1. «Сладкая жизнь» (реж. Федерико Феллини, 1959)

Шедевр маэстро Федерико Феллини и один из самых важных и влиятельных фильмов кинематографа. Эта трехчасовая панорама жизни Рима — не только общепризнанная вершина творчества режиссера, но и веха в истории всего мирового искусства. «Сладкая жизнь» оставляет удивительное горько-сладкое послевкусие, заставляющее снова и снова возвращаться к фильму и разгадывать его смыслы.

В 1960 году картина стала абсолютным триумфатором Каннского кинофестиваля. Более того, премьера внесла коррективы в безупречную на тот момент репутацию Феллини. Режиссер в своей работе препарировал послевоенные изменения в итальянском и европейском обществе, сочетая атмосферу моральной апатии и сексуальную откровенность, горькую иронию и сюрреалистические образы.

В свое время «Сладкая жизнь» вызвала в Италии небывалый скандал и гонения со стороны церкви и какое-то время вообще была запрещена к показу, что только подогрело интерес публики и сделало картину одной из самых кассовых в карьере Феллини. Кто-то даже предлагал сжечь ее, а самого режиссера лишить итальянского гражданства. Ватикан счел сцену, открывающую фильм, пародией на пророчество о втором пришествии Христа и осудил картину. Ленту запретили даже в Испании. Особое негодование также вызвала сцена со стриптизом. Газета L’Osservatore Romano переименовала фильм в «Омерзительную жизнь» и помещала одну за другой разгромные статьи, требуя его запретить, а всякого, кто его посмотрит, отлучать от церкви.

5 февраля 1960 года на премьере в Капитоль де Милан один из зрителей плюнул режиссеру в лицо. Утверждают, что в тот вечер он и исполнитель главной роли Марчелло Мастроянни едва избежали линчевания. Однако успех «Сладкой жизни» у демократических слоев Италии и за рубежом заставил оппонентов замолчать. Очень скоро картину назвали символом великой эпохи в итальянском кино, а позже и в мировом.

16+


2. «Летят журавли» (реж. Михаил Калатозов, 1957)

Гениальный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» остался единственной советской полнометражной кинолентой, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году. В основе картины — пьеса Виктора Розова «Вечно живые».

У картины есть несколько особенностей, которые удивляли современников в СССР. В первую очередь этот нюанс, конечно, касается главной героини, которую сыграла Татьяна Самойлова. Впервые за долгое время в центре сюжета оказывался человек, далекий от идеала нравственности, совершивший грехопадение, но зато близкий к настоящим, живым людям. Перед зрителем появлялся не одномерный, а сложный персонаж, которому, несмотря на его противоречивость, нельзя было не сопереживать. Вторая особенность картины — жанровая. Формально «Летят журавли» — военное кино, но без целого ряда характерных признаков жанра. Но наиболее новаторский элемент советской ленты, конечно, — операторская работа Сергея Урусевского.

Несмотря на триумф фильма на Каннском кинофестивале, в СССР об этом сообщали сдержанно. В скудной заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссер, ни автор сценария фильма. А Никита Хрущев после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню шлюхой.

12+


3. «Виридиана» (реж. Луис Бунюэль, 1961)

В начале 60-х легендарный Луис Бунюэль после долгого отсутствия получил возможность снять фильм в Испании. Это была «Виридиана» — притча о тщетности усилий благотворительности и милосердия в мире жестокости, порока и нетерпимости. Картина была воспринята католической церковью как дерзкий вызов религиозным канонам.

Это, возможно, главный и лучший фильм Бунюэля, в котором прослеживается центральная тема его картин — презрение к религиозной закостенелости испанцев. Здесь также традиционно видна его склонность к сюрреализму в кино. В ленте фигурируют инцест, пародия на Тайную вечерю, складной нож в форме распятия и попытка изнасилования.

На премьере в Каннах консервативно настроенная часть зрителей была жутко возмущена. «Виридиана» разделила главный приз с картиной Анри Кольпи «Столь долгое отсутствие», но была запрещена к показу во франкистской Испании. Что неудивительно, ведь в этой работе Бунюэль подверг сомнению и развенчал множество мифов и догм, которые владеют сознанием испанцев и определяют их менталитет на протяжении веков. И он сделал это безупречно художественно.

