1. «Гроздья гнева» (режиссер Джон Форд, 1940 год)


На тему выживания во времена Великой американской депрессии было снято множество фильмов, но только картине Джона Форда, поставленной по одноименному роману Джона Стейнбека, удостоенному Пулитцеровской премии, удалось максимально точно передать дух того времени. Неслучайно в 1989 году лента «Гроздья гнева» была включена в национальный реестр фильмов США.

На примере отдельно взятой американской семьи режиссер разворачивает перед нами историю целого поколения, не жившего, а скорее влачившего свое жалкое существование в условиях, которые ему не приходилось выбирать. Социальное кино о бесправии «американского крестьянства» в финале неожиданно превращается практически в прокоммунистический агитационный лозунг о том, что работящий фермер может обрести спасение лишь в колхозе. Если же он останется собственником, его растерзает мир большого капитала.

16+


2. «Игра на понижение» (режиссер Адам МакКей, 2015 год)


Фильм не только рассказывает про механизм кризиса, но и сосредотачивается на истории нескольких финансистов, инвесторов и трейдеров, которые предвидели крах и решили заработать на нем. Надо отдать должное создателям ленты, которые сняли легкий, увлекательный и понятный фильм на заведомо скучную и сложную тему. «Игра на понижение» словно балансирует на грани двух жанров: фарсовой комедии и байопика о финансистах.

Режиссер Адам МакКей в данной картине лучше, чем все режиссеры, которые брались за эту тему до него, показывает финансовый кризис катастрофой раздутых и гипертрофированных эго. Основной объект интереса ленты — больной мир капитала, в котором все поставлено с ног на голову, и у бесцеремонных самоуверенных парней больше шансов оказаться положительными персонажами, чем у вежливых клерков в костюмах.

18+


3. «Дефолт» (режиссер Чхве Гук-хи, 2018 год)


«День национального банкротства» — та кризисная ситуация, которая ярко иллюстрирует в людях лучшее и худшее: верность стране и рвачество, готовность принимать ответственность и желание от нее увильнуть, стремление бороться и упадок сил. Неудивительно, что на родине этот фильм стал хитом: Чхве Гук-хи подходит к проблеме серьезно, аккуратно и искренне, понимая и анализируя боль и позор, с которыми пришлось столкнуться его соотечественникам. Режиссер вместе со сценаристом Ом Сон-мином исследует причины экономического краха и стремится максимально откровенно рассказать об эффектах и последствиях, которые возникли в это время в стране. Постановщик сочетает в «Дефолте» жанры драмы и триллера, демонстрируя собственную позицию, основывающуюся в первую очередь на недоверии к государственной системе, в которой по-прежнему на высоких постах остаются те, кто фактически поставил страну на колени 20 лет назад.

Сюжет: в 1997 году южнокорейское правительство было уверено, что экономика на подъеме и страну ждет стабильное процветание. Но, по расчетам главы отдела по денежно-кредитной политике Банка Кореи, в течение недели государство столкнется с финансовым кризисом. Женщина предлагает проинформировать население, но есть те, в чьих интересах умолчать о грядущем дефолте и нажиться на ситуации.

18+


4. «Похитители велосипедов» (режиссер Витторио де Сика, 1948 год)


Эта драма Витторио де Сика, снятая по одноименному произведению Луиджи Бартолини, считается образцом итальянского неореализма и классикой мирового кинематографа. Полный отчаяния сюжет раскрывает разложение послевоенного Рима. Хотя происшествие, казалось бы, не обладает никакой драматической значимостью, но оно обретает смысл в предлагаемых обстоятельствах социального положения жертвы. Кража велосипеда осталась бы банальной неудачей, не будь безработицы итальянского общества конца 40-х. Люди жестоки вовсе не потому, что такова их природа, говорит де Сика этим фильмом, а потому, что не знают, что делать и как выжить в нестабильном мире.

12+


5. «Токийская соната» (режиссер Киеси Куросава, 2008 год)


В 2008-м в программе «Особый взгляд» Канского кинофестиваля был представлен фильм «Токийская соната», наследующий традиции великого кинорежиссера Ясудзиро Одзу. За картину о разрушении семьи Киеси Куросава был удостоен приза жюри. Мировой кризис затронул все части света, и Япония не стала исключением. Толпы непристроенных белых воротничков ходят по городу в поисках работы, и при этом большая часть из них боятся сказать своим женам и детям, что они ее лишились. А в Японии потеря работы или понижение социального статуса сродни потере лица.

«Токийская соната» — это человеческая история о том, как внешние обстоятельства испытывают на прочность отдельных людей и семьи. Кто-то ломается, а кто-то становится сильнее.

16+


6. «Аферист» (режиссер Джеймс Дирден, 1999 год)


«Аферист» — криминальная драма, снятая по мемуарам Ника Лисона «Как я обанкротил „Бэрингз“. Признания трейдера-мошенника». Сюжет основан на реальных событиях истории банковского клерка Лисона, финансовые махинации которого привели к краху одного из крупнейших мировых банков.

Джеймс Дирден снял драйвовую картину, которая максимально близко подошла к биржевым реалиям. Благодаря тому что режиссер был сам не чужд биржевой торговле, он смог достаточно подробно и точно воссоздать атмосферу торгового зала и показать все тонкости трейдерской деятельности на азиатских финансовых рынках. Фильм изобилует профессиональной терминологией, но это не мешает ему, наоборот, делает его более искренним и правдоподобным.

16+


7. «Капитализм: история любви» (режиссер Майкл Мур, 2009 год)


Картина «Капитализм: История любви» получила заслуженно сразу два приза Венецианского кинофестиваля 2009 года. Достаточно скандальный документалист Майкл Мур одним из первых отреагировал на мировой финансовый кризис 2008-го и, пока другие только садились за написание драматичных сценариев игровых картин о главном потрясении рынков за последние годы, снял весьма эффектный сатирический фильм на тему того, куда ведет мир жажда капитала. Безусловно, сегодня, в 2020 году, лента выглядит несколько сумбурной, а выводы автора поспешными, но такое кино — уникальная возможность ощутить дух и атмосферу тех дней словно в прямом эфире.

12+