За 2019 год автопарк легковых автомобилей, прописанных в Татарстане, вырос на 2,6% или 31,8 тысячи до 1,28 млн авто За 2019 год автопарк легковушек, прописанных в Татарстане, вырос на 2,6%, или 31,8 тыс., до 1,28 млн машин Фото: «БИЗНЕС Online»

В ТАТАРСТАНЕ ЗА 5 ЛЕТ РОСТ НА 119 ТЫС., В КАЗАНИ — НА 15 ТЫС. АВТО

«БИЗНЕС Online» непрерывно отслеживает происходящее на авторынке Татарстана, в первую очередь анализируя ситуацию с продажами новых машин. Теперь мы расширим эту картину, впервые в республике представив читателям данные по всему легковому автопарку республики. Взяв за основу информацию аналитического агентства «Автостат», мы выяснили, с какой скоростью растет в РТ «гараж» легковушек, сколько в нем дряхлых «одров» и новейших моделей, какие марки предпочитают местные автолюбители и сколько среди них владельцев люксовых машин. Наш обзор разбит на три части, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую, в которой оценим общую статистику автопарка, его возраст и долю премиального сегмента. В качестве бонуса — аналогичные данные по России в целом.

За 2019 год автопарк легковушек, прописанных в Татарстане, вырос на 2,6%, или 31,8 тыс., до 1,28 млн машин. Что характерно, в Казани динамика оказалась чуть ли не вдвое скромнее — плюс 1,4%, или 5,3 тыс., до 379,9 тыс. транспортных средств. Для сравнения: в целом по РФ гараж расширился за прошлый год чуть больше чем на миллион автомобилей, или на 2,3%, до 44,53 млн единиц.

Расширим временные рамки и посмотрим, что произошло с тремя указанными «конюшнями» за последнюю пятилетку, с 1 января 2015-го по 1 января 2020-го. За это время республиканский парк легковушек вырос на 119,4 тыс., или на 10,3%, казанский — на 14,7 тыс., или на 4%, федеральный — на 3,69 млн, или на 9%. То есть самым быстрорастущим оказался республиканский автопарк, а медленнее всего пополнялся казанский гараж. Видимо, не зря мэрия столицы РТ «агитирует» за общественный транспорт, улучшая его качество и скорость движения. Свою лепту наверняка вносят растущие штрафы, развитая система автофиксации нарушений, а также платные стоянки и запрет на парковку в центре.

В КАЗАНИ И РОССИИ — ПО 303 АВТО НА ТЫСЯЧУ ЖИТЕЛЕЙ, В ТАТАРСТАНЕ — 327

Один из ключевых показателей автомобилизации населения — количество машин на 1 тыс. жителей. По нашим подсчетам (учитываются только легковушки), уровень автомобилизации в Татарстане в прошлом году вырос на 8 пунктов до 327 транспортных средств на 1 тыс. человек, а за пять лет прирост составил 27 единиц. Если копнуть поглубже, окажется, что за последние 19 лет показатель утроился, а за 29 лет — вырос в 7,5 раза.

Один из ключевых показателей автомобилизации населения — количество авто на одну тысячу жителей Один из ключевых показателей автомобилизации населения — количество авто на 1 тыс. жителей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как ни странно, жители столицы РТ обеспечены личным автотранспортом хуже, чем татарстанцы в целом. В Казани обеспеченность машинами выросла за прошедший год на два пункта до 303,4 единицы на тысячу горожан, а за пять лет — всего на 0,6 единицы. «Как такое может быть?» — спросите вы. Скромная «столичная» динамика обусловлена опережающим ростом населения столицы РТ: если в начале 2015 года «поголовье» казанцев составляло 1,206 млн, то к 2019-му увеличилось уже до 1,243 млн, а на старте 2020 года насчитывало 1,252 млн человек. То есть за пятилетку население выросло на 3,8%. Республиканская популяция на этих же отрезках росла значительно медленнее (3,855 млн — 3,899 млн — 3,903 млн человек), в итоге увеличившись на 1,2%.