16+


4. «Криминальное чтиво» (реж. Квентин Тарантино, 1994)

Первое, о чем вспоминают, когда говорят о революционном значении «Криминального чтива», — затейливая драматургическая конструкция. Как часто говорит сам Квентин Тарантино: «Что мне больше всего нравится, так это забавляться со структурой». Нелинейное и многоярусное повествование о криминальной жизни Лос-Анджелеса было вдохновлено опытами Стэнли Кубрика, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберта Олтмена и Марио Бавы, но в ходе работы над сценарием приобрело свежую и оригинальную трактовку. Сегодня «Криминальное чтиво» Тарантино — признанный шедевр, который изучают во всех киношколах мира. Но в 1994 году мнение зрителей разделились — фирменное тарантиновское насилие многих шокировало. К тому же, как верно было отмечено одним критиком, «Криминальное чтиво» — это «шведский стол брани». Во многом именно благодаря Тарантино в 90-е годы Голливуд захлестнула волна сквернословия, распространившись позднее на весь киномир. В фильме использовано 429 непечатных выражений, что на момент выхода фильма было рекордом.

В Каннах режиссер вел себя вызывающе и, казалось, старался все сильнее раззадорить своих оппонентов. На премьеру он пришел в джинсах и футболке, игнорируя строгий фестивальный дресс-код, а получая «Золотую пальмовую ветвь», показал средний палец особенно возмущенной зрительнице, крикнувшей из зала: «Какая ерунда!»

18+


5. «Автокатастрофа» (реж. Дэвид Кроненберг, 1996)

«Автокатастрофа» — это отстраненный взгляд на сексуальный фетишизм. Дэвид Кроненберг не пытается быть моралистом, он как бы просто фиксирует события. Он не скупится на визуальные метафоры, а сцены секса в фильме сняты с фантазией. Сам режиссер назвал «Автокатастрофу» опасным фильмом. Это мрачная картина о темных сторонах человеческой натуры и о том, как далеко может зайти человек в своем стремлении получать удовольствие.

От Кроненберга, режиссера психоделических хорроров «Муха» и «Обед нагишом», никто не ждал спокойного и «ровного» кино, однако показ «Автокатастрофы» (экранизация одноименного романа Джеймса Балларда) в рамках фестиваля все равно вызвал скандал. Зрители были шокированы историей людей, получающих сексуальное удовольствие от ДТП, и, несмотря на специальный приз жюри с формулировкой «За мужество, смелость и оригинальность», во многих странах картину либо запретили, либо выпустили в ограниченный прокат. Тематика фильма вызвала серьезное беспокойство у поборников морали. В Великобритании некоторые СМИ призывали бойкотировать картину, в США против нее ополчился миллиардер и медиамагнат Тед Тернер.

18+


6. «Забавные игры» (реж. Михаэль Ханеке, 1997)

«Забавные игры» — произведение, которое закрепило за Михаэлем Ханеке славу беспощадного и циничного режиссера и воздвигло его в ранг одних из самых влиятельных и обсуждаемых творцов киноискусства.

В этом фильме он покусился на все человеческое сразу: режиссер обратился как к физическим, так и психологическим пыткам, тем самым вызвал дискуссию о насилии в кино. Когда фильм был показан в Каннах в 1997 году, он достаточно сильно потряс аудиторию, и многие зрители, в том числе некоторые кинокритики, вышли из зала. Во время премьеры на Каннском фестивале на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие, что публику ждет что-то по-настоящему жуткое, а также, что беременным и слабонервным следует воздержаться от просмотра.

Кинематографист защищал свое творчество, говоря, что его идея состояла в том, чтобы снять фильм с моралистическим комментарием о влиянии насилия в СМИ на общество — тема, к которой часто обращается режиссер. В «Забавных играх» австриец устраивает неравный бой с самого начала, таким образом отменяя возможность хеппи-энда. Жанр здесь сдается реальности без боя, логика пасует перед иррациональной природой зла (вслед за Ханеке эту идею развил в «Антихристе» Ларс фон Триер), а зло не различает ни регалий, ни званий, в нем нет сострадания. Этот фильм — не пощечина, а очень сильный удар, который не каждый, даже профессиональный, зритель может выдержать.

18+


7. «Фарентгейт 9/11» (реж. Майкл Мур, 2004)

Скандальный фильм Майкла Мура стал второй документальной картиной в истории Каннского кинофестиваля, получившей «Золотую пальмовую ветвь». Премьера совпала с отказом студии Disney выпускать ленту в прокат на территории США, и режиссер заявил, что готов показывать ее подпольно. Пока в Америке разгорался серьезный скандал, на главном кинофоруме мира «Фаренгейт 9/11» был удостоен одних из самых долгих оваций за все время проведения фестиваля — зал рукоплескал картине около 15 минут. Многие кинокритики увидели в триумфе ленты исключительно политический акт, но ее разоблачительный пафос и злая ирония были нацелены именно на обывателя. Критики же все как один заявляли, что на них такие дешевые пропагандистские штучки, какими пестрит фильм, давно не действуют.

