В Татарстане кафе и рестораны заработали с середины июня в режиме «только веранды», а с 15 июля были официально открыты основные помещения

Общепит: в ресторан в маске и к бару лучше не подходить

Рестораны и гостиницы, санатории и салоны красоты — в числе самых пострадавших от коронавируса отраслей. И хотя сейчас все они получили право возобновить работу, бизнес восстанавливается не так быстро, как все надеялись. Очень жесткие требования Роспотребнадзора тяжелым ярмом висят на шеях предприятий. Конечно, федеральное правительство выделило субсидии для компенсации затрат на приобретение дезинфицирующих средств, но воспользоваться ими смогли только 7% представителей МСБ Татарстана — 11,2 тыс. организаций. Неудивительно, что многие бизнесмены, сравнив потенциальные затраты и прибыли, решили переждать до лучших времен либо продать свое дело. Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с представителями гостиничного бизнеса, общепита и индустрии красоты, чтобы выяснить, что именно напрягает их в масочном режиме.

Начнем с общепита. В Татарстане кафе и рестораны заработали с середины июня в режиме «только веранды», а с 15 июля официально открыты основные помещения, но работать полноценно не разрешили. Требований и ограничений очень много. Необходимо социальное дистанцирование, оборудование для профилактики и дезинфекции. Надо постоянно проводить проветривание и уборку, в том числе столов и кухонных приборов, а посетители и персонал обязаны быть в масках и перчатках. И естественно, что если у сотрудника есть какие-то проблемы со здоровьем, то он не должен находиться на работе.

Банкеты и свадьбы можно проводить только на уличных верандах, а количество разрешенных посетителей зависит от площади. Например, на 100 кв. м можно разместить 25 человек, а на 200 — 50 посетителей. 

Плюсом для бизнеса является то, что в Татарстане персонал общепита не должен в обязательном порядке проходить тестирование на COVID-19 Плюсом для бизнеса является то, что в Татарстане персонал общепита не должен в обязательном порядке проходить тестирование на COVID-19 Фото: «БИЗНЕС Online»

Плюсом для бизнеса является то, что в Татарстане персонал общепита не должен в обязательном порядке проходить тестирование на COVID-19 (в некоторых регионах такие требования были введены), что позволяет заведениям серьезно экономить. Но на этом хорошие новости заканчиваются. 

На днях аппарат бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева провел онлайн-интенсив, посвященный требованиям Роспотребнадзора. Прежде всего, если судить по откликам предпринимателей, сильную головную боль у общепита вызывают правила социального дистанцирования. Сейчас разрешено заполнить клиентами только 50% мест, причем за каждым из них могут сидеть не более четырех посетителей. Но каким образом вести подсчет столов? Стоит ли считать только те, которые находятся внутри помещения, или на верандах тоже? Нужно ли учитывать те столы, которые были в заведении до закрытия (с учетом тех, что теперь пылятся в подсобках)?

Исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова отметила, что подсчет ведется только по количеству столов, сейчас размещенных в заведениях. Она привела пример, как один из предпринимателей убрал половину столов, расставив оставшиеся более свободно. Таким образом он лишил себя не 50% посадочных мест, а 75%.

Отдельно стоит вопрос о барах. Как регулировать число клиентов, неспешно пропускающих коктейли за барными стойками?. Отдельно стоит вопрос о барах. Как регулировать число клиентов, неспешно пропускающих коктейли за барными стойками?.

Мешает то, что требования контрольных органов написаны чиновничьим эзоповым языком, их можно трактовать и так и этак, жалуется владелец винного бара «Истина» Альберт Махмутов. Были случаи, когда проверяющие органы выносили предупреждения за проведение в ресторанах и барах «увеселительных мероприятий». Проводить таковые заведениям общепита сейчас, кстати, действительно запрещено, но ведь нельзя клиентам запретить веселиться самостоятельно! Были случаи, когда бизнесменов штрафовали за несоблюдение перчаточно-масочного режима со стороны посетителей, но уследить за этим физически невозможно, жалуются предприниматели.

Отдельно стоит вопрос о барах. Как регулировать число клиентов, неспешно пропускающих коктейли за барными стойками? Один из предпринимателей рассказал, что он по наитию установил дистанцию между сидящими за стойкой в 1,5 м, но все равно опасается, что его могут оштрафовать.

