Владелец группы компаний «Транзит Сити» (сеть АЗС Irbis) Ринат Гаптельхаков свой заправочный бизнес открыл в далеком 1998 году, когда в стране произошел дефолт Владелец группы компаний «Транзит Сити» (сеть АЗС Irbis) Ринат Гаптельхаков свой заправочный бизнес открыл в далеком 1998 году, когда в стране произошел дефолт

герой публикации

Владелец группы компаний «Транзит Сити» (сеть АЗС Irbis) Ринат Гаптельхаков свой заправочный бизнес открыл в далеком 1998-м, когда в стране произошел дефолт. За 22 года в стране случился не один финансовый кризис, к тому же в недалеком 2018-м произошел локальный топливный кризис, когда производители бензина резко взвинтили цены настолько, что стали продавать бензин дороже, чем заправщики могли реализовывать его на своих АЗС. Закаленный в лихие 90-е предприниматель бодрости духа не теряет, даже несмотря на то, что на городских заправках количество клиентов снизилось на 50–60%. Гаптельхаков, отложив в сторону проекты по строительству бань для дальнобойщиков, ищет пути оптимизации затрат, чтобы сохранить и бизнес, и коллектив.

«В любом случае топливо нужно закупать, принимать, отслеживать транспортировку, поставлять на заправки, то есть такая текущая работа [в офлайн-режиме] осталась» «В любом случае топливо нужно закупать, принимать, отслеживать транспортировку, поставлять на заправки, то есть такая текущая работа [в офлайн-режиме] осталась»

КАК сейчас РАБОТАЮТ ЗАПРАВКИ IRBIS?

  • Руководящий состав, весь офис, а это процентов 20% от общего количества сотрудников компании, ушел на удаленный режим работы. Директор также работает дистанционно, живя за городом. По «Скайпу» постоянно проводим совещания, вопросов много возникает. Но в любом случае топливо нужно закупать, принимать, отслеживать транспортировку, поставлять на заправки, то есть такая текущая работа [в офлайн-режиме] осталась. Непосредственно на заправках обслуживающий персонал также работает. Там нет понятия «удаленки», есть «выход в смену». И все сотрудники, которые не болеют, в работе, но они выходят по интенсивности [работы АЗС]. Но, поскольку интенсивность спроса на топливо падает, соответственно, вместо двух операторов может остаться один, вместо трех — два.
  • Все заправки у нас открыты, в магазины товары мы также выставляем, но общепит и гостиницы, конечно, не работают из-за карантина. Реализация топлива упала. По городским заправкам сокращение у нас произошло от 50% до 60%, и с каждым днем покупателей становится все меньше и меньше. На трассе потери ниже — грузоперевозчикам товары все равно нужно возить, поэтому пролив упал примерно на 30%. То есть трасса живет, но реализация там тоже падает. У многих грузоперевозчиков возникают проблемы с деньгами, они просят отсрочку. Здесь мы рискуем [соглашаясь на отсрочку], потому что у нас нет бесконечных средств, чтобы спонсировать грузоперевозки.
  • Падение по выручке составило процентов 30, но с каждым днем она сокращается. Конечно, на оптовой бирже стоимость топлива тоже снижается, это дает нам возможность, несмотря на резкое падение продаж, работать в зоне безубыточности. Но здесь нужно понимать: чтобы привезти топливо на нашу нефтебазу, требуется время. Например, мы закупили определенный объем топлива и сейчас потихонечку его реализуем, а тем временем на бирже цены еще упали, но нам в любом случае нужно реализовывать тот товар, который пришел еще по старым ценам. К тому же мы хорошо подготовились к навигационному периоду — топливо заранее закупили, а видите, какая ситуация, да и цены пляшут. Так что где-то выигрываем, где-то — проигрываем. Но точки «критического пролива», когда уходим в минус, мы еще не достигли.

«Мы много работали над тем, чтобы на заправках предоставлять максимально высокое качество услуг. Чтобы было комфортно людям заправлять машины» «Мы много работали над тем, чтобы на заправках предоставлять максимально высокое качество услуг. Чтобы было комфортно людям заправлять машины»

Какие антикризисные меры принимаются в организации?

