Владимир Путин убежден, что именно от работы транспортной отрасли в будущем будет зависеть скорость «нормализации экономической, деловой жизни» Фото: kremlin.ru

«КАК И ДРУГИЕ КЛЮЧЕВЫЕ, БАЗОВЫЕ ОТРАСЛИ, ТРАНСПОРТ СЕЙЧАС ПРОХОДИТ ТРУДНЫЙ ЭТАП»

«Их стабильная, надежная работа — это основа динамичного развития предприятий и регионов — собственно, всей страны как единого целого», — заявил сегодня президент РФ Владимир Путин, открывая совещание о проблемах транспортной отрасли в условиях пандемии.

На сегодняшний день в отрасли задействованы около 4,5 млн человек. Коронавирус, вынужденные ограничения, в том числе на передвижение, привели к значительному снижению объемов пассажиропотока и грузовых перевозок, что повлекло за собой падение выручки транспортных компаний. И Путин пришел к выводу, что «важно поддержать людей», которые заняты в сфере перевозок, чтобы «обеспечить общую устойчивость транспортного комплекса России. Например, для этого из резервного фонда правительства выделили более 23 млрд рублей в качестве экстренной, оперативной помощи, например, авиационным компаниям. «Эти средства должны пойти на оплату труда экипажей, сотрудников, на расчеты по аэропортовым услугам и лизинговым платежам», — отметил президент.

По мнению главы государства, особенно сложная ситуация сложилась именно в сфере воздушных перевозок, так что ей Путин пообещал в ближайшее время посвятить отдельное совещание. А пока, по его словам, составлен список системообразующих предприятий, для которых предусмотрены меры поддержки. В то же время президент попросил губернаторов не забывать, что во вверенных им регионах также есть те, кому такая помощь понадобится, а это в первую очередь компании, занимающиеся автобусными и речными перевозками.

«Особое внимание нужно уделить сезонному транспорту, прежде всего в данном случае речному. Его работа продолжается всего полгода — с мая по октябрь, и, очевидно, если сейчас навигация будет затруднена, а флот не получит загрузки, потребуется дополнительная помощь компаниям и их коллективам», — беспокоился президент. Тем не менее он уверен, что общая проблема для всего транспорта — это сокращение турпотока. Поскольку для того, чтобы международный туризм вернулся на прежний уровень, потребуется время, Путин предложил сосредоточиться на развитии внутреннего туризма и межрегиональных перевозках.

Что касается грузоперевозок, то тут президент считает нужным поставить приоритет перевалке отечественных грузов именно в российских морских портах. «Наши портовые мощности вполне конкурентоспособны по сравнению с зарубежными. Сейчас есть реальная возможность ускорить маневр грузовыми потоками в пользу собственных портов. Естественно, сделать это так, чтобы было выгодно и транспортному бизнесу, и нашим компаниям-производителям, экспортерам», — отметил Путин.

Заодно глава государства напомнил о важности сохранения инвестиционных программ. «Имею в виду крупные, долгосрочные заказы для нашей промышленности, для железнодорожного машиностроения, автомобильных заводов и верфей и, конечно, для строительных компаний, индустрии стройматериалов», — уточнил он. При этом Путин убежден, что именно от работы транспортной отрасли в будущем будет зависеть скорость «нормализации экономической, деловой жизни».

Евгений Дитрих Евгений Дитрих подтвердил, что транспорт серьезно пострадал от пандемии коронавируса. Если в первом квартале падение по грузообороту и пассажиропотоку составляло всего 3–4%, то в апреле ситуация изменилась Фото: kremlin.ru

«В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ВСЕХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА ПАДЕНИЕ ОТ 70 ДО 95 ПРОЦЕНТОВ»

Министр транспорта Евгений Дитрих подтвердил, что транспорт серьезно пострадал от пандемии коронавируса. Если в первом квартале падение по грузообороту и пассажиропотоку составляло всего 3–4%, то в апреле ситуация изменилась.  

«В сфере пассажирских перевозок на всех видах транспорта падение от 70 до 95 процентов», — подсчитал глава минтранса. Так, по его словам, погрузка на сети РЖД снизилась на 11%, при этом по металлам и по нефти, основным доходным грузам РЖД, погрузка упала на 20% к уровню прошлого года. В то же время перевозка грузов автомобильным транспортом внутри страны за март – апрель снизилась на 29%, еще на 14% сократился грузооборот на внутреннем водном транспорте. «По прогнозам экспертов и транспортных компаний, второй квартал для транспортной отрасли будет очень непростым», — подытожил Дитрих.

