В своем вступительном слове Аюпова поделилась итогами онлайн-трансляций культурных мероприятий. По состоянию на 29 мая их «посетили» 14 млн раз из разных регионов России и стран мира В своем вступительном слове Аюпова поделилась итогами онлайн-трансляций культурных мероприятий. По состоянию на 29 мая их «посетили» 14 млн раз из разных регионов России и стран Фото: kzn.ru

«НАШИ АРТИСТЫ НА ОНЛАЙН-КОНЦЕРТАХ СМОТРЕЛИСЬ ОЧЕНЬ КЛАССНО»

Сегодняшнее утро для татарстанских культурных журналистов распалось на квадратики Zoom — именно там провела свою традиционную пресс-конференцию министр культуры РТ Ирада Аюпова. Поводов встретиться действительно было предостаточно: конец карантинного онлайн-сезона, плачевное состояние частных культурных учреждений и самозанятых творцов, а также напряженное ожидание открытия театров и концертных площадок.

Первым делом в своем вступительном слове Аюпова поделилась итогами онлайн-трансляций культурных мероприятий. По состоянию на 29 мая их «посетили» 14 млн раз из разных регионов России и стран, состоялось и 90 платных мероприятий. По мнению министра, это неплохой опыт и от него однозначно не надо отказываться.

«Лидерами онлайн-трансляций являлись Камаловский, Кариевский, Атнинский театр, Тинчуринский и русский ТЮЗ очень активно работали, у Славутского в Качаловском были индивидуальные проекты. Особенно эмоциональные театры работали очень хорошо. Мы столкнулись с тем, что не весь материал, который идет на сценических площадках, мы можем выставить в онлайн-пространстве, потому что есть угроза нарушения авторских прав. Спектакли из репертуара русских драматических театров обременены авторскими правами, и для онлайн-трансляций приходилось оформлять договор заново. В ближайшее время пройдем обучение по этому вопросу», — пообещала Аюпова.

Министр объявила, что учет трансляций и онлайн-активности появится в рамках госзадания для культурных учреждений. «Мы перерабатываем концепцию госуправления театрально-зрелищными учреждениями, и это будет один из вопросов, который мы поставим в рамках госзадания. Трансляции интересны не только нашим жителям, но и зрителям, которые находятся далеко. Очень хорошо проходили и онлайн-концерты, наши артисты смотрелись там классно. Я рада, что данный ресурс оказался востребованным. Это тот канал, который мы недооценивали в прошлом», — добавила она.

Аюпова подытожила, что после двух месяцев онлайн-деятельности культурных учреждений будет проработано три вопроса: авторские права, качественная запись контента и учет онлайн-активности.

«Что такое национальный театр в современном городе, где доминантой является промышленное производство? Это очень интересный город по своей философии» «Что такое национальный театр в современном городе, где доминантой является промышленное производство? Это очень интересный город по своей философии» Фото: «БИЗНЕС Online»

В ЧЕЛНАХ ПОЯВИТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ДРУГОГО УРОВНЯ»

Отдельно министр рассказала о планах создания концептуально новой модели татарского драматического театра в Набережных Челнах, реконструкция которого сейчас идет полным ходом. «Это не может быть традиционной схемой, когда просто идет показ спектаклей и больше ничего. Что такое национальный театр в современном городе, где доминантой является промышленное производство? Это очень интересный город по своей философии. Важно, чтобы новый художественный руководитель театра Олег Кинзягулов трансформировал восприятие национального театра в пространстве Набережных Челнов», — отметила она. В ответ на это корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил, не приведут ли подобные трансформации к обвинениям, что министр культуры пытается лишить город единственного татарского театра.

«Олег — очень интересная личность, достаточно сложная, но он хочет изменений. И у меня есть свое видение — я все-таки очень люблю не попсовый, а интеллектуальный театр. У него есть амбиции это направление в челнинском драмтеатре раскрыть. Там в любом случае неизбежны изменения — даже формат сцены поменялся», — сказала Аюпова.

