Лилия Шелест: «Как в 90-е, время изобилия сменило время выживания. Все бизнесмены задаются вопросами — что делать и куда бежать?» Лилия Шелест: «Как в 90-е, время изобилия сменило время выживания. Все бизнесмены задаются вопросами «Что делать?» и «Куда бежать?» Фото предоставлено Лилией Шелест

«ШОУРУМ В БУДНИ РАБОТАЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МАГАЗИН В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ»

Три месяца назад никто и подумать не мог, что в стране включат режим самоизоляции. Казалось, что коронавирус далеко — в Китае и Италии, но реальность оказалась жестче. Как выяснилось, 99% предпринимателей совершенно к ней не готовы.

Как в 90-е, время изобилия сменило время выживания. Все бизнесмены задаются вопросами вопросами «Что делать?» и «Куда бежать?». Сотрудники смотрят на тебя с надеждой или же, наоборот, зубоскалят, требуя свои деньги: «Ведь Путин сказал — с сохранением зарплаты!» Откуда ее брать, если предприятие не работает, никого не интересует.

Однако и в таких нестабильных условиях предприниматели автограда пытаются перестроить свои бизнесы на новые рельсы. Ретейлер женской одежды Bluzon вступила в конфликт с арендодателем «Тулпар», потребовавшим с торговцев оплату аренды за месяцы самоизоляции. Инсайтом для бизнесвумен стал тот факт, что торговля онлайн из дома с возможностью примерки дает ей такую же выручку, сколько и точка на рынке.

«Мы уменьшили количество магазинов — из пяти оставили два-три. И у них наполовину сократили площадь. Решили, что уходим в онлайн. Торговые центры не дают такого трафика, как интернет. Да и покупатели не хотят зря тратить время. Увидев модель в интернете, они отправляются на примерку в шоурум, а не ходят в поисках нужной вещи по рынку», — говорит владелица Bluzon.

Большинство ритейлеров говорят о пролонгированном страхе многолюдного пространства у покупателей после спада эпидемии. Поэтому бизнес рассматривает не торговые центры, а шоу-румы с отдельным входом Большинство риетейлеров говорят о пролонгированном страхе многолюдного пространства у покупателей после спада эпидемии, поэтому бизнес рассматривает не торговые центры, а шоурумы с отдельным входом Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас она занята поиском помещения под склад и большой шоурум. Тем более большинство ретейлеров говорят о пролонгированном страхе многолюдного пространства у покупателей после спада эпидемии, поэтому бизнес рассматривает не торговые центры, а шоурумы с отдельным входом. Владелица Bluzon утверждает, что подобное удобно, сокращает расходы на зарплату, налоги, аренду, торговое оборудование, доставку товара и время выкладки. «В торговом центре мы отстоим сезон и уйдем, — убеждена бизнес-леди. — 2,5 тысячи рублей за квадратный метр — это дорого и не обеспечивает должного трафика. В настоящее время задача заключается в том, чтобы выйти на 300–400 рублей за „квадрат“. Сейчас наш шоурум в будни работает лучше, чем магазин в торговом центре. Да, есть риски, что после окончания самоизоляции люди захотят вернуться в ТЦ, но мы в конечном итоге, снизив расходы на аренду, сможем предложить и более интересные цены на товары. Если костюм продавали за 2,4–2,5 тысячи рублей, то в шоуруме поставим ценник в 1,9–2 тысячи рублей».

Магазин сувениров и подарков Suvenior, арендующий площадь в ТЦ «Омега», ушел в онлайн-доставку. Хозяйка изменила личный аккаунт в «Инстаграме» на рабочий и с удивлением обнаружила активный интерес из других городов. Сейчас работает над полноценным сайтом. В это непростое время предприниматели объединились в совместные чаты, где делятся полезными контактами и поддерживают друг друга. Именно в таком чате руководитель Suvenior и нашла специалистов по построению продающих сайтов.

А как же поживают франшизы? Intimissimi и Galzedonia пока в режиме ожидания, по контракту они не имеют права продавать онлайн. И все же представители известных брендов стараются использовать время с пользой — перешли на онлайн-обучение и конференции с сотрудниками, активно ведут «Инстаграм». Какой-то внутренней предпринимательской чуйкой директор Юлия Мельникова еще за полгода до самоизоляции поняла, что нужно уменьшить арендную площадь своих магазинов вдвое в «Торговом квартале». Ремонт уже окончен, обновленные магазины готовы принимать своих покупателей.

В клубе робототехники уверены, что сейчас особенно важно научить детей правильно использовать гаджеты, интернет, чтобы это стало полезным для них инструментом и в том числе безопасным В клубе робототехники уверены, что сейчас особенно важно научить детей правильно использовать гаджеты, интернет, чтобы это стало полезным для них инструментом, в том числе безопасным Фото: pixabay.com

ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕРЕЗ НОУТБУК

Клуб робототехники «Код онлайн» открыл онлайн-курсы программирования для детей. Руководители давно это планировали, но самоизоляция лишь ускорила процесс. «Режим самоизоляции не был для меня неожиданностью, — говорит хозяйка клуба Диана Ерофеева. — Проведя мониторинг ситуации и пообщавшись с коллегами в Москве на тему того, какие карантинные меры у них предпринимаются и какие ограничения действуют, я оказалась готова к этому недели за две. За данный период прошла все пять стадий модели Кюблер-Росс: отрицание, злость, торг, депрессию и в итоге принятие ситуации. Уже начала было готовить план на случай объявления режима ЧС. Курс „Кодвардс“ уже давно подготовлен, но все ждал своего часа по внедрению. Для онлайн-формата он прекрасно подходит. Эдакий пинок произошел».

До выступления президента в клубе подобрали площадку для занятий, провели тестирование с составом и были готовы к запуску. Сейчас онлайн-формат — это отдельный уже существующий проект, который значительно расширил границы бизнеса. Теперь клуб присутствует не только в городах Татарстана, клиенты живут в разных уголках России: в Москве, Санкт-Петербурге, Аскизе, Дзержинске, Ульяновске, Балашихе и Старом Осколе.

В клубе робототехники уверены, что сейчас особенно важно научить детей правильно использовать гаджеты, интернет, чтобы это стало для них полезным инструментом, в том числе безопасным. Ребят не только учат программированию, но и обсуждают с ними, что такое информационная безопасность, что можно выкладывать в интернет, а что не стоит. Дети учатся анализировать, разбивать сложное на простые составляющие, формулировать и реализовывать идеи, изучают системы растительного и животного мира, используют творческое мышление. И в данной ситуации как-то сама собой вспоминается мудрая мысль доктора психологических наук Шалвы Амонашвили: «Чтобы грабли стали полезным инструментом, надо научить ими пользоваться».

Школа английского «Биг Бен» тоже перешла на онлайн-формат, хотя раньше и не помышляла о подобном. Деятельность одного из филиалов пришлось приостановить из-за высокой арендной платы, но развивать онлайн-направление «англичане» планируют и дальше.

Чему кризис (а говорят, это только начало) научил лично меня? Иметь бизнесы в онлайне и офлайне, подушку безопасности для своего дела и ни при каких обстоятельствах не сдаваться.

Лилия Шелест