1. «Убить пересмешника» (реж. Роберт Маллиган, 1962)


Картина рассказывает о юристе из Алабамы (Грегори Пек), который воспитывает двоих детей один. В обстановке экономической депрессии, преисполненной фанатизма и ненависти, он должен защищать в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании.

Это широкоформатная черно-белая экранизация одноименного романа Харпер Ли интригует и очаровывает с первых же кадров. Картина Роберта Маллигана («Приходи в сентябре», «Лето 42-го», «Человек на Луне» и др.) — такой же урок, как и повествование Ли: ликбез по воспитанию детей, способный во многом повлиять на мировоззрение взрослого человека. Режиссеру удалось отделить мышление взрослого человека от свежего, волнующего, быстрого восприятия детей, их непосредственного взгляда на окружающий мир. Особо нужно отметить социальный подтекст фильма: противопоставление косности и невежества маленького американского городка 1930-х годов с набирающими силу идеями гуманизма и либерализма, толерантности и социальной справедливости в обществе.

Лента занимает второе место в рейтинге наиболее выдающихся фильмов всех времен, составленным Американским киноинститутом в 2006 году. Картина «Убить пересмешника» стала толчком к появлению целой плеяды известных голливудских фильмов, поднимающих тему социальных и расовых предрассудков.

16+


2. «Джанго освобожденный» (реж. Квентин Тарантино, 2012)


«Джанго освбожденный» — это 100-процентный Квентин Тарантино со всеми его фирменными приемами: длинные и остроумные диалоги, явные и скрытые киноцитаты, колоритные персонажи и изрядная доля насилия. Слово «ниггер» в фильме звучит 110 раз, но вместо громкого высказывания на тему рабства, свободы и тому подобного пафоса в картине есть история людей, которые живут в этом жестоком мире и у которых свое к нему отношение. Тарантино как никто другой умеет ходить по тонкой линии, разделяющей слащавую политкорректность и крайнюю степень цинизма, не сваливаясь ни в одно, ни в другое. И в этом он превосходен.

18+


3. «Гастарбайтер» (реж. Юсуп Разыков, 2009)


Режиссер Юсуп Разыков («Стыд», «Турецкое седло», «Керосин») снял очень честную классическую мелодраму. И благодаря безупречному владению законами построения жанра он плотно и осмысленно высказывается в ней о нашем сегодняшнем дне и делает это понятно и искренне. «Гастарбайтер» — фильм вовсе не о поисках внука, а о том, что надо выжить и сохранить человеческий облик. Это кино о чуткости, сострадании к чужому горю. Разыков отмечает, что его картина «про ответственность России за малые народы». По его мнению, малые народы нацелены на сопротивление во имя сохранения самобытности. Гастарбайтеры неслучайно едут в Россию, понимая, что здесь им никто не рад, но тем не менее у себя жить совсем невозможно. И недаром в фильме дом героя сгорает: в нем не остается никакого смысла, старику некуда возвращаться.

16+


4. «Черный клановец» (реж. Спайк Ли, 2018)


Спайк Ли
, сделавший себе имя еще в конце 1980-х на теме межрасовых отношений и триумфальной победой «Клановца» в Каннах, вновь возвращается к любимой теме несправедливости и жестокости по отношению к чернокожим.

«Черный клановец» — фильм провокационный. Ли ясно выражает свою позицию по расовому вопросу и проводит параллель с современностью. Картина экранизирует книгу настоящего реального ее персонажа Рона Столлуорта, который был участником тех событий. И режиссер достаточно бережно относится к первоисточнику, фокусируясь прежде всего на взглядах главного героя, а не на своих собственных. Именно поэтому его фильм — это скорее призыв задуматься, а не политическое высказывание.

18+ 


5. «Американская история Х» (реж. Тони Кэй, 1998)


Фильм в конце ХХ века казался более чем вызывающим, несколько шокирующим, но главное — интересным и красивым. Собрав кассу, лишь немногим превышающую бюджет ленты, картина все же получила заслуженное позже: сегодня она по праву может называться культовой.

Более чем за 20 лет актуальность тем, поднятых в фильме, нисколько не потерялась. Несмотря на то что Америка слышится в каждом кадре, ситуация легко экстраполируется на почти любую современную страну. Дебютный фильм Тони Кэйя («Учитель на замену», «Транзит черной воды») не только о нацизме и о жестокости. Кино о человеке и чувствах, о простом желании быть счастливым и сохранить семью, а вовсе не о тонкостях идеологии.

