В Казани парк премиальных легковых авто вырос за пять лет на 38% при увеличении всего автопарка на 4%, в Татарстане — на 44% против 10% и в России — на 28% против 9% В Казани парк премиальных легковых авто вырос за пять лет на 38% при увеличении всего автопарка на 4%, в Татарстане — на 44% против 10%, в России — на 28% против 9% Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИВЫКАЯ К ХОРОШЕМУ: ЛЮКСОВЫЙ СЕГМЕНТ В РТ РОС В 4 РАЗА БЫСТРЕЕ, ЧЕМ АВТОПАРК В ЦЕЛОМ

В первой части нашего обзора автопарков РТ и Казани мы отмечали, что сегмент машин класса люкс рос в разы быстрее среднерыночного темпа. Так, в Казани парк премиальных легковых авто вырос за пять лет на 38% при увеличении всего автопарка на 4%, в Татарстане — на 44% против 10%, в России — на 28% против 9%. Похоже, у определенной части сограждан доходы если и снижаются, то остаются достаточными для покупок и обслуживания дорогих машин.

Давайте посмотрим, как за последний год и за пять лет изменился гараж самых популярных марок и конкретных моделей люксового сегмента.

Абсолютный лидер премиального сегмента РТ по общему количеству автомобилей — BMW. В «отряде» чемпиона 14 514 машин, к тому же в прошлом году он показал наибольшую абсолютную прибавку — плюс 1 185 единиц, или 8,9%. За пять лет гараж баварцев в республике вырос на 4 382 транспортных средства, или на 43%. Что касается доли в премиальном сегменте, то она остается стабильной, за пятилетку символически уменьшившись на 0,1 п. п. до 27,5%. Да, каждая четвертая машина сегмента люкс в Татарстане украшена шильдиком BMW (что в общем-то неудивительно, ведь именно эта марка настолько влюбила в себя татарстанцев, что стабильно удерживает лидерство по регистрации новых авто).

В Казани «бело-синие» также удерживают пальму первенства с результатом 6 859 авто. За прошлый год их гараж вырос на 526 машин, или на 8,3%, за пять лет — на 1 645 единиц, или на 32%.

При этом по РФ в целом BMW досталась только «бронза» с результатом 621,2 тыс. авто. За прошлый год баварцы добавили 30,7 тыс., или 5,2%, за пять лет — 143,6 тыс., или 30%. Уточним, что первое место общероссийского зачета занимает Mercedes, второе — Audi. Ингольштадтцы существенно превосходят баварцев по автомобилям старше 2000 года выпуска, а по «пенсионерам», выпущенным до 1996-го, Audi вообще в разы обходит BMW.

Чаще всего татарстанские бэхи были выпущены в 2013 году, который удерживает пальму первенства последние пять лет с результатом 1 574 авто (при этом за пятилетку сошла с дистанции всего-то 71 машина образца 2013-го). Второе место у автомобилей 2014 года с результатом 1 257 единиц, причем их популярность за последние пять лет даже подросла на 227 транспортных средств. 

Средневзвешенный (понятно, что он отличается от среднего, но для удобства далее мы будем писать «средний») возраст татарстанской бэхи — 9 лет, а ее «день рождения» приходится на январь 2011 года. Для сравнения: в целом по стране возраст BMW в среднем составляет 13 лет с выпуском в январе 2007-го.

Абсолютный лидер премиального сегмента РТ по общему количеству автомобилей — BMW. В «отряде» чемпиона 14514 авто, к тому же в прошлом году он показал наибольшую абсолютную прибавку — плюс 1185 единиц Абсолютный лидер премиального сегмента РТ по общему количеству автомобилей — BMW. В «отряде» чемпиона 14 514 машин Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

BMW: ПОКА ЛИДИРУЕТ «ПЯТЕРКА», НО Х5 РАЗОГНАЛСЯ НЕ НА ШУТКУ

Абсолютное лидерство в модельном ряду баварцев по Татарстану удерживают седаны 5 Series с результатом 2 864 авто, или почти одна пятая от всего спроса на марку. За год популярность «пятерки» выросла на 5%, за пять лет — на 23%. Самый распространенный автомобиль, как и в целом у бренда, был произведен в 2013 году.

В целом по стране у BMW аналогичные показатели: 5 Series — самая популярная модель, а год выпуска — 2013-й. Причем здесь доля баварской «пятерки» даже выше, чем в РТ, — более четверти всего российского гаража. Правда, динамика модели чуть скромнее: плюс 2% за год и 14% за пятилетку. А вот в Казани 5 Series занимает только третье место с 1 152 авто (самый популярный год выпуска также 2013-й) и долей около 17%. За прошлый год автопарк «пятерки» вырос на 6%, за пять лет — на 8%.

Второе место по популярности в татарстанских рядах BMW занимает кроссовер Х5 с результатом 2638 единиц и долей 18,2% в общем зачете марки Второе место по популярности в татарстанских рядах BMW занимает кроссовер Х5 с результатом 2 638 единиц и долей 18,2% в общем зачете марки Фото: NARONG SANGNAK / ТАСС

Что касается цен на самую ходовую бэху, то минувшей весной «пятерку» 2013 года предлагали в диапазоне 0,9–1,4 млн рублей. Например, за небитый некрашеный вариант с родной окраской и честным пробегом (впрочем, кто же напишет: «Работал в такси люкс, пробег скрутили»?) просили 1,2 млн рублей.

