Подержанный лимузин Lincoln можно приобрести за 600-700 тысяч рублей, но войти в рынок проката таких автомобилей в Казани очень сложно: половину его уже контролирует "Белый ангел". Владелица компании Марина Аполлонова рассказала «БИЗНЕС Online» об особенностях этого необычного бизнеса в Казани.
ИЗ ПРИБАЛТИКИ С ЛЮБОВЬЮ
- Расскажите, как создавался Белый ангел?
- Идея заняться этим бизнесом мне пришла в 2001 году. Случайно я забрела на сайт одной прокатной московской компании, где было огромное количество лимузинов разных цветов, моделей... Тогда это произвело на меня неизгладимое впечатление. Но всерьез заняться таким бизнесом я не думала, потому что это требует немалых капиталовложений. А выпускнице института (хотя к тому времени я уже работала три года) об этом было думать рано. Ну и второй раз уже более конкретная идея пришла летом 2005 года во время подготовки к свадьбе, когда мы с моим будущим мужем захотели заказать лимузин. В Казани их тогда было две штуки, один из которых - на ремонте, а в другой - заказан на много недель вперед…
- Как же вам удалось найти свой лимузин?
- Мы решили его купить. Начали искать всего за несколько недель до свадьбы. Все автомобили были под заказ, и мы никак не успевали с доставкой. Но буквально за пару недель я наткнулась на объявление о том, что лимузин прибывает из Прибалтики в Москву ориентировочно в "наших" числах. Счет шел на дни, но мы успели. За два дня до свадьбы лимузин приехал в Казань ночью, как я помню. Таким образом, мы считаем официальной датой начала нашего бизнеса дату свадьбы. 23 июля он поехал на нашу свадьбу, а уже в следующую пятницу и все оставшиеся выходные он ездил на другие свадьбы. Сразу по сарафанному радио передалось, что в городе появился еще один лимузин, и пошел шквал звонков. В дальнейшем бизнес получил бурное развитие. В ноябре 2005 года мы купили вторую такую же машину. А зимой к нам поступило предложение от фирмы "Арслан" (первая компания, занимавшаяся прокатом лимузинов в Казани – ред.) о продаже бизнеса. И мы приобрели их лимузины тоже.
- Ваш муж участвует в бизнесе?
- Нет, он никакого участия в этом бизнесе не принимает.
- Первый лимузин – какой он был?
- Конечно же, белый и длинный! Lincoln town car, классический, самый распространенный у нас лимузин, от которых, кстати, сегодня наша компания уже отходит – все старенькие машины продали.
- Почему?
- В Казани они есть в большом количестве, все их покупают как самый дешевый вариант. А поскольку мы являемся одними из родоначальников этого бизнеса в Казани, хочется удерживать первенство и предлагать нечто особенное.
- Слышала, что самый первый лимузин в Казани принадлежал Шашурину. По слухам, он достался экс-депутату от какого-то криминального авторитета? Где он теперь?
- Знаю, что он был, но не видела никогда, потому что в то время еще в школе училась и лимузинами не интересовалась. И дальнейшая судьба этой машины мне не известна.
- Говорят, Шашурин отдал его какому-то ЗАГСу?
- Я слышала, что какой-то многодетной семье… Когда мы начинали работать, его в городе уже точно не было.
ЛИМУЗИННЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ
- C какими трудностями приходится сталкиваться?
- В основном трудности связаны с особенностями потребительского спроса. Хотя Казань находится недалеко от Москвы, но разные новинки здесь тяжело приживаются. В городах, даже более удаленных от Москвы, таких как Екатеринбург, Новосибирск, этот бизнес существовал очень давно и был на приличном уровне. Наш регион имеет свои особенности (смеется). Это мы и на себе ощутили, когда какие-то новинки внедряли на этот рынок. И вот сейчас, заказывая новые машины, приходится долго думать: а как отреагируют наши люди? Поскольку то, что пользуется спросом в Москве и Санкт-Петербурге, у нас далеко не всегда также популярно. И как отнесется Казань, предугадать очень сложно.
- Что такого особенного есть в Москве и Питере?
- Чего только нет! Цвета серо-буро-малиновые, с переходами, раскрасками, узорами. Есть совершенно низкопольные лимузины (просвет с дорогой буквально 10 см), а есть лимузины с поднятыми крышами (где можно находиться в полный рост). Так что в договоре сразу оговаривается, что во дворы они не заезжают. Кстати, несмотря на то, что лимузинов там очень много, условия договора очень жесткие, - клиентам, например, не разрешается украшения свои одевать на автомобиль.
- А вот слышала, что бывает в лимузинах ландшафтный дизайн, бассейн, у нас такого нет?
- Мы не в той климатической зоне живем, чтобы зимой раздеться и в машине в бассейн залезть. Даже летом на свадьбе гости вряд ли будут купаться в бассейне. У нас это исключено. В Москве, кажется, был лимузин с джакузи, но не "пошел". У нас не Майами, не Лос-Анджелес. Девять месяцев зима. Можно сказать, не актуально.
