Татарстан может быть пилотным регионом для апробации особого таможенного режима — бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли Татарстан может быть пилотным регионом для апробации особого таможенного режима — бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли Фото: «БИЗНЕС Online»

В Татарстане может появиться новый тип особых экономических зон — таможенный

Татарстан может быть пилотным регионом для апробации особого таможенного режима — бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли. Письмо с предложением такого эксперимента президент Татарстана Рустам Минниханов направил министру финансов РФ Антону Силуанову, сообщила сегодня пресс-служба бизнес-омбудсмена РТ.

На данный момент в России бондовых зон нет, однако вопрос их создания обсуждается все чаще. Бондовый склад — склад, приписанный к определенной таможне. На нем можно хранить импортные товары, которые будут реализованы физлицам через интернет-площадки. При этом особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров — до их приобретения в России. Предполагается, что будет возможность возвращать невостребованный товар производителю без уплаты таможенных сборов, что должно снять опасения продавцов.

Кроме того, на все виды транзитных товаров на бондовом складе планируется определить нулевую таможенную ставку, а на те, которые будут обрабатываться на территории бондовых складов для экспорта из России, — еще и нулевой НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории. Все эти условия уже должны вдвое уменьшить стоимость трансграничных логистических операций и снизить риски. Но это еще не все: для потока посылок в Россию планируется установить фиксированную таможенную ставку в размере 6,5% — о ней речь идет и в письме президента РТ. Сегодня же размер таможенной пошлины варьируется в зависимости от категории товара: ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) насчитывает 97 видов.

Например, ставка на некоторые органические химические соединения составляет 3%, а на лошадей до 80 кг — 5%. А вот ставка на продукцию из полотна из хлопчатобумажной пряжи составляет уже 8%, на пуговицы или изделия из слоновой кости — 15%. Так что однозначно говорить о последствиях от ввода фиксированного тарифа преждевременно, хотя очевидно, что для интернет-магазинов, которые продают продукцию массового потребления, снижение ставок на полотна важнее, чем увеличение их на жеребят или химию.

По прогнозам экспертов рынка, которые приводятся в письме, потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз По прогнозам экспертов рынка, которые приводятся в письме, потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз Фото: «БИЗНЕС Online»

В письме Минниханова, как следует из релиза пресс-службы омбудсмена, говорится, что бондовые зоны В2В2С создают существенную добавленную стоимость в области услуг по фулфилменту и логистике, которая остается на территории страны, где располагается такая инфраструктура. При введении единой таможенной ставки 6,5% для всей продукции, поступающей в бондовую зону В2В2С, доходы бюджета могут составить более 17 млрд рублей в год при обработке импорта в почтовых отправлениях. Помимо этого, бюджет страны получит дополнительную прибыль в виде косвенных налогов от экспорта и транзита товаров, продающихся по каналам трансграничной интернет-торговли.

Президент РТ также отметил положительный опыт Китая, где за 6 лет количество бондовых зон В2В2С увеличилось с 7 до 105, и ряда европейских стран (Германия, Великобритания, Финляндия, Латвия, Эстония). По прогнозам экспертов рынка, которые приводятся в письме, потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз — с $817 млн в 2019 году до $10 млрд в 2024-м.

Сегодня созданию такой бондовой зоны в Татарстане (как и во всей России) мешает отсутствие соответствующего нормативного регулирования. Действующие таможенные нормы России и ЕАЭС не подразумевают упрощенного порядка выпуска товаров в почтовых отправлениях в адрес физических лиц на территории Евразийского экономического союза при использовании модели таможенного склада. Значит, надо либо вносить изменения в весь Таможенный кодекс, либо создать в Татарстане регуляторную «песочницу» — свободную экономическую зону, где будут действовать особые таможенные правила. Именно по этому пути и предлагает пойти Минниханов в письме Силуанову.

С идеей создания в республике бондового склада на днях в правительство обратился, например, маркетплейс Ozon С идеей создания в республике бондового склада на днях в правительство обратился, например, маркетплейс Ozon Фото: «БИЗНЕС Online»

Идею подкинул Ozon — он готов построить в РТ еще один логоцентр

На свободную таможенную зону уже есть охотники-инвесторы. Пока известно, что с идеей создания в республике бондового склада на днях в правительство обратился, например, маркетплейс Ozon. Как сообщил «БИЗНЕС Online» замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер, компания готова для этого построить третий крупный склад в Татарстане. Подбор места возведения стал одной из целей визита в республику сразу нескольких руководителей Ozon: руководитель направления по работе с органами государственной власти Александр Васильев, директор по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Русаков и директор по региону Поволжье Рустем Касимов объехали Зеленодольск, Свияжский мультимодальный центр и Иннополис.

