1. «Мэри и Макс» (реж. Бенжамин Эллиот, 2009)


Эта саркастичная пластилиновая история рассказана умными кадрами, серо-коричневым визуальным рядом и озвучена голосами Филипа Сеймура Хоффмана и Тони Коллетт. Такого рода мультипликация очень далека от привычной всем голливудской анимационной сентиментальности с ее идеальной глянцевостью и пестротой изображения.

«Мэри и Макс»  — удивительно остроумная трагикомедия про дружбу австралийской девочки и нью-йоркского еврея, приправленная очаровательным черным юмором, — точно и трогательно транслирует нам важнейшую идею современного мира: родственников дает нам Бог, но, слава богу, друзей мы выбираем сами.

16+


2. «Персиполис» (реж. Венсан Паронно и Маржан Сатрапи, 2007)


По случаю показа «Персиполиса» на Каннском фестивале (картина получила приз жюри) МИД Ирана направил сухую ноту протеста французам: дескать, в мультфильме неверно отражены достижения Исламской революции. Французы в ответ выдвинули «Персиполис» кандидатом в номинацию «Лучший иностранный фильм» на премию «Оскар».

Черно-белые картинки Маржан Сатрапи, где-то сугубо комиксные, где-то орнаментальные, как персидские миниатюры, рассказывают о вещах, редко встречающихся в мультфильмах. Центральная тема здесь — трагедия иранского «образованного класса», который боролся с жестоким старым режимом, но после революции стал гоним новой властью религиозных фундаменталистов. Главная героиня, девочка Маржан, живет в Тегеране в семье просвещенных интеллектуалов и диссидентов, учится во французской школе и считает себя пророком Бога. Сюжет подается ретроспективно — в воспоминаниях уже взрослой Маржане, печально курящей в венском аэропорту.

«Персиполис» — сложная, политизированная и невеселая картина, но от мрачного уныния ее спасает детский взгляд на мир, способный разглядеть смешное и трогательное в любой серости и тьме.

16+


3. «Трио из Бельвилля» (реж. Сильвен Шомэ,  2003)


Очень насыщенный мультфильм с разножанровым сюжетом, эстетской французской анимацией, яркими персонажами и удивительной музыкой Бенуа Шаре, выступающей в картине главным языковым средством. Бессловесная постановка мультфильма держится на двух вещах: великолепной картинке и прекрасной музыке. Вся эта история воспринимается немного ностальгически, словно фильм возвращает зрителя к истокам кинематографа, когда текст в кино отсутствовал и был совершенно лишним.

«Трио из Бельвилля» — фильм, ставший классикой за короткое время, разворованный на отсылки, потому является must-see-картиной для каждого любителя анимации, да и вообще современного кино.

12+


4. «Паприка» (реж. Сатоси Кон, 2006)


Сатоси Кон
 — выдающийся режиссер, а все его работы, безусловно, — шедевры мирового масштаба. В «Паприке» он создал головокружительную галлюциногенную атмосферу, завернув один сон в другой. Он предлагает зрителю включить воображение и совершить путешествие в этот лабиринт, исследовать границы между снами и реальностью. Ослепительная анимационная виртуозность Кона демонстрирует нам их сложную, тревожную и странную логику. «Паприка» безукоризненно нарисована и исполнена, отлично написана и безупречно поставлена. Я убеждена, что каждый должен увидеть эту картину в свое время.

«В мире бесчеловечной реальности единственная оставшаяся пустыня гуманности — это сновидение».

16+


5. «Остров собак» (реж. Уэс Андерсон, 2018)


В «Острове собак» вновь очевидны традиционные для Уэса Андерсона аспекты его визуального стиля: изображаемое пространство строго симметрично, камера находится посередине, а если и двигается, то минимально свободно, панорамирование и т. д. Все это создает эффект театра, где зритель сидит в самом центре зала. Отсюда и симметрия, привязанность к одной точки зрения на сцену и редкие смены плана.

В этой работе режиссер в который раз повторил свой неповторимый почерк и доказал: картинка зачастую дороже любых сюжетов (хотя диалоги в мультфильме весьма остроумны). Взяв за основу историю борьбы либерализма с тоталитаризмом, он опять создал ленту, которую уже называют шедевром. И дело здесь скорее не в истории, а вновь в невероятном, созданном им, мире.