- Вы сказали, что подбираете сейчас новые машины…
- Да, наш бизнес сейчас развивается в сторону приобретения новых эксклюзивных моделей. Сначала это будет трехосный Hummer (сзади у него по два колеса). А весной еще три новых машины. То есть к новому сезону (я имею ввиду летний "свадебный" сезон) у нас парк как минимум на 50% будет обновлен. От Lincoln мы отходим, будет Hummer, Chrysler. Для пополнения автопарка используем как собственные, так и заемные средства.
- Все машины будут белые?
- Конечно, черных лимузинов у нас нет принципиально. Во–первых, название фирмы – "Белый ангел". А, во-вторых, мне самой черные лимузины не нравятся. А то, что мне не нравится самой, я никогда не буду держать в парке. В черном цвете есть только машины представительского класса. А небелый у нас один Lincoln цвета фуксии. Кстати, у него своя история. В 2008 году эту машину сделали в Нью-Йорке, он полностью новый и сделан по заказу нашей фирмы.
- Вы сами ездили за ним в Америку?
- Нет, нам помогала специализированная фирма. А я сама была в Америке, но уже как турист в 2010 году.
- А как Казань восприняла эту новинку?
- Есть определенная категория людей, которым он очень нравится. "Фуксию" чаще всего берут на девишники, вечеринки, по клубам покататься, а на свадьбу – нет. "Как я буду выходить из розового автомобиля?" – ужасался один жених, и сам при этом стоит в розовой рубашке. В Тольятти, Самаре, совершенно другая ситуация, у нас же свое царство.
- Предпочитают более консервативные цвета?
- Самое главное, чтобы это был лимузин и подешевле!
ШАМПАНСКОЕ НЕ ОТКРЫВАТЬ, В ЛЮК НЕ ВЫЛЕЗАТЬ!
- Какие основные риски в таком бизнесе?
- Риски в любом бизнесе существуют, а автомобиль - это источник повышенной опасности, в любом законе это написано. Участники дорожного движения у нас в Казани непредсказуемые.
- Ну вот если сломался лимузин, его сложно починить, запчасти найти?
- Что отличает лимузин от простого автомобиля? Только его конструктивные особенности кузова, но они за всю нашу историю работы не претерпевали никаких поломок. Все остальные запчасти (по ходовой, по коробке передач) они такие же, как у автомобилей со стандартным кузовом.
- Есть автомастерская, где чинят лимузины?
- Нет, конечно! В Казани просто нет такого количества лимузинов. Что касается "электрики" в городе всего два-три места, где в ней толком разбираются, все туда и ездят. Обычные автомастерские от нас шарахаются: "О, лимузин, не-не". Мало кто хочет в нем копаться-ковыряться, поскольку там все переделано. А сейчас один из наших водителей работает еще и механиком, по ходовой он знает все.
- В наших дворах не развернешься, наверняка много мелких аварий…
- Нет, я бы не сказала, у нас водительский состав опытный, с самого начала один и тот же. В некоторые дворы и на обычной большой машине не заедешь, поэтому куда деваться? В сложных ситуациях, где есть повороты под 90 градусов, заранее предупреждаем, чтобы двор от машин расчищали. Так чтобы машина вообще не имела никакой возможности заехать – это крайний случай. Если есть хоть какая-то вероятность заехать, они заезжают.
- В деревню часто заказывают?
- Заказывают, там (интересно) обязательно нужно проехать по главной улице и долго сигналить, чтобы все увидели, кто приехал на лимузине.
- Какие условия прописываются в договоре?
- Не курить, не разбивать фужеры, не открывать шампанское в салоне, потому что в интерьере имеется оргстекло с подсветкой, вызывающе себя не вести, не склонять водителя к нарушению правил дорожного движения.
- Бывает такое?
- Бывает, говорят: "А что так медленно едешь? Давай быстрее". По договору у нас ограничение по скорости - 50 км/ч. Это максимальная скорость, при которой в лимузине комфортно ехать, не дребезжат стаканы, не подкидывает бутылки и т.д.
- Страховка дорогая?
- Нет, это неугоняемый автомобиль. Я еще не слышала, чтобы в России был хоть один случай угона лимузинов. Куда его потом девать? К тому же ездят, в основном, профессионалы.
КАЗАНЦАМ НУЖНА ПРОСТО "ДЛИННАЯ КОЛБАСА". И ПОДЕШЕВЛЕ
- Сложно представить, что всего шесть лет назад в нашем городе было всего два лимузина. Сейчас сайты пестрят предложениями об аренде. Много конкурентов?
- Честно, мы их не считаем. Есть фирмы, где одна-две машины, которые занимаются по большей части посредническими услугами. Спросите у них лимузин Hummer, и они будут звонить нам. Они постоянно меняются, меняют названия. У нас заказывают часто. Нам проще, конечно, работать с конечным заказчиком, потому что возникают непонимания с клиентами. Посредники могут что-то наобещать, а люди к нам потом претензии предъявляют.
- Как вы сами оцениваете свою долю на рынке?
- Не менее 50% это точно, но у нас сегмент премиум. Кому нужны хорошие машины, идут сюда. Кому нужен просто лимузин, чтобы была "длинная колбаса", - ищут в других местах.
