1. «Прощание» (режиссер Лулу Ванг, 2019 год)


«Прощание» американской китаянки Лулу Ванг — хит фестиваля независимого кино «Сандэнс», однако обычные зрители также не смогли устоять перед искренностью картины. Это тот редкий случай, когда достойный всех похвал, очень скромный фильм получает заслуженное внимание со всех сторон. Он искренне и просто рассказывает историю одной девушки и ее семьи, которые объединились и сплотились во время кризиса. Без лишнего драматизма, эмоционально, но не сентиментально герои говорят о горе, депрессии, сожалении и сострадании, смеются над глупыми шутками и переживают за здоровье бабушки (по сюжету выясняется, что та больна, жить ей осталось недолго, но расстраивать ее не хотят и о скорой смерти решают умолчать). «Прощание» — доброе и светлое кино про настоящие семейные ценности, которые у всех одни и те же, вне зависимости от континента и нации. 

16+


2. «Родня» (режиссер Никита Михалков, 1981 год)


Один из лучших фильмов Никиты Михалкова, отмеченный высочайшей художественной выразительностью: емкость, наполненность пространства каждого трагикомического эпизода, палитра остроумных режиссерских находок, прекрасный актерский ансамбль. Глубокая и одновременно смешная картина о противоречиях между городом и деревней, показанная под углом взаимоотношений близких родственников, принадлежащих к разным поколениям, приобретает неожиданное (где-то эксцентричное, где-то лирическое, а где-то и саркастичное) звучание.

Спасение в ленте справедливо видится в избавлении от индивидуальных эгоистических настроений и потребностей, но главное — в восстановлении родственных уз, и чем скорее, тем лучше, ведь, по мнению режиссера, без родни не будет и родины!

12+


3. «Возвращение» (режиссер Педро Альмодовар, 2018 год)

Педро Альмодовар и в этом своем фильме демонстрирует нам удивительный микс из мелодрамы, детектива, мюзикла и, конечно, комедии. Снимает он такое кино легко и непринужденно. Однако «Возвращение» — одна из немногих его работ, которая внушает нам естественные человеческие эмоции. Парадоксально, но в фильме, где персонажи погибают и где большую часть экранного времени занимают погребения и кладбища, жизнелюбия, энергии и оптимизма больше, чем в иных нарочито позитивных комедийных мелодрамах. И любви в нем много. Не страстной и эффектной, а тихой, семейной, с болью, смирением, прошлым, которое надо простить и принять. А самое важное, о чем говорит Альмодовар и что он спрятал где-то внутри картины надежно и глубоко, — это материнская любовь, которая потрепана, растоптана, но свята и неприкосновенна.

18+


4. «Отрочество» (режиссер Ричард Линклейтер, 2014 год)


Ричард
Линклейтер снимал свой фильм 12 лет со всеми главными героями — и это была его концептуальная художественная позиция: максимум достоверности и жизни в кадре. Картину можно назвать своеобразной вариацией классических романов-воспитания, но здесь взрослеют не только дети, но и родители, пытающиеся достойно пройти тяжелый путь к пониманию собственных чад.

«Я всегда хотел рассказать историю отношений отцов и детей на примере мальчика и его взросления», — поясняет режиссер. При этом «Отрочество» ни в коем случае нельзя назвать морализаторским фильмом. Линклейтер не пытается объяснить зрителю, как ему нужно жить, воспитывать детей, построить счастливую семейную жизнь. И в этой атмосфере и свободе особая ценность и кинематографичность ленты.

«Отрочество» — очень светлый проникновенный фильм. Он полон духа времени и забавных диалогов, в нем есть совершено непередаваемое очарование жизни. Обычной и уникальной.

18+


5. «Маленькая мисс Счастье» (режиссеры Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, 2006 год)

Фильм «Маленькая мисс Счастье» супруги Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис создавали долгие пять лет из-за бесконечных поисков денег на съемки. Когда он наконец-то вышел, случилось буквально чудо: эта малобюджетная картина получила два «Оскара», еще 34 награды и 39 номинаций. Что же в ней особенного? Казалось бы, просто хорошая комедия в стиле семейных роуд-муви с великолепным актерским составом (Тони Коллетт, Стив Карелл, Алан Аркин и т. д.).

Но, по сути, «Маленькая мисс Счастье» — история о феномене американской семьи, о том, как непросто сохранить себя и свою семью в стране, где все озабочены тем, как не выглядеть в чужих глазах неудачником на фоне бесконечных ток-шоу, в которых рассказывают, как стать лучшим. В данной картине волей случая абсолютно разные люди объединяются в одну семью и таким единым организмом начинают помогать друг другу быть настоящими. 

