Решения TraceWay, которые выводит на рынок инвестиционно-технологический холдинг Original Group, полностью готовы покрыть потребности рынка Решения TraceWay, которые выводит на рынок инвестиционно-технологический холдинг Original Group, полностью готовы покрыть потребности рынка

«ПОКА ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ НА ОПТЕ, НО КТО-ТО ДОХОДИТ И ДО РОЗНИЦЫ»

С 1 апреля 2020 года начался эксперимент по маркировке упакованной воды. Это вся вода, которая разливается в какую-либо тару, в том числе оборотную, и продается потребителю укупоренной, причем вода на разлив и вода подслащенная с добавками и красителями в данную категорию не входят.

Николай Гладков, руководитель товарной группы «Вода» (ЦРПТ), сообщил, что по состоянию на 15 июля 2020 года в рабочей группе эксперимента по маркировке активно работают 62 производителя минеральной воды. Среди участников большие и малые предприятия, распределенные по всей России, а также импортеры. К процессу подключились крупная сетевая розница и оптовики. Основные производители вошли в эксперимент в конце апреля и мае, а в четвертом квартале 2020-го, после горячего сезона, ожидается второй всплеск притока участников. Сейчас накапливается статистика по площадкам, и 31 сентября 2020-го будет предан огласке первый отчет об успехах эксперимента. 

Гладков напомнил, что доступ к участию открыт, проект является добровольным и финансовых затрат в рамках эксперимента участники рынка не несут. Одна из задач рабочей группы — помощь производителям в поиске технических партнеров для проведения маркировки. Демонстрационный контур для участников рынка системной интеграции уже открыт. В пуле IT-интеграторов сейчас 35 компаний, при этом 24 из них представляют решения в высокой степени готовности и лишь 6 проходят апробацию с производителями прямо сейчас. Всем интеграторам ЦРПТ советует применять динамическое ценообразование, гибкий подход и делать индивидуальные предложения в зависимости от размера предприятия.

Решения TraceWay, которые производит инвестиционно-технологический холдинг Original Group, полностью готовы покрыть потребности рынка. В эксперименте мы будем делать все с точки зрения прослеживаемости от момента производства до выбытия, по максимуму. Сейчас все участники эксперимента планируют проведение своей продукции до точек выбытия, многие пока останавливаются на опте, но кто-то доходит до розницы. При этом 13 компаний из 62 уже формируют с поставщиками технические решения, план-график индивидуального эксперимента, подходы к пусконаладке и приемо-сдаточным испытаниям. Первые две организации уже в июле акцептуют коммерческое предложение и начнут работу. Остальные, по оценке ЦРПТ, нагонят в течение первой половины августа.

Николай Гладков, руководитель товарной группы «Вода» (ЦРПТ) сообщил, что по состоянию на 15 июля 2020 года в рабочей группе эксперимента по маркировке активно работают 62 производителя минеральной воды Равиль Гимадиев: «Не все поставщики решений для маркировки справляются с контролем целостности данных и эксплуатацией в промышленном контуре. При этом они придерживаются идеологии vendor lock и закрывают API-протоколы»

КАК ИЗБЕЖАТЬ СМЕНЫ ИНТЕГРАТОРА

К 2024 году в России планируется создать систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, этот механизм, который повышает прозрачность общего рынка, прослеживается и в маркировке продукции. Премьер призвал все страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) поддержать инициативу России по маркировке и «ускорить принятие такого решения, присоединиться к этому важному для формирования общего рынка проекту».

К пожеланию ускориться прислушались и создатели методических рекомендаций, которые сейчас проходят финальные стадии согласования и в конце июля увидят свет, пока черновик обсуждают ФОИВы, IT-эксперты и производители. Как правильно отметил Гладков, «методические рекомендации — это не Библия, и они будут меняться». Тем не менее работа по ним применительно к другим отраслям была проведена колоссальная, потому уже сейчас вопросы к данному документу у участников эксперимента не критичные.

Сразу после утверждения методических рекомендаций к обсуждению подключится Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, о чем заявил 14 июля президент союза Максим Новиков.

Также на легкий и скорый эксперимент повлияет личная ответственность поставщиков решений. Хотелось бы избежать смен интеграторов, которые, к сожалению, стали приметой маркировки в «фарме» и «молоке». ЦРПТ призвал поставщиков решений нести ответственность за процесс от и до, чтобы не приходилось проводить внедрения на излете эксперимента, когда много ресурсов уже затрачено.

Эту позицию поддерживает Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group. «После старта обязательной маркировки в фарме мы получили более 10 запросов на разработку информационной системы уровня L3 – L4 и инсталляцию ПО TraceWay на готовые установки, которые, к сожалению, были уже закуплены фармпроизводителями. Не менее 30 процентов рынка работает сейчас в ручном режиме, притом что уже затрачены огромные ресурсы, установлено западное оборудование, система отправляет отчеты. Не все поставщики решений для маркировки, к сожалению, справляются с контролем целостности данных и эксплуатацией в промышленном контуре. При этом они придерживаются идеологии vendor lock и закрывают API-протоколы, — поделился Гимадиев. — Заканчивается тем, что фармпроизводители вынужденно снимают с гарантии уже закупленное у других вендоров оборудование, чтобы иметь возможность инсталлировать нужные уровни нашего ПО TraceWay. Мы в свою очередь покрываем такие ситуации своими гарантиями, но проблема сложная. Уважаемые коллеги, давайте не будем до этого доводить. Мы голосуем за открытый рынок и открытые API-протоколы».