16+


8. «Меланхолия» (реж. Ларс фон Триер, 2011)

Красота фильма «Меланхолия» наглядна и очевидна. Здесь трудно не наслаждаться упоительными рапидами, картинным пейзажем, совершенством загадочно голубой планеты-убийцы. Вдохновленный пышной музыкой Вагнера и одержимый картинами эпической гибели Ларс фон Триер черпает силы в этой черной меланхолии. Он напоминает зрителю, что боль и страдания одного конкретного человека — гигантское горе, а смерть миллионов — всего лишь статистика. И, как истинный пессимист, он уверен, что это все когда-нибудь действительно закончится и подобное должно быть как минимум красиво. И как максимум навсегда.

«Меланхолия» оказалась первым фильмом фон Триера, который понравился практически всем на фестивале. Он был фаворитом Канн и мог бы отнять «Золотую пальмовую ветвь» у самого Терренса Малика, если бы не провокационный спич режиссера. Речь фон Триера во время пресс-конференции фильма «Меланхолия» навсегда вошла в историю. Режиссер заявил, что «в чем-то понимает Гитлера», и назвал себя нацистом. Скандал был столь велик, что руководство фестиваля объявило фон Триера персоной нон-грата. Впрочем, без награды в Каннах его фильм не остался: исполнительница главной роли Кирстен Данст увезла домой приз за лучшую женскую роль.

16+


9. «Жизнь Адель» (реж. Абделатиф Кешиш, 2013)

Казалось бы, что толерантных европейцев уже давно не шокировать темой однополой любви, но у Абделатифа Кешиша получилось. Настолько откровенными оказались сексуальные сцены в картине. Даже противники фильма разделились на две группы: пока защитники традиционных ценностей называли «Жизнь Адель» порнографией, либеральная часть общества осуждала картину за неправдоподобно показанный секс, по их мнению. На решение жюри Каннского фестиваля эти споры никак не повлияли: впервые «Золотая пальмовая ветвь» была вручена сразу двум актрисам и режиссеру. И абсолютно заслуженно. Очевидно, что чрезмерно откровенные любовные сцены нужны были Кешишу, потому что он постепенно, словно по слогам, изучает язык нежности, который немыслим без физического контакта. Почти все художественные кинокартины обычно ставят перед стремящимися друг к другу людьми труднопреодолимые препятствия, но в реальности все оказывается иначе: гораздо прозаичнее и поэтому сложнее и безысходнее. Такова и жизнь Адель. И то, как точно режиссер Кешиш сумел рассказать об этом в своем кино, безусловно, заслуживает наград и лестных отзывов кинокритиков.

18+


10. «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002)

Каждый из немногочисленных фильмов Гаспара Ноэ апеллирует прежде всего к подсознанию, которое фильтрует исключительно эмоции. Потому его кино  живет в памяти гораздо дольше, а «Необратимость», скорее всего, останется с вами на всю жизнь.

Ноэ ставит в «Необратимости» эксперимент сразу в нескольких плоскостях. Во-первых, он снимает фильм с реверсивной фабулой (то есть отматывая эпизоды картины в обратном порядке). Во-вторых, режиссер является также оператором картины, и все эпизоды фильма он снимает одним дублем.

Каннские зрители фильма «Необратимость» еще не знали, что их ждет на просмотре. Поэтому на 9-минутной сцене анального изнасилования героини Моники Беллуччи публике в прямом смысле пришлось спасаться бегством — зал покинули около 250 человек. К тому же в ряде сцен режиссер добавил в качестве фона к изображению низкочастотные шумы, какие бывают при землетрясениях, которые вызывали тошноту и головокружение. Шокированная публика обсуждала картину еще долго, однако жюри фестиваля оставило «Необратимость» без наград. Что ж, Ноэ следует сказать спасибо за данный фильм вне зависимости от того, сколько народу ушло с премьеры. Потому что это прекрасный киноэксперимент, напоминающий ту эпоху в мировом кино, когда люди думали, что их самовыражение интересно кому-то еще, и умудрялись открывать для кино новые горизонты. Хотя, безусловно, это очень спорные опыты.

18+