1. «Гив ми либерти» (реж. Кирилл Михановский, 2019)


История о трех поколениях русской эмиграции, мелких аферистах и обаятельных маргиналах, которые оказываются в одном микроавтобусе по дороге на шумные поминки.

Сюжет фильма основан на биографии режиссера Кирилла Михановского. Переехав в 90-х из Москвы в Милуоки (город на севере США), он до начала режиссерской карьеры занимался перевозкой людей с инвалидностью. Наверное, поэтому в «Гив ми либерти» ему удалось добиться пугающей реалистичности. Парадоксальный юмор и псевдодокументальная съемка не дают присвоить фильму жанр — но так и должно быть в картине, в которой рассказывается о том, что на людей и сообщества нельзя вешать ярлыки.

«Гив ми либерти» — супергеройский фильм, где крутыми становятся обычные люди из маргинальных слоев общества (пожилые мигранты, темнокожие обитатели неблагополучных районов, люди с особенностями в развитии), пытающиеся спасти свой маленький мир и друг друга.

18+


2. «Амбивалентность» (реж. Антон Бильжо, 2018)


Это интригующая история о необычном любовном треугольнике и о том, что безумие ближе, чем кажется. Она хороша тем, что смотрится на одном дыхании, не ослабляя накала страстей, едва ли не шекспировских. Хотя по структуре «Амбивалентность» — не пикантная история об одной интрижке и не насыщенная психологизмом драма, а возвышенная и работающая вполне по древнегреческим законам трагедия о неизбежном. Но авторы рассказывают об экстремальных отношениях дружбы-любви-ревности-ненависти чрезвычайно умело, это ощущается и в построении драматической композиции, и в точной разработке характеров, и в хорошо написанных диалогах.

18+


3. «Папа, сдохни» (реж. Кирилл Соколов, 2018)


Комедия о том, как самый гадкий отец в мире Андрей Геннадьевич собирает у себя в квартире компанию очень своеобразную: озлобленного хулигана, обманутого мента и мстительную дочь. Для этого есть серьезные причины.

Кирилл Соколов, режиссер-дебютант и выпускник мастерской Владимира Хотиненко,  вовсе не стесняется брутальной жестокости своего фильма. Наоборот, с каждой минутой приумножает и накручивает ее различными фишками, хорошими визуальными находками и жанровыми клише. О «Папа, сдохни» хочется в двух словах сказать так: это экспрессивно и резко. И очень смешно.

18+


4. «Давай разведемся» (реж. Анна Пармас, 2019)


Картина получила звание лучшего фильма, по мнению зрителей 30-го «Кинотавра». Автор нашумевших клипов для группы «Ленинград» («Экспонат», «Экстаз», «В Питере — пить» и др.) Анна Пармас в своем дебютном фильме «Давай разведемся» изучает душу обычной женщины.

«Давай разведемся» — житейская история о том, как успешной женщине пережить развод и продолжать верить в лучшее, которая рассказана режиссером в легкой, смешной и жизнеутверждающей манере, примерно такой же, как ее известные клипы. Яркие, запоминающиеся, проработанные характеры персонажей (включая эпизодические роли) и их живые и искренние диалоги — одно из главных достоинств фильма, к которому можно добавить еще хороший сценарий и забавный музыкальный ряд. Благодаря подобным кинокартинам есть надежда, что жанр российской коммерческой комедии жив и продолжает развиваться.

По сюжету успешный врач Маша поглощена работой и не сразу замечает, что от нее уходит муж. Жизнь переворачивается вверх дном: на работе аврал, дети требуют постоянного внимания, а привыкшая побеждать Маша не готова уступить любимого мужа красотке фитнес-тренеру. Маша призывает на помощь полный боевой арсенал, включая потусторонние силы. Но новая жизнь открывает иные возможности…

16+


5. «Айка» (реж. Сергей Дворцевой, 2018)


Идея снять «Айку» появилась у режиссера Сергея Дворцевого 8 лет назад, когда он случайно узнал из СМИ, что киргизские женщины оставили в родильных домах Москвы уже не одну сотню детей. После этого начался долгий процесс подготовки к фильму и непосредственно сами съемки. Тем не менее за этот срок картина своей актуальности не потеряла. Режиссер словно делает копию с реальности, поэтому приглашает актеров-непрофессионалов, отказывается от жесткой сюжетной структуры и снабжает это манерой документальной съемки. Сознательно отказываясь от манипуляции эмоциями зрителей, режиссер тем не менее вызывает сильнейшую эмпатию.

Сюжет: молодая девушка, приехавшая в Москву на заработки, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой…

16+


6. «Русский бес» (реж. Григорий Константинопольский, 2018)


Фильм получил на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру, название «Русский бес» прямо отсылает к «Американскому психопату»: в титрах даже прописана английская версия названия — Russian Psycho. Это стебно-феерическая лента со звездами первой величины в эпизодах и ничтожным бюджетом. Не верится, что при этом получилось снять столь яркий и красочный фильм. Авторское стремление увидеть за безжизненной маской современности жутковатые гримасы русской литературы и русской жизни очень впечатляет. Безусловно, «Русский бес» — кино разоблачительное, примерно в той же мере, что и литература Достоевского.