Доходит до абсурда. Одного бизнесмена оштрафовали за то, что его работник в 23:30 в одиночестве со спущенной маской ужинал внутри помещения (а как, простите, есть с надетой на лицо маской?!). Этого было достаточно, чтобы сотрудники надзорных органов выписали штраф сразу — и на физическое, и на должностное лицо. То есть жевал с нарушением, так сказать, один человек, а оштрафовали сразу двоих!

Как отметила Шарафутдинова, если предприниматели не считают себя нарушителями, они могут не подписывать составленный протокол. Это важно знать, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Очень часто владельца заведения во время проверки нет на месте, подпись ставит кто-то из неподготовленного персонала, таким образом как бы соглашаясь с претензиями со стороны надзорных органов. Но далее, если дело доходит до суда, подобный момент может стать решающим.

В Татарстане были случаи откровенной несправедливости к бизнесу. В апреле предпринимательницу Венеру Гайниеву оштрафовали как физлицо за работу ее кафе во время карантина, а полицейские разъяснили, что она может не закрываться, если уберет все столы и стулья. Бизнесвумен так и сделала, но уже в мае ее оштрафовали на 500 тыс. рублей. В итоге в июле Верховный суд РТ отменил решение, подтвердив, что повторного нарушения не было.

Вячеслав Миллер: «Требования надо сделать актуализированными и выполнимыми, я знаю, что сейчас все [коронавирусные] требования невозможно выполнить на 100%» Вячеслав Миллер: «Требования надо сделать актуализированными и выполнимыми, я знаю, что сейчас все [коронавирусные] меры невозможно выполнить на 100 процентов»

К слову об избыточности требований к кафе и ресторанам. Директор сети пиццерий «Додо Пицца» в Татарстане Вячеслав Миллер вспоминает, что еще совсем недавно общепиту нужно было иметь, например, отдельные комнаты для промывки яиц и изготовления кремов (довольно дикие на сегодня правила из эпохи СССР), но их ведь пересмотрели. «Требования надо сделать актуализированными и выполнимыми, я знаю, что сейчас все [коронавирусные] меры невозможно выполнить на 100 процентов. Любого из нас можно закрыть на раз-два. Тем более что сейчас появилось множество самозанятых, которые делают торты в неизвестных местах», — пожаловался бизнесмен. В ответ представители аппарата Абдулганиева заметили, что сейчас действительно появилось окно возможностей для изменения избыточных требований, иначе они сохранятся еще на годы вперед.

Немаловажный момент — аренда. Хотя рестораторы лишились половины посадочных мест, владельцы зданий вовсе не спешат делить свои арендные ставки на два. Многие арендодатели требуют от бизнесменов выплаты полной арендной платы, хотя очевидно, что из-за ограничений выручка заведений упала как минимум вдвое.

Туристический поток в Татарстан серьёзно ослаб, среднемесячная загрузка отелей в июле находился на уровне 30%, тогда как в 2019 году в середине лета показатели составляли 72% Туристический поток в Татарстан серьезно ослаб, среднемесячная загрузка отелей в июле находилась на уровне 30%, тогда как в 2019 году в середине лета показатели составляли 72%

ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС: как «УБИВАЮТ» ХОСТЕЛЫ, растут ТРАТЫ И уходят КЛИЕНТы

Но, может быть, у гостиниц все не так плохо? Туристический поток в Татарстан серьезно ослаб, среднемесячная загрузка отелей в июле находилась на уровне 30%, тогда как в 2019 году в середине лета показатели составляли 72%. Фактически игроки на этом рынке работают в убыток, и строгий санитарный режим загоняет их еще глубже в минус.

Как сказала в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» президент ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина, все рекомендации Роспотребнадзора в принципе выполнимы, но они очень затратные. Прежде всего это касается профилактики вирусных инфекций — каждая гостиница обязана иметь не менее чем пятидневный запас дезинфицирующих средств, масок, перчаток, а также рециркуляторы воздуха, парогенераторы и ковромоечные машины, электросушилки и т. д.

«Все это дополнительные и немалые затраты. Так, по нашим подсчетам, стоимость комплекта всех средств и оборудования доходит до миллиона рублей в зависимости от размера отеля, причем если раньше, к примеру, бактерицидные лампы и рециркуляторы были никому не нужны, то сейчас цены на них взлетели. Только одна сменная лампа для рециркулятора сейчас стоит 4,5 тысячи рублей, а до кризиса ее могли купить всего за 200 рублей. И никто из контролирующих органов не озабочен проверкой по поводу завышения цен», — сетует Сафина.

