На выборы высших должностных лиц субъектов выдвинулось 147 кандидатов от 24 партий. 14 кандидатов уже зарегистрировано, в том числе действующий президент РТ Рустам Минниханов На заседании ЦИКа рассматривалось сегодня 8 вопросов, главным из которых, конечно, стало увеличение числа дней голосования 13 сентября

«ЭТО НЕ НАША ПРИХОТЬ, А ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Сегодня Совет Федерации одобрил законопроект о возможности проведения многодневного голосования в России. Аккурат пока сенаторы решали эти формальности, председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова, не дожидаясь официальных утверждений, уже начала разъяснять, как теперь страна будет жить при такой форме народного волеизъявления, и даже решила — предстоящие сентябрьские выборы в стране пройдут в три дня.

Всего на заседании ЦИКа рассматривалось сегодня 8 вопросов, главным из которых, конечно, стало увеличение числа дней голосования 13 сентября. По этой теме доложила лично Памфилова. Она предупредила, что закон по многодневному голосованию в любом случае не распространяется на нынешний единый день голосования, но тут же напомнила, что ранее законодатель, исходя из ситуации, сложившейся с пандемией, наделил ЦИК возможностью в рамках полномочий определять порядок досрочного голосования.

«Мы воспользовались этим. Это не наша прихоть, а требование времени исходя из приоритета, обозначенного президентом страны Владимиром Путиным, — здоровье и безопасность граждан при проведении мероприятий. Мы прошли пик. Пандемия, можно сказать, на излете, но ситуация в разных регионах разная, успокаиваться рано», — отметила глава ЦИКа.

Элла Памфилова: «Избирательная система в 2016 и 2020 годы — это небо и земля. Мы вывели систему на новый уровень, и сейчас можем себе это (досрочное голосование) позволить, особенно в условиях пандемии в мире» Элла Памфилова: «Избирательная система в 2016 и 2020 годы — это небо и земля. Мы вывели систему на новый уровень, и сейчас можем себе досрочное голосование позволить, особенно в условиях пандемии в мире»

По словам Памфиловой, прошедшее 1 июля общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России можно охарактеризовать только положительно. Председатель Центральной избирательной комиссии доже привела данные ВЦИОМ, в опросе которого «по горячим слезам» 86% респондентов назвали многодневное голосование удобным. «Кому-то так не нравится работать, но тех, кто это не приемлет, ничтожно мало. В любом случае те способы и порядок, который предлагает ЦИК, никак не нарушает их прав. Он расширяет права тех, кто хочет воспользоваться многодневным голосованием», — заметила спикер и следом предложила провести досрочное голосование в течение 11 и 12 сентября.

По словам председателя ЦИКа, в целом могут применяться четыре формы организации голосования: досрочное в помещении, досрочное вне помещения («на дому»), досрочное на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах, а также досрочное голосование групп избирателей в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют специальные помещения и транспортное сообщение с которыми затруднено. При этом то, что половина участков расположены в образовательных учреждениях, Памфилову не смутило — в пятницу и субботу школьникам, по всей видимости, предоставят отгул.

Андрей Кондратьев: «Прозрачность избирательного процесса в течение трех дней будет обеспечена. Во всех без исключения территориальных избирательных комиссиях республики будут установлены средства видеонаблюдения» Андрей Кондратьев: «Три дня голосования — это удобно… Прозрачность избирательного процесса в течение трех дней будет обеспечена»

Новый формат голосования коснется досрочного голосования на довыборах депутатов Госдумы, выборов губернаторов (в том числе и Татарстана), основных выборов депутатов законодательных и представительных органов власти и выборов в органы местного самоуправления столиц субъектов России (Казгордуму, например).

В ЦИКе Татарстане восприняли известие воодушевленно. «Три дня голосования — это удобно… Хочешь выразить гражданскую позицию и уехать на выходные из города — приходи на избирательный участок в рабочий день, — прокомментировал председатель Центральной избирательной комиссии Татарстана Андрей Кондратьев. — Прозрачность избирательного процесса в течение трех дней будет обеспечена».

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ И «НА ДОМУ» И ВОПРОС С ШКОЛАМИ

По словам Памфиловой, порядок досрочного голосования должен быть применен в 41 регионе. «Я обратилась к губернаторам индивидуально с просьбой оказать полное содействие в выделении помещений для досрочного голосования и проработать возможные механизмы. Предлагается проводить внеклассные занятия и другие», — сообщила председатель ЦИКа.

