На экране большой сцены Камаловского театра актеры и администрация со своими семьями и дачами улыбались из квадратиков Zoom’а, что само по себе выглядело как театральный перформанс Фото: Риф Якупов

КАРАНТИННЫЕ ПОТЕРИ — 15 МЛН РУБЛЕЙ И 24 ТЫС. ЗРИТЕЛЕЙ

Закрытие 114-го сезона театра им. Камала прошло накануне в обстановке, непривычной для 2019 года, но такой обыденной для года 2020-го: на экране большой сцены актеры и администрация со своими детьми, семьями и дачами улыбались из квадратиков Zoom’а, что само по себе выглядело как театральный перформанс. Директор театра Ильфир Якупов и главный режиссер Фарид Бикчантаев общались с этим «стоглавым монстром» из зрительного зала, причем с максимально открытым забралом — снимая маски и перчатки во время беседы.

Журналисты же присутствовали в офлайн — они смогли пройти внутрь только после проверки температуры и в брендированных масках театра. Как стало ясно из дальнейшего отчета директора Якупова, как раз бренд театра из-за коронавируса не пострадал — в соцсетях и на сайте Камаловский оставался на связи с публикой и получал от нее обратную связь. Причем не только виртуальную — на продаже просмотров видеозаписей спектаклей театр заработал 350 тыс. рублей.

Число подписчиков в YouTube выросло на 900%, а видеозаписи архивных спектаклей собрали 210 тыс. просмотров за два месяца карантина! Самым рейтинговым стал легендарный «Старик из деревни Альдермеш», который посмотрели 40 тыс. раз Фото: Риф Якупов

Якупов поблагодарил коллектив за то, что никто не нарушил самоизоляцию, и озвучил подробную статистику (несвойственная для государственных учреждений культуры открытость) сезона — всего в театре прошло 4 премьеры, 253 мероприятия, в театр пришли 104 тыс. зрителей, а заработало учреждение 48,6 млн рублей. Недополученный доход составил 15,6 млн рублей. Также театр недосчитался зрителей: 23,8 тыс. человек в большом зале и 641 — в малом. Тем не менее в отсутствие офлайн-мероприятий вырос интерес к онлайн — проекты Камаловского смотрели из России, США, Финляндии, Германии, Бельгии, Турции. Число подписчиков в YouTube выросло на 900%, а видеозаписи архивных спектаклей собрали 210 тыс. просмотров за два месяца карантина! Самым рейтинговым стал легендарный «Старик из деревни Альдермеш» с Шаукатом Биктемировым в главной роли, который посмотрели 40 тыс. раз. Среди платных спектаклей текущего репертуара на первом месте оказался «Мэхэббэт FM» — его сборы составили 702 билета при выручке в 59 тыс. рублей. Аудитория театра в «Инстаграме» выросла на 25%, а за тем, как Ляйсан Файзуллина топит баню, наблюдали 30 тыс. человек.

Театр заработал 48,6 млн рублей. Недополученный доход составил 15,6 млн рублей Фото: Риф Якупов

Пока актеры развлекали зрителей в соцсетях, звуковая и видеогруппы театра работали над видеозаписями спектаклей, переводчики создавали к ним субтитры на русском и английском языках. С 1 июня коллектив уходит в отпуск и рассчитывает вернуться 15 июля, чтобы приступить к репетициям. Их каникулы удачно совпали с образовательным форумом «Науруз», который в этому году пройдет в онлайн-формате, так что артисты смогут совместить отдых с обучением новому. Все работники Камаловского получили отпускные, а на следующей неделе им придут гранты — по словам Якупова, с этой стороны театр ничего не потерял.

