1. «Харви Милк» (режиссер Гас Ван Сент, 2008 год)

Лента о первом в Америке политике по имени Харви Милк, открыто признавшемся в своих гомосексуальных наклонностях. Он был избран в городское правление и выступал за принятие законопроекта о правах геев и лесбиянок.

Гас Ван Сент («Мой личный Ривер», «Умница Уилл Хантинг», «Найти Форрестера», «Не бойся, он далеко не уйдет» и др.) снял, с одной стороны, зрительский и понятный, с другой — артхаусный фильм о культовой личности и ярком политике Милке, представив его с обеих точек зрения: человека и гражданина, который вывел своих последователей из социального на политический уровень, закрепив их права не столько речами, сколько законами. Режиссер предлагает прочувствовать положение персонажа, вжиться в его шкуру, взглянуть на другой мир, где никто никого не спасает, но все продолжают жить, потому что им некуда деваться от обыденности.

У фильмов Ван Сента всегда великолепная визуальная сторона. В «Харви Милке» он добился идеальной стилизации под документальность, настолько, что, когда мы видим якобы кадры хроники, трудно понять, есть ли здесь хоть один непостановочный кадр. Режиссер смог воссоздать реальную обстановку в районе Кастро Сан-Франциско, отчего картина кажется неким слепком с реальности с налетом ретро.

И, конечно же, «Харви Милк» — это бенефис Шона Пенна (премия «Оскар» за эту изумительную роль). Актер в очередной раз блестяще показал себя мастером перевоплощения, явив новую грань своего таланта.

18+


2. «Железная леди» (режиссер Филлида Ллойд, 2011 год)

Фильм «Железная леди» повествует о первой и единственной женщине на посту премьер-министра Великобритании, правившей страной с 1979 по 1990 год, и охватывает период с начала ее политической карьеры после Второй мировой войны до начала 2000-х, когда героиня, как простая британская старушка, покупает в супермаркете пакет молока.

Байопик о Маргарет Тэтчер сняла Филлида Ллойд — английская оперная постановщица и автор киномюзикла «Мама миа!». И вполне естественно, что исполнительница главной роли Мэрил Стрип получила очередную статуэтку «Оскар».

В обращении с неоднозначной и яркой политической фигурой режиссер берет правильный ракурс и использует не столько саму личность выдающейся женщины, а скорее отдельные черты ее публичного имиджа. Получается не полноценное биографическое киноисследование в рамках жанра, а больше дружеский шарж. Ллойд погружает героиню в воспоминания о ее прошлом — блестящей, но довольно страшной в политическом смысле карьере. Впрочем, на мой взгляд, здесь больше интересна идея триумфа женщины в мире мужчин, чем глубокий взгляд на историю правления Тэтчер.

12+


3. «Мартовские иды» (режиссер Джордж Клуни, 2011 год)

В фильме рассказывается об избирательной кампании Майка Морриса, проводившейся во время первичных выборов кандидата на пост президента США от демократической партии в 2004 году. Картина поставлена по известной пьесе «Северная Фаррагут» (Farragut North) американского драматурга Бо Уиллимона. Очередная режиссерская работа любимчика Америки Джорджа Клуни («Признания опасного человека», «Доброй ночи и удачи», «Субурбикон» и др.) упирается корнями в две политические системы: современную американскую и древнеримскую. «Мартовские иды» показывают нынешнему зрителю реалии политического микрокосма. А Клуни всегда ратовал за разоблачение реальных мотивов политиков. Он неприкрыто проводит параллели в историю и заявляет, что спустя несколько тысячелетий мотивы людей у власти остались все те же. А ситуация в мировом сообществе по большому счету нисколько не изменилась. Многие отмечали, что Клуни снял политический триллер не про политику как власть, а про политику как внутреннюю совесть.

16+


4. «Плутовство» (режиссер Барри Левинсон, 1997 год)

Весной 1999 года многие считали фильм «Хвост виляет собакой» (в нашем прокате картина вышла под названием «Плутовство») вдвойне пророческим. Он не только заранее предсказал громкий скандал вокруг сексуальных похождений тогдашнего президента США Билла Клинтона, но и операцию НАТО на Балканах (Штаты начинают мифическую войну в Албании). Авторы фильма угадали в первую очередь, что современная война, ведущаяся при помощи супертехники, производит виртуальное впечатление, как очередная компьютерная игра. А ее подлинное изображение, переданное по всем телеканалам, вполне может сойти за постановочную картинку. Все перемешалось в сознании людей, которые чаще чувствуют себя зрителями реальности, а не ее участниками. И собака, поистине, уже не ведает, что творит ее хвост.

Режиссер Барри Левинсон («Доброе утро, Вьетнам!», «Человек дождя», «Сфера» и др.) со знанием дела и очень точно показывает изощренные механизмы манипуляции массовым сознанием. «Плутовство» — превосходный образец жутко смешной политической сатиры, в котором Роберт Де Ниро и Дастин Хоффман филигранно играют двух втянутых в дело пройдох, а сюжет позволяет остро иронизировать на тему прозрачности и честности президентских выборов.

16+


5. «День выборов» (режиссер Олег Фомин, 2007 год)

«День выборов» Олега Фомина — экранизация одноименного антрепризного спектакля от «Квартета И», который напоминает скорее некий шутовской капустник, чем фильм. Картина берет за душу не шутками как таковыми (хотя их тут предостаточно), а позитивной энергетикой, атмосферой. Ждать от фильма злобной политической сатиры и неполиткорректности не стоит. Хотя после отмены губернаторских выборов в сюжетных хитросплетениях картины можно увидеть определенный подтекст.