Как и 1 июля, на выборах в сентябре избиратели должны быть обеспечены СИЗ. Памфилова сообщила, что отправит порядок главе Роспотребнадзора по России Анне Поповой с просьбой оказать содействие, чтобы в каждом регионе местные органы ведомства отработали рекомендации применительно к текущей ситуации. Рассказывая о деталях досрочного голосования, Памфилова уточнила, что на наблюдение за проведением досрочного голосования может быть назначен резерв наблюдателей. «В законе прописано не более двух наблюдателей, но это на один день. Этого недостаточно», — считает она.

Памфилова предложила провести досрочное голосование в течение 11 и 12 сентября. По ее словам, порядок досрочного голосования должен быть применен в 41 регионе Памфилова предложила провести досрочное голосование в течение 11 и 12 сентября. По ее словам, порядок досрочного голосования должен быть применен в 41 регионе

Отдельная тема, которой коснулась спикер, — досрочное голосование на придомовых территориях. «Но это было лето, поэтому широко применялось. В середине сентября далеко не везде подобное может быть. Это некомфортно. Поэтому мы советуем регионам не злоупотреблять такой формой. Только если есть где-то большой запрос и условия», — дала ориентир Памфилова.

По ее словам, ЦИК ужесточает требования к оборудованию мест для досрочного голосования на придомовых территориях на выборах в сентябре. «Мы решили немного ужесточить правила, чтобы избежать разного рода провокаций, которые были. Разделяем потоки — параллельно проходить такие голосования не станут, — сказала она и объяснила, как это будет. — Например, с 8 утра до какого-то времени, но не более 6 часов, члены комиссии с наблюдателями находятся на голосовании вне помещения. Разъезжаются, расходятся. А, например, с 14:00 до 20:00, но не менее 6 часов, проводится голосование в помещении. Эта форма убирает зазор. А то были случаи, когда член ТИКа или УИКа пытался проголосовать и на участке, и на придомовой территории. Не один такой факт имелся. Сейчас подобной возможности просто не будет. Везде граждане должны быть об этом оповещены».

Как и 1 июля, на выборах в сентябре избиратели должны быть обеспечены СИЗ Как и 1 июля, на выборах в сентябре избиратели должны быть обеспечены СИЗ

Само собой, Памфилова напомнила, что гарантируется сохранность бюллетеней и соблюдение тайны волеизъявления на всех этапах голосования. Сообщила и о средствах видеонаблюдения. «В регионах, где проводятся крупные кампании, практически везде это предполагается. ЦИК рекомендует в помещениях для хранения бюллетеней при досрочном голосовании установить видеонаблюдение», — сказала она. В Татарстане, впрочем, горячиться не намерены. Как уточнил Кондратьев, камеры по-прежнему будут предусмотрены только в ТИКах, а не на самих избирательных участках.

Прокомментировала Памфилова и звучащие, по ее словам, обвинения в адрес ЦИК РФ. Якобы кто-то корит комиссию: мол, сначала практически везде ликвидировала досрочку из-за злоупотреблений, а сейчас выступает за возврат такой формы. «Это был приоритет на то время и состояние. Спекулировать на подобном — раньше боролись, а сейчас предлагаете, — лукавство! Мы четыре года работали. Избирательная система в 2016 и 2020 годы — это небо и земля, — уверена спикер. — Мы вывели систему на новый, качественный уровень и сейчас можем себе это позволить, особенно в условиях пандемии в мире. Мы твердо уверены в том, что при проведении досрочного голосования прозрачность, подконтрольность обществу, предотвращение фальсификаций сможем обеспечить в полной мере! А для граждан это удобно».

«МЫ СВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НЕ ДОВОДИМ ДО АБСУРДА»

После выступления Памфиловой половина членов ЦИКа (всего их 15, но присутствовали сегодня на заседании 14) выступили со своими комментариями. На прорехи в предлагаемой форме голосования в общем-то указал только Евгений Колюшин. Он отметил, что никого не смущает отсутствие финансирования, а «регионам говорят: „Держитесь“, к тому же волонтеры, в отличие от комсомольцев, требуют денег». «Мне непонятно, почему дополнительные формы должны ломать существующую практику. Председатель ЦИКа говорит, что раньше считали, что досрочное голосование связано со злоупотреблениями. Я и сейчас так считаю, — заявил он. — Все формы досрочного голосования связаны с рисками и негативными возможностями». Он также отметил, что делегирование части полномочий комиссиям в субъектах — это «путь на американизацию», где «все делают Штаты».