  • Мы много работали над тем, чтобы на заправках предоставлять максимально высокое качество услуг. Чтобы было комфортно людям заправлять машины. Удобные парковки, туалеты бесплатные, прачечные, парикмахерские… Этот перечень услуг — для тех водителей, которые месяцами ездят по трассам, фактически живут в машине, у них свой мир, и мы стремимся создать для них максимально комфортные условия. В этом году мы планировали открыть банный комплекс. Чтобы, не сходя с федеральной трассы, дальнобойщики могли бы получать все эти услуги. Качественное питание также для нас очень важно. Мы планировали в Челябинске, Ижевске, Екатеринбурге строительство новых объектов (АЗС), но сейчас мы все эти проекты заморозили. С каждым днем мы видим, что ситуация усложняется.
  • Мы минимизируем расходы. Включили режим экономии коммунальных платежей, расходов на персонал — всего, что можно относительно безболезненно сократить. Ежедневно у нас проходят совещания в режиме онлайн, и каждое подразделение вносит свои предложения по оптимизации расходов, так что все решения принимаются в ежедневном режиме.
  • Если мы не будем дальше сокращать свои издержки, то рискуем оказаться у разбитого корыта, поэтому может наступить такая ситуация, что придется сокращать и персонал. Но это уже будут самые крайние меры, если станет очень и очень трудно. Пока всем сотрудникам, которые сидят дома, мы сохраняем зарплату.

«Сейчас мы прорабатываем возможность бесконтактной оплаты и для корпоративных клиентов, которые пользуются нашими топливными картами» «Сейчас мы прорабатываем возможность бесконтактной оплаты и для корпоративных клиентов, которые пользуются нашими топливными картами»

про переход на бесконтактную оплату

  • В период карантина наши клиенты все чаще переходят на бесконтактное обслуживание. Через карту, привязанную к мобильному приложению «АЗС Irbis», можно заправиться, не заходя в операторскую. Эта система у нас работает уже полтора года, но в последнее время она стала еще актуальнее. Оплата через приложение исключает контакт с людьми и денежными средствами. А для того чтобы избежать прямого контакта с заправочным пистолетом, все зоны заправок оборудованы одноразовыми перчатками и бумажными салфетками. Если общая выручка у нас уменьшилась в 2 раза, то продажи по бесконтактному сервису у нас не сократились.
  • Помимо этого, сейчас мы прорабатываем возможность бесконтактной оплаты и для корпоративных клиентов, которые пользуются нашими топливными картами (безналичная оплата для организаций). На данный момент у нас нет такой возможности, чтобы водитель мог самостоятельно заправить автомобиль по топливной карте. Карту нужно вставить непосредственно в терминал, набрать ПИН-код, после чего с нее списывается определенное количество литров и подается сигнал на заправку машины. Но у нас есть своя группа айтишников, они уже пишут программу, надеюсь, что скоро мы введем и эту систему.

«22 года мы на рынке и пережили очень много кризисов. Были времена, когда тоже было очень сложно, критические ситуации, но мы все равно выживали» «22 года мы на рынке и пережили очень много кризисов. Случались времена, когда тоже было очень сложно, критические ситуации, но мы все равно выживали»

о  ситуации на рынке

  • Вопроса о выживании нашей компании пока не стоит. 22 года мы на рынке и пережили очень много кризисов. Случались времена, когда тоже было очень сложно, критические ситуации, но мы все равно выживали. Если не возникнет таких обстоятельств, как в 2018 году, когда оптовые цены на бензин были выше, чем мы в розницу его продавали, то есть в убыток себе работали, то надеюсь, что все станет нормально. Конечно, в общепите и других направлениях нашего бизнеса, которые сейчас закрыты из-за коронавируса, ситуация не очень хорошая.
  • У других заправщиков, может быть, и хуже дела обстоят. За эти годы мы выстроили весь процесс: топливо закупаем на бирже, у нас есть три свои нефтебазы в разных регионах (в Татарстане, Нижнем Новгороде), у нас свой парк бензовозов, своя лаборатория, топливная компания, которая работает с грузоперевозчиками по безналичному расчету, есть постоянные клиенты. Весь процессе выстроен, благодаря этому происходит минимизация затрат. А мелким организациям, конечно, выживать сложнее будет.
  • Что касается цен на заправках, мы не монополисты, не занимаем доминирующего положения на рынке. Поэтому свое ценообразование выстраиваем, исходя из конкурентного окружения. Если соседние АЗС будут снижать цены, то мы начнем искать варианты для уменьшения своих розничных цен. Сейчас некоторые конкуренты снижают цены на газ, и мы в том числе тоже так делаем. В некоторых регионах уменьшается стоимость бензина, мы также там потихонечку снижаем. Делаем дополнительные акции по бонусной системе, больше начисляем баллов.

  СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ

  • Самое главное — здоровья всем. В жизни не всегда все бывает гладко, надо с позитивом ко всему относиться. Всем желаю быть на позитиве — все пройдет, все забудется. Эта ситуация должна всех нас сплотить, дальше станем жить и развиваться. Все будет хорошо!