Второе место по популярности в татарстанских рядах BMW занимает кроссовер Х5 с результатом 2 638 единиц и долей 18,2% в общем зачете марки. За год гараж Х5 увеличился на 8%, а вот за пять лет — на 62%! Лидирует кроссовер и в казанском зачете с 1 248 зарегистрированными авто — почти половина республиканского автопарка модели, за год прирост составил 8%, за пять лет — 52%.

Самые популярные в РТ и ее столице баварские кроссоверы моложе седанов бренда: на первом месте — 2017 год выпуска, на втором — 2015-й, на третьем — 2016-й. Ценовые предложения на 24 марта концентрировались в диапазоне 2,4–3 млн рублей, к примеру, небитый автомобиль 25d с одним хозяином в послужном списке предлагали за 2,65 млн рублей.

Между тем по России пьедестал почета BMW оккупировали машины постарше, первые три места у Х5 занимают авто 2008, 2007 и 2004 годов выпуска, а 2017-й попал только на четвертую строку. Да и сама модель лишь на третьем месте рейтинга с долей 16,3%, хотя за год популяция Х5 в РФ выросла на 6%, за пять лет — на 41%.

Татарстанскую «бронзу» в модельном ряду BMW получает компактный седан 3 Series с «конюшней» на 2577 «голов» и долей 17,8% от всего парка баварцев Татарстанскую «бронзу» в модельном ряду BMW получает компактный седан 3 Series с «конюшней» на 2 577 «голов» и долей 17,8% от всего парка баварцев Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстанскую «бронзу» в модельном ряду BMW получает компактный седан 3 Series с «конюшней» на 2 577 «голов» и долей 17,8% от всего парка баварцев. За год поголовье «трешки» увеличилось на 4%, за пять лет — на 21%. Казанцы вообще отдали седану второе место с долей 17%, хотя динамика здесь похуже — плюс 2% за год и 5% за пять лет.

Самые распространенные 3 Series как в Казани, так и в РТ выпущены в 2013 году, на втором месте — авто 2014-го. По ценам основной объем предложения лежит в диапазоне 0,8–1,1 млн рублей, например, машина с одним владельцем и одним незначительным ДТП стоит 950 тыс. рублей.

В России «трешка», как и в Казани, занимает второе место, но при доле 19,6% ее отрыв от «пятерки» заметнее. За последний год популярность модели не менялась, а за пять лет выросла на 12%.

Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz с 11,2 тыс. авто, причем за последний год его гараж увеличился на 11%, а за пять лет — почти на две трети Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz с 11,2 тыс. авто, причем за последний год его гараж увеличился на 11%, а за пять лет — почти на две трети Фото: «БИЗНЕС Online»

MERCEDES УВЕЛИЧИЛ СВОЮ ДОЛЮ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ

Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz с 11,2 тыс. авто, причем за последний год его гараж увеличился на 11%, а за пять лет — почти на две трети. К тому же доля бренда в люксовом сегменте за пятилетие поднялась на 2,7 п. п. до 21,3% — это самый мощный относительный прирост среди всех участников нашего рейтинга. За чей счет «гуляли» лидеры роста, читайте ниже.

В Казани у «трехлучевых» аналогичное второе место с 6,3 тыс. регистраций, за год прирост составил 12%, за пять лет — две трети.

Доля бренда в люксовом сегменте за пятилетие поднялась на 2,7 п. п. до 21,3%, и это самый мощный относительный прирост среди всех участников нашего рейтинга Доля бренда в люксовом сегменте за пятилетие поднялась на 2,7 п. п. до 21,3% — это самый мощный относительный прирост среди всех участников нашего рейтинга Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что мерсы в среднем моложе баварских скакунов: самые распространенные авто в РТ и Казани выпущены в 2014, 2015 и 2017 годах.

Повторим, что, в отличие от татарстанской «аномальной зоны», где лидирует BMW, по РФ чемпионский титул стабильно удерживает Mercedes с 697 тыс. авто, пополнив свой парк за год на 5%, за пять лет — практически на треть. Здесь самые ходовые машины выпущены в 2014-м (47,8 тыс.), 2013-м (45,1 тыс.) и 2015-м (39,5 тыс.).

Напомним, что у BMW в Татарстане рекордный спрос на новые авто был зафиксирован в 2014-м — 1 634 регистрации, а вот Mercedes установил свежий максимум по итогам прошлого года, набрав 1 062 балла — на 19 единиц больше, чем в эталонном 2014-м, который под занавес побил целый ряд рекордов благодаря паническим закупкам на фоне рушащегося рубля. Но, несмотря на приличное вливание свежей крови за последние пять лет, средний возраст татарстанского мерса больше, чем у бэхи, — 8 лет и 5 месяцев с выпуском в июле 2010-го. Для сравнения: в РФ в среднем Mercedes прожил 12,5 года с выпуском в июне 2006-го.

