Новость о том, что Лаишевский район разрежет платная дорога Москва — Казань изначально подразумевало появление большого количества недовольных Новость о том, что Лаишевский район разрежет платная дорога Москва – Казань, изначально подразумевала появление большого количества недовольных

«ОБЕСПОКОИЛО — ЭТО МАЛО СКАЗАТЬ, ДО СЛЕЗ РАССТРОИЛО»

Лаишевский район называют в Татарстане «казанской Рублевкой», причем не только из-за престижного соседства местных жителей со многими руководителями и крупными бизнесменами, но и из-за чистоты местного воздуха. Председатель правления союза садоводов РТ Владимир Дейнекин вспоминал, что еще лет 12 назад лаишевские дачники платили земельный налог в 2 раза выше, чем обладатели заветных 6 соток в других близлежащих к Казани районах. Да, сейчас эта разница уже не такая большая, но здоровая экология — ключевой аргумент при покупке земельного участка именно здесь.

Так что новость о том, что Лаишевский район разрежет платная дорога Москва – Казань ,изначально подразумевала появление большого количества недовольных. Свой второй вояж по татарстанской части будущего автобана (ее 8-му участку) «БИЗНЕС Online» начал с места предполагаемого моста через Волгу, который связал бы берег рядом с деревней Гребени Верхнеуслонского района с лаишевской землей. К сожалению, представители районной администрации не нашли возможности сопровождать нас в пути, поэтому пришлось искать все самостоятельно.

Как указано в документах, первый населенный пункт, возле которого должна пройти здесь дорога, — это СНТ «Наука 2». Навигатор авто никак не хотел выдавать маршрут до садового товарищества из-за отсутствия такового в базе прибора. Единственное похожее название было «Наука 1», куда мы и решились заехать. Выбор оказался верным, первая «Наука» расположена по соседству со второй, находятся они обе по очень поэтично звучащему адресу: Матюшинское Участковое Лесничество, улица Квартал 71, Выдела 1,45.

Светлана Лоскутова: «Все очень волнуются, потому что это наша жизнь. Мы здесь немножечко отдыхаем, сил набираемся на зиму. Обеспокоило — это мало сказать, до слез расстроило» Светлана Лоскутова: «Все очень волнуются, потому что это наша жизнь. Мы здесь немножечко отдыхаем, сил набираемся на зиму. Обеспокоило — это мало сказать, до слез расстроило»

Первым человеком, который встретился нам возле ворот в товарищество, оказалась Светлана Лоскутова. Узнав о цели визита, пенсионерка поделилась опасением по поводу намеченного строительства: «Разные слухи ходят: то говорят, что дальше от нас, потом нет, что здесь должно пройти (напомним, что совсем недавно появился новый вариант трассировки дороги Москва – Казань, — прим. ред.). Все очень волнуются, потому что это наша жизнь. Мы здесь немножечко отдыхаем, сил набираемся на зиму. Обеспокоило — это мало сказать, до слез расстроило. Немножко успокоились, потому что сказали, что подобное еще не определено, в ноябре решаться будет. Тут очень много пенсионеров, а это совершенно беззащитные люди, у нас нет сил, чтобы сражаться с властями».

Практически все дома в товариществе не слишком новые, зато охрана, судя по всему, оснащена по последнему слову техники, потому что не прошло и пяти минут, как к фотокорреспонденту «БИЗНЕС Online» подбежала охранник. Она сообщила, что видела нас на мониторе, и строго-настрого запретила ее фотографировать: «Жену снимай, когда она раздевается, меня не надо!»

Алексей Бердников: «Здесь живу с 1968 года. Тишины не будет ни в каком варианте, где бы мост ни проходил» Алексей Бердников: «Здесь живу с 1968 года. Тишины не будет ни в каком варианте, где бы мост ни проходил»

«ГДЕ БЫ МОСТ НИ ПРОШЕЛ, БЫТ ЭТОГО БЕРЕГА БУДЕТ НАРУШЕН»