Как и в случае с ресторанами, плюсом для отельеров является отсутствие обязательного тестирования персонала на COVID-19. Как и в случае с ресторанами, плюсом для отельеров является отсутствие обязательного тестирования персонала на COVID-19.

По словам президента ассоциации, в данный момент Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки гостиниц и ресторанов на предмет соблюдения сантребований, отели и общепит получают ворох новых предписаний. Бизнесмены, которые понимают, что финансово не могут потянуть все требования надзорного ведомства при малом количестве постояльцев, просто не открывают свои гостиницы, ставя бизнес на паузу.

Ношение масок в гостиницах — обязательное требование не только для сотрудников, но и для гостей! Однако выдержать его отельному бизнесу оказалось проще, чем общепиту, ведь большое количество людей там может собраться только в двух местах: на ресепшене и в ресторане.

Согласно федеральным правилам, размещение гостей должно проходить либо в одноместных номерах, либо в многоместных, но только для представителей одной семьи или компании. Это правило катастрофически бьет по хостелам, чей бизнес как раз строится на многоместном размещении.

«Хостелам сейчас очень сложно работать, — говорит Сафина. — К примеру, в Москве данный вопрос решили на местном уровне, приняв „кодекс чистоты“, где прописаны условия работы хостелов. Проблему запрета многоместного размещения там решили дистанцированием кроватей, которые располагаются на расстоянии не менее 1,5 метра друг от друга, или размещением постояльцев через одно место». Ассоциация отелей Казани и РТ обращалась по этому поводу в федеральные Роспотребнадзор и Ростуризм, сравнивая хостелы с купе и плацкартными вагонами поездов дальнего следования, где при аналогичном многоместном размещении нет требований о дистанцировании, но пока реакции на письмо не появилось. «Двойные стандарты прослеживаются во многом и сильно разочаровывают нас», — сказала президент ассоциации. 

Как и в случае с ресторанами, плюсом для отельеров является отсутствие обязательного тестирования персонала на COVID-19. Анализы должны сдавать работники отелей и хостелов в регионах, где ранее из-за пандемии их деятельность была запрещена. В Татарстане, напомним, деятельность гостиничного сектора формально не приостанавливалась.

До недавнего времени отдыхающие в санаториях тоже должны были предоставлять справки об отсутствии COVID-19, что существенно снижало поток постояльцев До недавнего времени отдыхающие в санаториях тоже должны были предоставлять справки об отсутствии COVID-19, что существенно снижало поток постояльцев

Санатории: обязательные тесты на КОРОНАВИРУС и запреты погнали гостей в частный сектор

Еще больше не повезло санаториям. Помимо всего прочего, там персонал должен еженедельно проводить тестирование методом ПЦР на COVID-19, и только по этой статье затраты могут оказаться очень большими. Например, санаторию с 100 работниками в месяц придется заплатить порядка 800 тыс. рублей (по 2 тыс. за каждый анализ), другие требования там также намного жестче, чем у гостиниц. До недавнего времени отдыхающие в санаториях тоже должны были предоставлять справки об отсутствии COVID-19, что существенно снижало поток постояльцев: не каждый готов ехать в клинику и отдать 2–3 тыс. рублей за тест. Сейчас данное требование убрали, но число гостей выросло не сильно.

Потоки отдыхающих логично «перетекли» в частный сектор.  С учетом всех запретов и закрытых (до недавнего времени) иностранных курортов этим летом казанцы с гораздо большим удовольствием снимали на время отпуска загородные дома или места на базах отдыха — там никаких ограничений, все сами себе хозяева. Свадьбы, юбилеи и прочие торжества также старались провести в частных коттеджах, где никто не попросит надеть маску или перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию. 

Такой ситуацией очень недовольны легальные предприниматели из сферы гостеприимства, ведь их и без того слабый гостевой поток еще больше сократился. Но как на подобное повлиять? Надзорные органы проверяют только юридические лица. Коттеджи, квартиры и прочие частные средства размещения им недоступны. 

«В коттеджах нет социального дистанцирования, не предпринимаются меры санитарной безопасности, нет проверки состояния сотрудников. Пока никто из контролирующих органов не озаботится подобным нелегальным бизнесом, мы вряд ли сможем победить инфекцию в стране», — подытожила Сафина.