Российский показатель сегодня идентичен казанскому — 303 авто на 1 тыс. человек, но растет гораздо быстрее. За последний год автомобилизация страны увеличилась в расчете на тысячу человек на 7 единиц, за пятилетку — на 24 легковушки, практически как в Татарстане.

По оценкам самого «Автостата», Казань и весь регион можно отнести к территориям, среднеобеспеченным автомобилями. Для сравнения: на середину прошлого года этот показатель, например, в Карелии составлял 370 единиц, в Московской области — 366, на Чукотке — 110, в Чечне — 150 машин.

2013 ГОД НАДОЛГО ОСТАНЕТСЯ «В ПРИЗАХ»

Однако автомобиль автомобилю рознь, и, как правило, двадцатилетний железный конь не ровня новейшей модели от глобального производителя. Давайте посмотрим, машины какого года выпуска сейчас наиболее распространены в РТ, оценим их удельный вес и его динамику.

Больше всего в легковом автопарке республики и ее столицы насчитывается машин, произведенных в тучные годы новейшей истории. Это 2007–2008, 2011–2014 годы и — внезапно — 2018-й (затесавшийся в эти ряды исключительно благодаря «отскоку дохлой кошки» от дна 2016-го).

Татарстанский №1 — 2013 год выпуска, на который по итогам 2019-го пришлось 110,4 тыс. транспортных средств, или 8,6% всего автопарка. Впрочем, их доля снижается, годом ранее она была 9,1%, а в 2015-м — 10,4%. «В штуках» за пятилетку этот отряд уменьшился на 10 с лишним тысяч авто. «Серебро» получает 2012-й с его 107,3 тыс. авто, или 8,4% в начале текущего года (на 0,4 п. п. и на 1,9 п. п. меньше, чем год и пятилетие назад).

По оценкам самого «Автостата», Казань и весь регион можно отнести к территориям, среднеобеспеченным автомобилями По оценкам самого «Автостата», Казань и весь регион можно отнести к территориям, среднеобеспеченным автомобилями Фото: «БИЗНЕС Online»

В Казани ситуация с первыми двумя местами идентична: самая большая доля, 37,7 тыс., или 9,9%, приходится на универсиадский 2013 год выпуска, второе место у 2012-го с его 35,9 тыс. и 9,5%. Но «бронзу» казанцы отдали 2014 году — 31,6 тыс., или 8,3%, — с заметным отрывом от ближайших конкурентов. А вот в республиканском зачете третью строку делят 2011 и 2014 г. в. с долями по 7,1% у каждого.

Что касается наименее «ходовых» годов, то тут все просто: поголовье машин старше 2007-го и, соответственно, их доли плавно идет на убывание по старшинству.

С учетом провала спроса на новые авто в 2015–2016-х, его неуверенного восстановления в 2017–2018-х, вновь стартовавшего падения в прошлом году (когда доллар еще стоил 60–65 рублей), а также нефтяного и коронавирусного потрясений российской экономики 2013-й останется в призах еще долго. Как минимум до 2024 года, когда возраст таких авто превысит критические 11 лет.

Что касается всей России, то здесь на сегодня самый популярный год выпуска… 2008-й (!) с долей 6,8% (годом ранее — 6,9%, пятилетием ранее — 7,2%). Это волей-неволей приводит к выводу, что лучшее для страны осталось в 2008-м, а Татарстан продвинулся чуть дальше, до 2013-го. Второе всероссийское место по итогам прошлого года получает 2012 г. в. с долей 6,2%, которая на 0,1 п. п. и на 0,3 п. п. меньше, чем на старте 2015-го и 2019-го.

Российскую «бронзу» с весом по 5,7% делят 2007-й и 2011-й, они синхронно потеряли за последний год по 0,1 п. п. и за пятилетку — по 0,4 п. п.