Наиболее авторитетным жителем СНТ «Наука 2», как оказалось, считается доцент КНИТУ-КАИ Алексей Бердников: он на протяжении уже полувека первым открывает дачный сезон и последним его закрывает. Александр Владимирович, узнав о том, что новый мост построят возле их садов, сразу забил тревогу, делал запросы в минтранс. Его успокоили, ответив, что трасса М12 пройдет в 150 м от их товарищества, но такое все равно не может радовать дачника с солидным стажем. «Это близко, но не прямо по нам. Все равно плохо, — констатировал Бердников в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Здесь живу с 1968 года. Тишины не будет ни в каком варианте, где бы мост не проходил. Если только строить на Голубом Заливе, тогда, наверное, окажется потише. Делали депутатский запрос (еще до принятия правительством России проекта), нам ответили, что дорога пойдет через Голубой Залив, а потом в одночасье все поменялось. Где бы мост ни прошел, быт этого берега будет нарушен». По мнению нашего собеседника, первоначальный вариант трассы изменен из-за того, что изначально она проходила по землям ТАИФа, а, перефразируя известную поговорку, «крупная компания любит тишину».

Со своим соседом полностью согласен и Евгений Андреевич: пожилой мужчина также боится, что строительство лишит покоя местных жителей, для которых дачи стали, по сути, родовыми гнездами: «Уже с 1960-х  годов… Родители работали в КАИ, им здесь выделили участки по 6 соток. О трассе узнали из СМИ. Нас [данный вопрос] очень волнует, окончательного варианта нет… Для нас это очень большой удар будет, если начнут строить».

Иван Багаев: «Хотят Москва-Пекин трассу строить. Говорят, вроде через нас пройдет, но с нами никто не беседовал, а татарская пресса объявила: никаких слушаний не будет» Иван Багаев: «Хотят трассу Москва – Пекин строить. Говорят, что вроде через нас пройдет, но с нами никто не беседовал, а татарская пресса объявила, что никаких слушаний не будет»

Увидев фотографа, снимающего местные достопримечательности, к нам подошел и председатель «Науки 3» Иван Багаев, который уточнил, что их товарищества, в том числе и «Наука 2», не СНТ, а ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). «Хотят трассу Москва – Пекин строить. Говорят, что вроде через нас пройдет, но с нами никто не беседовал, а татарская пресса объявила, что никаких слушаний не будет, — рассказывает Багаев. — Люди очень обеспокоены, потому что здесь плотность большая. Москва – Пекин — это будет шумная, очень загруженная трасса. Здесь беспрестанно большегрузные машины станут ходить. От такого не избавишься, жизнь должна идти своим чередом, но можно же мост построить подальше от людей».

Иван Федорович, так же как и доцент Бердников, предполагает, что изменение маршрута случилось из-за того, что ранее он проходил по землям ТАИФа, например, где-то в этих краях промышленный гигант давно планирует открыть VIP-санаторий. Впрочем, другой наш собеседник сказал так: «Да тут кругом земля ТАИФа».

В Лаишевском районе, в отличии от Кайбицкого, руководство до сих пор не посчитало нужным официально проинформировать о трассе М12 даже глав сельских поселений, не говоря уже о простом народе В Лаишевском районе, в отличие от Кайбицкого, руководство до сих пор не посчитало нужным официально проинформировать о трассе М12 даже глав сельских поселений, не говоря уже о простом народе

«ЭТО СОСЕДСТВО МЕНЯ КАК ГЛАВУ И КАК ЧЕЛОВЕКА НЕ РАДУЕТ»

Маршрут следования трассы по Лаишевскому району, согласно последним планам, следующий: «СНТ „Наука-2“, СНТ „Ракета“, Орел, Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Травкино, Кирби, Кзыль-Иль, Сараево, Каипы». Поскольку о СНТ «Ракета» никто из наших собеседников не знает, в том числе и в союзе садоводов РТ, следующим пунктом нашего вояжа стала деревня Орел, которая, слава богу, в навигаторах указана. 

Валентина Фетилина: «Вся изюминка Орловского сельского поселения потеряется, ведь это зона отдыха» Валентина Фетилина: «Вся изюминка Орловского сельского поселения потеряется, ведь это зона отдыха»

В Лаишевском районе, в отличие от Кайбицкого (по которому в основном пройдет 7-й участок скоростной дороги Москва – Казань), руководство до сих пор не посчитало нужным дать разъяснения о будущей трассе М12 даже местным главам, не говоря уже о простом народе. Это подтвердила и глава Орловского сельского поселения Валентина Фетилина, она как раз вела прием граждан. «Я не могу людям точную информацию сказать, потому что не знаю ее, — отмечает она. — Приблизительно схему видела, но не знаю, которая из них окончательная. Рассматривается вроде бы несколько вариантов».