Евгений Колюшин: «Все формы досрочного голосования связаны с рисками и негативными возможностями» Евгений Колюшин: «Все формы досрочного голосования связаны с рисками и негативными возможностями»

Памфилова на это заметила, что выборы пройдут в 83 регионах из 85. А 41 субъект — те, где пройдут крупные и совмещенные кампании. Что касается остальных, по ее словам, комиссии могут принять решение по дням. «Зачем растягивать? Если все прекрасно, никто не болеет… Мы свое администрирование не доводим до абсурда, не идем до малого поселения», — сказала глава ЦИК России.

Остальные члены ЦИКа в целом поддержали новый порядок голосования на выборах 13 сентября. «За» проголосовали 13 членов, «против» — один. Комментируя вопросы повестки, Памфилова не удержалась и снова сказала, что все это делается «не просто так». «Мы опираемся на мнение людей, — сказала она (забыв, правда, про мини-скандал с удаленным в соцсетях опросом — прим.ред.) и, видимо, обратилась к невидимым оппонентам. — Почему вы других лишаете и мешаете повестке дня? Не хотите — пожалуйста, лежите на своем диване, ваше право».

«ВИДИМО, ПРЕЖНИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖНОГО ДЛЯ ЭЛИТ РЕЗУЛЬТАТА КАЖУТСЯ УЖЕ НЕГОДНЫМИ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты назвали переход к избирательной «трехдневке» вполне ожидаемым, особенно после столь зажигательных результатов общероссийского голосования 1 июля.

Сергей Сергеев — профессор кафедры политологии КФУ, доктор политических наук:

— Опыт голосования 24 июня показал российским правящим элитам, каким образом можно добиваться нужных им результатов голосования даже в условиях разочарования избирателей в «Единой России» и во всем, что с ней связано. Сначала они хотели распространить практику многодневного голосования на все региональные выборы и на выборы в Госдуму с 2021 года. Но, поскольку, можно предположить, есть закрытые опросы, показывающие реальный рейтинг «ЕР», решено было ускориться, используя известное выражение Сергея Шнурова — «Я лично бухаю, но могу ускориться», и распространить практику многодневного голосования уже на сентябрьские выборы текущего года. Это свидетельство глубокого (хотя и неочевидного) политического кризиса. А пандемия — просто удобный повод. Думаю, что коронавирус подсказал, каким образом можно, не прилагая сверхусилий, добиться на выборах нужного результата. А что касается «согласия на участие в выборах», тут можно сказать лишь: снявши голову, по волосам не плачут. Видимо, прежние методы обеспечения нужного для элит результата кажутся уже негодными. Это еще больше снизит легитимность выборов в России. Вспоминаются слова Егора Летова: «Я купил журнал „Корея“ — там тоже хорошо». Все идет к этому.


Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Решение продиктовано заботой о безопасности и комфорте граждан. Это никак не скажется на результатах голосования. Единственное, явка будет повыше. Не все могут найти время и за один день проголосовать. Регионы по-разному отреагируют. Где-то с подозрением отнесутся к инициативе центра, а где-то воспримут нормально. Там, единственное, может быть связано с тем, что работники избирательных комиссий делают это на добровольной основе. Одно дело, когда подобное делается в течение одного дня, другое — когда отвлекаешься от основной работы на три дня. Придется, наверное, компенсировать им как заработную плату.


Дмитрий Орешкин — независимый политолог:

— Понятно, что многодневное голосование не вписывается в рамочный закон об основных гарантиях избирательных прав. Потому что там всегда используется термин «день голосования», то есть один день голосования. Например, регулируется агитация, пропагандистская кампания и избирательная кампания целиком, фиксируют сроки. Прописано, что референдум объявляют не позднее, чем за 60 дней до голосования. Два месяца должно быть потрачено на обсуждение, дискуссии, чтобы народ был проинформирован. Точка отсчета — до дня голосования. Здесь понятие дня голосования размывается, так же как понятие агитационной или избирательной кампании. Например, Путин объявил 1 июня, что голосование будет 1 июля. Соответственно, это отклонение от закона «Об основных гарантиях…», где прописаны правила референдума. Поэтому подобное называлось не референдумом, а общенародным голосованием. Это не просто игра в слова, а другая юридическая основа. Голосование-то реально началось 25 июня, досрочно. И вот на обсуждение этих поправок оставалось 25 дней. Не говоря о том, как они обсуждались. Никому не позволяли высказываться против них на федеральных каналах и так далее.

