Михаил Волконадский — известный казанский продюсер, шоумэн, организатор мероприятий Михаил Волконадский — известный казанский продюсер, шоумен, организатор мероприятий

ГЕРОЙ

Михаил Волконадский — известный казанский продюсер, шоумен, организатор мероприятий. Кроме того, уже много лет он директор негосударственного камерного театра «Сдвиг». Последний ныне является резидентом «АртХаба» — творческой студии Константина Хабенского в Казани, расположившейся в симпатичном особняке в центре столицы Татарстана. Заслуженный работник культуры РТ Волконадский — руководитель «АртХаба», где играют спектакли, проводят различные творческие встречи и мастер-классы.

«Сами ребята прекрасно понимают, какая сейчас ситуация, и благодаря их терпению и пониманию мы пока, слава Богу, можем рассчитывать на нормальное начало сезона, если это случится в сентябре» «Сами ребята прекрасно понимают, какая сейчас ситуация, и благодаря их терпению и пониманию мы пока, слава богу, можем рассчитывать на нормальное начало сезона, если это случится в сентябре»

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ?

  • У нас вроде сложилась не такая пугающая картина, как на больших производствах, где люди сидят в кредитах, вынуждены все оплачивать и ничего не зарабатывать. Но, с другой стороны, у нас есть большой вопрос, связанный с обеспечением наших актеров и ребят хоть какой-то работой. Пока мы находим ее на «удаленке», частных проектах, которые даже во время самоизоляции по мелочи, но были. Я старался помогать, хоть что-то, хоть как-то и где-то находить для поддержки штанов, в том числе и из своего кармана.
  • Также мы из средств учредителей будем пытаться закрывать минимальную оплату труда тех ребят, которые постоянно продолжали работать, несмотря на самоизоляцию. Это в основном директорский состав, управляющие, люди, которые занимаются бухгалтерией. Мы постараемся поддержать административный блок. Те крохотные средства, которые мы успели заработать до самоизоляции, направим на поддержку и актеров, и административной части театра, чтобы у них была возможность выйти из дома, доехать до работы и начать трудиться, а не идти на завод, хотя и там кто-то должен работать.
  • Все будет зависеть от условий аренды и тех расходов, которые возникнут, когда официально снимут все ограничения. Пока наш арендодатель, владелец здания, очень лояльно к нам относится и ничего не требует. Будет обсуждать этот вопрос, когда выйдем на работу. Надеемся на его благосклонность и возможность дать нам какое-то время, чтобы войти в колею и попытаться достичь хотя бы тех же оборотов. Хотя нам самим кажется, что это произойдет не раньше сентября-октября.
  • Мы никого не сокращали, ни от каких обязательств не отказывались. Все наши отношения в работе строятся на личностных, чуть ли не семейных отношениях. И сами ребята прекрасно понимают, какая сейчас ситуация, и благодаря их терпению и пониманию мы пока, слава богу, можем рассчитывать на нормальное начало сезона, если это случится в сентябре.

«Восстанавливаются работы, которые также были поставлены на нашей площадке — «На крыше леса» Марселя Касимова, спектакль Александра Фельдмана «Шестое чувство», который поддержал Константин Хабенский» «Восстанавливаются работы, которые также были поставлены на нашей площадке, — «На крыше леса» Марселя Касимова, спектакль Александра Фельдмана «Шестое чувство», который поддержал Хабенский»