Министр уверен, что, помимо наращивания оборотов, придется также возвращать доверие пассажиров. «Очевидно, что нам предстоит вернуть доверие нашего пассажира, убедить его, что транспортная услуга является безопасной со всех точек зрения. Если в прошлом требования к безопасности перевозки не касались медицинской безопасности, то в сегодняшних условиях это первоочередной запрос общества», — считает он. Министерство вместе в Роспотребнадзором до конца мая собирается разработать и утвердить дополнения в правила перевозки пассажиров, касающиеся медицинской безопасности.

Глава минтранса напомнил, что уже в список пострадавших отраслей включены авиаперевозки, аэропортовая деятельность и автоперевозки, но, по его мнению, также стоит упомянуть пригородные и дальние железнодорожные пассажирские компании, а также судоходные компании внутреннего водного транспорта. «Мы предложили их включение в перечни наиболее пострадавших отраслей, это решение сейчас согласовывается», — добавил Дитрих.

При этом минтранс уже согласовал с минфином поддержку аэропортам на сумму 10,1 млрд рублей до конца июля. Затем, допустил Дитрих, авиакомпаниям и аэропортам может потребоваться еще 30 млрд рублей. «Но мы договорились, что к этому вопросу мы вернемся после рассмотрения динамики работы отрасли в мае и в июне с учетом возможностей федерального бюджета», — подчеркнул министр.

В то же время Дитрих попросил в качестве антикризисной меры субсидии на 1 млрд рублей для выравнивания тарифа по транзитным контейнерным перевозкам. «Еще одной важной мерой поддержки, мерой на будущее, которую мы могли бы использовать для развития, является субсидирование на цели выравнивания тарифа по транзитным контейнерным перевозкам. С учетом прогнозируемого транзитного контейнерного потока сегодня на эти цели требуется порядка миллиарда рублей. Просили бы поддержать это как антикризисную меру», — обратился он к Путину. Между тем финансирование модернизации БАМа и Транссиба за счет средств ФНБ на 30,5 млрд рублей министр попросил перенести с 2021 на 2020 год.

По словам Дитриха, для транспорта важно поскорее вернуться к привычному режиму работы, поэтому основные надежды возлагаются на региональные власти, которые принимают решения о введении и снятии ограничений. Тем более после двух месяцев самоизоляции у людей сформировался «отложенный спрос на поездки». «В этой связи прошу поручить регионам при установлении снятий ограничительных мер учитывать требования к перевозкам, не допуская введения излишних жестких мер, препятствующих нормальной работе транспорта, согласовывать с нами и с МВД решения о введении ограничений, в частности на движение автотранспортных средств по федеральным дорогам общего пользования», — попросил Дитрих.

Олег Белозеров Олег Белозеров: «Отменено более половины поездов. Но при этом транспортная доступность сохранена в полном объеме» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НЕ ПРОСИМ СРЕДСТВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

Глава РЖД Олег Белозеров признал, что наиболее тяжелая ситуация сложилась в пассажирском сегменте. Так, в пригородном сегменте пассажиропоток снизился почти на 70%, при этом количество поездов уменьшили лишь на 12%, поэтому загрузка не превышает 15%. Но только так, по его мнению, можно выполнить требования по социальному дистанцированию пассажиров. При этом, как отметил Белозеров, на поездах дальнего следования число пассажиров уменьшилось почти на 80%. «Здесь отменено более половины поездов. Но при этом транспортная доступность сохранена в полном объеме», — заверил глава РЖД.

В дальнем следовании пассажиропоток снизился на 80%. Отменено более половины поездов. При этом транспортная доступность сохранена в полном объеме. Федеральная пассажирская компания возвратила более 3,5 млн билетов на 8 млрд рублей.

По грузовым перевозкам снижение более 7%, по погрузке — около 6%. При этом Белозеров отметил положительную тенденцию: производители минеральных удобрений обеспечили положительную динамику грузоперевозок (более 2%). «А по зерну мы приросли почти на 80 процентов. Также положительные результаты достигнуты в значимых для нас, хоть и небольших по объему, сегментах перевозок: это товары первой необходимости (плюс 14 процентов), продовольственные товары (плюс 17 процентов)», — рассказал глава РЖД.

Тут пожаловался председатель президиума союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Ромашов, что у них на путях простаивают более 150 тыс. невостребованных вагонов, но за каждый день простоя приходится платить. «Поэтому хотелось бы, чтобы на это время платежи нам тоже как-то либо снизились, либо отменились на время», — попросил он, добавляя, что только в 2020 году сумма таких взносов может составить около 6,7 млрд рублей.

В то же время Белозеров признался, что снижение доходов РЖД отразится на инвестпрограмме. «Она потенциально может уменьшиться в 4 раза — с 820 миллиардов рублей до 200 миллиардов. Мы считаем такое изменение инвестиционной программы недопустимым, поскольку это не только отложит сроки достижения целевых показателей, но и приведет к разрушению производственных связей», — считает топ-менеджер. Он особо подчеркнул, что компании хотелось бы сохранить инвестпрограмму на уровне не менее 620 миллиардов рублей. «Мы не просим средств из федерального бюджета. Мы готовы привлечь средства через механизм бессрочных облигаций, над которыми вместе с коллегами из правительства и Центрального банка работали в течение двух лет», — отметил Белозеров.

