах», оснащенных прессом с более низким коэффициентом уплотнения (около 3), очень хорошо подвергаются сортировке. Поэтому на полигоне Чудинова уже при прохождении мусоровозом поста весового и радиационного контроля сразу же определяют, куда в дальнейшем направить машину — либо на мусоросортировочный комплекс, либо сразу же на захоронение. А так как все транспортные компании стремятся снизить свои издержки, количество мусоровозов, оснащенных прессом с высоким коэффициентом уплотнения, постепенно растет. При этом доля отходов, проходящих сортировку, напротив, сокращается. Это означает, что логистическая схема, заложенная в «мусорную» реформу, может иметь серьезные риски, которые могут обернуться провалом. Чудинов считает, что, если государство заинтересовано в увеличении переработки отходов, следует законодательно ограничить коэффициент уплотнения прессов на мусоровозах, например до 3. В этом случае строительство мусоросортировочных комплексов может быть экономически оправдано. Если же идти на поводу у транспортных компаний, переходящих на использование мощных прессов, тогда строительство мусоросортировочных комплексов теряет всякий смысл — это деньги, выброшенные на ветер. Но если не строить мусоросортировочные комплексы, тогда теряется смысл в самой «мусорной» реформе.

Конечно, возможность сортировки отходов с высоким коэффициентом уплотнения технически существует. Например, можно предварительно их пропустить через мощный шредер. Однако стоимость всего комплекса такого оборудования, по оценке Чудинова, составит 300–400 млн рублей. Возникает вопрос: кто будет платить? Если эти издержки закладывать в тариф, то это уже вопрос политический и, вероятно, нерешаемый, и к тому же доля отсортированных таким способом отходов будет ничтожно мала. Если же вычленить данные расходы в рамках перераспределения внутри тарифа, то возникает риск потери рентабельности одного из производственных сегментов в рамках общей схемы обращения с отходами. Следует принимать во внимание тот факт, что в Пермском крае региональный оператор непосредственно не занимается транспортировкой и даже сортировкой отходов, отдавая эти функции на откуп субподрядчикам, а такая схема увеличивает издержки.

Продолжение следует 

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции