Гузель Сагитова — директор казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Кариева, основатель и руководитель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова — директор казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Кариева, основатель и руководитель творческого объединения «Калеб» Фото: «БИЗНЕС Online»

ГЕРОЙ

Гузель Сагитова — директор казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Кариева, основатель и руководитель творческого объединения «Калеб». Возглавила Татарский ТЮЗ два года назад, после того, как театр получил свое собственное здание в центре Казани, бывший Дом офицеров. Сегодня театр им. Кариева фактически стал «татарской „Сменой“», местом, где реализуются многочисленные молодежные национальные проекты в области искусства. В этом году главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев поставил на сцене главного татарского театра республики спектакль «Туман» по пьесе Сагитовой.  

«Весь наш доход сейчас идет с продаж билетов на спектакли текущего репертуара, которые мы предлагаем посмотреть в формате видеозаписи на сайте театра» «Весь наш доход сейчас идет с продаж билетов на спектакли текущего репертуара, которые мы предлагаем посмотреть в формате видеозаписи на сайте театра» Фото: пресс-служба театра

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Сейчас наш театр, как и все культурные учреждения в стране, закрыт для посетителей. Пандемия коронавируса и карантинные меры не могли не повлиять на работу театра. Спектакли отменены с середины марта. Вся работа перешла в онлайн-режим. В мае театр также не откроется.
  • На данный момент у нас практически нет прибыли. Весь наш доход сейчас идет с продаж билетов на спектакли текущего репертуара, которые мы предлагаем посмотреть в формате видеозаписи на сайте театра. В апреле мы показали три детских спектакля. В мае выложили еще четыре — и для взрослой, и для детской, и для молодежной аудитории. Понятно, что видеозапись спектакля никогда не сравнится с живым просмотром, но мы стараемся не терять связь со зрителем. На своем сайте мы разместили информацию о том, что рассматриваем покупку билетов на наши live-трансляции как своеобразную дружескую помощь театру. Теперь к цифрам. С 16 марта по май включительно театр планировал показать более 40 репертуарных спектаклей, также планировались гастроли в Москву по федеральной программе «Большие гастроли» с четырьмя постановками (на данный момент гастроли перенесены на октябрь). Всего за этот период наши спектакли должны были увидеть более 8,5 тыс. зрителей. За данный промежуток планировалось заработать более 3,5 млн рублей.
  • Так как театр является детским, мы не можем поднимать и завышать цены на билеты. Конечно, наши доходы нельзя сравнивать с тем, сколько зарабатывают академические театры. Цена билетов на наши спектакли изначально невысока и составляет от 200 до 400 рублей. Сейчас театр продает билеты на онлайн-спектакли по 200 рублей. Можно купить отдельный билет на каждую постановку или приобрести единый на все четыре спектакля, он обходится дешевле. Видео хорошего качества, это профессиональная съемка с нескольких ракурсов. Думаю, в дальнейшем мы также постараемся удержать цены на прежнем уровне.
  • В театре работают 126 человек. В период карантина в театре каждый день присутствует лишь охранник, дежурный администратор и технический персонал. Все переведены на удаленную работу с сохранением заработной платы. Здесь нужно пояснить, что она в государственных театрах складывается из двух частей: бюджетной и внебюджетной (это деньги, которые мы зарабатываем сами). По понятным причинам внебюджетные доходы театра и, соответственно, заработные платы некоторых сотрудников сократились, но мы радуемся тому, что есть. Ведь многие частные театры, независимые творческие студии, представители малого бизнеса находятся сейчас в действительно бедственном положении. Как ни странно, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы: количество подписчиков в социальных сетях театра выросло в 2 раза, ведь вся наша творческая энергия теперь направлена в онлайн. На наших аккаунтах в социальных сетях и на сайте мы предлагаем своему зрителю насыщенную онлайн-программу, которую подготавливает маркетинговая служба, актеры и представители других цехов театра. И все это происходит дистанционно. Мы осваиваем новые формы работы со зрителями, разнообразили контент, придумали множество новых рубрик и не планируем останавливаться на достигнутом. Уверена, что вопрос о выживании театра не стоит, все-таки это государственное учреждение. Но последствия мы будем ощущать еще долго. У всего театрального сообщества есть большие опасения, что зритель не сразу вернется в театры и восстановить прежние объемы продаж будет трудно. К тому же нельзя сказать, что национальные ТЮЗы и до кризиса жили очень хорошо.
  • Наш театр создан в 1987 году, за эти 30 с небольшим лет он переживал по-настоящему сложные времена, скитались без своего здания, пережили тяжелые 1990-е, но остаться без зрителя — такого никогда не было.