Она пригласила журналистов на экскурсию, чтобы можно было воочию убедиться в том, что «это театр другого уровня». «Там будет три площадки, три камерных зала. Мы надеемся, что там окажется развита система клубов по интересам. Для Челнов развитие татарской культуры — очень важная задача. Нужно зародить интерес к языку и культуре у молодежи. Мне хочется верить, что у театра будет новым не только здание, но и формат: он станет коммуникативной площадкой для всей семьи, где можно посидеть, почитать, сходить на выставку, ведь это многофункциональный комплекс», — подчеркнула министр. Любопытно, что таким комплексом должен был стать Казанский ТЮЗ, однако из-за сложностей реставрации исторического здания процесс его трансформации пока поставлен на паузу.

«Мы потеряли самую активную часть сезона — апрель, май, июнь — время, когда люди ходят в театры. Мы рассчитывали, что получится раскрутить систему…» «Мы потеряли самую активную часть сезона: апрель, май, июнь — время, когда люди ходят в театры. Мы рассчитывали, что получится раскрутить систему…» Фото: mincult.tatarstan.ru

ГРАНТЫ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ И ГОСЗАКУПКИ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Если положение государственных театров более-менее определенное и некритичное, то про частные так не скажешь — их администрация и сотрудники в условиях запрета зрелищных мероприятий оказались без средств к существованию. В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об адресной финансовой поддержке представителей отрасли Аюпова честно призналась, что прямых дотаций им ждать не стоит. «Мы потеряли самую активную часть сезона: апрель, май, июнь — время, когда люди ходят в театры. Если бы изоляция закончилась раньше, может, это было бы легче сделать. Но, поскольку она растянулась надолго, говорить о прямой дотации учреждениям не приходится», — сказала министр.

По ее мнению, сейчас лучше поддерживать больше тех людей, кто готов отдать деньги в театр, чем компенсировать потери самих театров. Частники все же смогут получить господдержку, но есть один нюанс. «Мы пытаемся с Фаридом Рафкатовичем Бикчантаевым — спасибо ему за эту инициативу — раскрутить тему грантов на постановочную деятельность. Обычно мы выдавали их государственным театрам, но сейчас они получают достаточно ощутимую поддержку на это — более 50 миллионов рублей в рамках федеральных проектов и программ, плюс мы и сами стараемся поддерживать их постановочные затраты. А для негосударственных театров это была бы ощутимая форма поддержки», — объявила Аюпова. Сейчас прорабатывается система расходования этих грантов, чтобы театры точно смогли их потратить на постановки. Министр обещала выверить детали в течение одной-двух недель.

Также министр затронула тему возврата билетов — оказалось, что в Татарстане люди активно стремятся получить назад свои деньги, а не перенести посещение театра или концерта на другое время Также министр затронула тему возврата билетов — оказалось, что в Татарстане люди активно стремятся получить назад свои деньги, а не перенести посещение театра или концерта на другое время Фото: «БИЗНЕС Online»

Другой мерой поддержки станет информационная — о репертуаре театров будут активно рассказывать ресурсы «Татмедиа». Информация о спектаклях может появиться и на городских билбордах. Также министр затронула тему возврата билетов — оказалось, что татарстанцы предпочитают требовать свои деньги назад, нежели соглашаться на перенос посещения театра или концерта на другое время. «Я разговаривала с Виктором Степанцовым (директор Молодежного театра на Булакеприм. ред.), и он сказал, что приходится возвращать деньги на билеты, и очень часто на это уходят последние средства. Я знаю, что во многих регионах есть четкая установка — зрители не возвращают деньги, а меняют билеты. У нас люди больше требуют возврата», — отметила Аюпова.

