В один день, 28 марта в Татарстане и Москве из-за распространения коронавирусной инфекции закрылись все парикмахерские, СПА, маникюрные и косметологические салоны В один день, 28 марта, в Татарстане и Москве из-за распространения коронавирусной инфекции закрылись все парикмахерские, спа, маникюрные и косметологические салоны Фото: pixabay.com/ru

ПАНДЕМИЯ УДАРИЛА ПО КРАСОТЕ: 17 АНТИКРИЗИСНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Пока россиянки учатся делать маникюр на самоизоляции по роликам в интернете, студии красоты оказались под угрозой существования. В один день, 28 марта, в Татарстане и Москве из-за распространения коронавирусной инфекции закрылись все парикмахерские, спа, маникюрные и косметологические салоны. Согласно постановлению правительства РТ, ограничения вводятся до «улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки». Компании оперативно консолидировались, и уже на следующий день после вынужденного приостановления деятельности в России была создана ассоциация предпринимателей индустрии красоты (АПИК), которая призвана объединять интересы профессионалов этой сферы. За несколько кризисных дней в нее вошло 5 тыс. предприятий — это такие федеральные сети, как «Персона», «Моне», «Пальчики», 4Hands, салоны красоты ESTEL, а также сеть экспресс-парикмахерских «Чио Чио», созданная в Казани.

Члены АПИК направили письмо бизнес-омбудсмену Москвы Татьяне Минеевой и вицу-мэру города Владимиру Ефимову с предложениями по экстренным мерам господдержки. «Для недопущения массового сокращения рабочих мест и повышения уровня безработицы, а также во избежание огромного количества банкротств предприятий малого и среднего бизнеса просим вас внести индустрию красоты в список отраслей, которые в первую очередь нуждаются в государственной поддержке», — говорится в письме (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Подписанты заявили, что без работы могут остаться около 600 тыс. официально трудоустроенных сотрудников и более 300 тыс. самозанятых, и это только в Москве. В числе 17 предложений — налоговые и кредитные каникулы, беспроцентные кредиты на выплату зарплат, отсрочка по коммунальным платежам на полгода, мораторий на проверки контролирующих органов, выделение субсидий и дотаций на поддержку сотрудников и компенсации оплаты, отмена проверок и снятие вывесок с фасадов, в том числе рекламного характера, до декабря 2020 года и другие.

«Данный сектор оказался очень уязвимым. Это все-таки контактный вид деятельности. Там расстояние, дистанцию никакую невозможно соблюсти», — говорит президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Рафик Шайхутдинов. По данным ассоциации, в Татарстане работают в этой сфере более 750 различных салонов.

Обращения о поддержке индустрии были услышаны. Накануне правительство РФ утвердило список отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19. В него вошла и сфера бытовых услуг: парикмахерские и салоны красоты. А вместе с ними — гостиничный и турбизнес, сфера культуры и искусства, различные перевозки, сектор общественного питания и т. д. Организации могут до 30 сентября обратиться в банки с требованием о приостановке своих обязательств по договору. А кроме того, получить беспроцентный кредит на выдачу зарплат — их уже начали выдавать Сбербанк и ВТБ. Кроме того, правительство предоставляет пострадавшему бизнесу целый перечень налоговых отсрочек.

Рафик Шайхутдинов: «Это все-таки контактный вид деятельности. Там расстояние, дистанцию никакую невозможно соблюсти» Рафик Шайхутдинов: «Это все-таки контактный вид деятельности. Там расстояние, дистанцию никакую невозможно соблюсти» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВАШ ПАРИКМАХЕР, ХОЧУ ПРОДАТЬ АБОНЕМЕНТ НА СВОИ УСЛУГИ»

«За пять минут, которые я послушал Путина, понял, что в деньгах потеряю около 5 миллионов рублей. Сейчас минимизирую такие потери и думаю, что с этим делать», — говорит один из членов ассоциации и предприниматель из Казани Ильназ Набиуллин. Его 529 парикмахерских «Чио Чио», 81 барбершоп BigBro, 20 салонов «Площадка» и 10 локаций бьюти-коворкингов, которые расположились во многих регионах страны, сейчас закрыты.

Все точки франчайзинговые, поэтому, помимо мастеров, есть огромное количество предпринимателей, которые сейчас остались без работы. «Я каждый день провожу по несколько вебинаров с партнерами, мы их поддерживаем, рассказываем, с юридической точки зрения как надо договариваться с арендодателями, банками, налоговой, сотрудниками своими, — говорит Набиуллин. — Основная задача — сохранить то, что есть. Никто не строит иллюзий, чтобы что-то заработать».

АПИК может решить проблемы всех игроков рынка на федеральном уровне, считает наш собеседник. Бьюти-индустрия — не сетевой бизнес, поэтому здесь так много разных точек и соло-игроков, даже если они объединены в один бренд.

Чтобы поддержать бизнес, в компании Набиуллина начали продавать долгосрочные абонементы на услуги, а мастера на время стали операторами кол-центра. «Они будут звонить и говорить: „Здравствуйте, меня зовут Мария, я ваш парикмахер, хочу продать абонемент на свои услуги“. Как бы подобное глупо и обидно ни звучало, это текущая наша реальность. Да, наше правительство объявило нерабочий месяц с сохранением зарплаты, но я сейчас думаю, откуда взять дополнительную выручку, чтобы эти зарплаты платить?» — негодует предприниматель. Он не исключает, что мастера сейчас сменят профессию и станут курьерами, поварами, а когда ситуация нормализуется, вновь вернутся на работу.

