В НОВОМ ПРОЕКТЕ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАНИ ОПРЕДЕЛИЛИ 36 ДОМИНАНТ: ОТ МЕЧЕТИ МАРДЖАНИ ДО ЗИЛАНТОВА МОНАСТЫРЯ

Сегодня во время делового понедельника в исполкоме Казани мэр Ильсур Метшин в весьма резких высказываниях дал понять, что вольница по обращению с историческими памятниками и хаотичная застройка Казани завершилась. Пристальное внимание общественности и первого лица республики к этой проблеме теперь еще и подкреплено документальным обоснованием: проектом зон охраны объектов культурного наследия Казани, который стал первым постперестроечным документом, регламентирующим эту сферу. Корреспондент БИЗНЕС Online узнал, что теперь собственникам земли придется не только тщательно рассчитывать расположение своих будущих объектов, но и ограничивать их высотность, если вдруг они попадут в сектор обзора памятников.

centr.jpg
Посещение Зилантова монастыря

ПРОЕКТ ИЗ 17 ТОМОВ

Сегодня на аппаратном совещании в исполкоме Казани был представлен новый проект охранных зон столицы РТ. Напомним, что его презентация состоялась 16 сентября в институте « Казгражданпроект». Сегодня же с ним были ознакомлены и чиновники исполкома.

Мини-презентацию проводила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Она напомнила, что предыдущий проект охраны зон был принят для Казани еще в 1988 году. По ее словам, необходимость разработки нового проекта была вызвана тем, что предыдущий «на сегодня не только не отражает градостроительную ситуацию, но и не дает четких регламентаций по режимам. Отсутствие четко установленных режимов использования земель и градостроительных регламентов создает на сегодня серьезную правовую коллизию в части регулирования градостроительной деятельности», – заявила Прокофьева. Вновь разработанный документ включает в себя единый историко-архитектурный план с указанием всех охраняемых объектов, а также зонирование территорий. Установлены охранные зоны, в которых новое строительство запрещено, зоны регулирования застройки трех типов с разными регламентами и режимами, а также зона охраняемого природного ландшафта.

Она сообщила, что разработка нового документа проводилась с февраля по июнь группой экспертов из 12 человек. В состав группы вошли специалисты исполкома Казани, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, главного управления охраны памятников министерства культуры РТ. Проект получил положительное заключение Государственной историко-культурной экспертизы, в экспертизе которого приняли участие крупнейшие специалисты и аккредитованные эксперты Москвы. Этот огромный аналитический труд, отметила Прокофьева, включает в себя 17 томов и примерно 6 тысяч листов, а также альбомы-графические приложения.

Предварительно в процессе подготовки проекта были проанализированы градостроительные документы за предыдущие 20 лет, ход их реализации, проведены масштабные культурно-исторические и натурные исследования, а также ландшафно-визуальный анализ объектов культурного значения.

Суть нового документа заключается в том, что для 36 городских доминант (в их числе знаковые для Казани памятники - Зилантов монастырь, Мечеть Марджани, Петропавловский собор и другие) и еще 342 других памятников федерального, регионального и местного значения, индивидуально определены зоны охраны и жестко прописаны режимы использования земель вокруг них и регламенты застройки. Все памятники должны свободно просматриваться с основных точек обзора, и в связи с этим установлена максимально допустимая высотность и иные конкретные требования (отступы от границ земельных участков, площадь застройки, цветовая гамма и др.) к объектам новой застройки в каждой из зон. Основный принцип – историческая застройка должна доминировать на охраняемой территории.

К примеру, для Кремля были определены 72 точки панорамного восприятия и выделены 8 основных общедоступных точек обзора (с Кировской и Ленинской дамб, моста Миллениум, фарватера Волги), лучи видимости с которых ни при каких условиях не должны быть перекрыты новостройками. А для Зилантова монастыря зона охраны формировалась на основе 107 точек панорамного восприятия и 10 визитных точек обзора.

centr (1).jpg
Зилантов монастырь - один из 36 объектов,
входящих в число охранных зон столицы РТ

ЗИЛАНТОВ МОНАСТЫРЬ ЗАКРЫТ УРОДЛИВОЙ МНОГОЭТАЖКОЙ

Увлеченный рассказ Прокофьевой (особенно о типах и классификации зон), вдруг прервал мэр Ильсур Метшин, который заявил, что доклад главного архитектора, изобилующий специфической терминологией, не совсем понятен присутствующим на совещании (видимо, Метшин определил это по лицам своих подчиненных). Мэр решил лично донести до всех и каждого важность презентованного проекта:

– Татьяна Георгиевна, говорите нормальными словами, если вы так на сессии будете выступать, лучше вообще не приходите! Речь идет о том, что впервые с 1988 года мы получаем 17 томов проработанного важнейшего документа, который будет регулировать вопросы исторической застройки.