Если решение примут, для компании это будет уже третий склад в Татарстане: первый — на 3,5 тыс. «квадратов» — открылся в Столбищах еще в 2016 году (сумма инвестиций — 100 млн рублей), а второй достраивается в ТОСЭР «Зеленодольск» — большой логоцентр на 20 тыс. кв. м, в него Ozon вложил около миллиарда рублей. Впрочем, возведут ли третий логоцентр — еще большой вопрос: от пресс-службы Ozon на момент публикации комментария не поступило.

«Примеров таможенных складов формата В2В2С, который предлагает Ozon, в России еще нет ни в одном регионе. Татарстан рассматривается в качестве пилотного субъекта из-за выгодного географического положения: мы находимся на траектории древнего Шелкового пути. К тому же недавно, во время визита премьер-министра РФ, решено, что через нас будет проходить скоростная трасса, часть магистрали Европа — Западный Китай. Поэтому маркетплейс очень плотно изучает вопрос создания в республике бондового склада, который будет работать и на импорт, и на экспорт, и на транзит грузов», — рассказал Лернер.

Герман Лернер: «Маркетплейс очень плотно изучает вопрос создания в республике строительства бондового склада, который будет работать и на импорт, и на экспорт, и на транзит грузов» Герман Лернер: «Маркетплейс очень плотно изучает вопрос создания в республике бондового склада, который будет работать и на импорт, и на экспорт, и на транзит грузов» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом, по его словам, обычно бондовые склады делаются сразу несколькими крупными интернет-площадками как совместное предприятие. Пойдет ли по такому пути Ozon или захочет стать доминирующим игроком на рынке, пока непонятно — зависит от финансовой модели. Во всяком случае, на данный момент от других игроков рынка аналогичных предложений в минпромторг РТ не поступало.

«Главный смысл бондового склада в ускорении доставки. Сейчас посылка из Европы или Азии к вам может идти целый месяц и в итоге на момент получения окажется неактуальна. Такая особая таможенная зона будет представлять из себя, грубо говоря, большой склад, где товар хранится, не облагаясь пошлинами и не подвергаясь растаможке, пока его не купят. Юридически он не находится на территории России, пока не выезжает со склада. Только после этого проходит все таможенные процедуры, причем вопрос таможенной пошлины сейчас прорабатывается с федеральным правительством», — объяснил замминистра.

Он подчеркнул, что создание такого бондового склада станет большим плюсом и для экспорта — любые татарстанские производители, предприниматели из соседних регионов смогут использовать эту зону в качестве логоцентра и размещать там свои товары. В случае транзита товар здесь вообще не растаможивается, просто пересылается дальше. Так эта система работает в других странах.

Во вторник вопрос обсуждался в минпромторге РТ впервые, потому экономический эффект для республики от создания здесь бондового склада еще не подсчитан. Но Лернер убежден, что это однозначно перспективное направление. Безусловно, оно потребует определенных изменений регуляторного законодательства, вопрос сейчас обсуждается. Но в Татарстане уже есть примеры особых экономических зон — Иннополис и Алабуга, где действуют особые таможенные пошлины.

Фарид Абдулганиев подчеркнул, что у России огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии в рамках «Нового шелкового пути». Фарид Абдулганиев подчеркнул, что у России огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии в рамках «Нового Шелкового пути» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Первопроходцам всегда тяжело, но в то же время интересно»

Сегодня же перспективы создания бондовой зоны в республике обсудили на zoom-совещании, которое провел помощник президента РТ по инвестициям, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. В нем приняли участие представители национальной ассоциации дистанционной торговли eCommerce Russia (НАДТ, объединяет 24 компании – лидера российского рынка онлайн-продаж) минэкономики РТ, минпромторга РТ, татарстанской таможни и центра поддержки экспорта. Участники онлайн-встречи подтвердили заинтересованность в реализации этого проекта и отметили, что он сулит значительное увеличение торгового оборота и создание новых рабочих мест в республике.

Так, по словам экспертов НАДТ, трансграничная интернет-торговля не только открывает для МСБ новые рынки сбыта, но и сокращает количество посредников между продавцом и конечным покупателем. Однако сейчас в трансграничной интернет-торговле В2С у российских экспортеров существует две больших проблемы: сложная подготовка международных почтовых отправлений и дорогая международная логистика.