Роман Троценко Роман Троценко жаловался на тяготы российских круизных судоходных компаний, выручка которых упала на 95% Фото: kremlin.ru

КРУИЗНИКИ ЗА ОТМЕНУ НДС НА ПУТЕВКИ, А ПЕРЕВОЗЧИКИ — ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Следом основатель и председатель совета директоров корпорации AEON Роман Троценко жаловался на тяготы российских круизных судоходных компаний, выручка которых упала на 95%. «Российский морской и речной транспорт имеют ярко выраженный сезонный характер. За пять месяцев мы должны заработать средства для того, чтобы дожить до следующей навигации, до весны следующего года. То, что мы видим сейчас, — по статистике, в круизном пассажирском судоходстве выручка упала на 95 процентов», — заявил он президенту. В качестве мер поддержки Троценко просил, например, прямое субсидирование расходов на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса судоходных компаний до весны следующего года. По его словам, общих платежей по фонду оплаты труда вместе с единым социальным налогом и лизингом составит 4,7 млрд рублей.

Также, по мнению Троценко, следовало бы выдавать государственные гарантии транспортным компаниям под банковские кредиты. «Когда каждое предприятие знает лимит собственных госгарантий, которое устанавливается отраслевым министерством исходя из физических объемов перевозок пассажиров, скажем, в 2019 году, и при необходимости предприятие может обратиться за этим лимитом и получить кредит в коммерческом банке», — пояснил председатель совета директоров корпорации AEON. Наконец, Троценко попросил освободить от НДС путевки на морские и речные круизы, проданные иностранцам, что, по его мнению, позволит помочь восстановлению въездного туризма.

О том, как страдают международные автоперевозчики, рассказывал гендиректор ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин. Он заявил, что падение объема перевозок международного сообщения составило уже около 20%, а по направлению в Китай — и вовсе 40% от уровня прошлого года. При этом, по словам Курушина, зафиксировано снижение перевозок на внутрироссийском направлении на 30%, поэтому в качестве одной из мер поддержки глава ассоциации просил «отменить, ввести мораторий на какое-то время или снизить» транспортный налог до уровня Казахстана для российских перевозчиков.


СИЛУАНОВ ПРЕДЛОЖИЛ РЕЧНОМУ ТРАНСПОРТУ СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Президент и владелец ГК «Дело» Сергей Шишкарев озвучил предлагаемые свои меры поддержки. Первое — субсидирование процентных ставок по кредитам в рамках реализации масштабных инвестиционных программ. «Мы и другие транспортные логистические компании сегодня реализуем амбициозные планы по обновлению подвижного состава и расширению пропускных способностей. Наша группа ввела недавно глубоководный контейнерный терминал на Черном море. От реализации инвестпрограмм зависит не только наше развитие, но и тысячи рабочих мест в смежных отраслях, прежде всего машиностроения», — высказался Шишкарев .

«Второе — в соответствии с вашим указом от 6 мая 2018 года мы работаем над транзитом с запада на восток и востока на запад. Просим здесь поддержать идею субсидирования тарифа на перевозку грузов в обоих направлениях. Для демонстрации того, что происходит, в ближайшие год-полтора в Южной Корее ожидается ввод порядка 20 новых контейнеровозов вместимостью до 24 тысяч контейнеров на каждый пароход. Это 300 полноценных транзитных поездов, которые могли бы проследовать из Находки до Бреста по территории России, — привел расчеты Шишкарев. — Мы оцениваем такую субсидию в порядка 900 долларов, или 70 тысяч рублей. Доходы транспортных компаний, РЖД мы оцениваем в 2,5–3 тысячи долларов на каждый контейнер. Эти меры на ближайший год позволят увеличить транзит по России на 200–250 тысяч контейнеров».

Третьей мерой докладчик назвал вопрос, связанный с тарифами. Он уточнил, что всем известно о позиции Путина, чтобы расчеты в российских портах производились в рублях. «Но в связи с нестабильностью и сложностями просим разрешить номинировать тарифы в валюте при расчетах в рублях. Это позволит реализовывать инвестпрограммы. Часть оборудования мы все-таки закупаем в валюте, и это не дало бы преимущества иностранным компаниям, использующим девальвацию рубля», — считает владелец «Дела».

Кроме того, Шишкарев коротко отчитался по Каспию — комплекс мер по развитию транспортного коридора «Север — Юг» правительством принят. Единственное, по его словам, — пока не создана ОЭЗ в Астраханской области. Тут владелец ГК «Дело» попросил поддержки президента.