Здесь Метшин напомнил присутствующим, что городские власти озаботились проблемой задолго до того, как она попала в центр внимания общественности и властей республики. В частности, это было обусловлено тем, что предыдущий проект зон охраны Казани давно уже перестал соответствовать действующему законодательству: ПЗО 1988 года базировался на понятии «объединенная охранная зона», тогда как сейчас закон требует определять охранную зону с четким режимом использования земель и градостроительным регламентом для каждого из объектов культурного наследия Казани:

– Мы в январе месяце заказали этот проект, его экспертизу провели лучшие специалисты страны. Предыдущий документ был расплывчатым, к примеру, высоту конкретного здания для разрешенного строительства предлагалось определять на принципах соразмерности, что неизбежно вело к субъективности решений.По сути, застройка в исторической части была дана на откуп отдельным чиновникам. А сейчас для каждой из 36 доминант, четко прописано: где и как строить, чтобы новые объекты не перекрывали исторические памятники. Этот документ принимается впервые, в нем прописана каждая точка каждого памятника, и на века прописана.

В качестве примера мэр назвал Зилантов монастырь

– Зилантов монастырь закрыт многоэтажкой, уродливой такой. Хорошо, что с одной только точки закрыт. Восемь еще осталось…

Метшин сообщил, что этот документ уже вынесен на обсуждение общественности, а также в отраслевые ведомства: министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, и министерство культуры, а окончательное его обсуждение состоится на сессии в Гордуме 22 сентября.

ЭТОГО БЕЗОБРАЗИЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ!

Назвав разработку проекта историческим событием, градоначальник уверено заявил: «Уже этого безобразия не будет, потому что там расписана каждая точка, где нельзя будет строить высотные объекты, эти точки - святая святых, и ни Метшин, ни Халиков, никто другой не скажет – дайте здесь разрешение на застройку! Человеческий фактор будет полностью исключен. А собственник: хочешь магазин построить – пожалуйста, строй, жилой дом, офис – нет вопросов! Но вот эти точки, они прописаны – здесь запретная территория. А то ведь как было: одним этажом больше, одним меньше, я - собственник, эта земля мне досталась от дедушки, который работал в исполнительном комитете, поэтому я как хочу, так и строю»

– Да, родной! - с жаром обратился Метшин к виртуальному собственнику – родственнику исполкомовского чиновника, - ты имеешь этот земельный участок, но сейчас тебе не повезло, что эта линия закрывает исторический памятник, и здесь уже можно только сквер или лужайку для отдыха разбить. Можешь поменяться с городской администрацией участком в другом районе, а можешь здесь лужайку благоустроить!

По завершении ликбеза, Метшин поручил Прокофьевой подготовить выступление на сессии Гордумы, «чтобы всем было понятно».

После совещания главный архитектор прокомментировала «БИЗНЕС Online» ряд вопросов, которые пока остались за кадром:

– На самом деле этот документ очень обширный, но в то же время он достаточно гибкий. Скажем, есть территории, где необходимо держать высоту, чтобы оставить исторические здания значимыми, которыми они были в исторической застройке, а есть территории, где можно и поднять высоту, так как новая застройка не помешает общему восприятию и не сломает панораму города.

Но сам по себе документ это не панацея и не таблетка от всех городских проблем, посетовала Прокофьева, он является аналитической базой для разработки остальных документов, он отобразится в генплане, Правилах застройки и землепользования, проектах планировок в центральной части города и т.д.

Вероятно, последующее превращение проекта в нормативный документ (после рассмотрения его на сессии Городской Думы, проект будет представлен в кабмин РТ), решится вопрос и с административными мерами воздействия к собственникам, которые в точках обзора памятников вместо декларативных лужаек захотят возвести небоскребы.