«Первопроходцам всегда тяжело, но в то же время интересно», — отметил Абдулганиев. Он подчеркнул, что у России огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии в рамках «Нового Шелкового пути». «Тема очень интересная и при правильном подходе реализуемая на уровне правительства РФ и ЕАЭС. Мы готовы участвовать в ее обсуждении в рамках рабочей группы», — заявил руководитель татарстанской таможни Марат Гараев.

«Если будут определенные решения правительства РФ по созданию в Татарстане пилотной бондовой зоны с фокусом на трансграничную торговлю, тогда проект очень быстро окажется реализован», — уверен вице-президент НАДТ Игорь Зубов. «Бизнес готов инвестировать и пользоваться преимуществами данного решения, потому что все понимают, что будущее трансграничной торговли за бондовыми зонами. Вопрос в том, кто это сделает быстрее. Все в наших руках. Надо определить, что нужно поменять в законодательстве и насколько это можно реализовать в качестве пилотного проекта в Татарстане. На изменение Таможенного кодекса РФ уйдет несколько лет. У нас столько времени нет», — подчеркнул эксперт eCommerce Russia.

По итогам совещания было принято решение о формировании рабочей группы, в которую войдут представители татарстанских министерств и ведомств, таможни, а также участников российского рынка дистанционной торговли. Она должна будет разработать «дорожную карту» и выработать предложения федеральному правительству.

Есть ряд ограничений по товарам, которые могут пройти процедуру таможенного склада Есть ряд ограничений по товарам, которые могут пройти процедуру таможенного склада Фото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»

Что не получится хранить на бондовом складе?

Сегодня же федеральная таможенная служба провела в «Фейсбуке» вебинар на тему «Вопросы создания свободных складов на территории РФ и применение таможенной процедуры свободного склада».

Законопроект о создании свободных складов вступил в силу 1 июля 2019 года. По сути, свободный склад — это точечный аналог свободной экономической зоны. На данный момент в России пока еще нет ни одного свободного склада, однако его открыть может любое юридическое лицо после включения в реестр владельцев свободного склада. Для этого компания должна выполнить ряд нормативных требований, в частности, чтобы у нее в собственности или аренде было помещение для склада, на котором можно обеспечить сохранность товара, недопущение посторонних лиц, а также возможность проведения таможенного контроля.

Как ответила корреспонденту «БИЗНЕС Online» на сегодняшнем вебинаре начальник отдела свободных таможенных зон ФТС России Татьяна Денисова, по сути, главное преимущество, которое могут дать такие склады, — это беспроцентная отсрочка по пошлинным платежам, пока товар хранится на складе. А срок его хранения ограничен только сроком владения юрлицом такого склада.

На данном складе юрлицо может не только хранить товар, но и перерабатывать его для последующей продажи. При этом в случае, если продукция покидает склад на рынок ЕАЭС, все равно компания будет обязана оплатить пошлину. Как сообщила представитель главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Александра Лебёжкина, пошлина окажется аналогичной той, которая была бы, если бы товар поступил на территорию ЕАЭС без этого склада.

Притом есть ряд ограничений по товарам, которые могут пройти процедуру таможенного склада. Например, через нее не могут пройти подакцизные автомобили, алкогольная и табачная продукция, а также сахар. Кроме того, есть возможность без проблем перевозить товар от одного свободного склада к другому, если он принадлежит одному юрлицу, но пока таких прецедентов не было.

Переработка поступившего импортного товара — это сложный момент, который требует тщательного контроля и проверок. Если во время переработки были использованы и дополнительные компоненты, созданные на территории ЕАЭС, то все равно нужно уплатить пошлину, если этот товар потом помещается под внутреннее потребление и по коду готовой продукции. Величина пошлин зависит от количества иностранных частей. Как отметил один из слушателей вебинара, трудности могут возникнуть, например, с химической продукцией. Например, если из 5 кг привезенного реактива получается 1 кг нового, то как считать пошлины? А если были использованы для этой реакции и российские компоненты? На вопрос ответа от спикеров не последовало.

При этом, как отметили участники вебинара, в случае с интернет-магазином, который открыл свободный склад, компания также должна будет оплатить пошлину, когда на товар поступит заказ. Грубо говоря, интернет-магазин в данном случае экономит только на том, что эта пошлина не была уплачена сразу же при пересечении границ. Т. е. владелец может хранить условный китайский чайник в течение нескольких лет, если на него нет спроса, при этом зная, что пока ничего за него не уплачено. Магазину не нужно форсировать спрос, стремясь окупить потраченные на пошлины деньги. А открыть такой склад можно даже в удаленном от границ регионе, оформив передвижение чайника до склада как транзитную перевозку.