Самой популярной моделью бренда в Татарстане стала E-Class с 1 921 голосом и долей 17,1% от общего числа регистраций марки. За год популярность «ешки» выросла на 5%, за пять лет — на 10%. Самый ходовой год выпуска — 2014-й, далее 2013-й и свежий 2019-й. Основная масса предложений от продавцов сконцентрирована в диапазоне 1,35–1,55 млн рублей. К примеру, вариант 250 CDI с одним хозяином, небитый, с пробегом 125 тыс. км был выставлен за 1,4 млн рублей.

Эта модель также занимает pole position и в федеральном зачете с 191,3 тыс. авто, причем тут ее вклад в общее дело куда солиднее — 27,4%. За прошлый год «ешка» в России привлекла дополнительно 1% поклонников, за пять лет — 10%. Самые популярные года выпуска — 2013-й, 2011-й и 2012-й.

Казанцы, отдав E-Class 928 голосов и 14,7% регистраций, отвели модели только второе место в рейтинге своих предпочтений. При этом за прошлый год конюшня штутгартцев увеличилась на 7%, за пять лет — на 8%, то есть столичный спрос разогрелся именно в 2019-м. Неудивительно, что 2019-й делит с 2013-м второе-третье место по распространенности, а лидирует здесь все тот же 2014 год.

Второе место республиканского зачета у Mercedes осталось за чуть более компактной моделью C-Class c 1 571 авто и 14% от всех достижений марки. За год число ее покупателей увеличилось на 7%, за пять лет — на 38%. Самые ходовые года выпуска — 2012-й (153 единицы), 2013-й (126 единиц) и 2015-й (107 единиц).

Самой популярной моделью бренда в Татарстане стала E-Class с 1921 голосом и с долей 17,1% от общего числа регистраций марки. За год популярность «ешки» выросла на 5%, за пять лет — на 10% В Казани C-Class с 717 голосами и долей 11,4% получил только деревянную медаль, заняв лишь четвертое место, хотя за год популярность модели выросла на 5%, за пять лет — на четверть Фото: Imago / TASS

Основная масса предложений по «цэшке» 2012 г. в. сосредоточилась в диапазоне 800–900 тыс. рублей, к примеру, небитый с одним хозяином и пробегом 86 тыс. км автомобиль предлагали за 875 тыс. рублей.

При этом в Казани C-Class с 717 голосами и долей 11,4% получил только деревянную медаль, заняв лишь четвертое место, хотя за год популярность модели выросла на 5%, за пять лет — на четверть. Самые распространенные года выпуска — 2013-й (74), 2012-й (66) и 2015-й (58).

Второе место в российской конюшне мерса, как и в Татарстане, занимает C-Class с 115,7 тыс. авто и долей 16,6% от совокупного результата марки. В прошлом году ее поголовье  в стране увеличилось на 3%, за пять лет — на 21%. Как и в РТ, чаще всего на российских просторах встречаются «цэшки» 2012 года выпуска (7,06 тыс. авто), а вот далее идут 2011-й (5,83 тыс.) и 2013-й (5,75 тыс.).

В столице РТ среднеразмерный кроссовер и вовсе идет первым, убедив в своих преимуществах 943 автолюбителей — 14,9% казанских владельцев Mercedes В столице РТ среднеразмерный кроссовер и вовсе идет первым, убедив в своих преимуществах 943 автолюбителей — 14,9% казанских владельцев Mercedes Фото: «БИЗНЕС Online»

На третьей ступени татарстанского пьедестала — среднеразмерный кроссовер GLC-Class (ранее GLK) с 1 494 авто и 13,3% от общей численности легковушек Mercedes в республике. За последний год популярность модели выросла на 15%, а за пять лет удвоилась! Самые востребованные года выпуска — 2014-й (226 единиц), 2013-й (180), 2012-й (145). В основном ценовые предложения на GLK 2014 года сосредоточены в диапазоне 1,2–1,5 млн рублей, например, за небитый 220 CDI с одним владельцем и пробегом 62 тыс. км продавец рассчитывал получить 1,48 млн рублей.

В столице РТ среднеразмерный кроссовер и вовсе идет первым, убедив в своих преимуществах 943 автолюбителей — 14,9% казанских владельцев Mercedes. За год популярность модели выросла на 14%, за пять лет удвоилась. Наиболее востребованы в Казани GLC, выпущенные в 2014-м (162 единицы), 2013-м (110) и 2019-м (94).

Связка GLC+GLK в России набрала 52,8 тыс. очков с долей 7,6%, чего хватило только для пятого места в корпоративном зачете. За год рейтинг модели подрос на 11%, за пять лет — в 1,8 раза. Самый ходовой год — 2013-й с 7,5 тыс. авто.

На четвертой позиции в РТ, с небольшим отставанием от третьей, внедорожники GLE-Class (ранее M-Class), которые собрали под своими знаменами 1432 автовладельцев — 12,8% от общего числа Mercedes в республике На третьей ступени татарстанского пьедестала — среднеразмерный кроссовер GLC-Class (ранее GLK) с 1 494 авто и 13,3% от общей численности легковушек Mercedes в республике Фото: Imago / TASS

Далее на четвертой позиции в РТ с небольшим отставанием от третьей внедорожники GLE-Class (ранее M-Class), которые собрали под своими знаменами 1 432 автовладельцев — 12,8% от общего числа Mercedes в республике. В Казани тандем внедорожников занял третье место — 868 авто с долей 13,7%, взяв «бронзу» и в российском первенстве — 74,1 тыс. баллов с долей 10,6%. Интересно, что если в Татарстане чаще всего на дорогах можно встретить такую машину 2017 г. в., то в Казани — авто 2014 г. в., а в целом по России — внедорожники, произведенные в 2008 (!) году.