Одна из крупных федеральных сетей спа и тайского массажа Wai Thai также приостановила работу большинства из 60 салонов по всей России. Два из них находятся в Казани. Там отмечают, что поток клиентов начал снижаться в марте до введения соответствующего постановления. «Снижение потока пошло, и мы ушли на карантин. Но пока сотрудников не сокращали, все получают официальный оклад», — рассказала «БИЗНЕС Online» владелец и управляющая казанской сети Елена Вазилова. Прогнозов же по дальнейшей судьбе сети она пока не дает. «Это первая неделя только, — говорит она. — У кого-то остаточные были деньги на зарплату, но у большинства они начнут заканчиваться».

Еще одна управляющая спа-салоном в центре Казани на условиях анонимности рассказала, что пока зарплату персоналу не урезали и никого не увольняли. А вот платить аренду, несмотря на пандемию, придется. «Бизнес законсервировали, все сотрудники находятся дома. Но наш арендодатель тоже хочет кушать, все платежи сохранились, у нас же не введен режим ЧС», — поделилась женщина.

Главное сейчас — не потерять связь с постоянными клиентами, говорят эксперты и призывают использовать время самоизоляции с пользой. «Я им сейчас подсказываю, как выводить в онлайн свой бизнес, проводить марафоны, как в домашних условиях ухаживать за волосами, ногтями, кожей и телом, — объясняет эксперт по скоростным изменениям в салонном бизнесе Ксения Аппакова. — Но у них огромный страх, что продлится карантин. Ведь платежи пока никуда не исчезают».

Ильназ Набиуллин не исключает, что мастера сейчас сменят профессию и станут курьерами, поварами, а когда ситуация нормализуется, вновь вернутся на работу Ильназ Набиуллин не исключает, что мастера сейчас сменят профессию и станут курьерами, поварами, а когда ситуация нормализуется, вновь вернутся на работу Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОСТАЮТСЯ САЛОНЫ И МАСТЕРА, КОТОРЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ НА ДОМУ»

Самозанятые и мастера-одиночки также приостановили работу. Но, чтобы заработать, многие сейчас готовы рисковать и могут продолжить оказывать услуги на дому, опасаются эксперты. «Допускаем, что, если им позвонит постоянный клиент и скажет, что хочет постричься, разве смогут они отказать? Ну наденут маски, халаты, но полностью услуга, наверное, не остановится, она будет размножаться в домашних условиях. Что не противозаконно, но рискованно в подобной ситуации», — считает Шайхутдинов.

АПИК же оперативно создала «этический манифест» и обратилась к бьюти-индустрии с просьбой прекратить выезды мастеров на дом, чтобы остановить риск распространения коронавирусной инфекции. «Пока большинство из нас осознанно подходит к мерам всеобщей безопасности и уходит на самоизоляцию, остаются салоны и индивидуальные мастера, которые продолжают работать на дому. Мы все терпим колоссальные убытки, но сейчас вопросы финансов должны отойти на второй план», — говорится в обращении.

Опрошенные работники индустрии красоты на условиях анонимности рассказали «БИЗНЕС Online», что, имея постоянную базу клиентов, работать дома теоретически возможно, но безопасно ли? «При их и моем желании и возможности мы можем об этом договориться. Дома у меня есть оборудованное для работы пространство. Но сама я выезжать к клиентам домой не собираюсь и не хочу», — сказала мастер маникюра. А салон, в котором она арендовала рабочее место в центре города, закрыт. Поэтому в условиях самоизоляции девушка решила дисциплинированно сидеть дома.

«Допускаем, что если им будет звонить постоянный клиент, и скажет, что хотел постричься,  разве могут они отказать?» «Допускаем, что, если им позвонит постоянный клиент и скажет, что хочет постричься, разве смогут они отказать?» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Парикмахер-стилист одного из крупных салонов красоты в Ново-Савиновском районе Казани на условиях анонимности рассказала «БИЗНЕС Online», что все сотрудники их салона — массажисты, косметологи, парикмахеры — в «выходную» неделю также находятся дома. «В эту неделю (прошлую — на момент подготовки материала — прим. ред.) я никак работать не буду. И, похоже, в следующую тоже, — говорит она и отвечает, готова ли нарушить правила, чтобы выехать к клиентам. — Я уже 12 лет работаю в этой индустрии и до эпидемии также не предоставляла услуги на дому. Так и сейчас — выезжать на дом не буду. Некоторые мои клиенты даже живут в соседних со мной домах, но здоровье — мое и других людей — важнее. Даже если они никуда не ездили отдыхать и не болеют, для меня не имеет значения».

Собеседница объясняет такое принципиальное решение тем, что в домах и квартирах попросту нет условий для работы мастера. «Там нет условий, которые есть в салоне. Если работать на дому, это бьет по спине, потому что работаешь в постоянном наклоне из-за отсутствия специального кресла. Также некуда складывать инструменты и обрабатывать их, если есть несколько клиентов подряд в одной семье. Поэтому я не сторонник работы на дому», — сказала она.

Персонал же в салоне  трудоустроен официально, но доход получает в виде процентов, а не фиксированный оклад. «Сейчас мы просто разошлись, и все. Оплачивать период простоя нам никто не будет, — говорит она. — Владелица салона немного пребывает в шоке. Не знает, что будет дальше… Надеюсь, мы выйдем из этой ситуации. У нее голова, конечно, кругом — ей нужно оплачивать налоги, аренду. Она переживает из-за того, что у нас нет работы. Но надо входить в положение друг друга, принять эту ситуацию и переждать ее».