Впрочем, общественное мнение уже сформировалось, тем более из прессы стало известно, что автобан должен разрезать село надвое. «Люди в основной своей массе против, — говорит Фетилина. — Я их в этом плане очень хорошо понимаю. Вся изюминка Орловского сельского поселения потеряется, ведь это зона отдыха».


По мнению главы поселения, цены на землю возле деревни в случае начала строительства могут упасть. Сейчас в среднем это 100 тысяч рублей за сотку: «Такое соседство, как шумные дороги, никого не привлекает». Все же она пытается найти и плюсы: «Когда развивается инфраструктура — это тоже хорошо. Мы надеемся, что рабочие места появятся, потому здесь сказать однозначно, хорошо это или плохо, невозможно».

С прогнозами Фетилиной частично согласна и руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. «Из-за того что пройдет новая дорога по ранее глухим местам, цена не то что упадет, а будет больший спрос на еще более глухие места», — поделилась она прогнозом. В то же время, как считает наша собеседница, возможно, бизнес заинтересуют земли под строительство зон отдыха, бензоколонок, то есть инфраструктура автобана, тогда стоимость участков может увеличиться. «Единственное, надо посмотреть, как дорога скажется на Заволжье. В Верхнеуслонском районе, если посмотреть километраж, если это позволит разгрузить существующую трассу через Волгу и расстояние не увеличится, Заволжье в цене может подскочить. Я считаю, что никакого удорожания в районах не последует, единственное, если будет альтернатива с хорошим съездом в Казани в сторону Услона. Если повысится, то только там», — считает руководитель АН «Счастливый дом».

Если новая трасса разрежет село Никольское пополам, есть ли перспективы у Каравона? Вопрос риторический… Если новая трасса разрежет село Никольское пополам, есть ли перспективы у Каравона? Вопрос риторический…

РАЗРЕЗАТЬ СЕЛО НИКОЛЬСКОЕ ПОПОЛАМ: «ЭТО БУДЕТ ГЛУПОЕ РЕШЕНИЕ, ЕСЛИ НА ЭТО ПОЙДУТ»

Мы продолжили маршрут в сторону села Никольского, а по пути заехали в Сапуголи. Деревня была абсолютно пуста, лишь в одном из домов трудились рабочие, рядом находился хозяин недвижимости. О том, что автобан станет проходить возле их деревушки, он «что-то слышал», но ясного понимания нет, говорит, что никто и ничего не объяснял. Сам житель деревни категорически против строительства скоростной трассы.

Село Никольское же встречало нас дорожными работами: на въезде прокладывали новый асфальт, судя по всему, готовятся к новому Каравону. В 2020-м из-за пандемии праздник провели в онлайн-режиме, но на следующий год, возможно, все вернется на круги своя. Каравон — уникальное явление. Утверждается, что торжеству более 300 лет и его корни уходят в XVI век, когда он отмечался как престольный праздник — День святителя и чудотворца Николая — в мае в течение трех дней. После службы в церкви крестьяне шли домой к праздничным столам, а на улице устраивали гулянья и хоровод. По старинной традиции участники хоровода, держась за мизинцы друг друга, ходили «каравонным» (или «утиным») шагом, то уменьшая, то увеличивая круг, вращая его «по солнцу». В это время часто играли свадьбы, которые справляли, как говорится, всем миром. Отмечался данный праздник регулярно, но в 1950-х он был запрещен советской властью как религиозный. Возрожден лишь в последнее десятилетие прошлого века, а с 2003-го приобрел статус государственного в республике. Если новая трасса разрежет село Никольское пополам, есть ли перспективы у Каравона? Вопрос непростой…

Прогуливающиеся возле церкви молодые мамы с детьми, узнав, что к ним приехал «БИЗНЕС Online», стали просить корреспондента: «Вы уж напишите про эту трассу, что она нам не нужна. У нас дети маленькие, не хотим, чтобы выросли посреди дороги». Главу Никольского сельского поселения Эрнеста Алеева мы не застали на месте. Как нам сказали в сельсовете, он уехал на похороны в единственное на лаишевской земле кряшенское село Ташкирмень, но нам удалось связаться с ним по телефону. Эрнест Хабибуллович, так же как и все жители Никольского, выступает против расчленения родины Каравона: «Конечно, против, через деревню мы не согласны. Ну как это? Такая историческая деревня — и мы ее разделим на две части. И население не согласно, и район не будет согласен. Нашего мнения никто не спрашивает. Первоначальный вариант был мимо села Пигали. Второй вариант дороже на 24 миллиарда — это окажется глупое решение, если на такое пойдут».