Цены на GLE 2017 г. в. в зависимости от силовой установки преимущественно находятся в коридоре 2,5–4 млн рублей (небитый 250 d с одним хозяином и пробегом 73 тыс. км можно найти за 2,5 млн рублей).

Также обратим внимание на относительно высокую популярностью представительских седанов S-Class. По республике модель занимает пятое место с 870 очками — вдвое больше, чем у «семерки» BMW. В масштабах страны «эска» с 65,7 тыс. голосов заняла четвертое место в линейке. И вновь если в РТ наиболее распространены S-Class выпуска 2014 года, то по России — машины образца 2007-го. Минувшей весной версию 500 Long (небитую, с одним владельцем и пробегом 110 тыс. км) предлагали за 2,5 млн рублей.

Республиканский гараж Audi к 1 января 2020 года насчитывал 10,4 тыс. автомобилей — на 3%, больше, чем годом ранее, и на 23%, чем пять лет назад Республиканский гараж Audi к 1 января 2020-го насчитывал 10,4 тыс. автомобилей — на 3% больше, чем годом ранее, и на 23%, чем пять лет назад Фото: AP / TASS

AUDI ПОНЕСЛА КРУПНЕЙШИЕ ПОТЕРИ ЗА пять ЛЕТ, но удержала «БРОНЗу»

Переходим к последнему участнику германской «большой тройки». Республиканский гараж Audi к 1 января 2020-го насчитывал 10,4 тыс. автомобилей — на 3% больше, чем годом ранее, и на 23%, чем пять лет назад. В целом по марке самыми востребованными являются авто 2013, 2012 и 2014 годов выпуска.

Отметим, что именно Audi понес самые большие потери за последние пять лет в плане рыночной доли бренда: с 23% до 19,7% от всех авто люксового сегмента РТ.

В Казани за продукцию мастеров из Ингольштадта кошельками проголосовали 4 659 горожан — на 2% больше, чем годом ранее, и на 16% — чем пять лет назад. По России, как мы отмечали в самом начале, Audi удерживает второе место с результатом 637,6 тыс. авто — на 1% выше, чем годом ранее, и на 14% — чем пять лет назад. Самыми популярными являются машины 2012, 2013 и 2014 годов выпуска.

Самая популярная  модель Audi в РТ — это среднеразмерный кроссовер Q5, получивший 1561 баллов и 15,1% от общего спроса на марку Самая популярная  модель Audi в РТ — это среднеразмерный кроссовер Q5, получивший 1 561 балл и 15,1% от общего спроса на марку Фото: «БИЗНЕС Online»

Средний возраст «четырехкольцевых» в Татарстане составляет 11 лет и 7 месяцев с выпуском в мае 2008-го. Разница с общероссийскими данными велика: среднестатистический Audi в РФ достиг солидного возраста 17 лет и 1 месяц с выпуском в декабре 2001-го.

Самая популярная модель Audi в РТ — это среднеразмерный кроссовер Q5, получивший 1 561 балл и 15,1% от общего спроса на марку. Республиканский «рейтинг» модели за последний год подрос на 8%, за пятилетку — на 46%. Наиболее распространены автомобили 2012 (231 машина), 2014 (198) и 2013 (185) годов выпуска. Что касается цен, то Q5 образца 2012-го «не бит, не крашен», с единственным владельцем и пробегом 80 тыс. км весной продавался за 1 млн деревянных.

В Казани Q5 также лидирует с 842 зарегистрированными авто и 18,1% всего спроса на марку. Парк модели подрос за 2019 год на 6%, за последние пять лет — на 29%, а больше всего в столице РТ насчитывается кроссоверов 2012 (147 единиц), 2014 (106) и 2013 (104) годов выпуска.

А вот в России Q5 занимает только пятую позицию с 49,9 тыс. регистраций и 7,8% от общего спроса на Audi, хотя популярность кроссовера за 2019-й выросла на 8%, за пять лет — на 51%. При этом в стране чаще всего встречаются машины тех же возрастов, что и по РТ, только их порядок иной — 2012 (6,7 тыс.), 2013 (6 тыс.) и 2014 (5,7 тыс.) годы выпуска.

Второе место татарстанские автолюбители отдали компактной модели А4 — 1 505 авто и 14,5%. Ее «рейтинг» за год вырос на 5%, за пятилетие — на 29%. Самые распространенные машины были выпущены в 2013 (125 единиц), 2008 (117) и 2014 (113) годах. При этом А4, произведенную в 2013-м, с вариатором, небитую, одним владельцем в «резюме» и пробегом 92 тыс. км предлагали за 800 тыс. рублей.

