Султан Сафин: «Как наши дела? Если говорить про настрой, то он у нас боевой! Мы уверены, что справимся и выровняемся, это вопрос времени» Султан Сафин: «Как наши дела? Если говорить про настрой, то он у нас боевой! Мы уверены, что справимся и выровняемся, это вопрос времени»

ГЕРОЙ

29-летний Султан Сафин — соучредитель, основатель татарской халяль-сети быстрого питания «Тюбетей». Идея проекта появилась у бизнесмена в 2010–2011 годах, когда он учился в КГУ, — он переживал, что на рынке нет домашнего халяльного национального продукта. На сегодняшний день «Тюбетей» представлен тремя ресторанами в центре Казани, своей доставкой и производством.

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Как наши дела? Если говорить про настрой, то он у нас боевой! Мы уверены, что справимся и выровняемся, это вопрос времени. Если говорить о текущих цифрах, то рестораны на Баумана и Университетской мы временно закрыли, чтобы не нести убытки. На Кремлевской, 21 мы работаем навынос.
  • Все знают, что у общепита нет сверхрентабельности, а есть лишь порядка 10–20% и мы зависим от сезона. Это один из самых рисковых бизнесов, так как чаще всего он в аренде, в него вовлечены много людей, то есть у нас высокий фонд оплаты труда. И огромная ответственность за здоровье каждого гостя. У розничного общепита, как и у нас, высокая степень зависимости показателей от ежедневного уличного трафика и чека. Когда люди вынуждены остаться дома из-за ситуации с коронавирусом, продажи резко падают.
  • Скажу как есть: по финансовым потокам пока есть задержки в оплатах, но думаю, уже в ближайшее время выровняемся. С начала эпидемии мы падали на несколько процентов. После объявления режима самоизоляции выручка сократилась более чем на 50%, то есть залы части ресторанов ушли в минус, поэтому их пришлось прикрывать. В этой ситуации главное — понимание с партнерами-инвесторами, сотрудниками и поставщиками.
  • С сотрудниками мы гибко меняем роли и маневрируем с отпусками.
  • Поставщикам самим очень сложно, их можно понять — разом многие заведения перестали заказывать или делают это, но потом не платят. Поэтому им приходится работать где-то даже жестче — по предоплате, где-то притормаживать отгрузки при задержке выплат. Мы со своими поставщиками находим общий диалог и активно продолжаем закупки.
  • По поводу постоянных платежей: было бы здорово, если бы их заморозили или дали отсрочку, потому что это достаточно большая сумма в статье расходов ресторанной сферы. Услуги ЖКХ (электроэнергия, вода) составляют порядка 5–7% от выручки — столько же, сколько ты примерно тратишь на маркетинг. А аренда еще выше — 10–15%! Поэтому, если на уровне государства будут приняты решения, чтобы данные платежи приостановили на время, это поможет.
  • Но оно не вернет рестораторов в плюс без потока клиентов. Объявленный государством карантин — это правильно, но по его причине общепит и другие отрасли досуга будут под ударом. Многие уже закрылись, к сожалению. У нас единственный клиент — человек. В один день пришел, заказал, поел, ушел довольным — отлично, на следующий день объявили карантин, он остался дома — рестораны пустуют.
  • «Подушка безопасности» тоже помогла бы, но у нас пока не получилось ее сколотить за пять лет. У нас Lean («тощая») компания. Для продвижения национальной культуры, которая часто не в тренде, затрачивается больше ресурсов, нежели в бизнесе, где продается трендовый продукт, например пицца, бургеры или суши.
  • Зарплаты тоже сократили. Ребята из команды топов сами выступили с предложением снизить зарплату на этот сложный период. Каждый сократил себе заработок на 10–15%, высшее звено — вплоть до 50%. Все скооперировались, чтобы спасти компанию. Наверное, сейчас спасет только такой семейный подход. Без оптимизации никуда. К слову, все пять лет существования компании зарплаты учредителей были ниже, чем у некоторых топов.

«Сразу же после первых сигналов появления коронавируса в РТ мы ушли в онлайн-доставку. Организовали собственную доставку готовых блюд из ресторанов по всей Казани» «Сразу же после первых сигналов появления коронавируса в РТ мы ушли в онлайн-доставку. Организовали собственную доставку готовых блюд из ресторанов по всей Казани»

