КАМАЗ — лидер рынка грузовых автомобилей в России. Из-за этого продукцию компании часто пытаются подделывать. Фальсифицируют все: от самых мелких винтиков до ходовой КАМАЗ — лидер рынка грузовых автомобилей в России. Из-за этого продукцию компании часто пытаются подделывать. Фальсифицируют все — от самых мелких винтиков до ходовой

ПОЧЕМУ ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОЗАПЧАСТЕЙ БЫЛИ НЕДОВОЛЬНЫ ПРЕДЫДУЩИМИ СИСТЕМАМИ ЗАЩИТЫ

Объем оборота поддельной продукции в мире достигнет $1,82 трлн в 2020 году. Такой прогноз дает Global Brand Counterfeiting Report (глобальный отчет о подделке брендов). Это сумма, которую могли бы заработать официальные производители, если бы не подделки. В первую очередь от контрафакта страдают крупные бренды.

Решение «Original!» — не просто способ маркировки товара и защиты от подделок. В глобальном плане это одна из составляющих системы PLM (Product Lifecycle Management — управление жизненным циклом продукции). Такая система проверки подлинности — один из этапов по переводу работы на стандарты «Индустрии 4.0». Как правило, следующим шагом является развертывание решения по маркировке и отслеживанию продукции класса Track&Trace. На предприятиях России это пока редкость, но ведущие компании оценили выгоды цифровой трансформации бизнеса.

Популярную продукцию часто пытаются подделывать. Фальсифицируют все — от самых мелких винтиков до ходовой. Из-за этого компании несут значительные убытки:

● материальные. Клиенты выбирают более дешевый аналог, оригинальный производитель теряет прибыль;

● нематериальные. Некачественные подделки разочаровывают лояльного потребителя. В результате страдает репутация компании, клиенты уходят к конкурентам.

Контрафакт вредит и конечным потребителям. Поддельные детали низкого качества быстро ломаются. Их приходится чаще менять. Еще они могут испортить другие детали автомобиля — ремонт обойдется дороже.

Поддельные запчасти на 150 рублей дешевле, но они портят смежные детали. В результате ремонт обходится в разы дороже Поддельные запчасти на 150 рублей дешевле, но они портят смежные детали. В результате ремонт обходится в разы дороже Фото: © ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

Когда речь идет об автомобильных запчастях, использование подделок — это еще и риск для жизни людей. Некачественные детали могут стать причиной ДТП.

Есть несколько способов, которые могут защитить товары от подделок, например:

● смена дизайна упаковки. Дизайн оригинальной упаковки регулярно меняется, чтобы мошенники не успели среагировать и начать выпускать продукцию в такой же упаковке;

● маркировка товаров голограммой. Оригинальные наклейки с логотипом служат дополнительной защитой. Так покупатель мог убедиться в оригинальности товара, если дизайн упаковки в очередной раз изменился.

Такие меры не отвечают современным требованиям безопасности и не гарантируют полноценной защиты. Спустя короткое время на рынок выходит подделка с таким же маркером или в такой же упаковке. Количество поддельной продукции на рынке уменьшается недостаточно быстро.

OriginalGroup разработал систему защиты от подделок, которую можно адаптировать под любой товар, подлежащий маркировке, — решение «Original!». Например, на КАМАЗе это решение работает уже четыре года.

Преимущества системы «Original!»:

● функционал. Специалисты холдинга подбирают способы маркировки и проверки, которые больше всего подходят производителю;

● стоимость. Российская разработка стоит дешевле зарубежных аналогов;

● техподдержка. Покупатели запчастей могут обратиться в контакт-центр «Original!», получить совет и помощь, если купили поддельный товар;

● готовность к расширению функционала внедренного решения до полнофункциональной Track& Trace-системы, которая позволит не только маркировать запчасти, но и отслеживать их движение на протяжении всего их жизненного цикла. В конечном итоге это позволит оптимизировать производство, логистику, маркетинг.


КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ ОТ ПОДДЕЛОК «ORIGINAL!»

Решение «Original!» предлагает четыре варианта защиты от подделок. Большинству производителей лучше всего подходит цифровой индивидуальный номер, который наносят на каждую упаковку. По этому коду покупатель может самостоятельно проверить товар после покупки.

Упаковки маркируют так:

1. Создают коды. Для каждого партнера создают уникальный массив кодов, по технологии «Original!» печатают этикетки, на которых находится защитный код под скретч-слоем и штрих-код. Партию этикеток отправляют на предприятие.