18+ 


6. «Список Шиндлера» (реж. Стивен Спилберг, 1993)


Абсолютный лидер всех списков кинорейтингов! Это жгучий рассказ о надежде, выживании и сострадании. Киноработ о холокосте есть великое множество. Но Стивен Спилберг снял один из самых правдивых и поэтому жестоких фильмов на эту тему. Однажды режиссер сказал, что война ассоциируется у него с черно-белыми документальными фильмами, поэтому было решено снимать «Список Шиндлера» в монохроме. Эта бесцветность придает еще большей драматичности сценам, разрывающим сердце: убийства людей прямо на улицах, мертвая девочка на тележке, сцена неудавшегося расстрела.

О фильме написано и сказано слишком много, поэтому его нужно просто еще раз посмотреть, пережить и осознать, что показанные в нем события были не так уж давно. И они, увы, абсолютно не утратили своей актуальности сегодня.

16+


7. «Фантастическая женщина» (реж. Себастьян Лелио, 2017)


Картина рассказывает о женщине по имени Марина, которую когда-то звали Даниэль. Да, она была мужчиной. Она отправилась со своим возлюбленным на водопады Игуасу, но жизнь внесла свои коррективы. Ее спутник просыпается с сильной головной болью, Марина успевает довезти его в больницу, но оказывается поздно. Орландо умер. И теперь женщину подозревают в его смерти. С этого момента для нее начинается череда унижений.

В своем оскароносном фильме «Фантастическая женщина» чилийский режиссер Себастьян Лелио («Глория», «Неповиновение») ставит вполне актуальный вопрос сегодня о правах трансгендеров, но избегает чрезмерной социальной ангажированности, находя счастливый баланс между реализмом социальным и магическим. Весь фильм зрителя не покидает ощущение деформированной, сдвинутой действительности от увиденных в нестандартном ракурсе пейзажей Сантьяго и слегка гротескных костюмов, от избытка солнечного света в одних кадрах и по контрасту искусственного неонового освещения в других. Этот фестивальный, но такой настоящий и понятный фильм проводит исследование на темы женского одиночества, сексуальности, унижения и эмоциональной устойчивости. И исполняет оду действительно фантастической женщине!

16+


8. «Оскорбление» (реж. Зиад Дуэри, 2017)


Лента произвела резонанс в кинематографическом мире, начиная с фестиваля в Венеции, где фильм был отмечен призом за мужскую роль Камела Эль Баши, заканчивая оскаровской номинацией в иноязычной категории.

Фильм смотрится и как политинформация о положении на Ближнем Востоке, и как сатира на современность одновременно. «Оскорбление» — это история про взрывоопасную ситуацию в многоконфессиональной стране, с погромами и беспорядками, где каждый обидчик мнит себя угнетаемым меньшинством, а каждый обиженный мечтает о немедленной капитализации обиды. Режиссер Зиад Дуэри («Лила говорит», «Атака»), разжигая страсти персонажей, быстро накручивает темп и ввинчивает в вымышленную историю реальные проблемы. И подобное очень мощно воздействует на зрителя, включая его в этот абсурдный судебный процесс.

16+


9. «Суфражистка» (реж. Сара Гаврон, 2015)


Пацифизм, пассивность, слабость, кровопролитие и правосудие — понятия, которые проходят в «Суфражистке» лишь фоном, и все же сюжет достаточно притягателен и любопытен. Британская картина Сары Гаврон («Деревня на краю света», «Кирпичный переулок») грамотно извлекает напряжение из драматичного боя женщин против мужчин.

Фильм великолепен в передаче клаустрофобии и грязи Англии того времени, обиды и напряжения общества, а также неприступности политической системы. Авторы показывают нам дебаты об этике и законе, но фильм больше тяготеет к повествованию о трогательной судьбе женщин, чем о многогранных политических разборках. И пусть картина выглядит своеобразным облегченным манифестом свободолюбивых феминисток, с художественной точки зрения «Суфражистка» — очень достойное кино.

16+ 


10. «Кожа» (реж. Энтони Фабиан, 2008)


Драма «Кожа» британского режиссера Энтони Фабиан («Громче слов») с успехом прошла на международных фестивалях, собрав 19 наград. В ней очень наглядно демонстрируется разрушительная сила ненависти. Лента стремительно и глубоко погружает нас в ушедшую эпоху апартеида, когда цвет кожи решал, какая в дальнейшем судьба тебя ожидает. Яркие образы, отличное художественное оформление и необычная фольклорная музыка создают ощущение полного погружения в происходящее. Интонация в картине простая и точная, без лишних сантиментов и пафоса. Честная, возмутительная и абсолютно дикая история никого не оставит равнодушным и будет отзываться в вас еще долго.

Это биографический фильм о Сандре Лэйнг, родившейся в ЮАР в эпоху апартеида у белых родителей, но из-за темного цвета кожи отнесенной к «цветным».

12+