Что касается наименее «ходовых» годов, то тут все просто: поголовье машин старше 2007 года, и, соответственно, их доли, плавно идет на убывание по старшинству Что касается наименее «ходовых» годов, то тут все просто: поголовье машин старше 2007-го и, соответственно, их доли плавно идет на убывание по старшинству Фото: «БИЗНЕС Online»

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ АВТО в РТ ЗА 5 ЛЕТ ВЫРОС НА 1 ГОД И 2 МЕСЯЦА. И СТАРЕНИе только ускорится…

Возможно, еще более важный критерий — средний возраст авто. Уточним, что мы используем не простое, а средневзвешенное значение по годам выпуска. А поскольку в исходных данных автомобилей старше 1987-го нет, мы взяли для этой группы среднее значение: 1980 год для января 2015-го и 1983 год для января 2019-го и 2020-го. Подвижка на два-три года по данной недетализированной группе меняет средний возраст всей массы непринципиально, всего на полтора-два месяца.

Итак, по нашим подсчетам, на 1 января текущего года средний возраст прописанной в Татарстане легковушки составил 10 лет и 4 месяца с учетом медианы выпуска, приходящейся на август 2009-го. За последний год автопарк постарел на четыре месяца, т. к. на 1 января 2019-го «день рождения» легковых авто в РТ в среднем приходился на третью декаду декабря 2008-го. За пятилетку же автопарк состарился на 1 год и 2 месяца, поскольку на 1 января 2015-го медиана  приходилась на октябрь 2005 года, то есть тогда возраст авто в среднем составлял 9 лет и 2 месяца. При этом доля машин старше 10 лет в республике составляет 39,5% — на 9,1 п. п. больше, чем пять лет назад.

В Казани средний возраст авто в начале текущего года достиг 9 лет и 1 месяц, на год и три месяца меньше татарстанского, с учетом выпуска «в среднем по больнице» в ноябре-2010 В Казани средний возраст авто в начале текущего года достиг 9 лет и 1 месяца, на год и три месяца меньше татарстанского, с учетом выпуска «в среднем по больнице» в ноябре 2010-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что сам «Автостат» в исследовании за первое полугодие 2019-го определил средний возраст легкового автопарка Татарстана как 10 лет, признав его самым молодым в РФ.

В Казани средний возраст авто в начале текущего года достиг 9 лет и 1 месяца, на год и три месяца меньше татарстанского, с учетом выпуска «в среднем по больнице» в ноябре 2010-го. За прошлый год столичный автопарк постарел на три месяца: на 1 января 2019-го медианный выпуск приходился на февраль 2010-го. За пятилетку казанские машины постарели на год, т. к. на 1 января 2015-го медиана производства легковушек приходилась на ноябрь 2006-го, а их возраст составлял 8 лет и 1 месяц.

Доля авто старше 10 лет в Казани составляет 31,3% — на 8,6 п. п. больше, чем в начале 2015 года.

Надо сказать, что в целом по РФ легковушки гораздо старше. К началу текущего года их возраст составлял 13 лет и 10 месяцев, на два месяца больше, чем на начало 2019-го, и на 9 месяцев — чем на заре 2015-го.

Средний возраст авто во владении жителей России составляет 13 лет и 4 месяца Средний возраст авто во владении жителей России составляет 13 лет и 4 месяца Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

По расчетам «Автостата», средний возраст авто во владении жителей России составляет 13 лет и 4 месяца.

Относительно медленное старение машин в РФ за последние пять лет в сравнении с Татарстаном связано с изначально более высокой долей транспортных средств старше 1987 года и ее резким сокращением в 2015–2019-х — привет программе утилизации. Больше всего долгожителей, судя по всему, пригнанных из Японии, обитает на Дальнем Востоке, где средний возраст авто превышает 20 лет. При этом в России доля авто старше 10 лет составляет 57,8% — на 0,5 п. п. ниже, чем годом ранее, и на 8,9 п. п. выше, чем пять лет назад.