ЧТО БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

  • 28 марта, когда был объявлен карантин, к нам пришли сотрудники полиции и остановили спектакль театра «Сдвиг», хотя нас об этом никто не предупреждал. Мы ждем официального разрешения выйти работать, но не как театр, а как трудовой коллектив, который может заниматься репетициями, подготовкой к новому сезону. Мы надеемся, что в начале июня сможем попасть в наше здание и начать работать.
  • Параллельно с тем, как и у всех, у нас есть определенные планы по онлайну. Это будет не просто 10–20 минутный контент, какие-то юмористические скетчи, на которые перешли многие камерные коллективы. Мы выдаем не какой-то развлекательный контент — у нас театр, потому мы пытаемся разрабатывать варианты с новыми технологиями, позволяющими человеку, зрителю хотя бы на 1 час 20 минут включаться в процесс.
  • Мы пытаемся разрабатывать с казанскими ребятами, которые занимаются виртуальными экскурсиями по музеям, библиотекам и производствам, этакий «план Барбаросса», чтобы сделать подобную виртуальную реальность для театра. Это будет VR-спектакль, где зритель сможет выбрать любого из персонажей и его глазами увидеть постановку.
  • Что касается «АртХаба», там одновременно и немного сложнее, и проще. Труднее из-за дефицита ресурсов — у всех финансовые трудности, но при этом у нас появилось время смонтировать первый фильм, который был заявлен как резидент, — «Пувыргу» Влада Петрова, где я являюсь продюсером. Уже готов черновой монтаж, мы переключаемся на стадию постпродакшена и, дай бог, если все получится, выйдем на какие-то фестивали. 
  • Параллельно восстанавливаются работы, которые также были поставлены на нашей площадке, — «На крыше леса» Марселя Касимова, спектакль Александра Фельдмана «Шестое чувство», который поддержал Хабенский. Мы их увидим, как только театрам дадут возможность работать. Плюс есть проекты, которые получили возможность производства независимо от нас, — «Громкие рыбы» сняли сериал для Иннополиса. «АртХаб» помогал им консультативной деятельностью наших друзей, товарищей, экспертов.
  • Работа на «удаленке» сейчас сводится к монтажной деятельности по кинематографическим мероприятиям и репетиционному процессу, связанному с театром. Главная сложность в том, что у нас пока нет места, куда мы могли бы прийти, надеемся, что оно у нас опять появится.
  • Буфет и театр — это дружеский союз, созданный для того, чтобы зрителям театра и «АртХаба» было комфортно и они могли бы совместить приятное с полезным. Надеемся, что, как только вновь разрешат деятельность общепитов, подходящих под данный формат, мы тоже продолжим свою работу.
  • Мы в принципе выживали. У нас никогда не было стабильной ситуации и возможности шиковать или платить огромные гонорары артистам. Мы всегда рассчитывали только на свои собственные силы. У нас есть некий психологический задел — мы научились выживать, поэтому нам не привыкать. Надеемся, что вся эта ситуация как можно быстрее разрешится, нам дадут возможность хотя бы просто выйти из дома на работу, а дальше мы, как всегда, будем рассчитывать только на себя и трудиться.
  • Единственный раз, когда нам очень помогли, — это фонд президентских грантов. Мы целый год радовали наших зрителей и слушателей мастер-классами от лучших профессионалов в сфере кино, театра и массовых мероприятий.
  • В феврале мы вели переговоры с московскими друзьями и коллегами в сфере кино и театра, чтобы запустить новый цикл, собрать заявки по «АртХабу», и как раз наступил этот «волшебный» момент самоизоляции и пандемии. Потому пока все договоренности на паузе.
  • Если все ухудшится и у нас не будет возможности выйти и работать хотя бы в июле, то станем что-то думать и пересматривать, потому что запасы прочности уже закончатся и как минимум на аренду здания у нас не окажется денег. Но мы верим в светлое будущее и отчетливо понимаем, что в нашей сфере кино и театра полностью уйти в онлайн, как многие говорят, нереально. Технически, наверное, можно, но с точки зрения отношения к своей работе, делу, зрителям, которые к нам приходят, это неправда. Онлайн все-таки не предоставляет всего того, что дает реальное, живое общение с людьми. И подобное относится ко многим сферам жизни.

«Как юрлицо, «АртХаб» получил финансовую поддержку в размере МРОТ на зарплату сотрудников, которые у нас работают. Это произошло, и это очень радостно» «Как юрлицо «АртХаб» получил финансовую поддержку в размере МРОТ на зарплату сотрудников, которые у нас работают. Это произошло, что очень радостно»

ПОМОГУТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Нам недавно прислали письмо управления культуры о том, что есть решение правительства по поддержке коммерческих негосударственных театров. Но во всем перечне того, что мы прочитали, не нашли для себя ответа или четкого указания, как действовать и на что рассчитывать. Неделю назад бухгалтер сказала, что нам как автономной некоммерческой организации данные пункты поддержки не подходят. Может быть, мы чего-то не досмотрели. До этого мы посылали запрос на поддержку как АНО, и нам в ней отказали — мы не являемся тем субъектом, которому помогают. Читаем дальше, общаемся с коллегами, спрашиваем, уточняем, надеемся, что что-то и до нас дойдет. Мы будем рады, если нам разъяснят, как воспользоваться этой поддержкой.
  • Как юрлицо «АртХаб» получил финансовую поддержку в размере МРОТ на зарплату сотрудников, которые у нас работают. Это произошло, что очень радостно. Как отец двоих детей я знаю, что супруга написала заявление на поддержку, тоже вроде как обещают, ждем, надеемся, это тоже замечательная помощь. Наши ребята, которые оформлены как самозанятые, воспользовались соответствующими мерами поддержки — администрации районов, города выдали им продуктовые наборы, плюс возвратили налоги. Кто-то встал на биржу труда, пока не знаю, насколько успешно.
  • Сейчас хочется говорить только о какой-то финансовой помощи. Может быть, не раздавать деньги, а позволить не так расходовать их на все те же налоги. Хорошо, если бы это было соизмеримо тому количеству людей, которые трудятся в организации, и тому периоду, который она находится без работы и не может позволить зарабатывать какие-либо деньги.
  • Мы ни в коем случае не надеемся на кого-то, кто придет и даст какую-то сумму денег. Для нас главное — в принципе начать работать, как и библиотекам, музеям, пусть с какими-то ограничениями, например, по количеству зрителей, заниматься своим делом. До того как объявили самоизоляцию, мы следовали всем рекомендациям правительства. Когда у нас был последний спектакль, в зале находились 17 человек, везде имелись средства защиты, санитайзеры. Мы мониторим ситуацию и понимаем, что главное для нас — комфорт зрителя и возможность поделиться творчеством нашего театра. Главное — выйти и начать работать.

«В театры люди пойдут обязательно, потому что, как показывает практика, это место, которое позволяет людям обрести смысл и найти вдохновение, когда его не хватает» «В театры люди пойдут обязательно, потому что, как показывает практика, это место, которое позволяет им обрести смысл и найти вдохновение, когда его не хватает»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • В театры люди пойдут обязательно, потому что, как показывает практика, это место, которое позволяет им обрести смысл и найти вдохновение, когда его не хватает. Для меня хороший, правильный театр сродни церкви, которая дает возможность людям посмотреть на свою жизнь под другим углом, может быть, что-то изменить, в чем-то убедиться, не отчаиваться.
  • Другое дело — когда люди пойдут в театры. Это уже зависит от поддержки государства, оно может позволить театрам делать не такие высокие цены на билеты, если субсидирует их, как «Аэрофлот», авиа- и ж/д перевозки, госкорпорации, которые несли убытки и которые серьезно поддержали. Если будет такое же отношение к театрам, да и вообще ко всей отрасли культуры, то, конечно, люди пойдут. И я уверен, что думающий человек, решая, куда отправиться вечером, выберет театр, музей, возможность духовно обогатиться.
  • Вся эта история с самоизоляцией прекрасна тем, что все искусственное, наносное, ненастоящее отпало. Очень много всего ушло — и это прекрасно. Подобное не значит, что я восторгаюсь происходящим, тут очень болезненное ощущение. Но сейчас люди еще больше понимают, что живое общение, живой контакт зрителя с актером, возможность увидеть картину не онлайн, а просто прийти в зал, посидеть, насладиться, узнать, услышать важны. Экскурсия, которую проводит экскурсовод, и экскурсия в наушниках — совершенно разные вещи.
  • Здорово, что многие освоили навыки онлайн-работы. От себя могу сказать, что мы не относимся к тем, кто быстро смог переключиться и уйти в онлайн, потому что не нашли для себя какой-то формы и воплощения нашего творчества. Может быть, это наша проблема, а может, так и должно быть. Во всяком случае, мы ждем зрителей.
  • Я уверен, что панический страх у большинства, наверное, ушел и люди понимают, что это за болезнь, и информированы, как себя вести, какие предпринимать действия, если вдруг, не дай бог, что-то произойдет. Большая работа проведена, чтобы граждане посмотрели на свое здоровье и возможность самоизоляции. В дальнейшем все будет намного лучше, изменится порядок общения, этой социальной дистанции. Может, до Нового года в театрах окажется небольшое количество зрителей, но нам как маленькому камерному театру нужна лишь возможность выйти и начать работать. Любое количество зрителей для нас уже спасение, возможность оставаться на плаву.

ВАШ СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Я совета никакого дать не смогу, потому что не профессионал в этой сфере. Все то время, которое мы находимся в самоизоляции, я сам ищу ответы и смотрю выступления, слушаю советы умных людей. Хочу лишь сказать, что не нужно ни в коем случае отчаиваться. Если это ваше призвание, то, что вы любите и без чего свою жизнь не видите, то нужно просто идти вперед. Без преодоления никогда ничего не бывает.
  • Думаю, что у людей, которые что-то делают искренне, не только ради денег и заработка, а потому, что это их призвание, все получится и будет шанс выйти из сложной ситуации. Мне кажется, так должно быть, потому что, как говорится, Бог не Тимошка, видит немножко.