«В театре работают 126 человек. В период карантина в театре каждый день присутствует лишь охранник, дежурный администратор и технический персонал. Все переведены на удаленную работу с сохранением заработной платы» «В театре работают 126 человек. В период карантина в театре каждый день присутствует лишь охранник, дежурный администратор и технический персонал. Все переведены на удаленную работу с сохранением заработной платы» Фото: пресс-служба театра

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Так как мы являемся государственным театром, оплата первоочередных платежей производится без задержек. В первую очередь это заработная плата сотрудникам, коммунальные расходы, а также начисления в страховые фонды и налоговые платежи. По остальным расходам на данный момент платежи пока приостановлены.
  • Мы, конечно же, не рассчитываем только на государственное финансирование, так как оно минимальное. Невозможно реализовать все наши запланированные проекты, рассчитывая только на него. Поэтому стараемся активнее участвовать в грантовой деятельности. Так, буквально недавно мы выиграли грант на организацию тифлокомментирования спектаклей от благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, а также грант союза театральных деятелей России на проведение онлайн-лекций и семинаров с театральными критиками в рамках проекта «#СегодняТеатрДома». Кроме того, мы пишем письма спонсорам и надеемся на их поддержку тоже.
  • С конца мая и до конца июня труппа театра уходит в отпуск, начать работу мы планируем с июля. До Нового года в следующем сезоне у нас запланирован выпуск четырех премьерных спектаклей. Ни для кого не секрет, что традиционным источником доходов для детских театров являются новогодние спектакли, мы планируем хорошо подготовиться к праздникам и укрепить свою финансовую ситуацию.
  • Если обстановка в стране не улучшится, мы также продолжим показывать спектакли в онлайн-формате. 

«Так как мы являемся государственным театром, оплата первоочередных платежей производится без задержек» «Так как мы являемся государственным театром, оплата первоочередных платежей производится без задержек» Фото: metshin.ru

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Я считаю, что предпринимателям в такой непростой период необходимо дать отсрочку по кредитам и займам, пересмотреть налоговые платежи в части НДС. Иначе многие коммерческие организации просто не выживут, что приведет к безработице и углублению экономического кризиса в стране.
  • На федеральном уровне уже принимаются отдельные меры поддержки субъектов МСБ, преимущественно в отношении отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Однако я считаю, что в первую очередь власти страны должны предпринять следующие шаги: меры по сохранению рабочих мест (предоставление работодателям права сокращать зарплаты до минимума, одного МРОТ и установление возможности отправлять сотрудников в отпуск с выплатой пособия в один МРОТ), налоговой поддержки (изменение порядка уплаты НДС, отмена налогов для малого бизнеса), по условиям кредитования (запрет на требования досрочного погашения кредитов и отсрочка выплаты кредитов на год).

«Если говорить про сферу культуры, особенно про театры, то тяжелее всего, конечно, придется частным и независимым театрам» «Если говорить про сферу культуры, особенно про театры, то тяжелее всего, конечно, придется частным и независимым театрам» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Если говорить про сферу культуры, особенно про театры, то тяжелее всего, конечно, придется частным и независимым театрам. Смогут ли они удержаться на плаву — большой вопрос, и это очень печально, потому что конкуренция в сфере культуры и искусства всегда продуктивна и креативна, она подстегивает тебя и заставляет становиться лучше. Мы переживаем не только за себя, но и за коллег. Внимательно следим друг за другом.
  • Как я уже отметила, есть серьезные опасения, что народу в первое время будет не до театров, музеев и концертов. Когда стоит выбор между хлебом и зрелищами, ответ очевиден. А финансовое положение среднестатистического россиянина за период карантина явно не улучшится. Некоторые специалисты предполагают, что кризис может также повлиять и на репертуар театров — увеличится количество развлекательных спектаклей.

«Самое главное — не паниковать. Не стесняться искать помощи. Продолжать работать и надеяться на лучшее. Думаю, сейчас особенно важно поддерживать друг друга» «Самое главное — не паниковать. Не стесняться искать помощи. Продолжать работать и надеяться на лучшее. Думаю, сейчас особенно важно поддерживать друг друга» Фото: metshin.ru

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ ДЕЯТЕЛЯМ КУЛЬТУРЫ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Самое главное — не паниковать. Не стесняться искать помощи. Продолжать работать и надеяться на лучшее. Думаю, сейчас особенно важно поддерживать друг друга. Это время испытаний, которое каждого из нас поверяет на прочность. Желаю всем нам справиться с данной ситуацией с достоинством.