РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦАИР – О РЕЗУЛЬТАТАХ УНИКАЛЬНОГО ОПРОСА БИЗНЕС-ЭЛИТЫ. ЧАСТЬ 4-Я

96,7% деловых людей республики черпают необходимую им информацию из интернет-СМИ. При этом почти половина из них (47,6%) хотя бы раз в неделю заходят на сайт «БИЗНЕС Online», а больше четверти (26,7%) заглядывают сюда каждый день. Такие результаты получил центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР), опросив порядка 200 управленцев высшего и среднего звена в Казани и Набережных Челнах. Подробности Александр Макаров, руководитель аналитического отдела ЦАИР, рассказал участникам недавнего семинара о бизнесе в Интернете, а также в интервью нашей газете.

makarov.jpg

Александр Макаров, руководитель аналитического отдела ЦАИР

3 МИНИСТРА И 200 ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

- Почему ЦАИР решил провести это исследование? В чем его уникальность?

- Исследование мы подготовили к недавно прошедшему семинару "Маркетинг, реклама и PR в Интернете: новые возможности делового сезона осень 2011 – зима 2012 года". Узнали о нем летом и решили принять участие.

Чтобы тема была интересной, выбрали самую труднодостижимую и соответственно слабо изученную аудиторию, – деловых людей. Обычно они крайне неохотно идут на контакт с социологами, поэтому количественные опросы с их участием проводятся крайне редко.

cair-small.jpg
Диаграмма:
Источники информации
о деловой жизни в РТ

Нас интересовали три вопроса. Первое - какое место Интернет занимает в ряду других источников информации о деловой жизни республики? Второе - какими интернет-СМИ деловые люди чаще всего пользуются? Мы хотели составить их рейтинг. Третье – что происходит в сегменте специализированных деловых СМИ в целом. Здесь мы сравнили интерес к онлайн и оффлайн изданиям.

На последнем этапе для сопоставления данных мы опросили и 200 человек из числа простых жителей Казани.

- Кого удалось опросить из деловых людей? Насколько репрезентативна выборка?

- Всего методом формализованных телефонных интервью опрошено 200 представителей интересующей нас группы. Это представители коммерческих фирм и отчасти госструктур. Уровень опрашиваемых – владельцы, руководители и топ-менеджеры (как минимум, начальники отделов). Среди опрошенных даже три министра. Поскольку сам по себе круг таких людей довольно узок, наша выборка является чрезвычайно представительной. Подобных исследований именно для данной группы на моей памяти не проводилось, по крайней мере, открытых.

Достичь данную аудиторию было довольно проблематично. Но в целом тема оказалась интересна самим участникам опроса, поэтому люди отвечали охотно.

ТЕЛЕВИЗОР ДЛЯ ЭЛИТЫ

- Каким оказался ответ на первый вопрос? Насколько Интернет важен для деловой аудитории?

- Разница в предпочтениях деловой и массовой аудитории очень заметна. 96,7 процента людей бизнеса пользуется интернет-СМИ. Среди простых людей таких всего 45,9 процента. Зеркально противоположная картина складывается с ТВ. Телевизор по-прежнему смотрят более 80 процентов населения и всего 54,8 процента руководителей.

- А если составить некий рейтинг каналов получения деловой информации?

- Источник номер один – интернет, затем идут печатные СМИ, ТВ, радио и блоги. Заметьте, только 11 процентов заявили, что основной источник для них – устное общение, знакомые. Для, скажем так, обывателей на первом месте ТВ, далее с большим отрывом Интернет, печатные СМИ, радио и знакомые.

Интересно, что среди деловых людей не нашлось ни одного респондента, который вообще не пользовался бы Интернетом. Напротив, 93,4 процента не просто пользуются, а пользуются каждый день. Среди обычных людей таких 52,2 процента. А вообще не охвачены всемирной паутиной 29 процентов респондентов.

САМЫЕ УЗНАВАЕМЫЕ И ПОСЕЩАЕМЫЕ

- Вы сказали, что составили рейтинги посещаемости интернет-сайтов…

- Вначале мы замерили узнаваемость брендов. Ровно треть опрошенных (33 процента) навскидку, без подсказки вспомнили «БИЗНЕС Online». Второе и третье место поделили "Татар-информ" и "Татцентр" – у них примерно по 22 процента. За пределами этой тройки узнаваемость довольно резко снижается.

cair-small_1.jpg
Спонтанное знание интернет-изданий

- А что с посещаемостью?