Мы с вами наблюдаем отход от прежней нормативной базы выборов. Нормативная база, в отличие от самих выборов, у нас в стране очень даже неплохая. У нас плохая правоприменительная практика, то есть как этой нормативной базой пользуются. А пользовались ей всегда так, что если норму закона можно интерпретировать в интересах номенклатуры, то будем это использовать. А если данная норма защищает интересы наблюдателей, избирателей, альтернативных кандидатов, то ее соблюдать не будут. Но сами по себе законы нормальные. Сейчас эти законы делаются ненормальными. Мы теряем точку отсчета, которая называется «день голосования», утрачиваем возможность контроля за голосованием, потому что организовать вменяемое наблюдение за процедурой, растянутой на три дня, не можем. Мы теряем ограничения, веденные законом «Об основных гарантиях…» (статья 46), о запрете публикаций данных социологических исследований до дня голосования. А это важно, потому что у нас социология формирующая. Цифры ВЦИОМ давят на избирателей, потому что многие стараются быть как народ, то есть присоединиться к большинству. А им заранее объявляют: народ ведет себя вот так. К тому же это сигнал начальникам, каких примерно цифр от них ожидают. Понимая такую особенность, коллективный законодатель запретил за пять дней до выборов публиковать данные социологических опросов, потому что это пропаганда. Теперь мы не понимаем, как данный закон может действовать, если у нас дня голосования нет. Или как за день до голосования ВЦИОМ, который известен связями с Кремлем, опубликовал данные экзитпола по досрочному голосованию.  Нам объяснили, что люди, которые голосовали досрочно, вот они, дали такую-то цифру. И под эту цифру потом избирательные комиссии успешно подгоняли результаты. Так что мы с вами наблюдаем процесс деградации уже не самих выборов, как это было раньше, а даже правового пространства, которое данные выборы контролировало. Раньше они нарушали этот закон. Например, фальсификация избирательных документов карается как уголовное преступление сроком до 4 лет лишения свободы. Это статья была. Другой вопрос, что никогда и нигде ее никак не использовали. И те люди, которые фальсифицировали протоколы, хотя бы теоретически понимали, что они нарушают протокол. Сейчас у нас даже нормативная база меняется в связи с этим самым досрочным голосованием. Де-факто мы обнуляем плохо работающую, но нормальную юридическую базу выборов.

Пандемия — повод, чтобы развязать руки фальсификаторам и манипуляторам. Если бы этих людей всерьез волновала пандемия, общенародное голосование по Конституции совершенно правильно было бы провести в ноябре, когда пройдет вторая волна, появится вакцина, чтобы не подрывать здоровье людей. Что мешало нашим начальникам отодвинуть общенародное голосование? Враг у ворот или над нами висит атомная бомба? Почему надо было обязательно в июле, летом, когда бо́льшая часть людей сидят в самоизоляции? А как раз для этого. Чтобы, используя разговоры о пандемии, провести досрочное голосование и сфальсифицировать результаты. Заявили, что суммарная явка по итогам голосования составляет 68 процентов. При этом в 6 дней досрочного голосования явка составила 55 процентов. Получается, примерно 9 процентов избирателей в день голосовали досрочно, а 1 июля проголосовали 13 процентов. Чтобы было понятнее, у нас 110 миллионов избирателей, 68-процентная явка — это значит, условно, 75 миллионов проголосовали. Из них где-то 55 миллионов сделали это досрочно, а оставшиеся 20 миллионов — в день голосования. Я занимаюсь выборами с 1995 года, не могу представить, чтобы на участки приходило примерно одинаковое число человек. Там были десятки, сотни людей, но никак не 55 процентов. Понятно, что это приписка, растянутая на 6 дней. Но цифры-то остаются. Конечно, это нарисованный результат, но он понравился властям. Потому что нарисовали 68-процентную явку, 79 процентов как бы поддержали. Вариант удобный для дальнейшего рисования. Понятно, что они этот ценный опыт используют и распространят на последующие выборы.

Как отреагируют регионы? Они и раньше рисовали те результаты, которые федеральный центр от них ожидал. Но не все. Например, Хабаровский край — нет. Но в так называемых электоральных султанатах результаты рисуются такими, какими они нужны властям. Другой вопрос, у Путина такое политическое преимущество, что он, в отличие от эпохи Ельцина, с региональными властями общий язык нашел. Эти электоральные султанаты, их около 20 существующих субъектов, рисовали всегда необходимый результат. Большей частью это республики, но не только. Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Тыва, Башкортостан, Татарстан… Сколько надо было товарищу Шаймиеву, столько ему и рисовали. Вопрос был в другом: Шаймиев за кого — за Ельцина или Зюганова? Не было консолидированной фальсификации. Какие-то регионы работали на старую политическую элиту, какие-то — на обновление. В путинские времена достигнут консенсус интересов между региональными и центральными элитами. В Чечне самые высокие результаты поддержки Путина, что не соответствует реальному мнению избирателя, но соответствует настроению Кадырова. То же самое в Дагестане и Татарстане. Сейчас эта технология распространяется на всю страну: Брянская, Саратовская, Пензенская области ведут себя, в принципе, как Кабардино-Балкария, — изображают явку в 85 процентов, чего на самом деле нет.