«День выборов» — очень смешное кино, наивное и придурковатое и по большому счету к социальным явлениям имеет весьма отвлеченное отношение.

16+


6. «Вся президентская рать» (режиссер Алан Дж. Пакула, 1976 год)

Фильм основан на одноименной документальной книге журналистов Боба Вудворда и Карла Бернстайна, которые в 1973 году расследовали Уотергейтский скандал для газеты The Washington Post. Сняв свою ленту всего через три года после случившихся событий, режиссер Алан Дж. Пакула добился поразительного эффекта: публика и даже критики воспринимали всем хорошо известную историю как захватывающий триллер и динамичный детектив. Поэтому неудивительно, что лента пользовалась большим успехом в прокате, войдя в число 60 самых кассовых в 70-е.

Уже ставшая легендарной картина рассказывает об одной из самых скверных страниц политического противоборства в США на самом высоком уровне — Уотергейтском скандале с прослушкой. Благодаря «Всей президентской рати» действительно становится ясно, что пресса может быть четвертой властью. Она вмешивается в игру крупных политиков, воздействует на умы и настроения обычных граждан. Хотя не всегда удается отделить благие намерения журналистов от своекорыстных побуждений.

16+


7. «Цветок зла» (режиссер Клод Шаброль, 2003 год)

Лента классика кинематографа Клода Шаброля («Красавчик Серж», «Перед тем как опустится ночь», «Пусть зверь умрет», «Женское дело» и др.) номинировалась на главный приз Берлинского кинофестиваля в 2003 году.

В этом фильме Шаброль верен своему киноязыку и волнующим его темам. Режиссер демонстрирует нам вечную сатирическую усмешку над буржуазным мирком, уединяющимся в скорлупе родовых поместий. Условная и отстраненная симпатия сменяется сжигающей ненавистью, и ставшие ритуальными семейные отношения трансформируются во вражду. И все это вскрывают выборы.

По обыкновению ставка в фильме сделана на актерское мастерство. Пять главных исполнителей, включая Сюзанн Флон, будто с самого начала были неотъемлемой частью картины. А прекрасные длинные планы оператора Эдуардо Серра, ставшего союзником Шаброля с конца 90-х, придают отстраненный блеск отточенному мастерству французского мэтра.

Сам режиссер комментирует подачу картины так: «Я же чем дальше, тем реже прибегаю к агрессии формы, к внешним эффектам. Точнее, я стремлюсь придать эффектам правдоподобие, то есть сделать так, чтобы они не казались просто приемом. Например, в картине „Цветок зла“ надо было сделать так, чтобы зритель все время чувствовал, что между персонажами постоянно что-то происходит».

16+


8. «Выборы» (режиссер Джонни То, 2003 год)

Каждые два года старейшины самой древней гонконгской триады выбирают нового главу. Между двумя главными кандидатами возникает сильная конкуренция. Лок — фаворит, так как находится на хорошем счету у старейшин. Однако его соперник Большой Ди не остановится ни перед чем, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Он даже готов пойти против многовековых традиций триады и попытаться повлиять на окончательное решение с помощью денег и насилия.

У классика из Гонконга, мастера криминальной темы в кино режиссера Джонни То («Направо, налево», «Отверженные», «Профессия киллер» и др.), гангстерские разборки — скорее форма ироничного высказывания про «демократичный» дележ власти.

В центре сюжета картины — выборы нового главы клана триады, где в борьбе за власть хороши все средства: подкуп, убийства, шантаж. Повествование затягивает настолько плавно и цепко, что зритель и не замечает, как становится увлечен изучением «внутренностей» знаменитой бандитской структуры. Оторваться просто невозможно. Не сделав в картине ни единого выстрела, режиссер создал воистину магнетическое действо, цепляющее и интригующее. Варьируя стили от сатиры до классических историй о мести и мужском братстве, То умудряется находить новые и свежие краски, казалось бы, клишированных сюжетов.

18+


9. «Нэшвилл» (режиссер Роберт Олтмен, 1975 год)

«Нэшвилл» — многофигурная кинофреска выдающегося Роберта Олтмана («Игрок», «Три женщины», «Винсент и Тео», «Короткий монтаж» и др.), один из ключевых фильмов его карьеры и кинематографа нового Голливуда в целом. Переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров образуют многослойную панораму столицы музыки кантри — города Нэшвилла. А заодно диагностируют социально-политические проблемы Америки, уставшей от уотергейтских разоблачений начала 1970-х и готовой с головой нырнуть в омут развлечений эпохи диско.

«Нэшвилл» — своего рода общественный кинопортрет, наполненный незаурядной сатирой и юмором, с целым ансамблем талантливых актеров и прекрасными диалогами. Этот фильм в какой-то степени можно назвать вершиной творчества режиссера и утвердившейся классикой кино.

18+


10. «В петле» (режиссер Армандо Ианнуччи, 2009 год)

«В петле» — картина, снятая в привычном для режиссера Армандо Ианнуччи жанре политической сатиры (так же, как его нашумевшая работа «Смерть Сталина»). Фильм основан на британском телесериале «Гуща событий».

Это удивительно смешная и умная британская комедия про политическую кухню и предвыборную гонку. И абсолютно диалоговое кино, в котором легко заметить аллюзии на английских, американских и европейских политиков. Густой по содержанию и остроумный по подаче «В петле» — одновременно грубый, прямолинейный и метафоричный фильм о политике. И даже если вы не разбираетесь в тонкостях государственных игр, все равно скучать такое кино вам точно не даст. Замечательный пример фильма, когда одинаково интересно и то, что происходит, и то, как это преподносится зрителю.

16+