Мы уже говорили о том, что производители минеральной воды не несут финансовой нагрузки в рамках эксперимента, расходы ложатся на интеграторов, а часть затрат компенсируется ЦРПТ Юлия Соловьева: «Команда нашего вендора TraceWay всегда выезжает на площадку и избегает верхнеуровневых оценок и примерных смет. Открытая коммерческая политика и гибкое ценообразование — наше кредо»

КАК ВЫБРАТЬ ПОСТАВЩИКА РЕШЕНИЯ?

Маркировки воды и молока в чем-то схожи. В воде нет объемного учета (только поштучный) и интеграции с Меркурием, но есть пересечения по:

  • технологиям нанесения;
  • технологиям считывания;
  • бизнес-процессам.

Соответственно, при выборе поставщика нужно ориентироваться на наличие у него финализированных решений в отраслях, которые вступили в боевой контур (например фарма), или в сферах, которые уже глубоко в эксперименте (например молоко).

Чтобы избежать проблем, эксперимент должен представлять собой трехстороннее взаимодействие, в рамках которого плотно работают производитель, интегратор и регулятор ЦРПТ. Поэтому обо всех технико-коммерческих предложениях по решению TraceWay команда Original Group информирует ЦРПТ. Мы уже говорили о том, что производители минеральной воды не несут финансовой нагрузки в рамках эксперимента, расходы ложатся на интеграторов, а часть затрат компенсируется ЦРПТ.

Кроме опыта внедрений, можно ориентироваться на следующие контрольные точки:

● подробное и понятное неспециалисту технико-коммерческое предложение. Компетентный и добросовестный поставщик решения для маркировки подробно распишет состав каждого модуля. Если вы не видите перед собой спецификацию с описанием, что входит в модуль сериализации, модуль агрегации, модуль сервисных работ, модуль доработки учетных систем, стоит задуматься;

● комплексное предложение уровней L1 – L5. Еще одна важная контрольная точка. Опыт других отраслей показал, что далеко не все поставщики решений для маркировки имеют компетенции в области доработки учетных систем. Уровни L3 – L5 многие делать не могут и в КП подробное описание процессов по всем уровням интеграции по уровням L1 – L5 не дают;

● стоимость технического решения на каждую единицу потребительской упаковки в расчете на три года — очень важный показатель, который также рекомендует использовать ЦРПТ. 5–10 копеек на единицу продукции в течение трех лет — это нормальный показатель.


ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВНЕДРЕНИЕ МАРКИРОВКИ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ?

Товарная группа «минеральная вода» очень велика. По оценкам ЦРПТ, на территории России не менее 2 тыс. таких предприятий. Возможно, к этому количеству прибавится еще 1 тыс. компаний, если правильно рассмотреть экономические коды деятельности, заявленные разными юрлицами. Вода, в отличие от лекарств, сигарет, обуви, шуб, продается везде. К счастью, разнообразие форм реализации основного бизнес-процесса не очень большое, но покрытие поистине огромное. Только оптовиков на рынке несколько десятков тысяч, розничных точек — больше миллиона.

Наряду с гигантами на рынке очень много маленьких организаций с большим объемом ручного труда, без автоматизации. На таких предприятиях товароучетная система часто отсутствует. При этом многие интеграторы не практикуют гибкость, предлагая решения, которые выходят за рамки возможностей участников товарооборота. Например, предлагают стандартные отработанные решения и апробированные связки с поставщиками аппликаторов, принтеров, камер машинного зрения.

«Команда нашего вендора TraceWay всегда выезжает на площадку и избегает верхнеуровневых оценок и примерных смет. Открытая коммерческая политика и гибкое ценообразование — наше кредо, — рассказывает Юлия Соловьева, финансовый директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group. — Мы понимаем, что технические предложения по маркировке не могут быть равны стоимости производственных линий, а именно такой подход используют многие игроки. Исторически маркировку представляют чрезвычайно сложным дорогостоящим проектом, ради которого нужно не только менять все бизнес-процессы предприятия, но и выделять значительные бюджеты и даже „разбирать крыши производственных цехов“, чтобы затащить оборудование. Причем технико-коммерческие предложения не всегда составляются достаточно открыто. Новичкам сложно разобраться в этом.

Мы в маркировке с 2006 года, решения для фармы выпускали еще в 2015-м, с официального старта обязательной маркировки. И мы как никто понимаем, что без постоянной работы над экономической эффективностью решений для цифровой маркировки эксперимент не будет удачным, а бизнесы не получат свои преимущества. На категории „молоко“ мы уже отработали недорогие подходы на основе модели SaaS и для производителей воды предлагаем исключительно оптимальные специализированные решения. В штате производителей минеральной воды далеко не всегда есть серьезная IT-служба и человеческие ресурсы технологов для организации проектных команд. Мы в свою очередь предлагаем полноценную группу экспертов на внедрение и делаем все возможное, чтобы цифровая маркировка не поставила производителя в тупик».