Второе место татарстанские автолюбители отдали компактной модели А4 — 1505 авто и 14,5%. Ее «рейтинг» за год вырос на 5%, за пятилетие — на 29% Второе место татарстанские автолюбители отдали компактной модели А4 — 1 505 авто и 14,5%. Ее «рейтинг» за год вырос на 5%, за пятилетие — на 29% Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

В Казани А4, набрав 613 баллов и долю 13,1%, занимает только четвертую строчку. За год гараж модели вырос на 6%, за пять лет — на 19%. Самые ходовые годы — 2013-й, 2014-й и 2012-й.

На федеральном уровне А4 набрала 91,9 тыс. баллов и 14,4% от всего спроса на марку, заняв третье место. И здесь, как мы уже видели раньше, самые распространенные машины значительно старше татарстанских: 2008-й, 1998-й и 1997-й.

Без малого 1,5 тыс. голосов и «бронзу» модельного ряда получила А6, на которую приходится 14,4% от всего парка Audi в республике. За год рейтинг модели снизился на 1%, за пять лет вырос на одну пятую. Наиболее распространены в РТ машины 2013, 2014 и 2015 годов выпуска. При этом безаварийную А6 образца 2013 г. в. с вариатором, единственным владельцем и пробегом 130 тыс. км весной можно было купить за 1,2 млн рублей.

Без малого 1,5 тысячи «голосов»  и бронзу модельного ряда получила А6, на которую приходится 14,4% от всего парка Audi в республике. За год рейтинг модели снизился на 1%, за пять лет — вырос на одну пятую Без малого 1,5 тыс. голосов и «бронзу» модельного ряда получила А6, на которую приходится 14,4% от всего парка Audi в республике. За год рейтинг модели снизился на 1%, за пять лет вырос на одну пятую Фото: Смирнов Василий / ТАСС

В Казани А6 занимает также третье место с 624 голосами и долей 13,4%, самые ходовые годы выпуска — 2014-й, 2013-й и 2012-й. По России эта машина пробилась на второе место по востребованности в модельном ряду Audi с парком в 109 тыс. авто и долей 17,1%, удерживая вторую строчку по востребованности среди моделей бренда. И первые места по популярности занимают авто, которые намного старше татарстанских: 1998 г. в, 1997-го и 1999-го.

Как мы рассказывали в регулярных обзорах рынка новых авто Татарстана, после 2015-го для ряда моделей Audi наступили тяжелые времена: какие-то по факту исчезли из российской линейки, продажи других начинались с не самых популярных комплектаций (в первую очередь это касается силовых агрегатов). К последним как раз относится А6: в конце 2018 года российские продажи обновленного поколения модели стартовали с единственным, но не самым востребованным силовым агрегатом объемом 3 л 55 TFSi и ценой от 3,9 млн рублей, к ноябрю подросшей до полноценных 4 миллионов. Правда, со второй половины 2019-го стал доступен и вариант с двигателем рабочим объемом 2 л стоимостью от 3,31 миллиона. Вот только в предыдущем поколении А6 авто с двухлитровым движком было лишь вторым по популярности в линейке с долей около трети, а самым распространенным — с долей около 45% — был седан с двигателем 1,8 литра.

Компактный кроссовер Q3 занял четвертое место среди моделей Audi (1183 авто и 11,4%) в РТ и второе — в Казани (656 авто и 14,1%) Компактный кроссовер Q3 занял четвертое место среди моделей Audi (1 183 авто и 11,4%) в РТ и второе — в Казани (656 машин и 14,1%) Фото: «БИЗНЕС Online»

Компактный кроссовер Q3 занял четвертое место среди моделей Audi (1 183 авто и 11,4%) в РТ и второе — в Казани (656 машин и 14,1%). А вот самые распространенные года выпуска машин совпадают — 2013-й, 2012-й и 2014-й. При этом Q3 2013 г. в. с пробегом 98 тыс. км владелец продавал за 1 млн рублей.

И полный провал ждал кроссовер в общероссийском зачете — только 8-е место с 31,9 тыс. авто и долей 5%. Отметим, что, как и А6, Q3 переживает не лучшие времена, причиной тому стало затянувшееся обновление, а затем отсутствие долгожданной новинки в российской линейке до осени 2019-го (и опять же продажи стартовали с не самых популярных комплектаций).

Особо подчеркнем, что машины Lexus — самые молодые среди лидеров люксового сегмента. Скажем, в РТ чаще всего встречаются авто с 2016, 2017 и 2018 годами выпуска Особо подчеркнем, что машины Lexus самые молодые среди лидеров люксового сегмента. Скажем, в РТ чаще всего встречаются авто с 2016, 2017 и 2018 годами выпуска Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

LEXUS: МОЛОДОЙ И УДАЛОЙ

Несмотря на то что Lexus последние три года (2017–2019) обходит Audi в спросе на новые авто в Татарстане, по общему количеству автомобилей в республиканском люксовом автопарке у японца только четвертое место с 5 007 голосами. Впрочем, нельзя не отметить отличную динамику Lexus: за прошлый год его «гараж» вырос на 10%, а за пять лет — на 90%. Доля бренда в премиальном секторе автопарка РТ увеличилась на 2,2 п. п. до 9,5%, и быстрее она росла лишь у Mercedes.

Особо подчеркнем, что машины Lexus самые молодые среди лидеров люксового сегмента. Скажем, в РТ чаще всего встречаются авто с 2016, 2017 и 2018 годами выпуска.