«Мы находимся в санитарно-защитной зоне, от дороги у нас буквально несколько метров. У нас земля подлежит изъятию, у многих в Сараево подлежит изъятию, а остальные останутся у дорожного полотна жить. Это тоже никого не устраивает — жить возле трассы» «Мы находимся в санитарно-защитной зоне, от дороги у нас буквально несколько метров. У нас земля подлежит изъятию,  а остальные останутся у дорожного полотна жить. Это тоже никого не устраивает — обитать возле трассы»

«ГОТОВЫ ПОСТАВИТЬ ШУМОЗАЩИТНЫЕ СТЕКЛА С КАКОЙ-ТО ВЕНТИЛЯЦИЕЙ. НАС ЭТО ВСЕ РАВНО НЕ УСТРАИВАЕТ»

Если в Никольском трасса может расчленить село, но непонятно, пострадают ли конкретные жилые дома, то желающие построить свое гнездышко в коттеджном поселке «Тургай», в окрестности которого ведет М12, уже пострадали. Мы побеседовали с Кариной Нигматуллиной, которая рассказала свою историю. 

«Купили участок, но мы разрешения на строительство не подавали, приобрели несколько участков, чтобы возводиться в этом году, — рассказывает Нигматуллина. — Соседи сказали, что им не выдали разрешения на строительство. Я начала уточнять, что там произошло. Записались на прием в министерство транспорта в начале июня, там сказали, что не в курсе, почему не дают разрешения на строительство, что на руках у них нет никакой утвержденной трассировки и временных вариантов они тоже не видели, посоветовали обратиться непосредственно к проектировщику письменно. Потом я записалась к начальнику отдела архитектуры и градостроительства Лаишевского района, который непосредственно не давал это разрешение, Карсалову Алексею Петровичу».

По словам Нигматуллиной, ее участки попадали в «зону под инженерные изыскания под трассу». «Дорога проходила через вторую, третью очередь поселка „Тургай“, на другой стороне это „Любимово“, слева за нами Кзыл-Иль и еще много поселков. Разрешение на строительство они не давать не имели права на тот момент, потому что проект неутвержденный, просто, видимо, боялись и тем самым себя обезопасили», — пеняет наша собеседница районным властям.

Сейчас, по ее словам, в «Тургае» уже начали давать разрешение на строительство, но лично Нигматуллину не устраивает, если автобан будет буквально в 100 м от дома: «Не для этого мы покупали землю. Нам сказали, что если и будем строить, то поставят экраны в 5 метров, которые 70 процентов шума якобы убирают. Если их не хватит, то готовы установить шумозащитные стекла с какой-то вентиляцией. Нас это все равно не устраивает».

А вот Альбина Сулейманова может и вовсе лишиться своих семи с половиной соток, каждая из которых обошлась в 100 тыс. рублей: «Я в коттеджном поселке „Сараево“ (это близ деревни Кзыл-Иль) купила землю буквально в конце июня, подала заявление, документы на получение разрешения на строительство в начале июля — и мне пришел отказ. Я не могу возводиться, и, как говорят, моя земля подлежит изъятию. Мы находимся в санитарно-защитной зоне, от дороги у нас буквально несколько метров. У нас земля подлежит изъятию, у многих в „Сараево“ — тоже, а остальные останутся у дорожного полотна жить. Это тоже никого не устраивает — обитать возле трассы».