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Уже делаем. Сразу же после первых сигналов появления коронавируса в РТ мы ушли в онлайн-доставку. Организовали собственную доставку готовых блюд из ресторанов по всей Казани. Все силы бросили сюда и ежедневно растем. За последние две недели выросли по доставке в 9–10 раз. Свою службу мы запустили с середины марта — доставляем заказы бесконтактно.
  • Зачем нужна своя служба доставки? Агрегаторы — как канал продаж тоже вроде бы выход, но сейчас перемещаться на ногах не очень безопасно. К тому же в центре, где обычно много доставщиков, сейчас просто некому будет доставлять заказы — если только людям, которые вынуждены физически сидеть на работе, но таких, думаю, мало. Возможен печальный сценарий, что заказы через агрегаторов могут сократиться, если только ребята не пересядут на автомобили и не увеличат свой радиус доставки. Поэтому ресторанам нужен собственный сервис: это накладно, но необходимо.
  • Для развития доставки каждому необходимы рекламные бюджеты, а в кризис их почти нет. Я слышал, что «Фейсбук» и группа компаний Mail.ru пойдут навстречу предпринимателям и будут давать рекламу, начнем искать такие возможности. Для бизнеса любая помощь станет огромной поддержкой, потому что реклама — это главный драйвер количества заказов.
  • Спасти бизнес и вытащить его на плюсовые показатели даже в кризис — все-таки внутренняя задача, но сейчас главная наша миссия в Казани — обеспечить людей качественным халяль-питанием в карантин. Никто не знает, сколько это продлится. Мы уже добавили в нашу линейку такие полуфабрикаты, как пельмени, манты, тефтели, ежики, котлеты — куриные и говяжьи — к татарским пирогам и выпечке. Далее будем расширять линейку доставки — использовать все, что у нас есть. Лично у меня в семье это уже упростило жизнь супруги на время карантина.
  • Причем мы, как и всегда, стоим на своем и делаем это исключительно из натуральных продуктов и качества халяль. И отпускаем продукцию по оптовой цене — без розничной наценки. Заказывая этот полуфабрикат, наш клиент элементарно экономит свое время, нервы и вместо длительной готовки проводит время с семьей или занимается саморазвитием.
  • На днях в очередной раз провели совещание со своим внутренним штабом по борьбе с коронавирусом и приняли нестандартное решение реконструироваться полностью — решили обнулить все отделы и перейти на горизонтальную структуру. Каждому выбрали свой узкий антикризисный вектор, обозначали цели, и алга! У нас в компании работают порядка 120 человек, нам это, конечно, сделать немного проще, чем организациям с большим количеством сотрудников. Но все равно пока не всех получилось вовлечь. Посмотрим, как будет дальше. 
  • Делаем все, что можно, в удаленном режиме. Все ребята, включая тех, которые до этого работали из офиса, например дизайнер и бухгалтерия, теперь трудятся исключительно из дома. Все планерки проводим онлайн. Сотрудники будут выезжать только по крайней необходимости — со справкой. На местах остается курьерская служба, производство и минимальный руководящий состав.

«Мы уже добавили в нашу линейку такие полуфабрикаты, как пельмени, манты, тефтели, ежики, котлеты — куриные и говяжьи — к татарским пирогам и выпечке» «Мы уже добавили в нашу линейку такие полуфабрикаты, как пельмени, манты, тефтели, ежики, котлеты — куриные и говяжьи — к татарским пирогам и выпечке»

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Единственное, чем может помочь государство в данной ситуации, — это какое-то финансирование. Мы халяльная организация, можем брать только беспроцентные рассрочки, субсидии, никаких кредитов. Очень щепетильно к этому относимся.
  • Альтернативный подход — оптимизация обязательных расходов. По налогам какие-то движения намечаются, но отсрочки по платежам — не лучший выход, потом все равно нам платить.
  • Общепиту необходимы «амнистии» по аренде, ЖКХ, налогам — это реально поможет.

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Бизнесам действительно сложно. Мы создавали «Тюбетей» ради развития республики и своей культуры, чтобы вывести ее на мировой уровень, а не чисто ради дохода. Прибыль — средство роста компании. Я надеюсь, это все понимают.
  • Поэтому каждого призываю поддержать местные бизнесы, общепит — не только нас, всех рестораторов, тем более что мы делаем все, чтобы помочь людям, не выходя на улицу, пережить этот коронавирус. Можно просто периодически заказывать что-то домой, тем самым вы и для себя сделаете пользу, и предпринимателям своей республики поможете остаться на плаву. Мы, в свою очередь, накормим вас блюдами национальной кухни.
  • Думаю, государство тоже поддержит со своей стороны. Сейчас многие теряют работу, но если не поддержать предпринимателей, то они могут оставить без работы еще больше людей. Если со всех сторон все предпримут какие-то действия, получится такой өчпочмак дружбы в лице общества, предпринимателей и государства. И если будет гармония, то все нормализуется очень быстро. И, дай бог, уже к лету мы все выйдем из этой сложной ситуации и вернемся к нормальной жизни.

«Каждый сократил себе заработок на 10-15 процентов,  высшее звено — вплоть до 50 процентов. Все скооперировались, чтобы спасти компанию» «Каждый сократил себе заработок на 10–15 процентов,  высшее звено — вплоть до 50 процентов. Все скооперировались, чтобы спасти компанию»

ЛИЧНОЕ

  • Мы живем бизнесом «Тюбетей» с 2011 года, и за эти 9 лет было много и побед, и испытаний. Чемпионаты мира, где мы кормили десятками тысяч гостей республики, работали в павильонах (позже их пришлось закрыть), открывали франшизы, а потом с ними приходилось расставаться, стали вкусным представителем Республики Татарстан и участвовали на выставках по всему миру. В последнее время развиваем кухню в формате крупных ресторанов с быстрой подачей, уже больше вкладывая в свою команду и ее развитие.
  • Сейчас просто столкнулись с очередным испытанием. И я уверен, что мы с ним справимся. Это очередной жизненный экзамен для нас всех, встряска для того, чтобы мы стали ближе к Богу. Где-то пересмотрели свои жизненные ценности, стали мудрее, гибче, более внимательными к себе, своим привычкам в части гигиены, отказались от вредных привычек. Стали ближе к своим родным и укрепили свои семейные отношения.