В Казани премиальный японец занимает также четвертую строчку с 2 609 голосами.

В целом россияне солидарно отдали Lexus то же четвертое место с 296,4 тыс. голосов. При этом самые востребованные года совпадают с татарстанскими — 2016-й, 2017-й и 2018-й. Но если средний возраст татарстанского Lexus составляет 5 лет и 4 месяца с выпуском в августе-2013, то по России — 8 лет и 2 месяца (выпуск в октябре 2010-го).

Самая популярная модель Lexus во всех трех автопарках — среднеразмерный кроссовер RX. В Татарстане абсолютный хит собрал 2 179 голосов и 43,5% общего спроса на марку. В Казани RX занимает 47% от всего парка Lexus, а по спросу и годам выпуска здесь картина аналогична республиканской. В масштабе страны RX получил 131,2 тыс. очков и 44% общего «веса». Не получавший «травм» RX IV «300» 2018 г. в. с пробегом 36 тыс. км предлагался весной за 2,8 млн рублей.

Россияне солидарно отдали Lexus то же четвертое место с 296,4 тыс. голосов Россияне солидарно отдали Lexus то же четвертое место с 296,4 тыс. голосов Фото: NARONG SANGNAK / EPA / TASS

Второе место по Казани и Татарстану занимает компактный кроссовер NX. В республике модель, которая не дала обвалиться продажам Lexus в кризисные для авторынка 2015–2016 годы, набрала 1 167 голосов и 23% регистраций, в столице РТ — 655 баллов и четверть общего парка бренда. В обоих случаях самые ходовые годы — 2017-й, 2015-й и 2016-й. Но в общероссийском масштабе компактный кроссовер получил только третье место и долю 12% парка бренда. Небитый NX «200» 2017 года с одним владельцем и пробегом 47 тыс. км продавали за 2,05 млн рублей.

Нельзя не отметить  отличную динамику Lexus: за прошлый год его «гараж» вырос на 10%, а за пять лет — на 90% Нельзя не отметить отличную динамику Lexus: за прошлый год его «гараж» вырос на 10%, а за пять лет — на 90% Фото: © Ирина Калашникова, РИА «Новости»

Третье место татарстанцы (745 авто и 15%) и казанцы (309 баллов и 12%) отдали полноразмерному внедорожнику LX. Совпадают и наиболее распространенные годы «рождения» — 2016-й, 2018-й и 2017-й. В масштабах страны LX занимает второе место (52,6 тыс. транспортных средств и 18%), самые востребованные авто были выпущены в 2016, 2008 и 2018 годах.

Небитый LX III с рестайлингом «2» 450d образца 2016 года и пробегом 32 тыс. км можно было купить весной за 4,5 млн рублей.

Пятое место даже не в модельной линейке бренда, а во всем люксовом сегменте Татарстана застолбил за собой основоположник моды на премиальные SUV, британский Land Rover Пятое место даже не в модельной линейке бренда, а во всем люксовом сегменте Татарстана застолбил за собой основоположник моды на премиальные SUV британский Land Rover Фото: dpa / picture-alliance / TASS

LAND ROVER: АБСОЛЮТНОГО ЛИДЕРА СНЯЛИ С ДИСТАНЦИИ

Пятое место даже не в модельной линейке бренда, а во всем люксовом сегменте Татарстана застолбил за собой основоположник моды на премиальные SUV британский Land Rover. По республике представитель Туманного Альбиона заполучил 3 532 голоса и долю 6,7% от всего люксового сегмента, в Казани — 2 127 очков и 34%. При этом в Татарстане парк Land Rover за пятилетку даже уменьшился на 0,2% (в столице РТ вырос на 34%). Впрочем, снижение рыночной доли британца вызвано не провалом марки, а сильной динамикой коллег по цеху.

Самые распространенные годы выпуска у татарстанских и казанских авто Land Rover — это 2013-й, 2012-й и 2014-й. Поясним, что популярность машин, выпущенных в эти годы, обусловлена наличием на тот момент хита бренда, модели Freelander, которую сняли с конвейера в 2014-м. И, как бы теперь ни старался Land Rover, у него вряд ли получится обновить рекордную статистику продаж тех лет — хотя бы потому, что у большинства россиян резко уменьшился объем свободных денег, да и кредитные авто стали многим не по карману.

По РФ Land Rover смог занять только 6-е место и 6,2% от всего премиального сегмента. Российские автолюбители держат в своих гаражах, на парковках и придомовых территориях 184,8 тыс. «британцев». И наконец-то пиковые годы практически совпали во всех трех «номинациях» — в РФ, РТ и Казани: 2013-й, 2012-й и 2014-й. Средневзвешенный возраст татарстанского Land Rover — 7 лет и 1 месяц (выпуск в декабре 2011-го), медианный возраст по РФ составляет 8 лет и 3 месяца (выпуск в сентябре 2010-го).

Какие модели выстрелили у Land Rover и кто не оправдал надежд? Как мы уже отметили, абсолютный лидер во всех автопарках — кроссовер Freelander, ныне снятый с производства. С учетом этого фактора, а также роста популяции Freelander в 2015–2019 годах, похоже, не обошлось без импорта подержанных Freelander. Как бы то ни было, целехонький Freelander 2008 года с автоматической коробкой передач и пробегом 197 тыс. км был выставлен на продажу за 580 тыс. рублей.