Для любителей погрузиться в детали поясним, что более медленное обновление автопарка Татарстана после 2014 года обусловлено внушительным «весом» машин, выпущенных в 2011–2013 годах (когда и наблюдались самые высокие темпы омоложения республиканского автопарка). После этого нефтяная война, кредитный кризис 2014–2016-х, снижение курса рубля с 30 до 60 за доллар серьезно потрепали заначки и реальные доходы россиян. «Жировая прослойка» у большей части населения начала истончаться, что вынуждало его экономить и реже обновлять товары длительного пользования. Вот цифры для наглядности: если в 2013 году на учет в республике было поставлено 124,4 тыс. новых легковушек, то в 2019-м — только 68,2 тысячи.

Наблюдая плавно, но неумолимо стареющий автопарк, невольно вспомнишь прогноз Константина Гаазе, согласно которому вскоре по нашим улицам будут разъезжать ветшающие BMW Наблюдая плавно, но неумолимо стареющий автопарк, невольно вспомнишь прогноз Константина Гаазе, согласно которому вскоре по нашим улицам будут разъезжать ветшающие BMW Фото: «БИЗНЕС Online»

УДВОЕНИЕ Porsche И Lexus СО ТОВАРИЩИ

Наблюдая плавно, но неумолимо стареющий автопарк, невольно вспомнишь прогноз Константина Гаазе, согласно которому вскоре по нашим улицам будут разъезжать ветшающие BMW. Однако с учетом расслоения доходов скорее мы увидим дряхлые авто марок, которым благоволит средний класс: Toyota, Volkswagen, Skoda, Hyundai, Mitsubishi, Nissan и т. д. Хотя с политологом можно согласиться в том плане, что число брендов и моделей на российском авторынке ввиду слабого спроса действительно будет сокращаться. Уже покинули страну GM, Ford, круто обвалились до символических значений продажи Peugeot, Citroen, Honda, Fiat, Suzuki, Ravon, SEAT и целой россыпи китайских брендов. Текущий же тренд ведет к дальнейшему расслоению покупателей на тех, кто может себе позволить Rolls-Royce или Bentley с иголочки, и тех, кто на свои кровные купит свежие LADA, максимум Renault, KIA или Hyundai либо переключит внимание на подержанные авто.

Пока же конюшня люксовых «скакунов» во главе с Mercedes и BMW суммарно прибавила в Татарстане за год 7,9% (или 3 850 единиц) до 52,7 тыс. авто. За пять лет премиальный автопарк увеличился уже на 43,8%, или 16 тыс. авто. Как видим, темпы роста в этом сегменте за пятилетку в 4 раза превысили среднерыночные. Но доля люксовых авто в татарстанских гаражах не так уж велика — 4,1%. Это на 0,2 п. п. и на 0,9 п. п. больше, чем год и пять лет назад.

В Казани количество премиальных машин за год увеличилось также на 7,9% (или 1 956 единиц) до 26,8 тыс. авто; за пять лет прирост составил 37,8%, или 7 354 транспортных средства. При этом доля дорогих машин в столице республики значительно выше — 7,1%, и расширяется их гараж быстрее, чем в целом по РТ: плюс 0,5 п. п. и 1,8 п. п. к показателям годичной и пятилетней давности.

В России «мажорики» суммарно прибавили за последний год 4,4% или 124,5 тыс. до 2 млн 979 тыс. авто В России «мажорики» суммарно прибавили за последний год 4,4%, или 124,5 тыс., до 2 млн 979 тыс. авто Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

В России «мажорики» суммарно прибавили за последний год 4,4%, или 124,5 тыс., до 2 млн 979 тыс. авто. За пятилетку этот сегмент автопарка вырос на 27,8%, или 648,3 тыс., темп в 3 раза выше среднерыночного. Доля люксовых машин в России составляет 6,7% — больше, чем в РТ, но меньше, чем в Казани, и растет она аналогичным образом, за пятилетку увеличившись на 1 п. п., чем пять лет назад.

О трендах в автопарке применительно к маркам и моделям читайте во второй и третьей частях нашего обзора.