ТАТАРСТАНСКИЕ СЕТИ АЗС НАСТАИВАЮТ НА НОВОМ ПОВЫШЕНИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА БЕНЗИН 92-Й МАРКИ – НА ЭТОТ РАЗ ДО 28 – 28,9 РУБЛЕЙ

Сегодня чиновники кабмина и аппарата президента на брифинге в доме правительства раскрыли сенсационную причину резкого роста цен на бензин в последние недели. Как выяснилось, по странному стечению обстоятельств либо чьему-то чудовищному замыслу, в России на плановый ремонт закрылась почти половина всех нефтеперерабатывающих мощностей. В ситуации на рынке топлива с помощью экспертов рынка разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».

ПОДТЯНУЛИСЬ НА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Свое выступление на брифинге начальник ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Роберт Гилязиев начал со ссылки на предыдущую встречу с журналистами, на которой была озвучена информация о сентябрьском росте цен на бензин. Правда, судя по тому, что единственным сообщением с мероприятия был пресс-релиз кабмина, оно прошло в закрытом режиме от большинства республиканских СМИ. Во всяком случае, «БИЗНЕС Online» сначала получила на него приглашение, но позже от организаторов пресс-конференции поступила информация, что мероприятие отменено.

Итак, с 22 сентября по решению рабочей группы по мониторингу цен на нефтепродукты при кабмине рекомендованная цена на бензин выросла в среднем на 50 копеек.

«Просто цена была подтянута к уровню средней цены на топливо по Приволжскому федеральному округу. В Татарстане эта дельта была на уровне 50 копеек. Сейчас рекомендованная цена на А-92 на уровне 26,9 рублей за литр», - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» советник президента РТ Ринат Сабиров. Он также вспомнил, что это уже седьмое или восьмое повышение за год.

Роберт Гилязиев добавил, что уровень рекомендованной цены, которыу просили операторы АЗС были значительно выше. Так, Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ считала, что цена на литр 92-го должна быть на уровне 28,7 рублей за литр, «Автодорстрой» – 28,5 рублей, а «Татнефтепродукт» – 28 рублей.

Сабиров также отметил, что больше всего от повышения цен пострадала Самарская область и Пермский край. «Только в Перми цена выросла на рубль. Что касается пермских НПЗ, то переработка здесь принадлежит «Лукойлу», и, как известно, эта нефтяная компания старается не продавать нефтепродукты в регионе переработке», - рассказал собеседник.

А ЕСЛИ ОСТАНОВИТЬ ПОЛОВИНУ НПЗ В СТРАНЕ…

Далее докладчик попытался дать объяснение росту цен на бензин, который был отмечен сразу в 36 из 86 субъектов РФ. Среди первых причин была указана массовая остановка российских НПЗ на плановый ремонт. Так, по данным Сабирова, на регламентные работы встало 13 нефтеперерабатывающих заводов из 31 существующих. На них приходится выпуск 131 млн. тонн нефтепродуктов или почти половина всех мощностей российской нефтепереработкой – 47%.

В числе остановленных оказались и мощности ТАИФ-НК, которая поставляет более половины объема топлива татарстанским операторам АЗС. «Значительную часть моторных топлив татарстанские АЗС получают из ТАИФ-НК. Здесь транспортные затраты ниже, чем если завозить из других регионов. К примеру, стоимость перевозки одной тонны нефтепродуктов из уфимских НПЗ составляет 1,6 - 1,5 тыс. рублей. В то время как железнодорожным транспортом перевозка тонны из Нижнекамска составляет 1 тыс. рублей, а бензовозами и того дешевле - 700 - 800 рублей за тонну», - пояснил Гилязиев.

В самой компании ТАИФ-НК, как заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», никак не связывают рост цен на бензин с остановкой своего производства на плановый ремонт, заявляя, что они не являются монополистом на рынке, и напоминают, что производство бензина есть в Уфе.

ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ…

По прогнозу Гилязиева, после сентябрьского повышения цена на бензин должна стабилизоваться. «Мы не прогнозируем перебои с топливом как в других регионах, и в ближайшие три месяца цены, скорее всего, не будут повышаться», - заявил он. Коллегу поддержал и советник президента РТ, который в качестве положительной тенденции назвал снижение сбытовой цены у оптовых трейдеров и производителей. «Если в августе тонна на уфимском НПЗ стоила 33 - 34 тыс. рублей, то сейчас оптовая цена составляет 32,9 тыс. рублей, и при этом запасы есть», - сообщил Сабиров. Помимо этого, ограничителем для монополизации топливного рынка вертикально-интегрированным нефтяными компаниями (ВИНК), по задумке властей, должны стать продажи бензина на трех биржах в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь должно реализовываться до 15% нефтепродуктов ВИНК.

«Из макроэкономических показателей мы видим, что поставка продуктов нефтепереработки на внутренний рынок становится выгоднее, чем на внешний. За 8 месяцев 2011 года в России нефтедобыча выросла на 1,2%, экспорт упал на 3%, а нефтепереработка выросла на 4,2%. Мазут, который ранее активно шел на экспорт, сейчас уходит на внутреннюю переработку. Все это приводит к стабилизации на рынке. Об этом может говорить тенденция по снижению оптовой цены на топливо», - сказал Сабиров, но уже отвечая на вопрос журналистов, заявил, что есть еще один макроэкономический фактор – это цена на рынке нефти. «Мы не можем отвечать за мировую экономику», - отметил советник.

Комментарии

Николай Горюнов, вице-президент Российского топливного союза, Президент Ассоциации АПН:

- В целом ситуация понятна: монополисты скупают заправки, из-за этого поднимаются цены. Говорили, например, что понизится цена на бензин – ничего не понизилось. То, что кабмин пообещал стабилизацию цен сейчас – это возможно, конечно, и связано это в первую очередь с предстоящими выборами. Руководство страны искусственно постарается удержать цены, президент свой властный инструмент применит в случае необходимости, поэтому на 92-й бензин сейчас цена будет колебаться у цифры в 27 рублей.

Подниматься сильно не будет в ближайшее время – не дадут. Может быть, даже до марта такая ситуация продлится. А весной, конечно, цены увеличатся, но не обвалятся совершенно: президент открыто не даст их обваливать. Так что и весной можно спокойно жить, до тридцати рублей цены не дойдут. Но так, в зависимости от разных факторов, может возле этого рубежа колебаться цена, двадцать девять рублей и рядом.

И еще обязательно нужно учитывать тот факт, что в январе месяце будут введены дополнительные акцизы на нефтепродукты. Ввели же государственное регулирование. Насколько точно увеличится, сейчас сказать нельзя, но в январе 2011-го увеличилась цена на 3 тысячи рублей за тонну – и что-то в этом роде будет и в январе 2012, может чуть больше. А это, конечно, повлияет на цены и оптовые и розничные.

Ирек Сулейманов, глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- Могу сказать, что в ближайшие два-три дня цена на бензин не повысится, потому что не было заседания рабочей группы. Совершенно непонятно, как он развивается, и как нам в этой ситуации жить и выживать, особенно коммерческим заправкам, которые не имеют ни административных ресурсов, ни ресурсов на ТАИФе, более-менее близкой по нормальной цене. Поэтому нам сложно, очень сложно. Не исключаю, что цена на бензин может упасть, я жду понижения цен.