«Серебро» в линейке Land Rover получает Discovery с результатом в республике 615 авто и 17-процентной долей от веса марки «Серебро» в линейке Land Rover получает Discovery с результатом в республике 615 авто и 17-процентной долей от веса марки Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

«Серебро» в линейке Land Rover получает Discovery с результатом в республике 615 авто и 17-процентной долей от веса марки. В столице РТ Discovery занял 4-е место (347 голосов и доля 16%), в России — 3-е (37,7 тыс. и пятая часть популяции бренда). Самые распространенные годы выпуска во всех трех номинациях — 2008-й, 2007-й и 2006-й. При этом небитый Discovery 2008 года с автоматической коробкой передач и пробегом 134 тыс. км единственный владелец в истории машины предлагал купить за 795 тыс. рублей.

«Бронзу» в модельном зачете Land Rover татарстанцы отдали Range Rover. Здесь флагман британской марки набрал 569 очков, или долю чуть менее 17%, в Казани Range Rover занял второе место (374 авто и доля 18%), по РФ — второе место с результатом 38 тыс. авто и одну пятую от всего общего «веса» марки. Самые ходовые годы в республике и ее столице — 2013-й, 2014-й, 2015-й, в российском зачете отличается лишь третья строка, которую заняли авто образца 2008-го.

Шестое место в республиканском зачете премиум-сегмента — за шведско-китайским Volvo. На 1 января 2020 года в татарстанском парке насчитывалось 3020 авто этой марки 6-е место в республиканском зачете премиум-сегмента — за шведско-китайским Volvo. На 1 января 2020 года в татарстанском парке насчитывалось 3 020 авто этой марки Фото: © Сергей Пятаков, РИА «Новости»

«НУЛЕВЫЕ» ОБЕСПЕЧИЛИ VOLVO пятое МЕСТО В РОССИи, CAYENNE ТЯНЕТ PORSCHE 

6-е место в республиканском зачете премиум-сегмента — за шведско-китайским Volvo. На 1 января 2020 года в татарстанском парке насчитывалось 3 020 авто этой марки, что составляет 5,7% объема «популяции» премиум-класса, в России в целом — пятая позиция (253 тыс. транспортных средств и 8,5% люксового сегмента). Чаще других в РТ и Казани можно встретить машины Volvo образца 2007, 2008 и 2014 (в РФ — 2012) годов. Средний возраст татарстанского Volvo — 10 лет и 8 месяцев (выпуск в апреле 2008-го), российского — 12 лет и 4 месяца (август 2006-го).

Наибольшей популярностью из моделей Volvo в Татарстане (604 авто и пятая часть машин бренда) и Казани (280 машин и 22%) пользуется среднеразмерный кроссовер XC60. Прописанные в РТ и ее столице XC60, как правило, были выпущены в 2014, 2015 (в Казани — 2019) и 2013 годах. Безаварийный кроссовер издания 2014-го с пробегом 48 тыс. км оценивается владельцем в 1,58 млн рублей.

В российском зачете XC60 занимает только вторую строчку, получив 41,2 тыс. голосов и долю 16,3%. Самые ходовые годы — 2012-й, 2014-й и 2013-й.

Второе место в линейке Volvo в Татарстане и Казани захватил кроссовер XC90. Флагман семейства кроссоверов привлек в республике 568 покупателей, и автопарк этой модели составил 19% от парка всего бренда, в Казани — 248 машин и 19,4%. В России XC90 вообще захватил лидерство с результатом 56,5 тыс. авто и 22,3%. При этом в «темпоральном зачете» три территории выступили вразнобой: самые ходовые годы в РТ — 2007-й, 2019-й и 2011-й, в Казани — 2008-й, 2019-й и 2018-й, в РФ — 2008-й, 2007-й и 2011-й. Небитый XC90 2007-го с пробегом 193 тыс. км предлагали за 670 тыс., а машину 2019-го с пробегом всего 8 тыс. км — за 3,9 млн рублей.

Любимец местной публики Porsche занял счастливое 7-е место в нашем рейтинге. Всего татарстанцы купили 1 552 авто этой марки, а ее доля в республиканском парке выросла на 0,7 п. п. до 2,9%. В федеральном масштабе премиальный немец сподобился только на 9-е место, заняв около 2% всего премиального сектора с результатом 59,3 тыс. регистраций. Наиболее распространены в РТ и ее столице Porsche, выпущенные относительно недавно — в 2016-м, 2019-м и 2015-м. В федеральном масштабе те же годы, но в другой очередности — 2015-й, 2019-й и 2016-й.

Любимец местной публики Porsche занял счастливое 7-е место в нашем рейтинге. Всего татарстанцы купили 1552 авто этой марки, а ее доля в республиканском парке выросла на 0,7 п. п. до 2,9% Любимец местной публики Porsche занял счастливое 7-е место в нашем рейтинге. Всего татарстанцы купили 1 552 авто этой марки, а ее доля в республиканском парке выросла на 0,7 п. п. до 2,9% Фото: YURI KOCHETKOV / EPA / TASS

Средний возраст татарстанского Porsche — 5 лет и 3 месяца (выпуск в сентябре 2013-го), российского — 6 лет и 10 месяцев (февраль 2012-го).