Последнее, о чем упомянул предприниматель, — угольные потоки. «Мы считаем важным не только развивать восточное направление, но и, чтобы упрочить положение угольщиков на рынке Индии и Турции, нужно субсидирование перевозок направления порта „Лавна“, Азово-Черноморского бассейна», — сказал Шишкарев.

Выслушав доклад, Путин предложил по ходу сразу же высказаться министру финансов России Антону Силуанову. «Те предложения, которые высказывались от минтранса, полностью согласованы с минфином — и по деньгам, и содействию средств ФНБ. Что касается предложений коллег по расширению перечня пострадавших отраслей, то речной транспорт в основном — это малый и средний бизнес. Они могут воспользоваться существующими мерами поддержки, — считает министр финансов. — Можно использовать системные меры поддержки. Это и субсидирование процентов, и гарантия для предприятий в непростой ситуации. Что касается реструктуризации лизинга, то можно идти по принципам реструктуризации кредитов. Та же ситуация и по переносу долгов на более поздние сроки».

«Нам нужно сформировать развитие внутреннего туризма. Нужно формировать привлекательные маршруты, открывать новые направления в нашей стране, куда можно будет удобно добраться» Фото: «БИЗНЕС Online»

ФОРСИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ И ДОБАВИТЬ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В СПИСОК ПОСТРАДАВШИХ

Подводя итог совещания, Путин озвучил несколько предложений для транспортной отрасли. Во-первых, это расширение перечня отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии. «Министр финансов только что сказал, что, наверное, многие предприятия отрасли, как малые, так и средние, могут этим воспользоваться, а некоторые — нет. Надо внимательно проанализировать и посмотреть, а именно добавить в этот список внутренний водный транспорт и пригородные железнодорожные перевозки, сообщение, — считает президент. — Надо просто посмотреть, могут ли они воспользоваться теми мерами, которые сейчас у нас уже созданы, или нет. Если нет, нужно подумать, как им помочь».

Путин напомнил, что для предприятий, которые работают в пострадавших отраслях, предусмотрены специальные меры поддержки — отсрочка по уплате налогов и сборов, снижение ставки страховых взносов, временный мораторий на проверки бизнеса. Кроме того, такие компании могут получить безвозмездную финансовую помощь со стороны государства и беспроцентные кредиты на выплату зарплаты при сохранении известного уровня занятости.

Во-вторых, как отметил Путин, «важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте» и реализовать планы по укреплению инфраструктуры, обновлению парка перевозчиков. «Давайте посмотрим на эти требования, которые предъявляются или должны быть предъявлены к новым транспортным средствам. Но мы с вами понимаем: это не только основа для будущего роста экономики, весь транспорт, но и спрос на товары, услуги поставщиков и подрядчиков по всей кооперационной цепочке, — сказал глава государства. — Масштабную инвестиционную программу с комплексным эффектом для отечественной экономики реализуют РЖД. Как мы сегодня услышали, компания планирует выпустить бессрочные облигации для финансирования этих вложений. Я поддерживаю это предложение. Прошу правительство в контакте с ЦБ в сжатые сроки подготовить нормативную и регуляторную базу. Думаю, это будет хороший инструмент».

В третьем пункте итогов совещания Путин коснулся темы развития внутреннего туризма. «Уже говорил, что у нас есть возможности быстрее работать над тем, чтобы перенаправить свои грузопотоки именно на отечественные порты. И такие резервы по наращиванию конкурентоспособности, эффективности у нас есть, нужно использовать все это по всем видам транспорта, по всем видам логистических услуг», — считает Путин. Он напомнил, что сейчас и Россия, и иностранные государства готовятся или начинают постепенно выходить из режимов внутренних ограничений. Но пока трудно сказать, как будут проходить процессы, в том числе когда и какие зарубежные направления будут доступны для поездок россиян.

«Это не только от нас зависит. Это зависит от того, как будут складываться дела и какие решения будут приниматься в других государствах, — заметил Путин. — Это значит, нам нужно сформировать развитие внутреннего туризма, точнее сказать, форсировать наши возможности на этом направлении при участии, безусловно, транспортных компаний, турагентств, гостиничного бизнеса. Нужно формировать привлекательные маршруты, открывать новые направления в нашей стране, куда можно будет удобно добраться».

Президент напомнил, что сейчас правительство готовит общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, и предложил включить в него и действия по развитию внутреннего туризма. Кроме того, президент предложил добавить в общенациональный план меры по стимулированию транзитных контейнерных перевозок, ссылаясь на доклад Шишкарева, а также меры по освоению выгодных логистических маршрутов.

«Сейчас, когда в транспортной системе России возникают резервы, надо их обязательно задействовать, дать загрузку отечественным компаниям, реализовать географические преимущества нашей страны в интересах национальной экономики и наших граждан», — подвел итог Путин.