2. Маркируют упаковки. На предприятии на этикетки добавляют информацию о товаре термопринтером.

3. Загружают информацию в систему. Сканер считывает штрих-код на упаковке и привязывает к нему секретный код под скретч-слоем. В систему «Original!» попадает информация о том, какой товар продается под секретным кодом.

Маркировка каждого товара уникальна. Система генерирует 12-значные цифровые коды в случайном порядке. Таким образом получают миллионы комбинаций, которые невозможно подделать или украсть.

После покупки клиент стирает защитный слой и проверяет подлинность товара. Убедиться, что деталь оригинальная, можно четырьмя способами:

1. Ввести код на официальном сайте производителя. Система сразу же выдаст результат и подскажет, что делать дальше, если товар поддельный. Систему проверки кодов также устанавливают на сайтах интернет-магазинов или официальных поставщиков.

2. Отправить код в СМС. Номер, по которому принимают сообщения с кодами, указывают на упаковке товара.

3. Позвонить на горячую линию и продиктовать код оператору, который проверит его в реальном времени и сразу же даст ответ.

4. Ввести код или отсканировать метку в приложении «Original!». Если на телефон установлено приложение, проверить подлинность товара можно прямо в магазине. Если товар не внесен в базу — покупатель сразу же об этом узнает.

Если кода нет в базе, приложение сообщит о подделке и подскажет, что делать дальше Если кода нет в базе, приложение сообщит о подделке и подскажет, что делать дальше Фото: © Original.su

Система может сообщить, что секретный код уже вводили раньше. Нарушение целостности защитной этикетки не говорит о плохом качестве продукции. Стикер может быть поврежден при транспортировке или уже в магазине. В таком случае нужно проверить данные через менеджеров компании или операторов контакт-центра Original Group.

Деталь оригинальная, если:

● скретч-слой на упаковке стерт до покупки;

● продавец может назвать дату и способ, которым проверял подлинность товара.

Если информация, которую предоставляет продавец, и информация из системы не совпадают — покупатель должен обратиться в службу поддержки.

ЧТО ДЕЛАЮТ С ПОДДЕЛЬНЫМИ ДЕТАЛЯМИ

Если покупатель обнаруживает, что приобрел неоригинальные детали, он должен обратиться на горячую линию «Original!». Оттуда информацию о подделке передают службе безопасности производителя и в торговую инспекцию. Собирают доказательства подделки: чеки, фотографии упаковки и товара. С этой информацией торговая инспекция начинает проверку магазина.

Покупатель имеет право на замену или возврат полной стоимости товара. Если продавец отказывается вернуть деньги или заменить товар — покупатель может обратиться в службу поддержки «Original!». Покупателю помогают составить претензию продавцу и обратиться в службу защиты прав потребителей.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ НАРВАТЬСЯ НА ПОДДЕЛКУ

Как уже говорилось выше, КАМАЗ использует систему защиты от контрафакта «Original!» уже четыре года. За это время количество поддельной продукции сократилось в несколько раз. Доля рынка и продажи увеличились соответственно.

С помощью системы «Original!» каждый покупатель может самостоятельно убедиться в том, что он приобретает оригинальные товары. А если находится торговая точка, которая реализует фальсификат, продавцов быстро привлекают к ответственности.

Внедренная система подтверждения подлинности автозапчастей успешно решает не только утилитарную задачу борьбы с контрафактом, это один из инструментов цифровизации производства. Понимание выгод такого подхода дает производителям автозапчастей конкурентные преимущества: возможность лучше контролировать рынок, вовремя реагировать на его изменения, адаптироваться и побеждать конкурентов.

С системой защиты от контрафакта производители получили преимущества, среди которых:

  • повышение лояльности клиентов. Покупатели больше доверяют бренду, когда качество его товаров легко проверить;
  • уменьшение убытков от контрафакта. Поддельную продукцию быстрее находят и ликвидируют. Компания не теряет прибыль;
  • стимулирование продаж с помощью проведения акций формата он-пак (on pack), уникальный код упаковки может вовлекать потребителя в бонусные программы, увеличивая средний чек;
  • улучшение контроля производства;
  • сбор информации о том, что и где покупают, журналирование звонков, поступающих на горячую линию. Теперь производитель может проще собирать данные и формировать отчеты о реализованной продукции.