Художник-дизайнер Святослав влюблен в Асю, которая работает управляющей крупного российского банка. Тогда молодой человек решает начать собственный бизнес — открыть ресторан, чтобы создать для любимой те условия жизни, к которым она привыкла. Но на пути героя неожиданно встает ряд серьезных препятствий, угрожающих его жизни. Он обнаруживает, что у него есть тайный недоброжелатель, который хочет погубить и его бизнес, и его самого. Молодой человек прибегает к самым крайним мерам, постепенно распутывая цепочку тайного заговора…

18+


7. «Война Анны» (реж. Алексей Федорченко, 2018)


Эта история — выживания, противоборства страшного мира взрослых во время Второй мировой войны и маленькой Анны.

«Война Анны» с первых минут настраивает зрителя на то, что привычных атрибутов военного кино вроде героизма, трагического патриотизма или танковых сражений здесь не будет. Камера почти не выпускает из виду маленькую девочку, создавая вокруг нее пространство клаустрофобии и кошмарного сна. Война остается где-то за кадром, вдали от крохотного мира Анны. Весь фильм держится на одном персонаже — остальные появляются в кадре редко, оставаясь второстепенными. Картина Алексея Федорченко передает уникальный опыт переживания войны, подчеркнутый глазами беззащитного ребенка. Это глубоко гуманистический фильм о том, как человек старается сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях.

12+


8. «Большая поэзия» (реж. Александр Лунгин, 2019)


О том, что Александр Лунгин снял новую версию балабановского «Брата», высказались практически все, кто видел этот фильм. Но все же режиссеру удалось переосмыслить культовое кино и сделать свое независимое авторское высказывание. По его словам, фильм говорит не столько о посттравматическом синдроме, сколько о состоянии войны в человеке. «Большая поэзия» показывает и создает особенный мир, где этот синдром есть едва ли не у всех действующих лиц, причем не только у тех, кто когда-то воевал, но даже у невинных младенцев. Очень актуальное и точное наблюдение, которое, увы, отзеркаливает нашу действительность по сей день.

18+


9. «Смерть нам к лицу» (реж. Борис Гуц, 2019)


Главные герои фильма «Смерть нам к лицу» — молодая семейная пара Маша и Петя. Маше ставят страшный диагноз — «рак». Узнав о том, что ей осталось недолго, девушка начинает готовиться к смерти: она прощается со своими друзьями и родными, составляет список приглашенных на поминки, выбирает гроб и покупает место на кладбище. Петя, не сообщая своей возлюбленной об этом, ищет варианты лечения.

Ироничная мелодрама «Смерть нам к лицу» — третья полнометражная работа режиссера Бориса Гуца, которую он также снял на iPhone. В фильме напрочь отсутствуют тоскливая сентиментальность, печальная обреченность и надрыв. Напротив, все нарочито легко и саркастично. Молодость в любом случае оказывается бессмертной, особенно если запечатлена на видео. А сознательный стеб режиссера на тему онкологии и смерти получился очень живым и достоверным. Стилизация под мокьюментари позволяет закрыть глаза на некоторые шероховатости сценария, будь то неуклюжие диалоги героев или странности построения сюжета — все слишком неидеально, совсем как в жизни. К тому же «Смерть нам к лицу» обезоруживает актерскими работами: они далеко небезупречны, и именно поэтому в них хочется верить. По концепции фильма герои — обычные люди, оказывавшиеся в рамке кадра мобильного телефона, поэтому они могут позволить себе переиграть или зажаться. Все как будто по-настоящему. «Смерть нам к лицу» очень выгодно контрастирует с тем, что привычно и линейно в российском кинематографе.

 16+


10. «Француз» (реж. Андрей Смирнов, 2019)


У Андрея Смирнова получился запредельно личный и авторский фильм о периоде оттепели. Картина не для широкой публики, созданная из личных воспоминаний, обид молодости, больных тем, но при этом пронзительная и трогательная, очень красивая и интеллигентная. Для эстетов и ценителей. «Француз» снят динамично и легко. Четкое черно-белое изображение лишено ностальгии, часто присущей стилизаторскому ретрокино, но в то же время несет в себе некое старомодное благородство.

Сюжет: в 1957 году французский студент Пьер Дюран приезжает в Москву на стажировку в МГУ. Здесь он знакомится с балериной Большого театра Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским. Благодаря этим знакомствам Пьер погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную. За год в столице СССР Пьер проживает целую жизнь, совершенно не похожую на все, что он знал. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей — не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, белого офицера Татищева, который был арестован в конце 1930-х.

16+