По словам Сулеймановой, жители «Сараево», «Тургая», «Зимней Горки», Кзыл-Иль, Каипов предлагают провести дорогу ниже лесного массива, соответственно, там ни населенные пункты не затрагиваются, ни лес не вырубается: «Комиссия нам сказала, что рассмотрит этот вопрос, потому что жалоб еще не было, мы первые, кто жаловался». При этом, как отмечает наша собеседница, проблема в том, что люди не осознают масштабов происходящего, поскольку не знают ситуации: «Районные власти нас даже не предупреждают. Я сама узнала случайно, подав документы на получение разрешения на строительство. А если бы не подавала? Никакой Росреестр нам не сказал, что земля будет с ограничениями, никаких предупреждений не было. Все ведомства, в том числе и район, должны коррелировать друг с другом. Если бы мы знали, то, естественно, не покупали бы эту землю. Нам пришлось продать квартиру, я с двумя детьми и супругом остались без нее, а дом не можем построить, сейчас вынуждены жить у родителей».

Не устраивает Сулейманову и обратный выкуп земли за потраченные ею 750 тыс. рублей. «Конечно, говорят, что должны нам дать компенсацию, но, во-первых, мы не для этого приобретали землю, а во-вторых, хоть и обещают вернуть по рыночной стоимости, но (сами знаете, какая у нас страна) могут сделать по-разному, например, компенсировать по кадастровой стоимости, а она составляет 19 тысяч рублей за сотку», — резюмирует местная жительница.

«Про дорогу я слышала, но ничего про это не знаю, лучше бы они придумали, что сделать с существующей в Казань, все время пробки, в пятницу едут из Казани, в воскресенье в Казань» «Про дорогу я слышала, но ничего про это не знаю. Лучше бы они придумали, что сделать с существующей в Казань, все время пробки: в пятницу едут из столицы РТ, в воскресенье — туда»

«НИКТО НАМ НЕ СООБЩАЕТ, УЗНАЕМ ИЗ «БИЗНЕС ONLINE»

В день нашего путешествия по 8-му этапу строительства скоростной трассы М12 Нигматуллина и Сулейманова побывали на приеме у главы Лаишевского района Ильдуса Зарипова.

«На совещании с главой района Ильдусом Зариповым я была, он вообще не в курсе, сколько вариантов трассы существует. Сказал, что они возьмут на контроль обращение. Я написала, что против того, что дорога будет идти рядом со мной, прошу отодвинуть и не вырубать лес при этом, ведь можно идти, не задевая ни один поселок. Предложили нам еще раз встретиться, уже непосредственно с проектировщиком», — говорит владелица земли в коттеджном поселке «Тургай». Разочарованной встречей осталась и ее подруга по несчастью Сулейманова: «Глава района ничего внятного не смог сказать, мы ведь писали коллективную жалобу в „Автодор“ — проектировщикам, они говорят, что все это согласовано с местными властями, соответственно, последние должны говорить, где можно провести дорогу, где нельзя. Со стороны исполкома никаких бесед с нами, населением, выездов не было».

Кстати, районные власти предупредили «БИЗНЕС Online», что на прием граждан не пустят, якобы есть такое право, но после встречи главы с населением ситуацию прокомментирует Карсалов.

Пока мы ждали звонка из администрации, чтобы выехать в райцентр, успели побывать в Каипах — административном центре Егорьевского сельского поселения. Сельсовет был закрыт, на дверях красовалась надпись, что все уехали на прием в Лаишево. Удалось поговорить лишь с местной жительницей, не пожелавшей назвать свое имя: «Про дорогу я слышала, но ничего про это не знаю. Лучше бы они придумали, что сделать с существующей в Казань, все время пробки: в пятницу едут из столицы РТ, в воскресенье — туда». В этом месте М12 должна проходить между Каипами и коттеджным поселком «Зимняя Горка», который тоже был безлюден, лишь в одном из домов нам удалось притормозить выезжающего на джипе человека. Про новый автобан джентльмен выразился в духе того, что ему это все равно: «Я к подобному отношусь нейтрально, так как знаю, что проект станет еще меняться. Как дорога будет идти, тоже непонятно. Никто нам не сообщает, узнаем из „БИЗНЕС Online“».

Наконец-то удалось дозвониться до пресс-секретаря лаишевского главы Айгуль Амировой, которая сообщила, что встречи с Карсаловым не состоится, дескать, жители должны скоро увидеться с проектантами, а потом появится какая-то определенность: «После того как состоится встреча с проектантами, тогда можно будет говорить и о проекте, и об изменениях в нем. А проект станет меняться, поэтому на сегодня никакой информации мы предоставлять не будем».