Директор театра Ильфир Якупов и главный режиссер Фарид Бикчантаев общались без масок и перчаток Фото: Риф Якупов

«ТАКОГО РОДА СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРАХ»

Главный режиссер театра Бикчантаев рассказал, что в августе ожидается премьера спектакля Ильгиза Зайниева «Женюсь.tat», который должен был выйти еще в апреле. Как рассказал сам Зайниев «БИЗНЕС Online», это будет довольно злая постановка о современности. Возможно, пандемия найдет отражение и в финальном варианте пьесы. Другой премьерой станет постановка победителя конкурса «Новая татарская пьеса» Артура Шайдуллина «Не заскучаете ли?», которую поставит сам главреж. Ее читка прошла в театре 10 марта. Любопытно, что онлайн-репетиций, в отличие от других театров, в Камаловском не было — главный режиссер не видел в этом смысла. Еще два проекта, в малом и большом зале, готовит Айдар Заббаров, но их деталей в Камаловском пока не раскрывают.

Еще одним — неозвученным — итогом сезона стала смена должности многолетнего завлита театра Нияза Игламова. Как писал «БИЗНЕС Online», теперь он руководит спецпроектами, а его место заняла Гульшат Фаттахова, которая получила образование в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (РГИСИ) и работала завлитом в таких солидных петербургских театрах, как БДТ им. Товстоногова и Молодежный театр на Фонтанке. Якупов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что «смена кресла» Игламова и приход Фаттаховой означает лишь усиление литературной части театра: «Я не думаю, что это уход или переход, что его обязанности резко поменяются. Время идет, и нам надо быстрее развиваться. Руководитель литературной частью должен больше и чаще работать с драматургами, какие-то материалы дописывать, какие-то — искать. На это у Нияза не хватало времени, и я это прекрасно понимаю, потому что он участвовал в фестивалях и так далее. Такого рода специалистов нет в национальных театрах. Хорошо, что Гульшат вернулась из Санкт-Петербурга и уже с прошлого года у нас в штате. Она знает татарскую драматургию, выросла на ней, и в то же время у нее большой кругозор, как у Нияза».

При благоприятной обстановке в России в середине августа Камаловский поедет с гастролями в Москву в рамках празднования 100-летия ТАССР Фото: Риф Якупов

«ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ, А МЫ ЕГО БУДЕМ ПОЛНОСТЬЮ УБИВАТЬ»

При благоприятной обстановке в России в середине августа Камаловский поедет с гастролями в Москву в рамках празднования 100-летия ТАССР. В театре переживают из-за посещаемости после карантина, поэтому предполагают, что в сентябре спектакли будут выходить два-три раза в неделю. Как уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Якупов, это будет зависеть от реакции зрителей: «Все покажет ситуация. Мы откроем сезон, полностью сделаем афишу и посмотрим, как на это отреагирует зритель. В зависимости от этого и построим график показа спектаклей. Многие спрашивают: „Придут ли к вам зрители?“ Это тоже непонятно. Мы же не знаем, чего боится население. Заразиться на спектакле, выйти на улицу? Тут есть много вопросов. Пока я могу представить только полное снятие ограничений».

К предложенной министерством культуры РФ рассадке зрителей в шахматном порядке директор театра им. Камала относится скептически. «Люди приходят, чтобы отдохнуть. А если за ними будет бегать билетер и говорить: „Не подходи близко, надень это, надень то…“ — их настроение сразу упадет. Зачем они тогда пришли? Может, тогда и не открываться вовсе, если мы вызовем этим только негатив нашего же зрителя?» — недоумевает Якупов.

Тем не менее директор Камаловского допускает возможность открытия половины зала — пока этот вопрос изучается. «Я посмотрел практику других европейских театров: там поставили рядом два места, через метр-полтора еще одно, потом — еще два. А как зрители будут проходить к своему месту, заходить в зал? Если сначала запускать одних, потом других, опять столкнешься с негативом. Люди не могут сразу попасть из дома в зрительный зал, они должны доехать до театра, пройти через вестибюль. Все это взаимосвязано. А если мы будем жестко контролировать и делать замечания, то вызовем негатив. Человек приходит поднять настроение, а мы его будем полностью убивать», — считает директор Камаловского.