16+


6. «Крупная рыба» (режиссер Тим Бертон, 2003 год)


Тим Бертон
взялся за создание «Крупной рыбы» вскоре после смерти собственного отца. Он много размышлял об их отношениях и был рад возможности перенести все личное в кинематографическую плоскость, потому «Крупная рыба» из разряда тех фильмов, которые не способны оставить равнодушным зрителя, настроившегося видеть не только глазами, но и душой. Визуально Бертон, как обычно, привораживает зрителя причудливым и изобретенным им самим миром. Мир «Крупной рыбы» — этнографическая сказка, основанная на северном, англо-голландском фольклоре Соединенных Штатов. Картина о торжестве фантазии над серой обыденностью. Да, она сентиментальная, но необыкновенно позитивная и жизнеутверждающая.

12+


7. «Один кусочек сахара» (режиссер Реза Миркарими, 2011 год)


Каннский лауреат Реза Миркарими снял многоплановую свадебную комедию, действие которой происходит в комнатах деревенского дома и в саду, погруженном в расслабляющий летний зной. Милый и наивный хаос приготовлений к бракосочетанию, помноженный на пастельную живописность иранской провинции, служит прекрасной картинкой персидской культуры быта и семейных отношений. В фильме нет захватывающего сюжета, но есть панорама — социальная и поколенческая. Она колоритна и по-хорошему традиционна. Миркарими снимает настоящее иранское кино, красивое, но не приукрашенное, серьезное и одновременно простое, близкое и понятное любому человеку, к какой бы культуре он ни принадлежал.

12+

8. «Инструкции не прилагаются» (режиссер Эухенио Дербес, 2013 год)


Приятная мексиканская семейная комедия об отцовстве, любви и ответственности. Фильм сделан технически качественно для данного жанра и режиссерски очень точно. Несмотря на очевидность сюжета и предсказуемость истории, «Инструкциям» есть чем удивить вас в неожиданном финале. Латиноамериканская комедия ко второму часу экранного времени перестает быть таковой и обрастает трепетными размышлениями о семье, детстве, роли отца в воспитании ребенка и даже проблеме самоидентификации детей в однополых парах. Особо впечатлительные и сентиментальные зрители наверняка растрогаются и прослезятся.

Сюжет картины заключается в том, что жизнь плейбоя из Акапулько резко меняется, когда на пороге собственного дома ему вручили грудного младенца со словами «Это твоя дочь». В итоге герою потребовалось 6 лет, чтобы найти маму ребенка. Когда накануне очередного дня рождения девочки ее мать появляется, мужчина вдруг понимает, что может потерять своего лучшего друга, которым дочка стала ему за эти годы. 

12+


9. «Семейство Белье» (режиссер Эрик Лартиго, 2014 год)


«Семейство Белье» не вписывается в разряд типичного фильма о молодежи. Эта французская картина охватывает широкий спектр важных тем: от взаимоотношений отцов и детей и первой юношеской любви до социализации и проблем отношения к инвалидам в обществе.

Но центральной идеей ленты является, безусловно, отпускание из семейного гнезда как истинное проявление любви родителей. Рискнуть и отправить в свободное плавание есть высшая степень доверия с одной стороны и ответственности — с другой. О многом говорит и саундтрек к фильму: «Mes chers parents, je pars» («Дорогие родители, я ухожу. Я люблю вас, но ухожу»).

Это история о семье, где все глухие, кроме 16-летней Паулы, которая является незаменимым переводчиком для родителей в повседневной работе на их ферме. Однажды девушка, вдохновленная своим преподавателем музыки, который открыл в ней талант певицы, решает начать подготовку к прослушиванию для вокального курса, проходящего на французском радио в Париже. Этот выбор означает, что она должна покинуть свою семью, чтобы сделать свои первые шаги во взрослую жизнь.

16+


10. «Мы купили зоопарк» (режиссер Кэмерон Кроу, 2011 год)


Режиссер-сентименталист Кэмерон Кроу взял образцово заезженный сюжет, поместил его в предельно схематичные обстоятельства, но умудрился при этом снять идеальную картину для семейного просмотра.

Фильм, основанный на реальных событиях, напоминает нам, что самое важное в нашей жизни и что нужно сделать для того, чтобы дети улыбались и были счастливы. Да, может быть, звучит банально, но все в этой ленте стремится к хеппи-энду, чтобы зритель в конце концов немного расчувствовался. В картине нет места для негатива, ее функция в другом — вспомнить, что проблема отцов и детей всегда решаема, а главное — семья, любовь и умение ценить прекрасных людей, которые окружают тебя.

12+