Индустрия красоты, в отличие от общепита, начала работать ещё весной, во время режима самоизоляция Индустрия красоты, в отличие от общепита, начала работать еще весной, во время режима самоизоляция

салоны красоты: СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ закупали И РАНЕЕ, О РЕЙДАХ ПОКА ТОЛЬКО ГОВОРЯТ

Индустрия красоты, в отличие от общепита, открылась еще весной, во время режима самоизоляция. Парикмахерские и салоны красоты работу возобновили довольно легко, т. к. за представителями данной отрасли не было какого-то усиленного надзора, рассказал нашему изданию владелец сети парикмахерских Portos Григорий Важов. 

Требования Роспотребнадзора в Татарстане оказались достаточно мягкими в сравнении с другими регионами. Федеральное ведомство издало общие рекомендации для всей России, а субъекты взяли из этого списка то, что посчитали нужным, кто-то добавил свои условия.

«К общим требованиям в Татарстане не добавилось что-то особо специфичное. Нахождение клиентов и сотрудников в маске, соблюдение дистанции, влажные уборки три-четыре раза в день и проветривание каждые 15 минут», — перечисляет Важов требования для цирюльников. Также в Татарстане надо замерять температуру у сотрудников салонов и обращать внимание на симптомы ОРВИ. Для сравнения: в Москве перед открытием все работники парикмахерских были обязаны сдать тесты на коронавирус.

«Что касается обработки инструментов, поверхностей и рук, то все это уже было в предыдущих требованиях Роспотребнадзора», — говорит владелец сети «Портос». Он рассказывает, что непонятна риторика многих владельцев салонов красоты и парикмахерских о драконовских мерах по поводу закупки антисептиков. «Мы и так их закупали, так что требования меня не сильно повергли в шок», — отметил наш собеседник.

Так же как в гостиничном бизнесе и в общепитах, Роспотребнадзор рекомендовал владельцам парикмахерских закупить оборудование по очистке воздуха Так же как в гостиничном бизнесе и общепитах, Роспотребнадзор рекомендовал владельцам парикмахерских закупить оборудование по очистке воздуха

Так же как в гостиничном бизнесе и общепитах, Роспотребнадзор рекомендовал владельцам парикмахерских закупить оборудование по очистке воздуха. Важов последовал данному совету и приобрел рециркулятор, но перед этим углубился в изучение вопроса и выяснил: если руки растут из нужного места, то можно самостоятельно собрать такой прибор, убивающий 99,9% вирусов и бактерий, причем за копейки.

«Но вот вопрос: когда к нам придет проверка из Роспотребнадзора, на что они будут смотреть? На наличие самого рециркулятора или наличие бумажки о соответствии [рециркулятора необходимым требованиям]? — рассуждает Важов и продолжает. — Я лично не понимаю, зачем надо переплачивать, но мы были вынуждены купить рециркулятор с „бумажкой“, чтобы не было никаких недопониманий».

В целом же затраты парикмахерских повысились, так как выросли цены на защитные средства. К примеру, ранее нитриловые перчатки стоили 240 рублей за пачку, сейчас — 850. Стоимость 5 л антисептика подскочила с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей. На закупку всего необходимого достаточно суммы в пределах 100 тыс. рублей, этого хватит на два-три месяца. Далее, если требования не снизятся, предпринимателям снова придется раскошелиться.

Штрафы предприятия из отрасли получали в основном во время режима самоизоляции. К примеру, из-за нарушений был опечатан на два месяца один из барбершопов на улице Островского в Казани. Случалось, что салонам красоты выписывали штраф за отсутствие перчаток и антисептиков. Если тотально не соблюдать требования Роспотребнадзора, можно попасть на 150 тыс. рублей (штраф на юридическое лицо), но это все же единичные случаи. Проверками салоны красоты особо не мучают, контролеры чаще заходят туда с информационной миссией, но предупреждают: скоро будут массовые рейды.

По отзывам самих предпринимателей и нашему анализу, индустрия красоты единственная среди исследованных нами, которой удается достаточно успешно восстанавливать обычные бизнес-процессы. Это только потому, что спрос на те же парикмахерские услуги никуда не делся. Потери салонов ограничились периодом самоизоляции. А вот о восстановлении докоронавирусных показателей гостиничного и ресторанного бизнеса пока остается только мечтать. Низкий спрос в сочетании с санитарными ограничениями могут добить немалое число предприятий в данных секторах.