- Лидер – "Татар-информ". К нему хотя бы раз в месяц обращались 61 процентов деловых людей. Это понятно - издание обладает длительной историей, из него многие привыкли узнавать официальную информацию. «БИЗНЕС Online» на втором месте с небольшим отрывом - 55 процентов. На третьем месте - 116.ru - 40,5 процента.

Картина резко меняется, если мы посмотрим частоту посещений. "Лидером на каждый день" с довольно большим отрывом оказывается «БИЗНЕС Online». Хотя бы раз в неделю сюда заходит 47,6 процента деловых людей, то есть почти половина. А больше четверти - 26,7 процента - один или несколько раз в день. У "Татар-информа" к числу таких сверхлояльных читателей относятся 14,8 процента бизнесменов. На третьем месте – e-kazan.ru (11 процентов).

- Почему важна частота посещений?

- Это важно для рекламодателей. Эффективность рекламы зависит от числа контактов. Чем чаще человек видит рекламу, тем выше вероятность, что он на нее отреагирует.

- А есть ли рейтинг по СМИ для простых людей?

- Среди сайтов для массовой аудитории безусловный лидер – Prokazan.ru. На него в течение месяца заходит 21,3 процента простых обывателей. А аутсайдер, как ни странно, тот же «БИЗНЕС Online». На него заходит всего 5,3 процента населения. По всей видимости, контент издания настолько сильно заточен под элиту, что домохозяйкам здесь читать нечего.

ЗА НИМИ ПРОШЛОЕ, ТРАДИЦИЯ, НО…

- Очень интересно исследование по деловым СМИ. Что было критериями отбора?

- Мы взяли только те СМИ, которые сами себя позиционируют, как деловые. Не важно при этом, в какой форме они распространяются, – печатной или электронной. Мы выделили пять печатных изданий и два интернет-СМИ. Замерили их аудиторию, но в первую очередь нас интересовал имидж изданий среди читателей.

cair-small_3.jpg
Лояльность деловым изданиям

- И что показали результаты исследования?

- Популярность печатных деловых изданий снижается. Например, каждый номер "Коммерсанта" читают всего 12 процентов руководителей, а "Делового квартала" - 11,4 процента (уточним, что периодичность ДК – 1 номер раз в две недели). А ведь они специально предназначены для этой аудитории. Конечно, печатные СМИ все еще имеют определенную фору - за ними прошлое, сложившаяся традиция ежедневного чтения за чашечкой кофе… Но, тем не менее, через Интернет получать информацию удобнее и быстрее, поэтому сетевые издания выходят вперед. Цифры по ним я уже назвал.

- А что с отношением читателей?

- Мы замерили три параметра – доверие к СМИ, его полезность и влиятельность. Грустно, но от 28,6 до 40 процентов руководителей отказывают в этих трех качествах всем перечисленным изданиям. Тут есть, о чем подумать, представителям медиабизнеса. Что касается остальных опрошенных, то тройка на удивление устойчива. На первом месте – «БИЗНЕС Online», затем – "Коммерсант" и "Время и деньги". Еще раз подчеркну, что речь идет не о популярности, а об оценке качества: влиятельности, полезности и доверии к изданию.

СОЦИОЛОГИ УХОДЯТ В ИНТЕРНЕТ

- На недавнем семинаре по бизнесу в интернете представители ЦАИР говорили о новой услуге – онлайн-опросах. Насколько, на ваш взгляд, она будет востребована?

- Онлайн-опрос - это сегодняшний и завтрашний день для исследовательского рынка. В регионах это представлено пока незначительно, и в Москве только начинают работать. Но, тем не менее, за онлайн-опросами будущее, это самый перспективный метод.

- Почему?

- Причина понятна: население с каждым годом становится все менее лояльным к исследованиями. Все меньше времени людям хочется уделять ответам на какие-то такие, порой весьма сомнительные и странные вопросы. Кроме того, в целом уровень доступа в интернет повышается. Поэтому возможность ответить на вопросы в режиме онлайн в данном случае выступает разумной альтернативой традиционным опросам. По обобщенному мнению региональных и московских исследователей, за онлайн-опросами - будущее.

Недавно прошел второй съезд российских региональных и московских исследовательских компаний - первый состоялся в прошлом году. На втором съезде проводился опрос, и более 80 процентов опрошенных считают, что онлайн-опросы будут самыми популярными и распространенными видами исследования. Иными словами, проведение традиционных опросов тоже, как и СМИ, переходит из оффлайна и онлайн.

Часть 1-я: Интернет наступает - и скоро положит на лопатки и печатные СМИ, и радио, и ТВ

Часть 2-я: Конец эры SEO – оптимизации сайтов…

Часть 2-я: «Здесь я не смогла купить шкаф, несмотря на два высших образования»