Что касается модельного ряда, то львиная доля спроса на Porsche приходится на полноразмерный кроссовер Cayenne. Так, в Татарстане и Казани авто обеспечило 72% всех регистраций бренда, в целом по РФ — 68%. Лидерами по востребованности в республике делят кроссоверы, выпущенные в 2016-м и 2019-м. Небитый Cayenne Diesel 2016 года с одним владельцем и пробегом 37 тыс. км еще недавно предлагали за 3,8 млн рублей.

В прошлом году год в Татарстан подоспели 10 Bentley, а за пятилетку — 26, после чего популяция бренда достигла 48 авто В прошлом году в Татарстан подоспело 10 Bentley, а за пятилетку — 26, после чего популяция бренда достигла 48 авто Фото: DPA / TASS

РЕДКИЕ для татарстана И УНИКАЛЬНЫЕ «ЗВЕРИ»

По традиции, заведенной в наших обзорах первичного авторынка, в заключение мы уделим внимание редким экземплярам автомобильного царства.

Так, в прошлом году в Татарстан подоспело 10 Bentley, а за пятилетку — 26, после чего популяция бренда достигла 48 авто. Самая популярная модель в республике — Continental GT 2015 г. в. и 2014 г. в. Цена предложения небитого Continental GT 2015-го с пробегом 16 тыс. км составила 6,2 млн рублей.

На три единицы за год и на 10 авто за пять лет до 16 увеличилось представительство Maserati в нашей республике. Чаще других татарстанцы покупали кроссовер Levante 2017 и 2018 г. в. Безаварийный Levante Diesel 2017 года с пробегом 9,5 тыс. км предлагали за 4,6 млн рублей.

За пятилетку автопарк РТ пополнился на 6 роскошных Rolls-Royce до итоговых 10. Последние два года — за счет кроссоверов Cullinan: один — в 2018-м, два — в 2019-м. На вторичном рынке тоже можно найти подобные предложения: к примеру, Cullinan 2019-го с символическим пробегом 10 км можно было купить за 26,3 млн, причем на сегодня автомобиль уже продан.

На три единицы за год и на 10 авто за пять лет до 16 увеличилось представительство Maserati в нашей республике На три единицы за год и на 10 авто за пять лет до 16 увеличилось представительство Maserati в нашей республике Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

При этом есть ряд редких брендов, которые имеются в России, но пока отсутствуют в Татарстане. Первый представитель этого блока — знакомый геймерам со стажем Lotus, популяция которого за пять лет выросла лишь на единицу до 72 авто. Самая популярная у россиян модель — Elise 2004-го, но на момент подготовки нами материала удалось найти в продаже только модель авто 2007 г. в. с пробегом 30 тыс. км за 1,3 млн рублей.

За 2019-й на 8 и за пятилетку на 16 до 16 вырос российский парк McLaren. При желании можно купить, например, McLaren 720s с пробегом 14 тыс. км всего-то за 20 млн рублей.

Минувший 2019-й год ознаменовался постановкой на учет (пока в единственном числе) новой гордости отечественного автопрома — автомобиля Senat марки Aurus Минувший 2019 год ознаменовался постановкой на учет (пока в единственном числе) новой гордости отечественного автопрома — автомобиля Senat марки Aurus Фото: © Евгения Новоженина, РИА «Новости»

За год на единичку подросла, но за пять лет на нее же до 12 снизилась популяция Bugatti. Самый молодой представитель вида в России появился на свет в 2013-м. Bugatti Veyron 2009 г. в. без пробега по РФ предлагали купить всего-то за 84 млн рублей, или около миллиона евро.

За год на 4 и за пятилетие на 6 до 8 авто подрос отряд спорткаров Marussia с российскими корнями. Напомним, что компания Marussia Motors была основана актером и шоуменом Николаем Фоменко, однако ее накрыли финансовые проблемы, официально она завершила существование в 2014 году. Тем не менее в российском парке есть Marussia образца 2015-го. В 2019-м новосибирская компания VIP-Service Александра Сердцева, выкупившая несколько моделей бренда B1 (цена от 4,6 млн в 2014-м) и B2 (от 5,4 млн в 2014-м), озвучила планы по разработке новых спорткаров на базе Marussia. С учетом высокой доли импортных агрегатов актуальные рублевые цены должны вырасти примерно вдвое, до 10 млн деревянных.

По состоянию на август прошлого года седан Senat в базовой комплектации стоил от 18 млн рублей По состоянию на август прошлого года седан Senat в базовой комплектации стоил от 18 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Минувший 2019 год ознаменовался постановкой на учет (пока в единственном числе) новой гордости отечественного автопрома — автомобиля Senat марки Aurus. Напомним, что президент РФ Владимир Путин прибыл на таком лимузине на инаугурацию в мае 2018-го (пусть злые языки и утверждают, что он ехал в недоделанной машине пару сотен метров, для ТВ-картинки). По состоянию на август прошлого года седан Senat в базовой комплектации стоил от 18 млн рублей.