- В чем такая харизма этого автомобиля?
- Это, наверное, идет со времен, когда появились первые американские фильмы, где звезды, мафиози, артисты разъезжали на лимузинах. Но в Америке вообще лимузин - это не символ роскоши, а обычное средство передвижения. Даже между некоторыми городами лимузин используется как автобус, поскольку он перевозит много народу. Но у нас он ассоциируется с Голливудом. Джинсы, жвачка, лимузин, сверкающие огни Бродвея… А потом вообще русские люди любят на широкую ногу отмечать праздники.
- А кто основные заказчики?
- У каждого времени года есть свой доминирующий сегмент: летом это сначала выпускники ВУЗов, и дальше - до октября – свадьбы, хотя тоже бывают и вечеринки, и по клубам ездят. Но мы, честно говоря, не любим такие заказы, потому что люди после изрядно выпитого спиртного становятся слегка неадекватными – в люк вылезают, автомобиль начинают раскачивать, на сиденья залезать. Мы им, конечно, не отказываем… Кроме того, у каждой машины есть свой клиент. "Фуксию", как я говорила, больше заказывают на девишники, клубные тусовки, дни рождения. Кто-то смотрит на Hummer: "Все, только его!". Был случай, когда клиенты устроили настоящую битву за Hummer, с истериками и угрозами. Другие наоборот говорят про него: "Какой страшный автомобиль! Что за военный броневик?" Кто-то был в восторге от ретро (Excalibur Phantom) – за два месяца вперед заказывают, а другие приходят: "Ну зачем нужна эта старая колымага?". Хотя он был не старый, он был сделан под ретро (смеется). Мы, кстати, его уже продали.
- А бизнесмены?
- Они предпочитают машины представительского класса.
- Ну, а творческая богема – артисты, музыканты?
- Татарские исполнители иногда берут лимузин для съемки клипов. А приезжие музыканты частенько раскатывают на лимузинах: Киркоров, Аллегрова обожают их. Организаторы заказывают им машину, как правило, на целый день, но бывают и нюансы - все зависит от расписания концертов. А вот Шуфутинский, например, категорически против, у него даже в райдере это прописано, и когда организаторы один раз по ошибке заказали ему лимузин, он попросил заменить на автомобиль представительского класса.
"ЛЮБОВЬ К "КРОКОДИЛАМ" У МЕНЯ С ДЕТСТВА"
- Сами часто ездите на лимузине?
- Да что-то недосуг как-то, сейчас у меня маленький ребенок, много времени провожу дома, и просто поехать кататься не получается.
- У вас самой какая машина?
- Большая. У меня любовь к большим автомобилям с детства. Я в них разбиралась. Мне нравились автомобили-универсалы, чтобы кузов был длинным, - крокодилы такие. "Жигули" - "двойка", например, - в моем детстве иномарок-то не было! Я от таких машин была в восторге, потому что они были большие. Просто не представляю себя в маленькой машине. Я, как только туда сажусь, у меня прямо клаустрофобия начинается. Останавливается рядом какой-нибудь грузовик – мне кажется, что он меня переедет.
- А сами сколько за рулем?
- 10 лет.
- Кстати, а почему такое название – "Белый ангел?"
- Вначале мы не думали о названии фирмы, просто был один лимузин, который сдавали и всё. Но с развитием бизнеса пришлось задуматься о том, как продвигать компанию на рынке, давать рекламу, быть узнаваемыми. И со временем пришла идея о таком названии. "Белый" – это, конечно же, цвет наших лимузинов, "ангел", наверное, - это образ невесты, чистый, светлый. (В офисе компании всюду стоят маленькие фигурки белых ангелочков, - ред.). Сейчас уже все привыкли, иногда клиенты звонят и просят: "Нам нужен лимузин "Белый ангел"!".
- Может быть, сделаете какой-то взгляд в будущее?
- Думаю, что рынок будет развиваться в сторону более претенциозного спроса. Клиент становится более просвещенным и избалованным, и старые колымаги себя изживают. Москва их уже продает в регионы. Мне кажется, этот процесс дойдет и до нас. И заказать "просто лимузин" уже будет мало. Будут смотреть, какой салон, как внешне выглядит. Сейчас это не решающий фактор.
- Интересно, а будет когда-нибудь российский лимузин?
- Что-то пробовали из "Волги" делать, но не пошло у них. Во-первых, цена была на уровне вот этих стареньких лимузинов иностранного производства, то есть не было конкурентного преимущества. Во-вторых, тряпичные сиденья внутри, бар – топором рубленый, – в общем, ощущения совка. Называлось это "Волга-лимо". И стоило порядка 600-700 тысяч. За эти деньги можно было купить бэушный Lincoln. Естественно, все выбирали его. Так у них все, видимо, и заглохло, я не видела, чтобы "Волга-лимо" продавалась.
Визитная карточка руководителя Аполлонова Марина Валерьевна Должность: директор Визитная карточка компании Дата создания: 2005 Направление: прокат лимузинов, автомобилей бизнес-класса, автобусов от 6 до 52 мест. Стоимость аренды лимузина: 2-5,5 тыс. рублей в час |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.