По результатам мониторинга министерства главными затратами предпринимателей стали расходы на зарплату, деньги на продвижение и информационное сопровождение продукта, а также содержание имущества (аренда зданий и т. д.). «Для меня сегодня принципиальная вещь — открыть эти учреждения. Если они начнут работать, то выплывут, а если еще два месяца простоят, то мы их потеряем безвозвратно. Если сейчас стартует продажа билетов на новый сезон, будет легче. Конечно, хочется помочь больше, но я озвучила реальные позиции. Я не могу сказать, что нам будут выделены средства, которые мы раздадим театрам, чтобы они компенсировали недополученный доход», — сказала глава ведомства.

По ее словам, частный бизнес во всем мире так или иначе связан с рисками, озвученные ею меры поддержки должны помочь компаниям выйти из кризиса. Также она упомянула, что осенние гранты для мастеров народных промыслов и госзакупки, композиторов и художников перенесут на июнь-июль. «Мы сейчас будем закупать произведения композиторов и художников, чтобы хоть как-то их поддержать. Просто так раздать деньги мы не можем при всем своем желании. Прямой дотации для исполнителей мы не делали. В республике всегда в период кризисных ситуаций вводится жесткий режим расходования средств», — добавила министр.

«Массовые проекты будем проводить по мере выхода из кризиса», — добавила Аюпова. Она надеется, что в сентябре уже во второй раз в Казани пройдет проект «Кино за 7 дней» «Массовые проекты будем проводить по мере выхода из кризиса», — добавила Аюпова. Она надеется, что в сентябре уже во второй раз в Казани пройдет проект «Кино за 7 дней» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Я И САМА ТЯЖЕЛО ПЕРЕНОШУ МАСКИ»

На пресс-конференции был поднят вопрос и «шахматной рассадки» в театрах, которая может стать первым этапом открытия учреждений. По словам Аюповой, пока это только проект и в ведомстве исследуют опыт зарубежных залов, регламентирующего документа еще нет. «Я очень надеюсь, что, если мы говорим об открытии сезона в сентябре, это будет нормальное заполнение зала. Было много споров, когда открывали музеи и библиотеки. Мы все равно ездим в общественном транспорте и ходим в магазины, где подчас более плотное наполнение, чем в музее. Конечно, я не призываю нарушать режим ограничений, но Рустам Нургалиевич настроен на постепенное возвращение к нормальной жизни», — подчеркнула министр.

Возможно, вместо специальной рассадки зрителям придется находиться в масках и перчатках. Аюпова поделилась, что и сама тяжело переносит маски, кашляет после них, а в перчатках ходить неприятно, но, если это необходимо, можно к тому привыкнуть. Притом, по ее мнению, люди не сразу решатся пуститься во все тяжкие и ходить по театрам и концертам, поэтому важно открыть их как можно раньше, чтобы дать зрителям привыкнуть к новой-старой реальности.

Среди других планируемых открытий, озвученных министром, — ДК им. Саид-Галеева, КЦ «Чулпан», ДК железнодорожников, которые распахнут свои двери летом. Строительно-монтажные работы в НКЦ, где будет размещена Национальная библиотека, закончат в августе, ведутся работы по созданию музея присутственных мест Кремля. «Массовые проекты будем проводить по мере выхода из кризиса», — добавила Аюпова. Она надеется, что в сентябре уже во второй раз в Казани пройдет проект «Кино за 7 дней», ждет спектакли в рамках фестиваля «Золотая маска» и мусульманский кинофестиваль.

Под конец встречи с журналистами министр немного посетовала на незнание жителями Татарстана выдающихся личностей. «Если вы на улице остановите 100 человек и спросите, кто такой Саид-Галеев, вам скажут 3, про Сару Садыкову — 10. Люди не знают никого, и это страшно, — заявила она и предложила в онлайне рассказать о громких именах. — Мне иногда бывает стыдно признаваться в собственном бессилии в решении каких-то вопросов, но дорогу осилит идущий. Я считаю, что для нас вся эта ситуация была уроком во всех аспектах — с точки зрения и планирования своей деятельности, и продвижения, и ведения бизнеса».