Банки будут вынуждены брать с клиентов плату за выпуск и обслуживание карт, использование мобильного приложения и доступ к кол-центру. Это может произойти, если сохранится административное регулирование и ограничение комиссий за прием карт (эквайринг), пишут «Известия» со ссылкой на письмо ассоциации банков России (АБР) в правительство.

Также банки могут сократить или отменить программы лояльности. Расходы на эти услуги и сервисы сейчас субсидируются за счет межбанковских комиссий, подчеркивается в письме.

По словам вице-президента АБР Алексея Войлукова, в России действует отличная от европейской бизнес-модель на рынке безналичных платежей: большинство услуг для клиентов бесплатно — они субсидируются из доходов от эквайринга. Он отметил, что эта модель позволила увеличить долю безналичного оборота с 25% в 2014-м до 65% в 2020 году.

«Если пенсионеру или студенту в России придется платить за карту около 6 тысяч ежегодно, как в европейских странах, он предпочтет вовсе отказаться от безналичных платежей», — отметил Войлуков.

По его словам, при сохранении ограничений банки могут сделать часть услуг платной, в том числе мобильное приложение, поскольку его необходимо поддерживать и постоянно обновлять защиту.

Между тем в Центробанке заявили, что ограничение эквайринговых комиссий носит временный характер, а сама мера направлена на поддержку в том числе малого и среднего бизнеса.

Напомним, в марте ЦБ впервые воспользовался правом ограничить эквайринговые комиссии на время пандемии коронавируса. Они были установлены на уровне 1% для онлайн-покупок с 15 апреля по 30 сентября, а для медицинских услуг — с 1 июня по 30 сентября. Ограничения тарифов обернутся для банков потерями 10−15 млрд рублей, говорится в письме АБР.