Это возврат к советской модели. Региональным элитам не хочется идти по пути Фургала, поэтому они идут дорогой Дегтярева. Будут рисовать те результаты, которые нужны центры. При этом элита все сильнее отрывается от народа. Данная технология подразумевает, что регионы должны быть слабыми и зависимыми, чтобы у них не имелось самостоятельных источников существования. В таком смысле у РТ как раз лучшая позиция, потому что это богатый регион. Татарстан — единственный из электоральных султанатов экономически самодостаточный. Остальные сидят на кремлевских дотациях, поэтому функционально очень жестко зависят. Татарстан просто получает больше привилегий, чем некоторые другие. Хотя Чечня все равно больше получает. Регионы проглотят многодневное голосование. Будет экономическое торможение, зато политическая стабильность. Так устроена наша политическая модель. Она такая полусоветская-полукитайская, проигрывает экономическое соревнование с Западом, зато выигрывает с точки зрения политической стабильности, и все по ниточке ходят.


Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:

— В данном случае инициатива Памфиловой в том, что она сказала: вот у нас появилась такая возможность, давайте воспользуемся. Насколько я помню закон, там региональные избиркомы решают, как проводить — в один день или в несколько. Может быть, конечно, решение Центризбиркома для регионов является обязательным, это другой вопрос. В принципе, они должны принять решение. В чем положительная сторона этих выборов — они гарантируют явку. Отрицательная — очень большая нагрузка на членов комиссии, потому что сидеть три дня — это нервы, вопросы, не надо ли дежурить ночью на посту у сейфа и о чем будут думать регионы: об удобстве избирателей или комиссии? Оппозиция, очевидно, выступит против такого решения. Это удобный для них формат, всегда можно сказать, что новая форма выборов не соответствует требованиям, что будут подтасовки. Я не думаю, что при трех днях подтасовки больше, чем при одном. Это не временем определяется, а организацией работы. Но то, что оппозиция точно скажет о подтасовках, — что называется, к бабке не ходи.
Последствиями пандемии вызвано первое большое голосование, которое было до принятия закона. А потом выяснилось, как в том анекдоте: оказывается, так можно было. Например, Владимирская область считает, что она достаточно компактна и сможет провести выборы эффективно в один день. А Магаданская область, где всегда были досрочные выборы, просто в силу наличия удаленных районов выберет другие сроки. Понятие «досрочные выборы» было и прежде. Оно возникает, когда есть отдаленные районы, когда, грубо говоря, надо поймать оленевода в тундре. И вот поймается там, где поймается. Всех оленеводов в одной точке не соберете. В этих районах будут принимать решение о многодневных выборах не потому, что это объявила Элла Александровна, а потому, что в один день не проведешь. На севере Якутии как ты это по-другому сделаешь? Там население знаете, как распределено? Половина — в Якутске, половина — в районных центрах, половина — во всей остальной республике. Четверть населения республики тонко размазано по территории, превышающей пол-Европы, а все население республики — миллион с хвостиком.


Глеб Павловский — руководитель фонда эффективной политики, политтехнолог:

— Это решение продиктовано паникой в Кремле. Там не уверены, что могут получить нужные им результаты, особенно после событий в Хабаровске, которые к тому же еще и не закончились. Можно вспомнить, что еще недавно Элла Памфилова говорила, что данный закон не может быть пущен в ход на этих же выборах. А тут ее заставили в очередной раз изменить свое мнение, и она на это с готовностью пошла. Конечно, грустно смотреть на человека, который когда-то имел лицо, а теперь превратился в уборщицу в туалете за любыми изменениями мнения власти. Но совершенно понятно, что подобное означает намерение фальсифицировать уже эти промежуточные выборы. И поскольку нельзя даже подготовить трехдневное голосование за такой короткий срок, речь идет о том, чтобы рисовать результаты так же, как рисовали их на плебисците. Вывод один: после фантастического и повсеместного нарушения всех правил, мыслимых и немыслимых, во всероссийском голосовании 1 июля теперь власти рассматривают это как своего рода мандат на любые произвольные изменения. И закон перестал что-либо значить. Легитимность выборов полностью игнорируется. Если называть наш режим авторитарным, а я думаю, что это очень любезное определение, то электоральным данный авторитаризм уже не является. Поскольку выборы превратились в произвольную манипуляцию. Может, кому-то нравятся спектакли. То, что готовится к сентябрю, выборами не является.