16+


6. «Старик и море» (реж. Александр Петров, 1999)


Анимационные фильмы Александра Петрова — признанные шедевры анимации, завоевавшие множество наград (за «Старик и море» — премия «Оскар»). Это удивительные фильмы в стиле «ожившая живопись». Петров использует уникальную для мультипликации технику: он рисует кадры долгосохнущей масляной краской пальцами на специальном стекле. Создает рисунок, затем фотографирует его и аккуратно смешивает краски для следующего. В 20-минутном мультфильме таких кадров 29 тысяч. То есть фильм длительностью в 20 минут создается более трех лет.

«Старик и море» — запредельно красивый мультфильм по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Потрясающая мультипликационная техника погружает зрителя в какое-то странное состояние, то ли возвращая его в детство, то ли отправляя в сон наяву. То, что мы видим, кажется ожившей картиной, в точности такой, как полотна маринистов. Неспешно, лирично и очень зрелищно перед зрителем раскрывается мир хемингуэевского старика и его моря.


7. «Труп невесты» (Тим Бертон, 2005)


Мультфильм создавался по технологии stop-motion — это так называемая покадровая или кукольная анимация, при которой снимается каждое движение фигурки. Всего было сделано 109 440 кадров, съемки длились 55 недель. Заслуга Тима Бертона и его команды заключалась в том, что «Труп невесты» убедительно доказывал, что вошедшая в моду компьютерная анимация пока не в состоянии окончательно вытеснить традиционные способы создания мультипликационных фильмов.

Если «Кошмар перед Рождеством» у Бертона был мрачной, рождественской, но все же сказкой, то «Труп невесты» —  это замогильная любовная драма. Смертельная история любви, да еще и мюзикл! Мастерское умение режиссера показывать мрачные и пугающие вещи в позитивном свете никуда не делось и в этой работе воплотилось в том, что он, взяв в качестве основных ингредиентов убийство и смерть, сотворил из них тонкий и романтичный музыкальный фильм про вечную любовь.


8. «Добытчица» (реж. Нора Туми, 2017)


Ирландская мультипликация — раритет и уникум в анимационном мире. Но если встретишь, стоит посмотреть: наверняка будет что-то достойное. «Добытчица» — один из самых пронзительных, пожалуй, мультфильмов из всех, что я видела. Изящный, очень красивый и немного медитативный. Он рассказывает о жестокой и даже чудовищной правде. О войне. О дискриминации, которая совершается прямо сейчас в одной половине мира, притом что на другой половине земного шара выглядит почти нереалистичной. И о невероятном мужестве — детском, безрассудном и отчаянном. Ирландский строптивый дух в этой восточной истории ощущается очень сильно: несмотря на полную безнадежность и невозможность хеппи-энда, «Добытчица» — фильм не депрессивный, а светлый и даже оптимистичный.

12+


9. «Вальс с Баширом» (реж. Ари Фольман, 2008)


Анимационный фильм «Вальс с Баширом» собрал в свое время почти все мыслимые призы (в том числе «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке). Режиссер Ари Фольман аккуратно поместил в пространство мультфильма свой собственный военный опыт, так что картину легко можно отнести к ряду автобиографий. Методика работы с архивными фотографиями в его случае отличается от той, которую использовал, например, Ричард Линклейтер в «Помутнении»: все изображения прорисованы, а не переведены напрямую, чтобы результат не оказался бездушным.

«Вальс с Баширом» — история, которая состоит из гильз, паранойи и чувства вины. Яркое музыкальное сопровождение, жесткий визуальный ряд рельефно и безапелляционно передают зрителям атмосферу войны. И это нужно увидеть и пережить каждому!

6+


10. «Он не может жить без космоса» (реж. Константин Бронзит, 2019)


Главная анимационная национальная премьера 2019 года, от режиссера – дважды номинанта на премию «Оскар». Абсолютный его шедевр просто и очень душевно раскрывает общечеловеческую тему взросления. Если предыдущая работа Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» была о братстве и мечте о полете в невозможное, то «Он не может жить без космоса» — об одной маленькой жизни, казалось бы, самостоятельной, но на самом деле неотделимой от фигуры матери. Эта анимация словно полнометражный фильм «Отрочество» Линклейтера, изложенная в 16 минутах.

«Он не может жить без космоса» отрицает политику и историческую подоплеку и оставляет зрителю только экзистенциальный символизм космоса: снаружи отчего дома — открытый космос, съехать от мамы — все равно что выйти в него, там удастся найти свое предназначение, а затем обнаружить, что взросление было ловушкой. Прекрасное, грустное, пронзительное и понятное всем и каждому кино.

6+